Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика воспитания, обучения и здоровья детского населения Рязанской области'

Гигиеническая характеристика воспитания, обучения и здоровья детского населения Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГИГИЕНА / ПИЩЕБЛОКИ / ЗДОРОВЬЕ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILD'S INSTITUTIONS / CHILDREN / TEENAGERS / EDUCATION / UPBRINGING / HYGIENIC / NUTRITION / NUTRITION UNITS / HEALTH / HABIT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гревцова Екатерина Алексеевна, Сафонкин Сергей Васильевич, Горбич Валерий Федорович, Сараева Л. А.

В работе дана санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений Рязанской области (количество детских и подростковых учреждений разного типа, материально-техническая база, гигиеническая характеристика факторов среды обитания, организация питания, состояния здоровья). Остается актуальной необходимость в увеличении количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. На состояние здоровья детей в большей степени влияет длительное неблагоприятное воздействие условий обучения: интенсификация учебного процесса и учебной нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гревцова Екатерина Алексеевна, Сафонкин Сергей Васильевич, Горбич Валерий Федорович, Сараева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work represents sanitary epidemiological characteristic of child's and teenager's institutions of Ryazan region (quantity of child's and teenager's institutions of all kinds, material and technical basis, hygienic characteristic of habitat factors, process of nutrition organization, state of health). The necessity of increase of places in preschool educational institutions is as before of current importance. A long injurious effect of teaching conditions has a great influence on the state of health of children, and namely: intensification of educational process and curriculum, nonobservance of physiologyhygienic regulations of organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика воспитания, обучения и здоровья детского населения Рязанской области»

Е.А Гревцова, С.В. Сафонкин, В.Ф. Горбич, Л.А Сараева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В работе дана санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений Рязанской области (количество детских и подростковых учреждений разного типа, материально-техническая база, гигиеническая характеристика факторов среды обитания, организация питания, состояния здоровья). Остается актуальной необходимость в увеличении количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. На состояние здоровья детей в большей степени влияет длительное неблагоприятное воздействие условий обучения: интенсификация учебного процесса и учебной нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.

дети, подростки, образование, воспитание, детские учреждения, гигиена, питание, пищеблоки, здоровье, среда обитания, физическое воспитание.

В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека.

На сегодняшний день понимание качества образования рассматривается как соотношение цели и результата 399. На основании этого управление процессом обучения осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости. При этом вопросы о том, являются ли выбранные условия и режим обучения оптимальными с точки зрения биологических критериев и какова «функциональная стоимость» продуктивного процесса обучения, остаются без внимания.

По мнению современных исследователей, с момента поступления ребенка в школу воздействие на его здоровье биологических факторов постепенно ослабевает и становится более социально зависимым 400. По данным многолетних исследований НИИ гигиены детей и подростков РАМН и НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина РАМН, вклад факторов внутришкольной среды на формирование здоровья детей составляет 21-27 процентов 401. Таким образом, перед современной образовательной средой (детское дошкольное учреждение, общеоб-

Койнова Т.Н. Здоровьеформирующий потенциал технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова // Здоровье школьников. Профилактика социально значимых заболеваний : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тверь, 2006. С. 33-37.

Данилова Н.Н. Психофизиология : учеб. для вузов. М. : Аспект Пресс, 2001.

401

разовательная школа, колледж, университет) наиболее актуальной проблемой становится повышение адаптации к образовательной экологии.

В переводе с греческого Oekos означает дом, а следовательно в учреждениях образования дети должны чувствовать себя, как дома, то есть комфортно, уютно, защищенно, надежно. Экология образовательной среды предполагает в первую очередь доведение до разумного минимума необходимого (имеется в виду материальная составляющая образовательной экологии).

На протяжении последних четырех лет в Рязанской области отмечается снижение количества детских и подростковых учреждений (табл. 1), что является следствием объединения дошкольных образовательных учреждений со школами в связи с малочисленностью учеников, закрытием малокомплектных сель-

402

ских школ из-за отсутствия учащихся данного возраста .

Таблица 1

Количество детских и подростковых учреждений разного типа

Типы учреждений 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Тенденция к 2008 г.

