Научная статья на тему 'Возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий'

Возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МЕДИЦИНА / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирилина Ксения Олеговна

В данной статье рассматриваются возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свирилина Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий»



SCIENCE TIME

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Свирилина Ксения Олеговна, ВСГАО, г. Иркутск Попова Инга Маркеловна, научный руководитель, старший преподаватель ВСГАО, г. Иркутск

E-mail: kseniya.knyazeva@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности технологии развития критического мышления при формировании общеучебных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: маркетинг, медицина, проблемы экономики.

Современные стандарты образования базируются на системно-деятельностном подходе, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].

Поэтому учителю необходимо использовать педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования стандартов. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских и зарубежных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Данная технология является общепедагогической, надпредметной, то есть используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Что позволяет сделать вывод об эффективности технологии в формировании общеучебных действий, таких как: умение формулировать и задавать вопросы, осуществлять анализ и структурировать информацию, умение осуществлять рефлексию, ставить познавательные цели и так далее.

В основе технологии лежит критическое мышление. По мнению Селевко

SCIENCE TIME

Г.К., критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [8,156].

Д. Халперн определяет критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий человек использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [9]. «Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления» [6].

Заир-Бек С. И. считает, что критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.

Младший школьник, обладая развитым критическим мышлением, умеет работать с разнообразной информацией: находить, отбирать её, формулировать обоснованные выводы и принимать решения, в том числе в условиях учебного сотрудничества [10,46].

Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Какие методы информационного поиска необходимо применить, как структурировать полученную информацию, определять основную и второстепенную информацию, формулировать проблему, выдвигать аргументы, осуществлять библиографический поиск [1,58].

Чтение и письмо - это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процесс критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют проблемы в тексте. А письмо -важнейший инструмент для выражения наших мыслей [3,5].

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Приемы технологии развития критического мышления обладают потенциалом для формирования общеучебных действий.

Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На первой фазе работы с информацией учащийся задается вопросами: «Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?» [5,101]. Что позволяет мотивировать детей на запоминание. Структурируя информацию, большую роль играет обучение детей составлять наглядные опоры, которые тоже влияют на запоминание материала и развивают мышление. Дети учатся делать критический анализ знаний, выделять главное, разбивать по группам, выделять противоречия.

На данной стадии используются такие приемы как кластер, корзина идей, таблицы, верные и неверные утверждения, составляется список известной информации, рассказ-предположение по ключевым словам, перепутанные логические цепочки.

Данные приемы позволяют организовать работу с текстом, систематизировать и структурировать информацию, проводить критический анализ, выделять главное, разбивать по группам, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вопросы и ставить цели. Тем самым обучающиеся овладевают такими общеучебными действиями как поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания.

Например, при составлении кластера, дети пытаются систематизировать имеющиеся знания в виде взаимосвязанных смысловых единиц по отношению к ключевому понятию, которое находится в центре.

Прием «Знаю - Хочу узнать - узнал» - включает в себя работу с таблицей. При изучении темы обучающиеся заполняют первую графу таблицы. После обсуждения полученных результатов для устранения пробелов в собственных знаниях заполняют вторую графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, и заполняют третью графу. Ребята при выполнении такого задания, учатся структурировать свои знания и зону незнания, что позволяет формулировать познавательные цели урока, искать источники получения информации, устно формулировать проблему, осуществлять рефлексию и самоконтроль своей деятельности на уроке.

С помощью приема составления таблицы «тонких» и «толстых» вопросов учащиеся ставят ряд познавательных вопросов, на которые они хотят получить ответы при изучении темы. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующего простого, односложного ответа. В правой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Умение правильно составлять вопросы позволяет младшему школьнику ориентироваться в речевой ситуации, получить необходимую информацию, передавать эмоциональное состояние, излагать свои мысли точно, ясно и понятно для собеседника. Вопрос для ученика выступает средством решения учебных задач [4, 9]. Он «запускает» познавательную деятельность младшего школьника, направленную на поиск путей решения проблемы. Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет [2].

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется широко: как письменный текст, речь преподавателя и видеоматериал.

На данной стадии используются такие приемы как таблица «Плюс - минус - интересно», «инсерт», кластер, бортовой журнал, двойные дневники, таблица "Что? Где ? Когда? Почему?", сводная таблица и так далее.

Основная цель приема «Плюс - минус - интересно» заключается в актуализации эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления, отрицательные стороны явления, а также информацию, которая интересует. Такая форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам, что позволит обучающимся учиться аргументировать свое мнение, задавать вопросы, систематизировать знания.

Бортовые журналы позволяют фиксировать ответы учащихся на поставленные вопросы. В левую колонку таблицы дети пишут то, что им известно по теме (заполняется на стадии вызова), а во второй, что нового узнали из текста.

Прием «Инсерт» предполагает системную маркировку значками текста по мере его чтения, для его эффективного изучения и размышления. Что позволяет учащимся структурировать знания, осуществлять осознанное чтение произведения и его запоминание.

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью

собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [8]. На этой стадии используются такие приемы как кластеры, верные и неверные утверждения, ответы на поставленные вопросы, синквейн и другие.

