Научная статья на тему 'Характеристика профилактической работы в общеобразовательных школах города Екатеринбурга'

Характеристика профилактической работы в общеобразовательных школах города Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
206
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ШКОЛЫ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / PREVENTIVE WORK / SCHOOL / HEALTH PROMOTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Липанова Людмила Леонидовна, Насыбуллина Г. М., Короткова М. О.

Проведено изучение организации оздоровительной работы в 57 общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Определены основные направления профилактической работы с учащимися. Выявлены недостатки в оздоровительной работе, связанные с низким уровнем образования учителей в области профилактики, недостатками в организации физического воспитания учащихся, отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся, отсутствием внешних связей по вопросам профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Липанова Людмила Леонидовна, Насыбуллина Г. М., Короткова М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PREVENTION WORK AT SCHOOLS

The study of the organization of health work in 57 schools in Ekaterinburg. The basic directions of preventive work with the students. Identified weaknesses in improving work-related low level of education of teachers in the areas of prevention, shortcomings in the organization of physical education students, the lack of a clear policy in school health promotion students, the lack of external relations for the prevention of care.

Текст научной работы на тему «Характеристика профилактической работы в общеобразовательных школах города Екатеринбурга»

сентябрь №9 (246) ЗНиСО

25

здоровье, свидетельствует о необходимости контроля за характером и режимом спортивных нагрузок, условиями проведения тренировочного процесса со стороны тренеров и медицинских работников, особого внимания к медицинской реабилитации и коррекции учебно-тренировочного процесса спортсменам с отклонениями в состоянии здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Авдеева Т.Г, Бахраха И.И. Детская спортивная медицина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 320 с.

Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов: Пер. с англ. М.: Астрель, 2003. 259 с.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 568 с.

4. Зайцев В.М., Лифлянский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. СПб: Фолиант, 2003. 432 с.

5. Оценка физического развития детей Свердловской области от 0 до 16 лет: Методические рекомендации. Екатеринбург: УГМА, 2005. 82 с.

Контактная информация:

Бабикова Анастасия Сергеевна, тел.: 8 (922) 129-88-14, e-mail: gdp43@yandex.ru

Contact Information:

Babikova Anastasija, phone: 8 (922)129-88-14, е-mail: gdp43@yandex.ru

-

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Л.Л. Липанова1, Г.М. Насыбуллина1, М.О. Короткова2 CHARACTERISTICS OF PREVENTION WORK AT SCHOOLS

L.L. Lipanova, G.М. Nasybullina, М.О. Korotkova 'ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Екатеринбург; 2Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург Проведено изучение организации оздоровительной работы в 57 общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Определены основные направления профилактической работы с учащимися. Выявлены недостатки в оздоровительной работе, связанные с низким уровнем образования учителей в области профилактики, недостатками в организации физического воспитания учащихся, отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся, отсутствием внешних связей по вопросам профилактики.

Ключевые слова: профилактическая работа, школы, укрепление здоровья.

The study of the organization of health work in 57 schools in Ekaterinburg. The basic directions of preventive work with the students. Identified weaknesses in improving work-related low level of education of teachers in the areas of prevention, shortcomings in the organization of physical education students, the lack of a clear policy in school health promotion students, the lack of external relations for the prevention of care. Keywords: preventive work, school, health promotion.

Важнейшими задачами общеобразовательных школ являются создание благоприятных условий обучения и реализация медико-профилактических и педагогических программ, направленных на формирование здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью, повышение гигиенической грамотности и профилактической активности учащихся. Итоговые результаты реализации оздоровительной работы школ, ориентированных на укрепление здоровья, могут в значительной степени зависеть от работы учителей, организации работы школы в целом, взаимоотношений с родителями и более широким сообществом [1, 3, 4].

Проведено исследование с целью изучить организацию оздоровительной работы в общеобразовательных школах и определить основные направления профилактической работы с учащимися.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования выступили 57 средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Для характеристики оздоровительной работы школы использовали методику и Протокол, предложенные В.Н. Касаткиным и соавт. [2], согласно которым работа школ в области укрепления здоровья учащихся оценивалась по 11 направлениям (разделам работы), а каждое из них, в свою очередь, по определенным критериям (от 4 до 18). Протокол включал следующие разделы: материально-технические условия, кадровое обеспечение, медицинское обслуживание, физическое воспита-

ние, организация питания, политика содействия здоровью в школе, гигиеническое обучение и воспитание, превентивные меры, укрепление здоровья сотрудников, взаимоотношения школы с родителями и внешние связи школы. Каждый раздел работы школы оценивался в баллах. Данная методика также предполагает интегральную оценку по всем направлениям работы с присвоением школе соответствующего уровня: «бронзового», «серебряного» или «золотого». «Бронзовый» уровень означает наличие минимально необходимых условий обучения в образовательных учреждениях в соответствии с гигиеническими требованиями. «Серебряный» уровень, кроме минимально необходимых условий, предполагает наличие политики укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении и системы обучения школьников здоровью. «Золотой» уровень присваивается при наличии благоприятных условий обучения, системы обучения здоровью учащихся и наличии школьных профилактических программ, а также подтверждении эффективности оздоровительной работы в виде положительной динамики показателей здоровья.