Детские и подростковые учреждения, всего, из них: 2119 2160 2154 2142 1777 -365

- дошкольные 424 417 403 394 392 -2

- общеобразовательные 726 708 677 660 637 -23

- школа-сад - - 25 23 21 -2

- общеобразовательные школы-интернаты 10 8 8 9 9 -

- специальные (коррекционные) учреждения с круглосуточным пребыванием детей 12 12 12 11 11 -

- для детей сирот, оставшихся без попечения родителей 16 16 8 8 8 -

- социальной реабилитации (приюты) - - 8 10 11 +1

- начального и среднего профессионального образования 60 60 58 57 57 0

- отдыха и оздоровления 354 389 397 420 416 -4

Среди оздоровительных учреждений в 2009 году по отношению к 2008 году уменьшилось количество поднадзорных объектов в основном за счет загородных и профильных оздоровительных учреждений. Вместе с тем количество учреждений с дневным пребыванием детей возросло.

О санитарно-эпидемиологической обстановке в Рязанской области в 2009 г. государственный доклад. Рязань, 2010. С. 44-57.

За последние 3 года увеличилось число учреждений социальной помощи детям. Так, с февраля 2009 года открыто новое учреждение социальной помощи детям ГОУ СО «Шацкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

В Рязанской области остается актуальным увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В 2009 году в городе Рязани введено в эксплуатацию после реконструкции новое здание дошкольного образовательного учреждения на 170 мест.

Число учащихся общеобразовательных школ области в 2008/09 учебном году составило 92 590 человек (в 2007/08 учебном году их насчитывалось 94 948 человек).

Удельный вес общеобразовательных учреждений, где обучение ведется в две смены, в 2008/09 учебном году остался на уровне предыдущего учебного года и составил 8 процентов.

Одним из критериев комплексной гигиенической оценки учреждений является также распределение объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ). Согласно требованиям, основными показателями СЭБ являются: земельный участок, здание учреждения, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение, водоснабжение и канализация, режим учебных занятий, организация питания (рис 1).

I группа СЭБ II группа СЭБ —♦“ III группа СЭБ

Рис. 1. Распределение учреждений для детей и подростков в Рязанской области по группам санитарно-эпидемиологического благополучия, %

Наибольшее количество объектов, относящихся к III группе, отмечается среди общеобразовательных учреждений (4 процента). Удельный вес объектов

I группы СЭБ составил 62,5 процента, II группы - 33,5 процента. В 2009 году удельный вес учреждений, относящихся к данной группе санитарноэпидемиологического благополучия, уменьшился до 4,0 процента (в 2008 году он составлял 4,4 процента).

В целом по Рязанской области в течение последних пяти лет сохраняется тенденция к улучшению санитарно-технического состояния детских и подрост-

~ 403

ковых учреждений .

В рамках областных целевых программ «Социальное развитие населенных пунктов в 2009 году» и «Строительство и реконструкция спортивных сооружений в Рязанской области на 2007-2011 годы» осуществлялось строительство и реконструкция 12 объектов образования с объемом финансирования 224,5 миллиона рублей. В 2009 году введены в эксплуатацию после реконструкции и капитального ремонта 7 общеобразовательных школ.

С 2007 года действует областная целевая программа «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2007-2010 годы», которая предусматривает выделение средств из бюджетов всех уровней на проведение ремонтных работ объектов образования, приобретение техники, учебного оборудования, мебели и автотранспорта для перевозки учащихся. В 2009 году на реализацию мероприятий данной программы из областного бюджета выделено и освоено 45,98 миллиона рублей, в том числе:

- на проведение ремонтных работ в 99 образовательных учреждениях

37,28 миллиона рублей;

- на приобретение 10 единиц автотранспорта для перевозки детей 8,7 миллиона рублей.

На этапе подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному году в правительстве Рязанской области принято решение о выделении дополнительных средств для приобретения учебной мебели и оборудования для пищеблоков школ.

С целью улучшения санитарно-технического состояния общеобразовательных учреждений разработаны и приняты к исполнению 672 плана-задания, в который были включены 4480 мероприятий по подготовке помещений, благоустройству территорий, укомплектованию учреждений ученической мебелью, отвечающей гигиеническим требованиям, обеспечению пищеблоков необходимым холодильным и технологическим оборудованием.

На подготовку школ к 2009/10 учебному году выделено из всех источников финансирования 203,5 миллиона рублей.

В 2009 году введены в эксплуатацию новые здания для НОУ «Православная школа» в Касимовском районе на 140 учебных мест, МОУ «Средняя общеобразовательная школа» в селе Павловка Новодеревенского района на 108 учебных мест. После капитального ремонта и реконструкции приступили к работе 5 образовательных учреждений. Вместе с пристройками введены в эксплуа-

тацию 3 новых пищеблока, 2 спортивных зала, учебно-производственные мастерские, учебные кабинеты, актовый зал (табл. 2).

