ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
В.И. Чирков, М.О. Короткова, Г.М. Насыбуллша
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах г. Екатеринбурга, ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Росздрава,
Екатеринбург
В современных условиях для укрепления здоровья школьников одной из основных проблем является объединение ресурсов и усилий в этом направлении уже существующих различных служб и структур на всех уровнях, налаживание их взаимодействия и интегрального сотрудничества.
В 2003 г. решением городской думы утвержден стратегический план развития г. Екатеринбурга. В этом документе объединены стратегические проекты и программы, направленные на достижение поставленных приоритетных целей. В рамках стратегической программы «Екатеринбург - здоровый город» под руководством заместителя главы администрации города реализуется пять основных стратегических проектов, направленных на достижение современных стандартов в работе здравоохранения, формирование здорового образа жизни и, тем самым, обеспечение высоких показателей здоровья и продолжительности жизни горожан.
На основании данных мониторинга состояния здоровья, результатов социологических исследований уровня гигиенических знаний школьников, родителей, педагогов и оценки комплекса социально-гигиенических факторов городской санитарно-эпидемиологической службой в 2003 г. разработаны и внесены предложения в адрес администрации города, направленные на улучшение здоровья детей и подростков. Эти предложения легли в основу городского стратегического проекта «Здоровье маленьких горожан» на 2004-2015 гг., который был разработан управлениями здравоохранения, образования и другими заинтересованными ведомствами и утвержден на Программном совете в 2004 г. Проект объединил и сфокусировал деятельность структур и ведомств на приоритетных факторах риска, определяющих состояние здоровья детей и подростков. Основными разделами профилактической части проекта стали: улучшение качества питания, развитие физкультуры и спорта, создание здоровой и безопасной среды обитания, вакци-нопрофилактика, гигиеническое воспитание и обучение.
Для эффективной реализации мероприятий городского стратегического проекта в районах г. Екатеринбурга по предложениям специалистов Роспотребнадзора разрабатываются целевые комплексные программы по приоритетным направлениям профилактической работы. На базе образовательных учреждений разрабатываются и реализуются комплексные программы «Здоровье», внедряются здоровьесберегающие технологии.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах г. Екатеринбурга совместно с Уральской государственной медицинской академией провел оценку организационно-методической структуры укрепления здоровья школьников на примере Ленинского района г. Екатеринбурга.
По материалам районной администрации и учреждений района (образовательных, лечебно-профилактических и др.), материалам территориального отдела Роспотребнадзора была изучена организация межведомственной работы по укреплению здоровья школьников района. Для оценки состояния здоровья и факторов риска использованы данные мониторинга, социологических исследований уровня гигиенических знаний школьников, родителей, педагогов, а также материалы отчетов территориального отдела Роспотребнадзора.
Сравнительная оценка школ по уровню оздоровительной работы проводилась по унифицированной методике по 10 группам факторов: материально-технические условия школы, кадровое обеспечение оздоровительной работы, медицинское обслуживание, двигательная активность и физическое развитие, организация питания, режим учебно-воспитательного процесса, гигиеническое обучение и воспитание, оздоровление сотрудников, мероприятия по профилактике дезадаптации, разработка и реализация школьной политики здоровья.
В указанных группах факторов насчитывалось от 5 до 27 показателей (всего 114). В каждой группе факторов показатели распределялись по трем уровням: I - базовый, характеризующий выполнение основных санитарно-гигиенических требований; II - повышенный, характеризующий дополнительную активность учреждений по реализации школьных программ «Здоровье» и положительную динамику показателей заболеваемости и физического развития в течение года; III - высокий, характеризующий эффективную реализацию стратегии «Школы здоровья» и достигнутые показатели улучшения здоровья детей в сравнении со среднестатистическими показателями по г. Екатеринбургу.
В Ленинском районе целевые комплексные программы, направленные на улучшение состояния здоровья школьников, реализуются с 1999 г. В настоящее время в районе разработана и утверждена постановлением главы администрации комплексная целевая программа «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 2004-2006 гг.», которая включает комплекс профилактических мероприятий по охране здоровья школьников и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений. Результаты реализации программы ежегодно заслушиваются на коллегиях при главе администрации района с принятием решений.
Межведомственная работа по укреплению здоровья школьников района координируется заместителем главы администрации. Под его руководством работают районные межведомственные комиссии по приоритетным
направлениям профилактической работы: организация школьного питания, приемка школ к новому учебному году, летняя оздоровительная кампания, координационный совет по профилактике зависимостей. Так, в 2005 г. состоялись 22 межведомственных совещания у заместителя главы администрации района по основным направлениям профилактической работы среди детей и подростков. Управление Роспотребнадзора активизирует межведомственную работу в районе, ежеквартально вносит предложения в адрес администрации по реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников.
Ядром профилактической работы выступает Управление образования, которое консолидирует вокруг себя районные структуры и учреждения: базовое предприятие школьного питания «Золушка», медицинскую службу (ДБ № 5 и ГБ № 6), Комитет по делам молодежи, Управление культуры и др. В целях привлечения дополнительных средств для улучшения материально-технической базы образовательных учреждений администрация района ежегодно активизирует деятельность районного попечительского совета.
