Научная статья на тему 'Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин'

Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1701
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / HISTORY TEACHING / SOCIAL SCIENCE TEACHING / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажайкина М. С.

В данной статье рассказывается о технологии критического мышления и возможности ее применения на уроках обществоведческих дисциплин. Так же подробно рассматриваются некоторые виды данной технологии с примерами и обозначаются ее преимущества и недостатки для образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажайкина М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of using techniques of critical thinking in the lessons of social science disciplines

This article describes the technology of critical thinking and the possibility of its use in the lessons of social science disciplines. Some types of this technology are considered in detail with examples and its advantages and disadvantages for the educational process are indicated.

Текст научной работы на тему «Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин»

УДК 37

Бажайкина М. С.

Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин.

Аннотация. В данной статье рассказывается о технологии критического мышления и возможности ее применения на уроках обществоведческих дисциплин. Так же подробно рассматриваются некоторые виды данной технологии с примерами и обозначаются ее преимущества и недостатки для образовательного процесса.

Ключевые слова: Преподавание истории, преподавание обществознания,

технология критического мышления.

«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо»

Колин Тернер

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Ситуация нового времени в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, то есть творчески. Именно поэтому в нашем образовании в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития учащихся. Необходимость их развития связывают с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях, а также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, с личной удовлетворенностью трудом.

Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса школьников к изучению истории и обществознания, поверхностное

прочтение и изучение исторических документов, нежелание самостоятельно писать эссе, выполнять любые творческие работы.

В результате поиска эффективной педагогической технологии, которая могла бы помочь в развитии творческой личности учащихся, мною было обращено внимание на технологии развития критического мышления. Рассмотрим ее подробнее.

Цель технологий критического мышления - воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями.

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

Таблица. Трехфазовая структура урока

Стадии Методические приемы* Деятельность педагога Деятельность учащихся

1стадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) • «Что впереди?» • «Нестандартный вход в урок» • «Учебный мозговой штурм» • «Корзина» • «Верные и неверные утверждения» • «Ключевые слова» • «Составление кластера» • выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. • внимательно выслушивает их ответы • актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; • задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) • “Понятийное колесо” • «Дерево предсказаний» • «Знаем. Хотим узнать. Узнали» • «Лови ошибку»» • «Перепутанные цепочки» • « Перекрестная дискуссия» • «Фишбоун» • ПОПС • «Крестик - нолики» • «Историческая азбука» • «Ромашка Блума» • поддерживает у обучающихся активность • выступает в роли консультанта • получает новую информацию; • осмысливает ее; • соотносит с уже имеющимися знаниями.

III стадия Рефлексия (осмысление, рождение • «Смысловой ряд» • «Снежный ком» • «Исторический • возвращает учащихся к первоначальны м записям - • соотносит «новую» информацию со «старой»;

нового знания) футбол» предположения используя

• «Диаманта» м. задания,

• «Синквейн» • вносит полученные на

изменения, стадии

дополнения. осмысления

• даёт • обобщает

творческие, полученную

исследовательс кие или практические задания на основе информацию;

изученной информации

* Примечание. Допускается использование различных технологий не на тех стадиях технологии критического мышления, которые заявлены в таблице.

1 стадия - Вызов:

Технология «Что впереди?». При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по обозначенной теме.

Технология «Нестандартный вход в урок». Педагог начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Технология «Необъявленная тема». Педагог записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, который не хочет выводит саму тему. Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы.

Технология «Учебный мозговой штурм». Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. Пример. Урок «Г ермания и СССР накануне войны» ребята должны сделать предположения о факторах, приведших к войне.

Технология «Корзина» идей, понятий, имен... Эта технология позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в

IM

ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Технология «Верные и неверные утверждения». Например, перед началом урока истории по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

• в эпоху застоя была принята новая Конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

• была восстановлена система ГУЛАГ А;

• была ужесточена цензура;

• видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР и т.д.

Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Технология «Ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления ищут подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Технология «Составление кластера». Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное -содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

2 стадия - Реализация смысла:

Технология “Понятийное колесо”. В центре доски пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова - ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

IM

На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» в центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религия, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Технология «Дерево предсказаний» ствол дерева — тема, ветви

— предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Технология «Знаем. Хотим узнать. Узнали» (ЗХУ) Для этого делим доску на 3 широкие колонки, озаглавленные: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Уже известные сведения заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

Технология «Лови ошибку». Педагог предлагает учащимся текст со специально допущенными ошибками и по ходу работы они должны их исправить.

