Научная статья на тему 'Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка и литературы'

Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2067
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Оганесян Валентина Арменовна

В статье анализируются приёмы развития критического мышления младших школьников. Описаны такие приёмы, как «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Тонкие и толстые вопросы», Приём «Кластер», «Лови ошибку», «Синквейн», «Чтение с остановками». Развитие критического мышления у младших школьников позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, например, такой как «умение учиться», то есть умение самостоятельно получать знания, извлекать нужный материал из большого информационного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Оганесян Валентина Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка и литературы»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 1 2 Сергеева Б. В. , Оганесян В. А.

1 Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,

доцент;

2Оганесян Валентина Арменовна / Oganesyan Valentina Armenovna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируются приёмы развития критического мышления младших школьников. Описаны такие приёмы, как «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Тонкие и толстые вопросы», Приём «Кластер», «Лови ошибку», «Синквейн», «Чтение с остановками». Развитие критического мышления у младших школьников позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, например, такой как «умение учиться», то есть умение самостоятельно получать знания, извлекать нужный материал из большого информационного поля.

Ключевые слова: критическое мышление, приёмы развития критического мышления, младшие школьники.

Место современного человека в жизни связано, несомненно, с качеством его образования. Оно является тем стержнем, тем инструментом, который позволит молодому человеку определиться в жизни, найти достойное приложение своим знаниям, умениям. Но сегодняшний день требует их активного применения, такого, чтобы можно было не только решать задачки из учебника, сидя за партой, но и находить верный выход из какой-либо ситуации, жизненной или учебной. Не случайно в Новых Федеральных Стандартах образования одной из составляющих прописана задача формирования универсальных учебных действий.

Основными целями технологии критического мышления являются:

1. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

2. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности;

3. Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма; формирования навыков написания текстов различных жанров.

4. Повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности [1].

Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе урока: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Используются различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагается расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. На этом же этапе урока для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой

12

информации, для постановки учеником собственных целей обучения используются такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками.

Таблица 1. Образец

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

1. В колонку « знаю» внести сведения, известные по этой теме (результаты обсуждения в парах)

2. «Хочу знать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.

3. «Узнал (а)» - при работе с текстом (текст промаркировать «+» - знал (а), «?» -хочу знать, «=» - узнал (а)) найти ответы на поставленные вопросы.

«Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) - демонстрация понимания пройденного.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Таблица 2. Оформление

Тонкие? Толстые?

Кто...? Что...? Когда... ? Может... ? Будет... ? Могли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

В ходе работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Приём «Кластер» Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. Благодаря чему урок превращается в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступили. На стадии осмысления - для структурирования нового учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение.

Прием «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

1. Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

2. Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,

аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Данный приём хорошо использовать на уроках русского языка при изучении таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д. Детям даётся правило, в котором нужно найти ошибки. Использование приёма помогает учащимся лучше запомнить правила, учит их доказывать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Составление синквейна организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Еще одно достоинство этого приёма состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно.

Прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом [1].

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы: во-первых, развитие критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Задумались о технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. О надобности развития критического мышления говорили отечественные педагоги: Л. В. Занков, А. С. Байрамов и другие. Во-вторых, при развитии критического мышления у младших школьников позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, например такой как «умение учиться», то есть умение самостоятельно получать знания, извлекать нужный материал из большого информационного поля. Школьники учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижения нужного результата, сотрудничеству друг с другом и с учителем, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования [2].

Критическое мышление оказывается умелым мышлением, а мастерство является совершенной деятельностью. Чтобы научиться мыслить критически нам следует манипулировать огромным количеством познавательных навыков, объединенных в группы (без этих навыков мы были бы неспособны ни выяснить смысл письменного текста или устного разговора). Важно учитывать все аспекты критического мышления, поскольку в противном случае пренебрежения даже одним из навыков приведет к разрушению процессов.

Литература

1. Загашеев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. / С. Заир-Бек. СПб., 2003. С. 192.

2. Столбунова С. В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С. В. Столбунова // Русский язык, 2003. С. 2-6.

3. Сергеева Б. В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. Москва, 2016. № 1.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сергеева Б. В.1, Токарева В. В.2

1 Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,

доцент;

2Токарева Виктория Викторовна / Tokareva Victoria Victorovna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье раскрыто понятие «здоровьесберегающие технологии», анализируются способы формирования здорового образа жизни младших школьников. Описаны типы здоровьесберегающих технологий: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников, психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, а также работа по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, этапы укрепления и сохранения здоровья, младшие школьники.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов [2].

Обучать без вреда для здоровья - это не задача начальной школы, а обязательное условие её работы, поэтому необходимо широко использовать в своей практике здоровьесберегающие технологии, которые делятся на следующее группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. Рассмотрим подробнее обозначенные технологии:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Окна должны быть снабжены регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, гармонично сочетающимися с цветом стен. Для классных помещений должна использоваться цветовая гамма, создающая теплую, жизнерадостную атмосферу. Мебель в классах должна соответствовать возрастным особенностям детей. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Парты в классах расставляются по номерам: меньшие - ближе к доске, большие -дальше. Для борьбы с вирусными заболеваниями и их эффективной профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.