Таблица 2

Доля учреждений неудовлетворительного санитарно-технического состояния в Рязанской области, %

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. По РФ в 2008 г.

Необходимость в капитальном ремонте 1,8 0,9 0,8 0,8 1,0 3,7

Отсутствие канализации 14,5 овани 11,8 11,8 8,4 11,2

Отсутствие центрального водоснабжения 11,9 9,7 9,0 9,0 5,5 9,3

Отсутствие центрального отопления 9,9 7,0 4,4 4,4 2,9 5,3

К числу определяющих факторов охраны здоровья населения относится обеспечение его доброкачественной питьевой водой (табл. 3).

Состояние водоснабжения детских и подростковых учреждений зависит от ситуации в целом по региону. По сравнению с 2008 годом улучшились показатели качества питьевой воды из нецентрализованных источников водоснабжения. Удельный вес проб питьевой воды из разводящей сети, не отвечающих санитарно-гигиеническим и микробиологическим нормативам, в детских и подростковых учреждениях остался на уровне 2008 года 404

Таблица 3

Г игиеническая характеристика питьевой воды в разводящей сети и в источниках нецентрализованного водоснабжения детских и подростковых учреждений Рязанской области в 2009 г., %

Показатели Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. по всем объектам водоснабжения

В разводящей сети: - по санитарно-химическим показателям 7,2 7,1 7,3 7,0 7,0 12,2

- по микробиологическим показателям. 9,5 6,9 6,7 6,5 6,7 5,3

В источниках нецентрализованного водоснабжения: 0 10,5 15,8 15,0 13,0 41,5

- по санитарно-химическим показателям 8,1 8,6 26,1 14,8 14,2 36,4

- по микробиологическим показателям.

Наибольшее количество нестандартных проб питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям отмечалось в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Осуществление эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора за факторами среды обитания в детских и подростковых учреждениях Рязанской области позволило улучшить в 2009 году показатели уровней физических факторов образовательной среды (табл. 4).

Таблица 4

Г игиеническая характеристика факторов среды обитания в детских учреждениях

Факторы среды обитания Удельный вес учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, %

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. По РФ в 2008 г.

Освещенность 18,4 16,4 16,0 12,5 9,9 18,9

Микроклимат 7,9 6,7 4,8 3,7 2,4 11,2

Уровень ЭМИ 46,2 11,7 42,0 27,7 23,3 17,6

Уровень шума - - - 39,3 12,2 6,1

В 2009 году удельный вес замеров искусственной освещенности, не отвечающих требованиям санитарных норм и правил, по сравнению с 2008 годом уменьшился с 7 процентов до 5,4 процентов.

Снизился удельный вес замеров микроклимата, не соответствующих гигиеническим нормативам, с 3,7 процента в 2008 году до 2,4 процента в 2009 году.

В 2009 году удельный вес объектов и замеров, не соответствующих гигиеническим нормативам по электромагнитным полям, снизился, но остается выше среднероссийских показателей. Главными причинами высоких уровней электромагнитных излучений в кабинетах информатики остаются неправильная расстановка техники, отсутствие заземлений.

Обеспеченность мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям детей, по-прежнему является важной проблемой. В 2009 году процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составил 9 процентов. Наибольший удельный вес замеров мебели, не отвечающих гигиеническим требованиям, отмечался для учащихся начального звена общеобразовательных учреждений.

Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью в формировании здоровья подрастающего поколения.

В 2009 году после реконструкции сельской школы в Сапожковском районе введен в эксплуатацию новый спортивный зал, построена новая спортивная площадка для сельской школы в Захаровском районе.

В рамках муниципальной комплексной программы «Образование и здоровье на 2008-2012 годы» в новом 2010/11 учебном году планируется проведение в общеобразовательных школах уроков физкультуры 3 раза в неделю.

Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. В последние годы вопросам питания уделяется особое внимание в связи с тем, что процесс обучения приобретает интенсивный характер, дети все больше времени проводят в школе, многие семьи из-за низкого социально-экономического уровня не могут обеспечить детей полноценным питанием.

С целью совершенствования организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях реализуется ряд организационных мер:

1. Рязанской областной Думой 30 октября 2008 года принят Закон «О внесении изменений в статью 2 Закона Рязанской области «О компенсации стоимости питания обучающихся в государственных областных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего образования Рязанской области», в соответствии с которым дотации из бюджетов муниципальных образований на организацию питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования в 2009 году составляли 20 рублей на одного ребенка.

2. Действует областная целевая программа «Укрепление материальнотехнической базы образовательных учреждений Рязанской области в 20072010 гг.», в которой предусмотрены мероприятия по улучшению материальнотехнического оснащения пищеблоков школ и организационные вопросы питания учащихся.

