Научная статья на тему 'Развитие критического мышления на уроках физики'

Развитие критического мышления на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6539
837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИЕМЫ / CRITICAL THINKING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / RECEPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Марина Леонидовна

В работе показано, что критическое мышление эффективнее развивать на уроках физики, так как именно она вносит значительный вклад в умственное развитие человека. Рассматриваются приемы и способы развития критического мышления на уроках физики. Все приемы распределены по отдельным стадиям урока (вызов, осмысление, рефлексия) и проиллюстрированы примерами применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of critical thinking at physics lessons

In the work it is shown that critical thinking to develop at physics lessons as it brings the considerable contribution to intellectual development of the person more effectively. Receptions and ways of development of critical thinking at physics lessons are considered. All receptions are distributed on separate stages of a lesson (a call, judgment, a reflection) and examples of their application are resulted.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления на уроках физики»

УДК 37131 М. Л. ВАРЛАКОВА

Курганский государственный университет

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ____________________________________________

В работе показано, что критическое мышление эффективнее развивать на уроках физики, так как именно она вносит значительный вклад в умственное развитие человека. Рассматриваются приемы и способы развития критического мышления на уроках физики. Все приемы распределены по отдельным стадиям урока (вызов, осмысление, рефлексия) и проиллюстрированы примерами применения.

Ключевые слова: критическое мышление, образовательная технология, приемы.

Наше время требует воспитания человека, способного воспринимать ускоренное развитие техники, владеть компьютерными технологиями, оперативно анализировать информацию, быстро принимать нужные решения. Развитие таких способностей связано с получением соответствующих умений и навыков, в основе которых лежит развитие критического мышления. Получаемую информацию необходимо уметь осмыслить критически.

Таким образом, от учащихся требуется развитое мышление, высокая мобильность, компетентность. Указанные требования связаны с необходимостью формирования и развития критического мышления. Только при достаточно высоком уровне сформиро-ванности такого мышления учащиеся превращаются в самостоятельного, творчески и критически мыслящего субъекта деятельности.

Процесс формирования критического мышления распространяется на все учебные курсы. Значительное количество актуальных методик посвящено развитию критического мышления в преподавании гуманитарных дисциплин. Для того чтобы этот процесс стал комплексным, он должен поддерживаться и в преподавании предметов естественнонаучного цикла. Развитие критического мышления школьников, совершенствование умения мыслить, делать выводы должно стать одной из основных задач при обучении физике. На уроках физики в значительной степени могут формироваться следующие, тесно связанные с критическим мышлением умения:

— ставить новые вопросы;

— анализировать информацию с позиции логики;

— принимать независимые продуманные решения;

— принимать обоснованные оценки;

— применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям;

— занять собственную позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее;

— выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Для эффективного развития критического мышления школьников необходимо включать элементы методики его формирования на каждом уроке. При этом не обязательно урок должен проходить в рамках какой-либо конкретной технологии. Важно чтобы основные приемы и методы использовались регулярно. Их перечень довольно широк.

Основные условия успешности методики — это наличие проблемы, учет различных интересов учащихся, многообразие взаимодействий в процессе решения задачи и потребность в рефлексии.

Применяя элементы технологии развития критического мышления, учитель создает условия для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, И. П. Волкова, И. П. Иванова.

В работе приведены различные приемы развития критического мышления [1] применительно к различным стадиям урока и примеры их применения.

На стадии вызова реализуются приемы, с помощью которых можно выявить остаточные знания учащихся, пробелы в знаниях, умениях и навыках, а также сформулировать те вопросы, которые необходимо узнать и изучить.

На этой стадии используется прием «Мозговой штурм», который активизирует внимание всех учеников. У школьников возникает интерес к предмету разговора. На стадии вызова учащиеся, используя свои предыдущие знания, строят гипотезы и самостоятельно определяют цели обучения на данном уроке. Данный прием помогает развитию коммуникативных умений задавать вопросы различных типов, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Цель этого приема — получить за короткий промежуток времени как можно больше идей, предложений, способов решения поставленной перед учащимися проблемы. Чем больше идей находят ученики, тем больше вероятность того, что среди них найдется оптимальная для решения проблемы идея. На уроках физики мы применяли данный прием при обсуждении следующих вопросов:

— Как тело движется?

— Как происходит кипение жидкости?

— Что такое звук?

Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Данный прием позволяет выяснить, какие знания имеются у учеников по обсуждаемой теме урока. На доске можно собрать все то, что все ученики знают по изучаемой теме в нарисованный на доске значок корзины.