По данным Заир - Бек С.И. далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому, гораздо больший смысл имеет не поурочное, а тематическое или даже курсовое планирование. По мнению автора, самое важное - создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приемов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Изучение темы может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая -то стадия длится достаточно долго, например, стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок [3,5].

Технология РКМЧП предлагает для выбора целый ряд стратегий, приемов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приемы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными.

Таким образом, приемы технологии развития критического мышления позволяют, во-первых, повысить познавательный интерес младшего школьника к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Во-вторых, формирует умения информационного поиска и работы с информацией. В-третьих, развивает способность к самостоятельной рефлексивной деятельности и осознанному построению речевого высказывания. В-четвертых, формирует умение решать формулировать и решать проблемы.

Таким образом, в технологии развития критического мышления используются различные активные методы обучения, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся. Для того чтобы дети умели применять данные приемы в своей познавательной деятельности необходимо организовать обучение в работе с приемами технологии, так как школьники ещё с ними не знакомы, не знают их специфику, этапы работы и не знают предназначение таких приемов. Овладевая приемами технологии, дети овладевают способами работы с информацией.

В процессе работы над учебным материалом посредством приемов технологии школьники учатся анализировать информацию, разбивать материал на разделы, выделять опорные пункты, составлять логические схемы, структурировать её для того, чтобы запомнить и применить в деятельности. Использование таких способов, для запоминания материала, выступает показателем произвольности.

Обучение формулированию вопросов позволяет школьникам учиться

правильно и точно задавать вопросы, выражать свои мысли и ориентироваться в речевой ситуации, тем самым развивая их связную речь. Обеспечивает осознанное чтение и смысловое запоминание, что очень значимо, так как восприятие еще нерасчлененное и у всех детей разный уровень техники чтения.

Обучение приемам рефлексии дает возможность ребенку корректировать и анализировать свою деятельность, предупреждать ошибки, планировать дальнейшую деятельность, осуществлять самоконтроль.

Таким образом, в процессе обучения приемам технологии РКМЧП ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, самостоятельно добывающий информацию. Мы считаем, что очень важно осуществлять обучение младших школьников приемам технологии развития критического мышления.

При обучении детей приемам технологии развития критического мышления необходимо учитывать этапы формирования действий. Так этапы формирования действий соотносятся с этапами технологии.

Этап подготовки к восприятию нового действия соотносится с этапом «Вызова» технологии, так как на этих этапах происходит постановка учебных задач, создание у учащихся положительной мотивации к овладению новым действием, объяснение значения формируемого действия для жизненной практики, актуализация необходимых знаний и действий, составляющих способ усвоения нового предмета усвоения.

Этап организации восприятия нового действия и этап организации осмысливания соотносится с этапом «Осмысления» технологии развития критического мышления. На данных этапах дети знакомятся со структурой и последовательностью выполнения действия, составляют алгоритм выполнения действия.

Этап организации работы по отработке формируемого умения и навыка и этап применения нового действия соотносится с этапом «Рефлексии» технологии. Обучающиеся отрабатывают структуру и последовательность выполнения действия, осуществляют корректировку действия и его применение.

При использовании приемов технологии необходимо также учитывать возрастные особенности младших школьников, так как в этот период развитие у детей осуществляется неравномерно, это проявляется в скорости и осознанности чтения и недостаточной сформированности навыка письма. Например, для первоклассников необходимо подбирать такие приемы, которые не требуют чтения и письма, и продумывать различные формы организации урока (индивидуальная, парная, групповая, коллективная).

Таким образом, соблюдение этапов формирования действий при обучении приемам технологии развития критического мышления может способствовать эффективному формированию общеучебных универсальных действий.

Посредством овладения приемами ТРКМ младший школьник работает с разными источниками информации, организует свою учебную деятельность, учится структурировать и анализировать информацию, излагать свои мысли и грамотно обосновывать их, ставить цели, осознанно читать и конструктивно решать проблемные ситуации.

Литература:

1. Гиниятуллина, А. А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий- А. А. Гиниятуллина // Методист. - 2011. - №9. - С. 58.

2. Загашев, И. Умение задавать вопросы [Электронный документ]. - Режим доступа: http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html. - Загл. с экрана (26.05.14).

3. Заир - Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2011. - 223с. : ил.

4. Зорина, Т.П. Зачем и как учить младшего школьника задавать вопросы / Т.П. Зорина // Начальная школа до и после. - 2006. - №9. - С. 1.

5. Кузнецова, И. Технология развития критического мышления на уроках литературы / И. Кузнецова // Сельская школа. - 2011. - №4. - С.101.

6. Ноэль-Цигульская, Т.Ф. О критическом мышлении. 2000 [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: //http: //zhurnal. lib.ru/c/ cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml. - Загл. с экрана (21.03.14).

7. Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения [Электронный документ]. - Режим доступа: http://kosimowa-e.narod.ru/ sisemdejatpodhod.pdf. - Загл. с экрана (23.05.14).

8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2-х т. Т. 1. / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - 552 с.

9. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

10. Шибаева, С. Развиваем критическое мышление - С. Шибаева // Учитель. -2012. - №3. - С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.