Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка реализации комплексных программ укрепления здоровья школьников'

Гигиеническая оценка реализации комплексных программ укрепления здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чирков В. И., Короткова М. О., Насыбуллина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка реализации комплексных программ укрепления здоровья школьников»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.И. Чирков, М.О. Короткова, Г.М. Насыбуллша

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах г. Екатеринбурга, ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Росздрава,

Екатеринбург

В современных условиях для укрепления здоровья школьников одной из основных проблем является объединение ресурсов и усилий в этом направлении уже существующих различных служб и структур на всех уровнях, налаживание их взаимодействия и интегрального сотрудничества.

В 2003 г. решением городской думы утвержден стратегический план развития г. Екатеринбурга. В этом документе объединены стратегические проекты и программы, направленные на достижение поставленных приоритетных целей. В рамках стратегической программы «Екатеринбург - здоровый город» под руководством заместителя главы администрации города реализуется пять основных стратегических проектов, направленных на достижение современных стандартов в работе здравоохранения, формирование здорового образа жизни и, тем самым, обеспечение высоких показателей здоровья и продолжительности жизни горожан.

На основании данных мониторинга состояния здоровья, результатов социологических исследований уровня гигиенических знаний школьников, родителей, педагогов и оценки комплекса социально-гигиенических факторов городской санитарно-эпидемиологической службой в 2003 г. разработаны и внесены предложения в адрес администрации города, направленные на улучшение здоровья детей и подростков. Эти предложения легли в основу городского стратегического проекта «Здоровье маленьких горожан» на 2004-2015 гг., который был разработан управлениями здравоохранения, образования и другими заинтересованными ведомствами и утвержден на Программном совете в 2004 г. Проект объединил и сфокусировал деятельность структур и ведомств на приоритетных факторах риска, определяющих состояние здоровья детей и подростков. Основными разделами профилактической части проекта стали: улучшение качества питания, развитие физкультуры и спорта, создание здоровой и безопасной среды обитания, вакци-нопрофилактика, гигиеническое воспитание и обучение.

Для эффективной реализации мероприятий городского стратегического проекта в районах г. Екатеринбурга по предложениям специалистов Роспотребнадзора разрабатываются целевые комплексные программы по приоритетным направлениям профилактической работы. На базе образовательных учреждений разрабатываются и реализуются комплексные программы «Здоровье», внедряются здоровьесберегающие технологии.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах г. Екатеринбурга совместно с Уральской государственной медицинской академией провел оценку организационно-методической структуры укрепления здоровья школьников на примере Ленинского района г. Екатеринбурга.

По материалам районной администрации и учреждений района (образовательных, лечебно-профилактических и др.), материалам территориального отдела Роспотребнадзора была изучена организация межведомственной работы по укреплению здоровья школьников района. Для оценки состояния здоровья и факторов риска использованы данные мониторинга, социологических исследований уровня гигиенических знаний школьников, родителей, педагогов, а также материалы отчетов территориального отдела Роспотребнадзора.

Сравнительная оценка школ по уровню оздоровительной работы проводилась по унифицированной методике по 10 группам факторов: материально-технические условия школы, кадровое обеспечение оздоровительной работы, медицинское обслуживание, двигательная активность и физическое развитие, организация питания, режим учебно-воспитательного процесса, гигиеническое обучение и воспитание, оздоровление сотрудников, мероприятия по профилактике дезадаптации, разработка и реализация школьной политики здоровья.

В указанных группах факторов насчитывалось от 5 до 27 показателей (всего 114). В каждой группе факторов показатели распределялись по трем уровням: I - базовый, характеризующий выполнение основных санитарно-гигиенических требований; II - повышенный, характеризующий дополнительную активность учреждений по реализации школьных программ «Здоровье» и положительную динамику показателей заболеваемости и физического развития в течение года; III - высокий, характеризующий эффективную реализацию стратегии «Школы здоровья» и достигнутые показатели улучшения здоровья детей в сравнении со среднестатистическими показателями по г. Екатеринбургу.

В Ленинском районе целевые комплексные программы, направленные на улучшение состояния здоровья школьников, реализуются с 1999 г. В настоящее время в районе разработана и утверждена постановлением главы администрации комплексная целевая программа «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 2004-2006 гг.», которая включает комплекс профилактических мероприятий по охране здоровья школьников и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений. Результаты реализации программы ежегодно заслушиваются на коллегиях при главе администрации района с принятием решений.

Межведомственная работа по укреплению здоровья школьников района координируется заместителем главы администрации. Под его руководством работают районные межведомственные комиссии по приоритетным

направлениям профилактической работы: организация школьного питания, приемка школ к новому учебному году, летняя оздоровительная кампания, координационный совет по профилактике зависимостей. Так, в 2005 г. состоялись 22 межведомственных совещания у заместителя главы администрации района по основным направлениям профилактической работы среди детей и подростков. Управление Роспотребнадзора активизирует межведомственную работу в районе, ежеквартально вносит предложения в адрес администрации по реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников.

Ядром профилактической работы выступает Управление образования, которое консолидирует вокруг себя районные структуры и учреждения: базовое предприятие школьного питания «Золушка», медицинскую службу (ДБ № 5 и ГБ № 6), Комитет по делам молодежи, Управление культуры и др. В целях привлечения дополнительных средств для улучшения материально-технической базы образовательных учреждений администрация района ежегодно активизирует деятельность районного попечительского совета.