Технология «Перепутанные цепочки». Педагог предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Технология « Перекрестная дискуссия». Учащиеся заполняют левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обмениваются мнениями. Когда аргументы иссякнут, делают вывод.

Технология «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. С помощью такой схемы можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе педагога. Её

записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.

Технология ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:

П - позиция (точка зрения) - я считаю...

О - обоснование (доводы) - .потому, что.

П - пример (факты) - .например.

С - следовательно (вывод) - поэтому.

Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:

Позиция: С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.

Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в

промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.

Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».

Следствие: Следовательно, экономическая и политическая задача -создание своей собственной промышленности.

Технология «Крестики-нолики». На утверждения (суждения) учителя предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» — «0». Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую из пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим). По окончании игры педагогпроверяет работы и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу. Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).

Технология «Историческая азбука». Ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

Технология «Ромашка Блума». «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример.

• Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

• Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что...?", "Если я правильно понял, то ...?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

• Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинноследственных связей.

• Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?",

• Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?",

• Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?",

3 стадия - Рефлексия:

Технология «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт». Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.

• Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).

• Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).

• Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).

• Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение). Технология «Снежный ком». Дополняя друг друга по

предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра I», «Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

Технология «Исторический футбол». Учащиеся делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении

IM

очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Технология «Диаманта». Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (1 существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)

Пример к уроку по истории - «Религия древних славян»

Язычество Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол - храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство

Технология «Синквейн». Синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Метод «Синквейн» занимает 5-10 минут урока, в зависимости от уровня группы/ класса(сильный, средний, слабый). При использовании данного метода класс/ группу можно делить на части и дать им разные темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для обработки сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».

Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы. Пример к уроку по истории - (примерные темы) «Отечественная война 1812 года», «Империя Наполеона I», «Поход в Россию и крушение империи Наполеона I. Священный союз» и другие.

ИЩД “

Синквейн на тему «Наполеон Бонапарт»

Бонапарт

Смелый, решительный Сражается, завоёвывает, стремится Он был великим полководцем Император

Преимущества данной технологии.

Педагоги, работающие с учащимися в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

1. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

2. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

3. есть возможность повторения, усвоения материала;

4. вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

5. появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

6. в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

7. развивает активное слушание;

8. исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной

технологии.

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

2. Технология не всегда эффективна в слабых классах/группах (как и любая другая, развивающая).

3. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары. Это является одним из условий.

4. Неправильное понимание стратегий и методов.

5. В технологии огромное количество приёмов - затруднение в выборе.

6. Сложность в подборе материала (из разных источников).

7. Маленькая наполняемость детей в классах/группах может тормозить внедрение технологии КМ.

8. Большие моральные, временные и материальные затраты. Образовательные результаты

1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

2. пользоваться различными способами интегрирования информации;

3. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

4. решать проблемы;

5. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

6. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

7. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

8. участвовать в совместном принятии решения.

Выводы. Данная технология обучения гарантирует учащемуся продвижение на более высокий уровень обучения. Учащийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих учащихся к получению знаний. Развивать мышление - значит развивать умение думать, а значить обучающемуся, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений., настойчивость, способность исправлять свои ошибки. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Педагог перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Библиографический список

1. Богатенкова, Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб., 2001. - 79с.

2. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” -2005г. № 3. - С. 44

3. Долженко,Ю.А. Методическое сопровождение личностноориентированного образования, - Барнаул.: Изд-во

АКИПКРО,2003.-373с.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития, - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, - М., Просвещение, 2004. - 175 с.

Бажайкина Мария Сергеевна, преподаватель истории, обществознания и права; Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Г убернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

(Межрегиональный центр компетенций)» - КГА ПОУ ГАСКК МЦК, 681007, Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Культурная, д. 3 dvoe_m.u@mail .ru

Bazhaikina Mariia

Experience of using techniques of critical thinking in the lessons of social science disciplines

Abstract. This article describes the technology of critical thinking and the ^ possibility of its use in the lessons of social science disciplines. Some types of this technology are considered in detail with examples and its advantages and ; disadvantages for the educational process are indicated.

; Keywords: History teaching, social science teaching, critical thinking technology.

Bazhaikina Mariia, teacher of history, social studies and law Regional State Autonomous Vocational Educational Institution "Governor's aircraft building college of Komsomolsk-on-Amur (Interregional Competence Center)" - KGA POU GASKK MTSK$ Kulturnaya Street, 3 Khabarovsk Territory, Komsomolsk-on-Amur, 681007, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.