3. Реализуется муниципальная комплексная программа «Образование и здоровье детей г. Рязани на 2008-2012 гг.», в рамках которой решаются вопросы совершенствования организации питания детей и подростков.

4. На уровне муниципальных образований Рязанской области действуют целевые программы, в которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию системы организации питания в общеобразовательных учреждениях, ремонту школьных столовых, модернизации технологического оборудования 405.

В 2009 году Министерством образования Рязанской области проводилась работа по подготовке к участию в экспериментальном проекте по совершенствованию питания в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в декабре 2009 года проводилась проверка столовых 17 общеобразовательных учреждений города Рязани с приглашением специалистов Института отраслевого питания АНП.

В рамках целевых программ за счет средств, выделяемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в 2009 году введены в эксплуатацию 2 новые сельские школы с типовыми пищеблоками, проведен капитальный ремонт 22 пищеблоков образовательных учреждений, приобретено более 100 единиц нового холодильного и технологического оборудования, открыты комнаты для приготовления и приема пищи в малокомплектных сельских школах.

Все учащиеся из многодетных малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены в школе двухразовым горячим питанием. В коррекционных общеобразовательных учреждениях, школах-интернатах общего типа и коррекционных школах-интернатах организовано бесплатное питание за счет средств областного бюджета.

Из федерального бюджета выделяются дотации детям, проживающим на территориях, подверженных радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Размер выплат на питание составляет в среднем 70-100 рублей в месяц.

Постановлением администрации города Рязани утвержден «Порядок организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных школах города Рязани». В 2009 году все учащиеся бесплатно в качестве дополнительного питания обеспечивались кисломолочными напитками (йогуртом) и натуральными соками 2 раза в неделю.

При проведении мониторинга за качеством и безопасностью пищевых продуктов установлено снижение удельного веса проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и вложению витамина С. Удельный вес проб готовых блюд, не соответствующих по микробиологическим показателям и показателям калорийности по сравнению с 2008 годом, существенно не изменился (рис. 2).

%

15,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,0

9,0

6,0

3,0

0,0

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

по РФ в 2008 г.

□ по санитарно-химическим показателям

□ по микробиологическим показателям

О по калорийности и полноте вложения продуктов 0 по вложению витамина С ’

Рис. 2. Удельный вес проб готовых блюд в организованных детских коллективах, не соответствующих гигиеническим нормативам, в %

Несмотря на ряд положительных изменений в системе организации питания детей и подростков, в 2009 году не во всех образовательных учреждениях созданы условия для полноценного питания учащихся. Так, столовые различно-

го типа имеются в 78,5 процента учреждений. На сырье работают 80,2 процента столовых, в 10,6 процента работают доготовочные столовые, в 9,2 процента -буфеты. Для реализации дополнительного питания в 107 школах (16,8 процента) организованы буфеты, причем как в дополнение к столовой, так и вместо нее. Отсутствуют пищеблоки в 19,9 процента учреждений, преимущественно в сельской местности в малокомплектных школах. Пищеблоки отсутствуют в общеобразовательных учреждениях в Милославском районе (59,1 %), Спасском (53,3 %), Рыбнов-ском (48 %), Сараевском (44,1 %), Кораблинском (35 %) и ряде других.

При отсутствии пищеблоков в сельских учреждениях выделены и оборудованы помещения для приема пищи.

Охват горячим питанием в целом по Рязанской области в 2009 году составил 77,79 процента (2008 году - 78,86 %); завтраки получали 51,28 процента школьников, обеды - 13,19 процента, двухразовое горячее питание - 35,56 процента (табл. 5). Полдники организованы для 1,78 процента школьников. Буфетную продукцию приобретали 33,19 процента учреждений.

Таблица 5

Охват горячим питанием школьников в общеобразовательных учреждениях Рязанской области, %

Административные территории Охват горячим питанием

2007 г. 2008 г. 2009 г.