Для психолого-педагогической поддержки системы образования в районе создана служба «Парус надежды».

На базе общеобразовательных школ работают районные методические центры, деятельность которых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания: площадка по формированию здорового образа жизни на базе школы № 10, межшкольный стадион на базе школы № 154, физкультурно-оздоровительный центр «Льдинка» на базе школы № 64, методический центр «Спасатель» на базе школы № 154, экологический лицей № 3.

Для реализации школьных комплексных программ «Здоровье» в образовательных учреждениях работают межведомственные советы по питанию, советы профилактики, родительские комитеты.

Для расширения физкультурно-оздоровительной работы и открытия дополнительных спортивных секций на базе общеобразовательных школ привлекаются тренеры-педагоги физкультурно-оздоровительных центров и детско-юношеских спортивных школ. Развитию внешкольной работы и досуговой деятельности способствует также сеть из 20 детских подростковых клубов по месту жительства, учреждений Управления культуры - детских школ искусств и музыкальных школ.

Работа с детьми группы социального риска проводится в рамках районной комплексной программы по профилактике зависимостей и представляет собой совместную деятельность заинтересованных структур и ведомств под руководством заместителя главы администрации района.

Реализация межведомственного подхода в рамках городской и районной целевых программ способствует улучшению условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях района:

проводится капитальный ремонт и реконструкция образовательных учреждений;

ежегодно увеличивается охват организованным горячим питанием школьников (в 2006 г. горячее питание в районе получали 76 % школьников при городском показателе 71 %);

в школах на 40 % увеличено количество спортивных секций за счет использования материально-технической базы и персонала спортивно-оздоровительных центров;

расширена работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников (в 50 % школ района дополнительно введены в учебный процесс образовательные программы, направленные на обучение здоровому образу жизни, - по экологическому образованию, формированию навыков здорового питания, повышению психологической грамотности, и другие программы, модульные курсы валеологической направленности);

расширена сеть психолого-педагогической помощи школьникам (в 72 % школ района постоянно работают психологи, а также используются возможности районного и городского психолого-педагогических центров);

на балансе администрации района находятся 4 загородных муниципальных оздоровительных учреждения, в которых ежегодно в летний период оздоравливаются более 3 тыс. школьников (более 20 %);

ежегодно открываются санаторные смены в загородных и городских оздоровительных учреждениях района в летний период, где получают профилактическое лечение более 700 детей с хронической патологией;

с 2004 г. организуются профилактические медицинские осмотры педагогов всех образовательных учреждений.

Показатели заболеваемости школьников района, связанные с непосещением образовательных учреждений, ниже среднестатистических показателей по г. Екатеринбургу.

В 40 % школ района комплекс оздоровительных мероприятий в рамках школьных программ «Здоровье» реализуется шире, чем в других образовательных учреждениях. В этих школах введены дополнительные образовательные программы по гигиеническому воспитанию, организована работа спортивно-оздоровительных центров и комплексов, ведется ежедневный медицинский контроль за качеством оздоровительной работы. На базе некоторых из этих образовательных школ (№ 154, № 64 и № 3) работают районные методические центры, деятельность которых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания. Во всех этих школах достигнута положительная динамика по ряду показателей заболеваемости.

В результате проведенного исследования выявлены и проблемы в организации работы в районе, связанные с недостатками в системе взаимодействия медицинской и психологической служб, медицинского обеспечения образовательных учреждений. При высоком уровне патологической пораженности школьников в районе практически отсутствуют формы оздо-

ровления детей с хронической патологией на базе образовательных учреждений в течение учебного года. В школах выявлена определенная активность в отношении разработки и реализации школьных программ «Здоровье», однако при их составлении и реализации недостаточно учитывается ряд базовых требований к условиям обучения, не требующих значительных материальных затрат, таких как рациональная организация учебного дня и расписания уроков, использование «малых» форм физической активности. В школах имеются недостатки материально-технического обеспечения, организации питания, физкультурно-оздоровительной работы, гигиенического воспитания и обучения.

Выводы

1. Реализация межведомственного взаимодействия в рамках комплексных программ способствует улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, организации питания, двигательной активности, гигиенического воспитания и обучения школьников, а также показателей, характеризующих состояние здоровья школьников и условия воспитания и обучения.

2. Выявлены проблемы в организации межведомственного взаимодействия по укреплению здоровья школьников района, связанные с недостатками в системе взаимодействия медицинской и психологической служб, медицинского обеспечения образовательных учреждений, отсутствием форм оздоровления хронически больных детей на базе образовательных учреждений в течение учебного года и др.

3. Применение унифицированной методики для сравнительного анализа школ по реализации здоровьесберегающих технологий позволяет выявить проблемные зоны в реализации районной и школьных комплексных программ, провести распределение школ по степени содействия здоровью, определить группу школ, где оздоровительные мероприятия реализуются наиболее эффективно и на базе которых возможно создание районных методических центров по здоровьесберегающим технологиям.

4. Результаты гигиенической оценки организационно-методической структуры укрепления здоровья школьников района являются основой для разработки предложений по корректировке районной целевой комплексной программы и школьных комплексных программ «Здоровье» в целях более эффективной их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.