Научная статья на тему 'Технология критического мышления как средство саморазвития личности'

Технология критического мышления как средство саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина Г. М.

В статье описывается ведущий замысел и главные принципы тех­нологии критического мышления. Кроме того, в статье приведены некоторые приемы развития критического мышления у школьников на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология критического мышления как средство саморазвития личности»

12. Machlup F. Knowledge, its creation, distribution and economic significance. Vol. III. - Princeton: Princeton University Press, 1984.

13. Wiig K. Knowledge Management Foundation. - Arlington: Schema Press, 1993.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

© Сироткина Г.М/

Балабановский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Балабаново

В статье описывается ведущий замысел и главные принципы технологии критического мышления. Кроме того, в статье приведены некоторые приемы развития критического мышления у школьников на уроках математики.

«...По зависимости познания одной вещи от познания другой, ... мы тотчас же можем узнать, не будет ли полезным исследовать сначала что-нибудь другое, что именно и в каком порядке исследовать».

Декарт, Правила для руководства ума.

Правило VI, Избранные произведения.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе образовательного процесса лежит принцип личностно-ориентированного обучения. В связи с этим в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого ученика. Особая роль отводится воспитанию личности, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней возможностей, ее интеллектуально-нравственной свободы. Национальная доктрина образования в Российской федерации говорит о необходимости разностороннего и своевременного развития у детей и молодежи творческих способностей, о формировании навыков самообразования, самореализации личности, а также о формировании трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке. Для успешного решения этой задачи важно научить молодых людей критически анализировать поступающую информацию, формулировать на этой основе аргументированные выводы, творчески применять приобретенные знания и умения в контексте гуманистических ценностей.

♦ Старший преподаватель кафедры Прикладной информатики и математики, учитель математики высшей категории.

На наш взгляд, такой инновацией является внедрение технологии развития критического мышления в воспитательно-образовательный процесс. Под критическим мышлением в данном случае понимается не критиканство, а проявление детской любознательности, выработка собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Основоположниками ТРКМЧП стали американские ученые, большой вклад в ее развитие внесли ученые российские. Технология предлагает новые способы работы, дающие отличные от прежних результаты, изменяет сами цели обучения (это не сумма знаний, а потребность в самообразовании). Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.

Эти целевые установки не могут быть достигнуты без уточнения и пополнения знания о природе критического мышления, а также о приемах и средствах его развития, в том числе в процессе обучения математике. Сложившаяся социальная ситуация потребовала педагогического переосмысления роли и механизмов критического мышления учащихся.

При реализации внедрения технологии критического мышления необходимо решить следующие задачи:

- развивать аналитические способности учащихся;

- учить грамотно выражать свои мысли устно и письменно;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- способствовать повышению самооценки учащихся, создавая ситуацию успеха;

- развивать творческие способности.

Инновация технологии заключается в том что, мы не вкладываем в головы учеников «определенную сумму знаний», а развиваем аналитические способности, повышаем самооценку, формируем навыки самостоятельности. Все это формирует потребность в постоянном самообразовании, саморазвитии.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Данная технология может помочь решить следующие проблемы:

- раскрытие потенциальных возможностей учащихся на основе гуманизации преподавания и введения коммуникативных методов обучения;

- развитие критического мышления через предметную область;

- активизация мыслительной деятельности учащихся в русле новой модели урока.

По ориентации на личностные структуры технология развития критического мышления выступает как операционная технология саморазвития, в результате функционирования которой идет формирование способов умственных действий и самоуправляющих механизмов личности.

Способы умственных действий классифицируются следующим образом:

1. по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2. по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент и др.;

3. по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4. по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические) и разумно-теоретические.

Преобладающими методами технологии развития критического мышления является проблемно-поисковый и сознательно-коммуникативный.

Согласно классификации методов Ю.К. Бабанского на основе целостного подхода к процессу обучения проблемно-поисковый метод отражает один из основных аспектов критического мышления и относится к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Основной целью применения данного метода является не только формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков, но и достижение высокого уровня умственного развития, развитие способностей к самообучению, самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию, формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности. Мы полагаем, что основной среди указанных характеристик является самостоятельность, т.к. на основе именно этого качества формируются и развиваются всевозможные «самоспособности». Но быть самостоятельным, на наш взгляд, невозможно без продуктивно-критического отношения к окружающей действительность с ее изобилием информации и насаждаемыми мнениями авторитетов. Поэтому считаем, что критичность неразрывно связана с самостоятельностью и является ее основополагающим элементом наряду с базовыми компетенциями и познавательной активностью личности.