1 2 3 4

Касимовский район 55,7 59,0 63,7

Клепиковский район 100,0 100,0 98,8

Пителинский район 97,4 97,2 97,0

Ряжский район 100,0 98,6 98,4

Сараевский район 60,0 66,6 66,2

Ухоловский район 94,5 86,5 56,2

Новодеревенский район 100,0 97,2 99,0

Ермишинский район 96,3 99,8 99,7

Кадомский район 96,0 96,9 98,1

Сасовский район 98,4 98,2 100,0

Чучковский район 96,0 96,7 96,8

Шацкий район 75,0 82,1 98,3

Кораблинский район 91,3 93,6 92,7

Милославский район 74,9 80,6 83,5

Скопинский район 71,6 70,6 69,3

Захаровский район 75,0 91,9 93,0

Михайловский район 100,0 100,0 82,0

Пронский район 98,4 98,4 98,4

Старожиловский район 87,1 88,2 87,5

Путятинский район 96,6 100,0 100,0

Сапожковский район 33,9 35,3 34,8

Спасский район 89,5 71,8 87,6

Шиловский район 94,3 95,2 100,0

Рыбновский район 60,0 71,5 69,8

Окончание таблицы

1 2 3 4

Рязанский район 56,6 64,2 84,2

г. Рязань 73,3 73,5 68,9

Всего по области 77,8 78,86 77,79

Среди учащихся начальной школы завтраки получали 39,46 процента, обеды - 18,57 процента, завтраки и обеды - 41,96 процента; в 5-11 классах завтраки получали 42,22 процента, обеды - 10,79 процента, завтраки и обеды -

23,28 процента детей.

Средняя стоимость школьных завтраков в общеобразовательных учреждениях составляла 20 рублей, обедов - 30 рублей.

На состояние здоровья детей в большой степени влияет длительное неблагоприятное воздействие условий обучения: интенсификация учебного процесса и учебной нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Результаты профилактических осмотров школьников за 2005-2009 годы свидетельствуют о снижении остроты зрения у детей до 17 лет и до 14 лет, у детей, переданных под наблюдение поликлиники для взрослых; выраженный рост показателей отмечается при переходе к предметному обучению (4-5 классы) 406. У остальных обследованных групп детей наблюдался умеренный рост патологии зрения (табл. 6).

Таблица 6

Результаты профилактических осмотров детей и подростков-школьников с понижением остроты зрения (на 1000 осмотренных) за 2005-2009 годы

Обследованные группы детей 2005 2006 2007 2008 2009

Всего в возрасте до 17 лет (из них детей до 14 лет), 94,1 (80,4) 98,4 (84,5) 95,2 (81,7) 92,3 (80,3) 96,0 (84,3)

в том числе: - перед поступлением в детские дошкольные учреждения 19,8 17,9 15,7 16,8 22,2

- за год до поступления в школу 36,9 39,6 39,5 37,5 45,1

- перед поступлением в школу 50,6 56,1 60,0 45,7 67,2

- в конце 1-го года обучения 81,1 84,7 79,9 83,1 96,3

- при переходе к предметному обучению (4-5 классы) 120,5 132,8 140,5 139,4 171,7

- в возрасте 15 лет включительно 150,8 158,3 167,0 151,2 165,9

- перед окончанием школы 178,3 191,4 189,3 199,0 206,0

(16-17 лет включительно)

- дети, переданные под наблюдение поликлиники для взрослых 81,6 87,1 91,1 99,9 77,9

Таблица 7

Результаты профилактических осмотров детей и подростков-школьников со сколиозом (на 1000 осмотренных) с 2005 по 2009 год

Обследованные группы детей 2005 2006 2007 2008 2009

Всего в возрасте до 17 лет (из них детей до 14 лет), 43,4 (29,2) 43,3 (29,9) 42,9 (29,9) 40,1 (28,0) 41,1 (29,1)

в том числе: - перед поступлением в детские дошкольные учреждения 1,8 0,8 2,3 1,9 1,7

- за год до поступления в школу 6,1 5,7 6,0 6,0 6,3

- перед поступлением в школу 18,4 14,6 19,9 20,8 21,8

- в конце 1-го года обучения 27,3 23,5 24,2 34,6 30,2

- при переходе к предметному обучению (4-5 классы) 58,3 44,4 48,3 52,6 57,1

- в возрасте 15 лет включительно 111,7 109,1 106,4 107,6 117,2

- перед окончанием школы (16-17 лет включительно) 124,0 125,3 137,3 141,0 150,4

- дети, переданные под наблюдение поликлиники для взрослых 34,1 44,6 54,6 83,6 64,3

Таблица 8

Результаты профилактических осмотров детей и подростков-школьников с нарушением осанки (на 1000 осмотренных) с 2005 по 2009 год

Обследованные группы детей 2005 2006 2007 2008 2009

Всего в возрасте до 17 лет (из них детей до 14 лет), 111.5 101.5 110,7 102,2 109,4 102,3 105,3 98,8 101,8 95,0

в том числе: - перед поступлением в детское дошкольное учреждение 16,3 19,2 18,7 21,1 18,7

