Научная статья на тему 'Стратегии смыслового чтения на уроках литературы как средство формирования УУД'

Стратегии смыслового чтения на уроках литературы как средство формирования УУД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии смыслового чтения на уроках литературы как средство формирования УУД»

Саранчина А.В. ©

Магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорск

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Целью применения стратегии СЧ является создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения учащихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

• способствовать участию учащихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

• обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников

Освоение этой стратегии даст возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Одним из методов стратегии смыслового чтения является технология развития критического мышления, которая напрямую связана со структурированием и трансформацией линейной информации в графическую.

Принципы отбора материала для уроков литературы с использованием приемов и способов ТРКМ.

1. Работа с биографическим материалом.

а. С биографией знакомого писателя.

Прием «Знаем/ хотим узнать/ узнали».

Когда изучаются произведения таких авторов как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.С. Тургенев, то предполагается, что учащиеся уже знают основные моменты биографии классиков литературы. В учебниках (по программе Т.Ф. Курдюмовой) материал о жизни писателей дается поэтапно. В пятом классе учащиеся узнают о детских годах писателя, в шестом - о юношеском периоде жизни, в седьмом классе узнают о первых творческих шагах писателя, в восьмом - как история повлияла на творчество писателя. Поэтому целесообразнее при изучении биографии знакомого писателя применять прием «Знаем/ Хотим узнать/ Узнали».

В колонке «Знаем» учащиеся записывают то, что уже знают о писателе (годы жизни, место рождения, чем запомнился именно этот писатель). В колонке «Хотим узнать» записывают вопросы о творчестве и жизни писателя, на которые хотели бы получить ответ. В колонке «Узнали» записывают новую информацию. В конце урока можно вернуться к колонке «Хотим узнать» и дополнить вопросами, которые возникли по ходу урока. В этом

© Саранчина А.В., 2016 г.

случае домашним заданием будет являться поиск ответов на эти вопросы в различных источниках (книги, Интернет, справочники).

Примерная работа по творчеству А.С. Пушкина в 7-8 классах.

Знаем Хотим узнать Узнал и

Родился в 1799 г. Кем были родители? Откуда фамилия Ганнибал?

Рос в дворянской семье. Воспитывала няня Арина Родионовна. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? У всех ли имелись способности к литературе?

Учился в Царскосельском Лицее. Друзья Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Чему учился в Лицее? В кого первый раз влюбился?

Убит на дуэли Дантесом. Из-за чего произошла дуэль?

Жена - Наталья Гончарова. Сколько детей было у Пушкина? Кем они выросли?

Писал стихи, сказки в стихах, повести, рассказы. Какие произведения считаются самыми знаменитыми? А в Америке?

Ученикам дается предварительное задание сделать сообщение о жизни и творчестве писателя, с которым мы знакомимся впервые (учитель помогает найти материал и выбрать нужное). Обычно готовят выступления три-четыре человека. Как правило, это небольшие тексты (на лист формата А4), написанные от руки (за грамотность выставляется оценка). Некоторые ребята сопровождают свой доклад компьютерной презентацией, куда включают портрет писателя, иллюстрации эпизодов произведения (если такие имеются). В 8 классе учимся сопоставлять эпоху, в которую жил писатель, с историческими событиями того времени, как те или иные события отразились в жизни и творчестве писателя. Таким образом, учащиеся видят неразрывную связь литературы и истории.

Перед учащимися ставится задача не просто прослушать материал, а, получив информацию, выделить главное и ответить на вопросы. Слушается сообщение о жизни и творчестве писателя, другой ученик, готовивший доклад на эту же тему, дополняет ответ одноклассника новой информацией (если такая есть) По ходу сообщения учитель формулирует 5-7 вопросов по данному тексту. После доклада ученики отвечают на эти вопросы в течение двух минут, листочки с ответами собираются и тут же оцениваются. Обычно ребята хорошо справляются с таким заданием - на «отлично» и «хорошо». Другой способ оценивания предполагает работу в парах. Ученики обмениваются листами, проверяют схожесть ответов, аргументируют правильность своего ответа. Далее текст читается еще раз, после чего следует проверка, и учащиеся оценивают работу друг друга.

Эти приемы помогают развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, память. Также учащиеся учатся выступать перед аудиторией, формируются навыки публичной речи.

2. Работа с литературоведческим текстом.

а. Синквейны.

Слово «синквейн» происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по какому-либо поводу.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение, которое требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При знакомстве с синквейнами на уроке, учитель сначала объясняет учащимся, как пишутся такие стихотворения.

- В первой строчке тема называется одним словом.

- Вторая строчка - это описание темы в двух словах.

- Третья строчка - это описание действия в рамках темы тремя словами.

- Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

- Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример.

Вулкан Как это делать:

Раскаленный докрасна Название (обычно

Вырывающийся изнутри существительное)

Природная огненная топка Описание (обычно прилагательное)

Ад Действия (глаголы, причастия)

Чувство (фраза) Повторение сути

Методика проведения.