Для развития интеллектуальных умений критического мышления на уроках физики применяется прием «Составление кластера». Кластеры — это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. То есть термин «кластер» можно определить как ассоциативное поле

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

слов, которое формируется при первом взгляде на тему.

Составление кластера дает возможность учащимся свободно и открыто работать над темой, суждением и т.д. Кластер можно использовать на любом этапе урока для стимулирования мыслительной деятельности, систематизации и структурирования учебного материала, индивидуальной и групповой работы в классе и дома. Расширенный кластер можно использовать также на стадии рефлексии для закрепления материала и подведения итогов.

Прием «Маркировочная таблица ЗУХ (З — знаю, У — узнал, Х — хочу узнать)» позволяет протоколировать работу каждого ученика, выделить темы и проблемы, которые предстоит изучить, оценить учащимся уже имеющиеся знания, соотносить, анализировать различные позиции, что является положительной мотивацией к их дальнейшей деятельности.

Эта таблица раскрывает основные стадии урока по технологии критического мышления. Это стадии вызова, осмысления и рефлексии.

На стадии вызова идет актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации и постановка учеником собственных целей обучения.

Учащиеся самостоятельно заполняют столбец «ЗНАЮ». Далее с помощью обсуждения формулируют вопросы по предложенной теме и записываются в столбец «ХОЧУ ЗНАТЬ». Учитель должен подобрать текст, соответствующий заданной теме. Обычно он разбивается на несколько смысловых частей, после изучения каждой заполняется столбец «УЗНАЛ».

Для стадии осмысления используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, дневник двойной записи, развивающая лекция, изложение в паре и др.

Рассмотрим приемы, которые удобно и рационально применять на уроках физики. Прием «Чтение с остановками» удобно использовать при изучении нового материала. Зачитывается или рассказывается текст, при этом делается несколько смысловых остановок. Во время остановок задаются проблемные вопросы. Эти вопросы обсуждаются с классом, или учащимся дается письменное задание.

Прием «Задавание вопросов» играет большую роль для развития критического мышления учащихся. Именно вопрос является началом познавательной деятельности, способствует реализации более эффективной техники диалога. Такой прием целесообразно использовать при коллективной работе (парами или в группах). После проведения данного задания обязательно проводится проверка с последующим обсуждением и оценкой наиболее удачных вопросов.

Прием «Верные и неверные утверждения» позволяет проверить знания фактического материала, оценить суждения и аргументировать свою позицию. Важным здесь является то, что учащийся анализирует несколько точек зрения и выбирает наиболее верную путем логического рассуждения. Дополнительно к этому заданию можно попросить учащихся изложить свои доказательства или предложить спорные утверждения.

Например, утверждение «внутри закрытой каюты корабля можно установить с помощью опыта, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно» не верно.

Прием «Критический отбор материала на заданную тему» помогает учащимся не только ов-

ладеть предметными знаниями, но способствует развитию критического мышления: умениям анализировать информацию с точки зрения соответствия теме, выделять главное, существенное, критически оценивать отобранные материалы, уметь работать с большим объемом информации и хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Стадия рефлексии также реализуется с помощью различных приемов: групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, кластера, дискуссионной карты и т. д. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Прием «Написание эссе» распространен при закреплении определенной темы. Учащиеся критически осмысляют изученный материал. Выявляют те знания, которые они недостаточно усвоили, и еще раз обдумывают данную тему.

Прием «Диалог или дискуссия» также применяется на стадии рефлексии, чтобы обсудить различные точки зрения, привести доказательства, выявить наиболее ценную идею.

В конце каждой изученной темы необходимо подвести итог для конечного закрепления знаний, умений и навыков. Здесь помогает прием «Вывод». Вывод можно делать различными способами, например, сформулировав главную мысль одним предложением, с помощью таблицы или расширенного кластера.

Прием «Составление концептуальной таблицы» предполагает оформление таблицы по нескольким вопросам (проблемам). Он способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления старшеклассников. Иногда этот прием сужают до синквейна, то есть наполовину заполненной таблицей.

В переводе с французского слово «Синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учеников краткого изложения учебной информации. Прием используется для закрепления и рефлексии. Синквейн позволяет выражать свои мысли в свободной форме, но опять же по определенным правилам.

Правила для написания синквейна:

1. На первой строке записывается существительное, которое является темой синквейна.