Результаты и обсуждение. Оздоровительная работа в школах находится на разном методическом уровне. Более половины школ имеют отдельные недостатки в работе, которые связаны с недостаточным уровнем образования учителей в области профилактики (медиана — 1,5 балла при максимально возможных 4), недостатками в организации физической активности учащихся (медиана

26 ЗНиСО сентябрь №9 (Ж)

Таблица. Интегральная оценка состояния оздоровительной работы в школах (баллы)

Группа показателей Ме Р25 Р75 Максимально возможный

1. Материально-техническая база 5,6 5 6 9

2. Кадровое обеспечение 1,5 1 2 4

3. Медицинское обслуживание 10,5 8 13 18

4. Физическое воспитание 6,0 4 7 12

5 Организация питания 4,0 3 5 5

6. Политика содействия здоровью 4,5 2 6 10

7. Обучение здоровью в школе 2,2 2 3 4

8. Превентивные меры в школе 12,4 10 15 16

9. Сотрудники школ 3,5 3 4 5

10. Взаимоотношения с родителями 2,9 2 4 4

11. Внешние связи школы 1,8 1 3 5

— 6 баллов из 12 возможных), отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся (4,5 балла из 10 максимально возможных), отсутствием внешних связей по вопросам профилактики (1,8 баллов из 5 максимально возможных) (см. таблицу).

При оценке материально-технического обеспечения и организации физического воспитания отмечено, что практически во всех школах (98,2 %) на территориях имеются спортивные площадки, 79,9 % школ имеют минимальный набор спортивного оборудования, 60 % школ — дополнительное спортивное оборудование. В 56,1 % школ наблюдается острый недостаток спортивных залов. В большинстве школ ведется спортивно-оздоровительная работа в различных формах: в 91,0 % школ проводятся динамические паузы, в 59,6 % — динамические перемены на открытом воздухе, в 42,3 % школ введен спортивный оздоровительный час. В 89,5 % школ работают спортивные секции, в 96,5 % — организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях. В 26,3 % школ организованы группы лечебной физкультуры для учащихся специальной медицинской группы.

Медицинскими работниками обеспечены 100 % школ, в 98,3 % школ ведется необходимая медицинская документация. В 96,5 % — регулярно проводятся медицинские профилактические осмотры, в 93,1 % школ осуществляется профилактика острых респираторных заболеваний, в 70,2 % школ — профилактика близорукости. В 30,0 % школ недостаточно оборудованы медкаби-неты. Лишь в половине школ (52,6 %) медработники выступают перед педагогами на педсоветах.

В 54,4 % школ в рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью в виде отдельного предмета или интегрированного курса. В 73,7 % школ во внеурочное время проводятся факультативы и другие формы занятий для девочек и мальчиков по вопросам гигиены, профилактики нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем. В 50,9 % школ проводятся занятия для детей группы риска по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и другим актуальным проблемам. В 43,9 % школ старшие школьники проводят занятия со сверстниками по предупреждению рискованных форм поведения по принципу «равный равному». Среди существенных недостатков — низкая обеспеченность школ (12,3 %) учителями, специально обученными в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди школьников. Менее половины школ (44,6 %) имеют специалиста, отвечающего за работу по содействию здоровью школьников.

Взаимодействие с родителями по результатам экспертизы заслуживает в основном положительной оценки: в 91,2 % школ проводятся занятия с

родителями, в 82,5 % школ родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников, в 64,9 % школ регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников, в 50,9 % школ они проводятся по инициативе родителей. Положительной оценки заслуживает активное сотрудничество ряда школ с другими школами города по вопросам содействия здоровью (66,7 %), участие школ в программах содействия здоровью различного уровня (52,6 %). Каждая четвертая школа (26,3 %) является методическим центром, где проводятся семинары, открытые уроки, или организатором акций, посвященных вопросам содействия здоровью.

Важнейшим условием успешной оздорови -тельной работы в школе является наличие четкой политики содействия здоровью. В ряде школ можно говорить о наличии школьных стратегий содействия здоровью, предполагающих вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей (59,6 %). В 8,8 % школ разработана школьная программа содействия здоровью, эффективность школьной программы доказана по результатам работы (21,1 %), опыт работы отражается в печатных публикациях, сообщениях в средствах массовой информации (10,5 %).

В целом, согласно Протоколу [2] в 19,3 % школ оздоровительная работа проводится на высоком уровне и может быть оценена на «серебряный» или «золотой» уровень, 21 % школ имеют показатели, приближенные к высоким.

Выводы. Оздоровительная работа в школах находится на разном методическом уровне. Более половины школ имеют отдельные недостатки в оздоровительной работе, связанные с недостаточным уровнем образования учителей в области профилактики, недостатками в организации физического воспитания учащихся, отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся, отсутствием внешних связей по вопросам профилактики.