Для психолого-педагогической поддержки системы образования в районе создана служба «Парус надежды».
На базе общеобразовательных школ работают районные методические центры, деятельность которых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания: площадка по формированию здорового образа жизни на базе школы № 10, межшкольный стадион на базе школы № 154, физкультурно-оздоровительный центр «Льдинка» на базе школы № 64, методический центр «Спасатель» на базе школы № 154, экологический лицей № 3.
Для реализации школьных комплексных программ «Здоровье» в образовательных учреждениях работают межведомственные советы по питанию, советы профилактики, родительские комитеты.
Для расширения физкультурно-оздоровительной работы и открытия дополнительных спортивных секций на базе общеобразовательных школ привлекаются тренеры-педагоги физкультурно-оздоровительных центров и детско-юношеских спортивных школ. Развитию внешкольной работы и досуговой деятельности способствует также сеть из 20 детских подростковых клубов по месту жительства, учреждений Управления культуры - детских школ искусств и музыкальных школ.
Работа с детьми группы социального риска проводится в рамках районной комплексной программы по профилактике зависимостей и представляет собой совместную деятельность заинтересованных структур и ведомств под руководством заместителя главы администрации района.
Реализация межведомственного подхода в рамках городской и районной целевых программ способствует улучшению условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях района:
проводится капитальный ремонт и реконструкция образовательных учреждений;
ежегодно увеличивается охват организованным горячим питанием школьников (в 2006 г. горячее питание в районе получали 76 % школьников при городском показателе 71 %);
в школах на 40 % увеличено количество спортивных секций за счет использования материально-технической базы и персонала спортивно-оздоровительных центров;
расширена работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников (в 50 % школ района дополнительно введены в учебный процесс образовательные программы, направленные на обучение здоровому образу жизни, - по экологическому образованию, формированию навыков здорового питания, повышению психологической грамотности, и другие программы, модульные курсы валеологической направленности);
расширена сеть психолого-педагогической помощи школьникам (в 72 % школ района постоянно работают психологи, а также используются возможности районного и городского психолого-педагогических центров);
на балансе администрации района находятся 4 загородных муниципальных оздоровительных учреждения, в которых ежегодно в летний период оздоравливаются более 3 тыс. школьников (более 20 %);
ежегодно открываются санаторные смены в загородных и городских оздоровительных учреждениях района в летний период, где получают профилактическое лечение более 700 детей с хронической патологией;
с 2004 г. организуются профилактические медицинские осмотры педагогов всех образовательных учреждений.
Показатели заболеваемости школьников района, связанные с непосещением образовательных учреждений, ниже среднестатистических показателей по г. Екатеринбургу.
В 40 % школ района комплекс оздоровительных мероприятий в рамках школьных программ «Здоровье» реализуется шире, чем в других образовательных учреждениях. В этих школах введены дополнительные образовательные программы по гигиеническому воспитанию, организована работа спортивно-оздоровительных центров и комплексов, ведется ежедневный медицинский контроль за качеством оздоровительной работы. На базе некоторых из этих образовательных школ (№ 154, № 64 и № 3) работают районные методические центры, деятельность которых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания. Во всех этих школах достигнута положительная динамика по ряду показателей заболеваемости.
В результате проведенного исследования выявлены и проблемы в организации работы в районе, связанные с недостатками в системе взаимодействия медицинской и психологической служб, медицинского обеспечения образовательных учреждений. При высоком уровне патологической пораженности школьников в районе практически отсутствуют формы оздо-
ровления детей с хронической патологией на базе образовательных учреждений в течение учебного года. В школах выявлена определенная активность в отношении разработки и реализации школьных программ «Здоровье», однако при их составлении и реализации недостаточно учитывается ряд базовых требований к условиям обучения, не требующих значительных материальных затрат, таких как рациональная организация учебного дня и расписания уроков, использование «малых» форм физической активности. В школах имеются недостатки материально-технического обеспечения, организации питания, физкультурно-оздоровительной работы, гигиенического воспитания и обучения.
Выводы
1. Реализация межведомственного взаимодействия в рамках комплексных программ способствует улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, организации питания, двигательной активности, гигиенического воспитания и обучения школьников, а также показателей, характеризующих состояние здоровья школьников и условия воспитания и обучения.
2. Выявлены проблемы в организации межведомственного взаимодействия по укреплению здоровья школьников района, связанные с недостатками в системе взаимодействия медицинской и психологической служб, медицинского обеспечения образовательных учреждений, отсутствием форм оздоровления хронически больных детей на базе образовательных учреждений в течение учебного года и др.
3. Применение унифицированной методики для сравнительного анализа школ по реализации здоровьесберегающих технологий позволяет выявить проблемные зоны в реализации районной и школьных комплексных программ, провести распределение школ по степени содействия здоровью, определить группу школ, где оздоровительные мероприятия реализуются наиболее эффективно и на базе которых возможно создание районных методических центров по здоровьесберегающим технологиям.
4. Результаты гигиенической оценки организационно-методической структуры укрепления здоровья школьников района являются основой для разработки предложений по корректировке районной целевой комплексной программы и школьных комплексных программ «Здоровье» в целях более эффективной их реализации.