Сознательно-коммуникативный метод предполагает тщательный отбор коммуникативных ситуаций (ситуации общения) со стороны преподавателя и их «актуальное осознание» (А.Н. Леонтьев) со стороны учащегося. Критическое мышление тесно связано с коммуникативностью, т.к. «есть мышление социальное» (Д. Клустер), и не может функционировать вне коммуникативной ситуации, без наличия коммуникантов. коммуникативность

следует понимать как установление социальных контактов, «приобщение личности к духовным ценностям других народов - через личное общение» (И.Л. Бим), чтение и письмо. Признаком реальной коммуникативности считается информативность высказывания, выражение собственного мнения, которые позволяют учащемуся выразить себя как личность.

По категории обучающихся технология развития критического мышления является массовой, рассчитанной на любого учащегося. По содержанию модернизации и модификации существующей традиционной системы, мы считаем, что данная технология направлена, в первую очередь, на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся, хотя структура, методы и приемы ее таковы, что можно говорить о том, что в ее основе заложен принцип методического совершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

На уроках рекомендуется использовать некоторые общеизвестные приемы развития критического мышления, которые позволяют оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Конечно, урок требует рассудительности и строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. В этом случае учитель становится помощником в работе ученика, организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.

Первый прием, который использует учитель, - «Корзина» идей, понятий, имен... - нацелен на организацию индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Использование данного приема позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

«Составление кластера» (в переводе с англ. «кластер» - пучок, созвездие). Смысл данного приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления - для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии - для подведения итогов того, что учащиеся изучили; или в качестве стратегии урока в целом. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Следующий прием - «бортовой журнал». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что нового я узнал из текста по данной теме?

Прием «Написание эссе», суть которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю», является необычным для уроков математики, однако очень действенным. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Прием «Пометки на полях» технически достаточно прост, так как позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. С помощью маркировочных знаков, в тексте отмечается информация, которая уже ученику известна, новая информация и та, которая требует от учащегося дополнительных сведений. Прием «Пометки на полях» требует от ученика активного и внимательного чтения. он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Прием «Написание синквейна» в переводе с французского слово «синк-вейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово - существительное (это и есть тема синквейна); на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме; последняя строчка - это слово-резюме, которое, позволяет выразить к ней личное отношение.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Конечно это не весь перечень используемых приемов технологии развития критического мышления, т.к. учащиеся не обладают достаточным багажом знаний для собственных утверждений, главное - эти приемы действенны. они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приемов технологии развития критического мышления дает возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своем развитии, ТРКМ - это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально. Технология развития критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого участника образовательного процесса.

Список литературы:

1. Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. -2004. - № 6. - С. 98-113.

2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фи-лософско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. -С. 19-27.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003.

4. Заир-Бек С.И., Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

5. Занина, Л.В. Научно-методическое обеспечение реформирования педагогического образования 90-х гг.: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2001. - 212 с.

6. Курс на развитие / Сост. Н.В. Никулина, Э.К. Ахмадишина. - Калуга, 2009.

7. Математическое открытие / Дж. Пойа. - М., 1970.

8. Мозг на 100%. Интелект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсивтре-нинг по развитию суперспособностей. - М., 2009. - 334 с.

9. Мониторинг инноваций в образовании калужской области: исследования и результаты / Н.В. Никулина, Т.В. Иванова и др. - Калуга, 2008.

10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. -2006. - 198 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НЕПРЕРЫВНОМУ

профессиональному образованию

© Фирсов В.Л/

Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

В статье выявляются наиболее значимые дидактические, психолого-педагогические и организационно-педагогические условия, делающие процесс формирования готовности студентов к непрерывной профессиональной подготовке более эффективным и качественным.

Сложность процесса формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию определяет необходимость выполнения совокупности определенных общих требований, дидактических,

♦ Аспирант кафедры Психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.