2. На второй строке необходимо записать два прилагательных, которые будут раскрывать тему синквейна.

3. В третьей строке пишется три глагола, которые описывают действия, относящиеся к теме синквейна.

4. В четвертой строке пишется целая фраза либо предложение, в котором ученик высказывает свое отношение к теме.

5. Последняя строка — это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение ученика к данной теме.

Процедура знакомства с синквейном:

1. Объяснить правила написания синквейна.

2. Привести пример синквейна.

3. Задать тему синквейна.

4. Определить время на данный вид работы.

5. Обсудить варианты синквейнов учеников.

Синквейн для урока «Закон Кулона» состоит из

нескольких строк (табл. 1).

Наиболеечастовстречаемыевметодическойлите-ратуре приемы развития критического мышления — это приемы, используемые при работе с текстом.

Работу с текстом можно разделить на два вида:

Таблица 1

Строки Пример

Слово-существительное, задающее тему. Закон Кулона.

Два словосочетания, характеризующих заданную тему. Крутильные весы, взаимодействие точечных зарядов.

Предложение-вывод, характеризующее тему. Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Одно слово-существительное, которое дает вашу характеристику заданной теме. Закон.

работа с текстом или его фрагментом как таковым в целом и работа с определением или формулировкой закона. В обоих случаях, как правило, речь идет о преобразовании и передаче информации: свернуть — развернуть, довести до сведения учителя и класса.

Примером работы с текстом на уроке физики являются задания из сборника С. А. Тихомировой «Физика в художественной литературе»:

«1. А. П. Чехов. Письмо к ученому соседу

"Вы пишите, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы жили на луне, то заслоняли бы от нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает... Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает?.. Вы немножко ошиблись".

Согласны ли вы с автором письма? Если нет, то почему?»

При индивидуальной работе прием «критический отбор материала на заданную тему» помогает учащимся не только овладеть предметными знаниями, но способствует развитию критического мышления: анализировать информацию с точки зрения соответствия теме, выделять главное, существенное, критически оценивать отобранные материалы, уметь работать с большим объемом информации и хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Прием «проб и ошибок» заключается в переборе принципиально возможных вариантов решения про-

блемы, пока не будет достигнут искомый результат.

Варианты решений должны быть заранее подготовлены учителем. При использовании данного приема развивается способность к оценочным действиям, которая заключается в оценке и выборе одного из многих альтернативных вариантов решения. Развивается гибкость мышления, т.е. способность вовремя отказаться от скомпрометированной идеи или способа решения задачи. Недостатком данного приема является значительная временная продолжительность.

Предлагаемые приемы развития критического мышления учащихся позволяют решать многие задачи курса физики. Опыт учителей показывает, что развитие критического мышления в учебно-познавательной деятельности происходит дифференцированно: на одном уроке — в большей степени, на другом — в меньшей. Это зависит от целей и задач урока, степени критической насыщенности изучаемого материала, уместности использования предложенных выше приемов, субъективного опыта школьников.

Педагогическая технология развития критического мышления появилась сравнительно недавно и использовалась в основном гуманитарными дисциплинами. Мы применили эту технологию к урокам физики, что помогло повысить интерес учащихся к предмету, развить критическое мышление и повысить эффективность обучения.

Библиографический список

1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват.

учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223с. — ISBN 9785-09-019218-7.

ВАРЛАКОВА Марина Леонидовна, аспирантка, старший преподаватель кафедры теоретической и экспериментальной физики, компьютерных методов физики.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.01.2012 г.

© М. Л. Варлакова

Книжная полка

Языкова, Н. В. Практикум по методике обучения иностранным языкам : учеб. для вузов / Н. В. Языкова. -М. : Просвещение, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-09-018296-6.

В пособии представлены материалы для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам». Темы практических занятий, представленных в данном пособии, соотнесены с содержанием теоретического курса методики обучения иностранным языкам. В каждом практическом занятии сформулированы цели изучения темы, даны списки основной и дополнительной литературы, познавательные методические задачи, тестовые задания для самоконтроля и ключи к ним. Четкая структура пособия обеспечивает управление процессом усвоения знаний и формирования методических умений. Пособие предназначено для студентов языковых факультетов классических и педагогических университетов по специальностям 031001 — филология, 050303 — иностранный язык, 022600 — теория и методика преподавания иностранных языков и культур, 520500 — лингвист, бакалавр, 520300 — филолог, бакалавр, а также для учителей иностранных языков и аспирантов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.