Большинство школ проводят политику содействия здоровью школьников, имеют школьную стратегию содействия здоровью, предполагающую вовлечение всех сотрудников, учащихся

сентябрь №9 (246) ЗНиСО

27

школы и их родителей в такую работу; часть школ (от 10 до 20 %) по отдельным позициям можно отнести к лидерам по организации оздоровительной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Харисов Ф.Ф. Протокол оценки эффективности междисциплинарной республиканской программы содействия здоровью школьников //Школа здоровья. 1999. Т. 6. №3. С. 8—22.

1.

2.

3. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. 54 с.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., М.И. и др. Школы здоровья в России. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009.128 с._

Контактная информация:

Липанова Людмила Леонидовна, тел.: 8 (343) 372-32-34, e-mail: gdp43@yandex.ru

Contakt Information:

Lipanova Ludmila, phone: 8 (343) 372-32-34, e-mail: gdp43@yandex.ru

-V-

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

Е.В. Ануфриева, Н.В. Ножкина, Г.М. Насыбуллина REGIONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS PHYSICAL DEVELOPMENT

IN THE MIDDLE URAL

E.V. Anufrieva, N.V. Nozhkina, G.M. Nasybulina ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Екатеринбург Проведена сравнительная оценка физического развития подростков 15—17 лет в Свердловской области с другими регионами России за 50-летний период. Полученные результаты свидетельствуют о неравномерности физического развития современных подростков. Ключевые слова: физическое развитие, подростки.

In article represented comparison of the physical development of adolescents age 15—17 in Sverdlovsk region in 50-year period and its comparison to other regions of Russia. The results indicate uneven physical development of teenagers.

Keywords: physical development, adolescents.

Физическое развитие (ФР) как комплекс мор-фофункциональных показателей, определяющих физическую работоспособность и уровень биологического состояния индивидуума, отражая процессы роста и формирования организма, непосредственно зависит от состояния здоровья.

Материалы и методы. В Свердловской области в 2007—2011 гг. проведены комплексные исследования физического развития (ФР) подростков 15— 17 лет с построением региональных оценочных таблиц, выполнен ретроспективный анализ показателей в динамике за период 1955—2011 гг., а также сравнительная оценка современных данных по ряду регионов России [1]. При одномоментных исследованиях выборочную совокупность составили учащиеся общеобразовательных школ и учреждений начального и средне-профессионального образования — всего 1 895 человек, в том числе 987 юношей, 908 девушек. Сравнительный анализ выполнен по средним значениям, характеризующим центральную тенденцию распределения выборок, и коэффициенту вариации; статистическая значимость изменений в показателях оценивалась по доверительному интервалу.

Результаты исследования. При анализе полученных данных показателей ФР современных подростков (см. таблицу) наряду с выявленными очевидными зависимостями (рост/возраст; масса/рост; масса/возраст; динамометрия правой (левой) кисти/рост; индекс массы тела (ИМТ)/ возраст), установлены определенные особенности. Четко прослеживается половой диморфизм: у девочек к 17 годам процессы роста в основном заканчиваются, мальчики продолжают расти; среднестатистические показатели у девочек ниже, чем у мальчиков, за исключением ИМТ. При анализе межвозрастных соотношений установлено, что в

подростковом возрасте у мальчиков показатели окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) сопряжены с ростом, а у девочек такой зависимости не обнаружено.

Оценка статуса питания с использованием разработанных региональных нормативов индекса массы тела (ИМТ) показала снижение массо-ростовых соотношений у современных подростков, в среднем на 5,0 % у юношей и 6,7 % у девушек по сравнению со сверстниками 80-х годов. Нормальный трофологический статус имели 57,6—60,7 % юношей и 60,2—67,0 % девушек; доля дефицита массы тела (ДМТ) у юношей в 15 лет составила 28,6%, а в 17 лет достигала 30,2 %; у девушек ДМТ наиболее распространен в 15 лет — 28,2 %; доля лиц с избыточным питанием составила соответственно 10,7—11,5 % и 11,6—8,8 %.

При оценке полового созревания полученные результаты согласуются с данными других авторов и подтверждают современные тенденции, связанные с замедлением темпов полового созревания [2]. Так, нормальные темпы полового созревания в 15 лет имеют 71,4 % юношей и 73,1 % девушек, а к 17 годам — 70 и 91,9 %, соответственно. Больший процент отклонений выявлен у юношей: в 15 лет отставание темпов полового созревания и задержка полового развития — у 28,6 %, в 17 лет — 30,0 %. У девушек максимальный процент отклонений темпов полового развития выявлен в 15-летнем возрасте — 26,9 %; в возрасте 17 лет различия между девушками и юношами статистически значимы.

Анализ динамики показателей физического развития подростков на Среднем Урале, начиная с 1950-х годов, позволил выявить ряд тенденций. Так, показатели длины тела (ДТ) в 50-е годы имели самые низкие значения с последующим увеличением и достижением наиболее высоких значений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.