Учащимся дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем ведется работа в парах либо в группах. Это зависит от того, у кого синквейны схожи. Это даст учащимся возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз обсудить тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Работа в парах может перейти в работу в группах. Два-три синквейна можно показать через проектор, каждый из которых может быть представлен авторами. Это может породить дискуссию.

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Например, при изучении таких жанров как летопись, житие, понятий «фольклор», «древнерусская литература», учащимся дается задание написать синквейн на определенную тему.

Так же синквейны учащиеся пишут после прочтения произведений, посвященных одному герою (А. Невский, Евпатий Коловрат, вещий Олег и т.д.). Александр Невский.

Великий, храбрый.

Борющийся, побеждающий.

Герой своего времени.

Святой

В этом виде деятельности используется также прием стихотворной пятиминутки, когда учащимся предлагаются рифмы для написания четверостиший: Олег - бег - Конь - не тронь; Коловрат - рад - Сразил - победил.

Вот результаты этой деятельности:

Жил был когда-то князь Олег,

Был Олег-князь удалец.

У него был бравый конь.

Лучше вместе их не тронь.

б. Разбивка на кластеры (опорный конспект). Проблемные вопросы.

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как тема будет изучена более тщательно. Это письменный род деятельности, который служит мощным инструментом на этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, кто не любит писать. В основном эта та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается.

- Написать ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске.

- Начать записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной

темой.

- По мере того, как возникают идеи, и они записываются, начать устанавливать те связи между идеями, которые кажутся подходящими.

- Выписать столько идей, сколько придет на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все идеи.

При использовании этого приема на уроке пример учителя очень важен. Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся видят, что этот вид деятельности считается важным. Кроме того, это исключит для учащихся возможность задавать вопросы учителю и тем самым мешать думать другим.

Разбивка на кластеры - это гибкая стратегия. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.

Например, этот прием можно использовать при изучении темы «Житие как жанр древнерусской литературы. Житие Сергия Радонежского». После изучения теоретического материала (Что такое житие? Как писались жития? О чем мы узнаем из жития?), учащимся предлагается подумать над вопросом: какого человека можно считать святым? Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут фразу «Святой человек - это...» и работают по приведенным выше правилам. Далее учащиеся объединяются в группы и находят общие для всех суждения. Потом каждая группа делится своим мнением и все вместе делаем вывод по обсуждаемой теме. На следующем этапе мы переходим к изучению жития Сергия Радонежского, Александра Невского. Основная идея и тема произведений после работы с кластерами становится понятнее и доступнее для учеников.

Проблемные вопросы можно использовать при изучении любого произведения.

Например, после прочтения «Капитанской дочки», анализируя образ Емельяна Пугачева, ребятам предлагается ответить на вопрос: кто же Пугачев на самом деле? Душегубец? Злодей? Разбойник? Или «отец», «батюшка», благодетель? Доказать свое мнение, используя цитаты из текста (двойные дневники).

Для фиксации уровня развития умений, качеств личности, сформированности критического мышления учащихся на данном этапе обучения помимо письменной рефлексии использую ряд заданий. Например: 1. прочитать текст и заполнить таблицу инсерт ("+,-,?,у" -известно; думал иначе; непонятно, стоит обсудить; новая информация.); 2.составить таблицу "тонких" и "толстых" вопросов к прочитанному тексту; 3. составить кластер основного понятия темы. Тем самым проверяется умение учащихся реферировать материал, ставить разные по уровню сложности вопросы, систематизировать информацию, представлять её графически и понимание ими изучаемой темы. Отслеживается умение учащихся ставить цель и задачу в изучении темы. Диагностика постановки цели и задач считается очень важной в развитии личности ученика, т.к. это умение является стратегическим в деятельности ребёнка, делает её продуктивной.

Работая в режиме ТРКМ, удается заинтересовать учеников, не только способных и одаренных, но и детей со средним и низким уровнем обученности. Способные дети после применения приемов ТРКМ начинают писать хорошие стихи, глубже понимать и анализировать художественные произведения, развиваются навыки творческого подхода (в написании сочинений, в выполнении домашних заданий), а так же навыки исследовательской деятельности.

Литература

1. Активные формы преподавания литературы / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

2. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла: Книга для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.

3. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 8 класс. - М.: Московский Лицей, 2004.- 200 с.

4. Литература. 7-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. И.Д. Бережная. - Волгоград: Учитель, 2008.- 133 с.

5. Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. М.: Издательская корпорация «Логос»,1995. - 200 с.

6. Письменные работы по литературе. -11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.ВЩербина. - 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. - 317 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. 3е изд., испр. и доп. - М.: Изд. «Гном и Д», 2001. - 192 с.

9. Научно-практический журнал «Школьные технологии», №3, 2005.

10. Школа молодого учителя - Вып.2 / сост. Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. -Волгоград: Учитель, 2007. - 139 с.

11. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005, № 3.

12. Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования". Б., -2003.

13. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.

14. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Первое сентября», 1998.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.