- за год до поступления в школу 90,1 73,9 75,6 78,7 69,2

- перед поступлением в школу 115,4 107,1 103,6 97,1 95,4

- в конце 1-го года обучения 133,9 129,4 148,9 151,6 139,1

- при переходе к предметному обучению (4-5 классы) 116,7 149,3 166,4 169,3 168,6

- в возрасте 15 лет включительно 162,0 156,4 148,3 141,8 147,5

- перед окончанием школы (16-17 лет включительно) 166,4 159,9 156,7 158,6 162,0

- дети, переданные под наблюдение поликлиники для взрослых 57,2 68,7 69,3 77,0 59,5

Установлено умеренное снижение заболеваемости сколиозом детей до 17 лет; стабилизация данного показателя отмечена у детей до 14 лет и в возрасте 15 лет; умеренный рост отмечается за год до поступления в школу и при переходе к предметному обучению. Среди остальных обследованных отмечен выраженный рост сколиоза.

Прослеживается умеренное снижение нарушений осанки у детей до 17 лет, до 14 лет, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, в возрасте 15 лет. Стабилизация данного показателя отмечается перед окончанием школы (16-17 лет), выраженный рост показателей - при переходе к предметному обучению (4-5 классы), умеренный рост - перед поступлением в ДДУ, в конце первого года обучения, а также у детей, переданных под наблюдение поликлиники для взрослых.

За период обучения в школе за 2008/09 учебный год частота нарушения зрения у детей возросла в 3,1 раза (2007/08 - 4,4 раза), сколиоза - в 6,9 раза (6,8), нарушений осанки - в 1,7 раза (1,6).

Проведено ранжирование территорий области по среднемноголетним показателям (2006-2008 годы) нарушения состояния здоровья детей до 17 лет по результатам медицинских осмотров (показатели Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга). Превышения среднеобластных уровней заболеваемости установлены: в городах Рязани, Сасове, Пителин-ском, Кораблинском, Шацком районах (нарушение остроты зрения); в городе Рязани, Шацком, Сараевском, Рязанском, Шиловском, Ермишинском, Ряжском районах (сколиоз); в городах Рязани, Сасове, Кораблинском, Пителинском, Ер-мишинском, Ряжском районах (нарушение осанки).

В 2009 году количество летних оздоровительных учреждений, функционирующих на территории Рязанской области, увеличилось и составило 407 учреждений (2008 году - 405), в которых отдохнули 29 124 ребенка (2008 году -30 400 детей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество летних оздоровительных учреждений (ЛОУ) увеличилось за счет учреждений с дневным пребыванием детей. В 2009 году функционировало 365 пришкольных ЛОУ, в 2008 году - 359.

В 2009 году уменьшилось количество работающих загородных летних оздоровительных учреждений по отношению к 2008 году с 25 до 23. Из-за отсутствия финансирования на подготовку к летней оздоровительной кампании не функционировало загородное оздоровительное учреждение «Комета» ОАО РКБ «Глобус», не работал детский санаторно-оздоровительный лагерь на базе санатория-профилактория МУП города Рязани «Троллейбусно-трамвайное управление» по причине полного укомплектования его взрослыми.

В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области проводилась организационная работа с участием министерств здравоохранения, образования, социальной защиты населения, регионального отделения Фонда социального

страхования, учредителями (владельцами) оздоровительных учреждений Рязанской области, в частности:

- разработаны мероприятия на 2009 год по организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной защите и государственной поддержке;

- принято участие в трех совещаниях при правительстве Рязанской области по вопросу подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2009 года;

- внесены предложения в проекты решений заседаний правительства Рязанской области;

- на заседании межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при правительстве Рязанской области рассмотрены вопросы о неотложных мерах по профилактике бешенства на территории области, организации и проведении дератизационных мероприятий, в том числе в ЛОУ;

- принято постановление главного государственного санитарного врача по Рязанской области «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009-2010 годах»;

- на заседании коллегии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области рассмотрен вопрос «О результатах готовности оздоровительных учреждений к летнему сезону 2009 г.»;

- проведено совещание на базе Управления Роспотребнадзора по Рязанской области со специалистами Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, министерств образования, здравоохранения, социальной защиты Рязанской области, регионального отделения Фонда социального страхования РФ, учредителями загородных оздоровительных учреждений по соблюдению санитарного законодательства, противоэпидемического режима, по организации рационального питания в летних оздоровительных учреждениях, при перевозках организованных детских коллективов;

- принято участие в семинаре-совещании Управления образования города Рязани с начальниками летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей по вопросу санитарно-эпидемиологического благополучия;

- принято участие в семинаре-совещании Министерства здравоохранения Рязанской области с медицинскими работниками летних оздоровительных учреждений по вопросу организации медико-санитарного обеспечения детских оздоровительных учреждений в 2009 году.

