Научная статья на тему 'Применение современных педагогических методов и технологий при изучении курса «История искусств» в условиях дополнительного образования'

Применение современных педагогических методов и технологий при изучении курса «История искусств» в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ART HISTORY / MODERN TEACHING METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES / METHODS OF DEVELOPING CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Т. А.

В статье рассматриваются возможности применения современных педагогических технологий на уроках истории искусств в художественных школах и детских школах искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TEACHING METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES IN TEACHING HISTORY OF ART IN TERMS OF EXTENDED EDUCATION

The article discusses the possibilities of application of modern pedagogical technologies at the lessons of art history in art schools and children's schools of arts.

Текст научной работы на тему «Применение современных педагогических методов и технологий при изучении курса «История искусств» в условиях дополнительного образования»

УДК 37.036

© 2015

ПРИМЕНЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN TEACHING METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES IN TEACHING HISTORY OF ART IN TERMS OF EXTENDED EDUCATION

Т.А. Самсонова Школа изобразительного творчества и дизайна «Радуга», МБОУ ДОД ЦВР «Парус» (Россия, Самара)

T.A. Samsonova School of Art and Design «Raduga», MBEI CEW «Parus» (Russia, Samara)

В статье рассматриваются возможности применения современных педагогических технологий на уроках истории искусств в художественных школах и детских школах искусств.

The article discusses the possibilities of application of modern pedagogical technologies at the lessons of art history in art schools and children's schools of arts.

Ключевые слова: история искусств; современные педагогические методы и технологии; методы развития критического мышления.

Keywords: art history; modern teaching methodology and technologies; methods of developing critical thinking.

Курс «История искусств» является обязательным звеном всех обучающих программ в художественных школах, школах изобразительного творчества, входящих в государственную структуру дополнительного образования детей. Цель курса - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. Преподавание истории искусств, предполагающее не только трансляцию, но и сохранение, и воссоздание духовных ценностей, является способом развития личности ребенка.

Педагогическая проблема становления целостной личности, способной к пониманию смыслов, взаимосвязей и обобщению явлений действительности в гуманитарно-эстетическом познании, становится все более актуальной. Современные исследователи-методисты считают, что не только в условиях современной системы обязательного образования, но и в учреждениях дополнительного образования при реализации специализированных программ художественно-эстетического цик-

ла необходимо «осмысление инновационных технологий преподавания, поскольку для самореализации личности усиливается значение образования в качестве основного способа воспроизводства, приращения культуры» [1, с. 20].

Современное состояние системы дополнительного образования диктует необходимость искать такие формы организации деятельности учащихся, «которые позволяют им осознавать ценность художественной культуры и приобретать опыт общения с произведениями художественной культуры» [2, с. 102]. Внедрение современных педагогических технологий в практику преподавания курса «История искусств» помогает уйти от восприятия культуры как «лавки древностей», где хранится красивый, но давно отработанный материал, создает условия для включения молодого человека в контекст культуры, прежде всего благодаря применению методов развития критического мышления (методы РКМ).

Практически все методы и приемы развития критического мышления и другие инновационные педагогические технологии можно использовать в рамках курса «История искусств». Рассмотрим некоторые из них.

Лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации. Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения в новый раздел, тему. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения. Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К подобной работе можно привлечь и учащихся, у которых в связи с этим формируются соответствующие умения (по поиску, переработке информации, по структурированию текста и др.), развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию обучения, совершенствуется речь. Ученики подобную работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию [3].

Игра «Верите ли вы?» или «Да-нетка». Педагог задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да» или «нет». На партах и на доске таблица: две строки и колонки с номерами вопросов. Педагог читает вопросы, а ученики ставят в первой строке таблицы плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы / неправы. В конце урока учащимся предлагается во второй строке еще раз проставить плюсы и минусы с учетом того, о чем они узнали на

уроке. Затем педагог может предложить учащимся проанализировать полученные результаты.

Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую будут собраны знания по изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (строго индивидуальная работа, продолжительность - 1-2 минуты).

3. Ученики делятся друг с другом знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Обсуждение должно быть организованным: ученики должны выяснить, в чем совпали представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Члены каждой группы высказываются по кругу, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения в виде тезисов фиксируются педагогом в «корзине идей» (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия связыва.тся в логические цепи; ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синк-вейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синк-вейна требует от ученика умения в кратких выражениях резюмировать информацию, что требует рефлексии.

Правила написания синквейна: на первой строчке записывается одно слово -существительное - тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквей-на; на третьей строчке записываются три

Т.А. Самсонова

глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целое предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы); последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Приведем пример синквейна, составленного учащимся после экскурсии по Эрмитажу:

Эрмитаж.

Потрясающий, необъятный.

Увлекает, удивляет, развивает.

Эрмитаж - это наше все!

Сокровищница искусств.

Написание синквейнов, по мнению Л. Забары, «фиксирует эмоциональные оценки, свидетельствует о качестве понимания, оценочных суждений, ценностных ориентаций учащихся» [1, с. 23].

Прием «Толстый и тонкий вопросы». Сущность данного приема состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы двух видов: «толстые» - которые предполагают развернутый, «долгий» обстоятельный ответ; «тонкие» - которые предполагают однозначный, «фактический» ответ.

Данный прием целесообразно использовать в следующих ситуациях:

1. Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои вопросы.

2. Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу, можно будет судить об интересных для них аспектах темы.

3. Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Прием «6 W». «W» - первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.

Преподаватель после изучения темы просит учащихся разделиться на пары. Между учащимися должен состояться следующий диалог. Первый спрашивает: «Зачем изучать тему?» Второй отвечает: «Чтобы знать...». Первый не унимается: «А почему тебе нужно знать?» Второй «выкручивается»: «Для того, чтобы я мог больше рассказать.». «А что конкретно ты хочешь рассказать?» И так далее.

Благодаря использованию этого приема учащиеся имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы, осознают более глубокие причины изучения данного явления и определяют для себя личностный смысл его изучения. По мнению И. Загашева, учащиеся «словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический, уровень. В результате - «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе» [4].

Прием «6 W» позволяет научиться так формулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Обязательное условие - ответы не должны повторяться.

Прием «Написание эссе». Эссе -жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание в конце урока на стадии рефлексии. Часто бывает, что ученики в силу возрастных психологических особенностей не могут проявить сдержанность, поэтому на уроке может возникнуть ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным времени сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Обычно на написание эссе дается не более 5 минут. Для учащихся это замечательная возможность подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить следующие обязательные пункты: сообщить, что они узнали по новой теме; задать вопрос, на который они так и не получили ответа [5].

Применение инновационных педагогических технологий и стратегий в преподавании курса «История искусств» не только является непременным условием развития художественного вкуса и культурологической компетенции у учащихся, но и позволяет оптимизировать процесс изучения художественной культуры путем усиления «смыслового личностного и мировоззренческого аспектов обучения» [1, с. 24], активизировать творческий потенциал личности ученика, сориентировать его на поиск эффективных способов реализации творческих идей.

•к к к

1. Забара Л.И., Якина Л.Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК как условие развития художественного обобщения у старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. №5. - С. 20-24.

2. Сафонова Е.В. Инновационные формы контроля за результатами образовательной деятельности в курсе мировой художественной культуры // Поволжский педагогический вестник. 2015. №1(6). - С. 102-106.

3. Лемешкова Е.В. развитие критического мышления: приемы и методы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625679 htm (дата обращения 27.12.2015).

4. Загашев И. Умение задавать вопросы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html (режим доступа 27.12.2015).

5. Ометова О.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://olgaometova.ru/news /novost-3 htm (дата обращения 27.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.