Вопросы профилактики острых кишечных инфекций и случаев высокопатогенного гриппа А(НШ1) в летних оздоровительных учреждениях отражены в постановлениях главного государственного санитарного врача по Рязанской области «Об усилении мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций на территории Рязанской области», «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий по предотвращению заноса и ограничению распространения случаев высокопатогенного гриппа А(НШ1) на территории Рязанской области».

В период подготовки к летнему сезону для улучшения санитарно-технического состояния детских оздоровительных учреждений согласовано 2425 мероприятий (401 план-задание), в том числе 368 мероприятий (20 план-заданий) по загородным ЛОУ. Процент выполнения предписаний составляет 99 процентов.

С целью улучшения материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений проведены капитальные и текущие ремонты зданий, ревизии систем водоснабжения и канализации, замена санитарно-технического, холодильного и технологического оборудования, твердого и мягкого инвентаря.

В период летней оздоровительной кампании и в ходе подготовки к ней во всех загородных летних оздоровительных учреждениях осуществлялись профилактические, противоэпидемические мероприятия: дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений, дезинфекция инвентаря и оборудования, влажная дезинфекция постельных принадлежностей.

Перед открытием во всех загородных ЛОУ проведены энтомологические обследования и акарицидная обработка территории ЛОУ и прилегающей к ней местности для профилактики заболеваний, передающихся клещами.

За летнее время в трех ЛОУ были зарегистрированы укусы детей клещами. Пострадавшие находились под медицинским наблюдением, все дети здоровы. Результаты лабораторного исследования клещей, снятых с детей, отрицательные. По каждому случаю проводилось дополнительное энтомологическое обследование. Случаев заболеваний клещевым вирусным энцефалитом на территории области не зарегистрировано.

В результате проведенных на территориях ЛОУ эпизоотологических и эпидемиологических обследований, включая лабораторные исследования объектов окружающей среды на туляремию, ГЛПС и другие природно-очаговые инфекции, антигены возбудителя туляремии не обнаружены. Чистые культуры возбудителя туляремии в текущем году не выделялись. С целью профилактики работникам летних оздоровительных учреждений делали прививки против туляремии.

Для профилактики распространения местных случаев малярии велись регулярные фенонаблюдения. Личиночной стадии комара р. Анофелес не выявлено.

Все летние оздоровительные учреждения функционировали при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Всего в 2009 году в Рязанской области в летний период было охвачено различными формами организованного отдыха и оздоровления 84 441 ребенок и подросток, что составило 88,7 процента от общего количества обучающихся.

В загородных ЛОУ отдохнуло 13 830 человек, в том числе: 1883 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 265 детей из многодетных семей, 310 детей из неполных семей, 13 детей-инвалидов, 31 ребенок из группы «социального риска».

Продолжительность смен в ЛОУ составляла 21 день, в детских санаториях от 45 до 90 дней.

В детском оздоровительном лагере на базе санатория «Колос» организовано оздоровление детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В комплекс оздоровительных мероприятий включены массаж, грязелечение, ингаляция, лечебная физкультура, фитотерапия, витаминные комплексные препараты, минеральная вода, аэротерапия.

Благодаря целевой финансовой поддержке на территории области работало 16 профильных лагерей (загородные стационарные творческие школы, оборонно-спортивные лагеря и др.), проводились туристические слеты.

Все летние оздоровительные учреждения имели лицензию на право добычи пресных подземных вод. Мероприятия по очистке, обеззараживанию и контролю качества воды проводились по согласованным графикам и планам мероприятий в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Одним из факторов, способствующих оздоровлению и отдыху, является качественное сбалансированное питание, удовлетворяющее потребности детского организма.

Поставщики пищевых продуктов и примерные десятидневные меню оздоровительных учреждений согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области. Рацион питания детей в летних оздоровительных учреждениях составлялся в соответствии с физиологическими нормами для разных возрастных групп.

В целом по загородным ЛОУ при 4-5-разовом питании сумма на одного ребенка в день составляла 157-180 рублей. В учреждениях санаторного типа организовано 6-разовое питание на сумму 174 рубля. В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 85-127 рублей. Питание детей в загородных ЛОУ было разнообразным. Нормы питания на одного ребенка по основным продуктам выполнялись.

Во всех летних оздоровительных учреждениях в рацион питания детей включались йодированный хлеб, молоко, кефир, обогащенные витаминными премиксами, а также молоко, хлебобулочные изделия, соки, в лагере санаторного типа - фиточаи, кислородные коктейли.

Оценка эффективности оздоровления детей показала: выраженный оздоровительный эффект отмечен у 78,9 процента (2008 году - 78,6 процента), слабый - у 20,2 процента (2008 году - 20,4 процента), отсутствие оздоровительного эффекта - у 0,9 процента (2008 году - 1 процент).

В оздоровительный сезон 2009 году в ЛОУ массовых инфекционных заболеваний не зарегистрировано. Всего в ЛОУ среди отдыхающих детей было отмечено 160 случаев ОРВИ, 1 случай ветряной оспы, 2 случая серозного менингита энтеровирусной этиологии, 1 случай острой кишечной инфекции неустановленной этиологии, 105 травм.

В 2009 году заболеваемость детей в летних оздоровительных учреждениях составила 9,2 на 1000 отдохнувших, что несколько ниже, чем за последние

5 лет (табл. 9).

Таблица 9

Заболеваемость детей и подростков в летних учреждениях, %

Год

Заболеваемость

на 1 тыс. отдохнувших

2005 11,8

2006 12,6

2007 9,6

2008 9,3

2009 9,2

По данным государственного санитарно-эпидемиологического надзора, за нарушения санитарного законодательства возбуждено и рассмотрено 124 дела

об административном правонарушении на сумму 139 тысяч рублей. За невыполнение предписаний 2 дела направлены на рассмотрение в суды, по которым приняты решения о привлечении к административной ответственности.

Основными нарушениями являлись: несоблюдение санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках, реализация продуктов без наличия на этикетке информации, наносимой в соответствии требованиями законодательства РФ, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов, несоответствие проб питьевой воды гигиеническим нормативам, нерегулярность прохождения медицинского осмотра персоналом, ошибки в оформлении медицинской документации по контролю за питанием детей.

В результате проведения надзорных мероприятий в образовательных учреждениях в 2009 году за нарушения санитарного законодательства к руководителям применена 851 штрафная санкция на сумму 882,35 тысячи рублей (2008 году - 765 штрафных санкций на сумму 681,2 тысячи рублей), вынесено 75 предупреждений (2008 году - 132). Наложен один штраф на юридическое лицо на общую сумму 10 тысяч рублей.

Наибольшее количество нарушений санитарного законодательства зафиксировано в общеобразовательных, дошкольных образовательных и летних оздоровительных учреждениях, по статьям 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Основными причинами применения мер административного воздействия являлись нарушения санитарно-эпидемиологических требований к искусственному освещению, микроклимату, электромагнитному излучению, нарушения при организации питания, несвоевременное прохождение медицинских осмотров персоналом.

Согласно проведенному исследованию, совершенствование охраны и укрепления здоровья детей и подростков предполагает решение следующих проблем: совершенствование законодательной и нормативно-методической базы российского здравоохранения и образования с целью усиления ответственности детских и подростковых учреждений обоих ведомств за сохранение здоровья посещающих их детей и подростков; разработку дифференцированных стандартов медицинской помощи - профилактической и оздоровительной - в образовательных учреждениях различного типа и видов; финансирование медицинской помощи детям в образовательных учреждениях; обеспечение медицинского и физиолого-гигиенического сопровождения проводимой в стране модернизации образования; разработка новых технологий сохранения здоровья детей, ос-

нованных на половозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействия на факторы риска развития дезадаптации; подготовка необходимых регламентирующих документов, пособий и руководств для врачей и педагогического персонала образовательных учреждений; повышение квалификации врачей, среднего медицинского персонала, педагогов и психологов по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, медикосоциальным и психологическим проблемам детей и подростков; обеспечение медицинских кабинетов образовательных учреждений регламентированными СанПиНом помещениями, оборудованием и инвентарем; проектирование медицинских блоков в школьных зданиях и учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями нормативных документов; активизация спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст] : учеб. для вузов / Н.Н. Данилова. -М. : Аспект Пресс, 2001. - С. 327.

2. Койнова, Т.Н. Здоровьеформирующий потенциал технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Текст] / Т.Н. Койнова // Здоровье школьников. Профилактика социально значимых заболеваний : материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Тверь, 2006. - С. 33-37.

3. Онищенко, Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации [Текст] / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 4. - С. 3-5.

4. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Рязанской области в 2009 г. [Текст] : государственный доклад. - Рязань, 2010. - С. 44-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.