Педагогическая мастерская
Постнова С.А.,
г. Дмитров
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ
критического мышления с использованием СРЕДСТВ ИКТ в учебно-воспитательном процессе
(на примере уроков истории)
j
«В той мере, в которой историк принимает свидетельство авторитета и считает его исторической истиной, он, очевидно, теряет право называться историком».
(Англ. историк Р. Коллингвуд)
Актуальность исследования:
Одним из актуальных направлений, разрабатываемых современной педагогической наукой, является проблема критического мышления. Она обусловлена, прежде всего, тем, что огромный поток информации самого разного свойства и качества заставляет так или иначе использовать стратегии и технологии, которые ещё 10-15 лет тому назад были бы совершенно не востребованы и которые, коротко можно назвать критическим стилем мышления.
Социальный заказ современного информационного общества школе определяет требование к учителю - сформировать личность, способную перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума, адаптироваться к новым условиям, самообу-чаться, занимать активную жизненную позицию.
Сегодня, педагоги, ставя главный вопрос о том, как лучше всего подготовить учащихся к демократической жизни, понимают, что важно не только изучение предметного содержания, но и его аналитическое переосмысление. Другими словами, целью современного образования является создание таких педагогических структур и технологий, при которых учащиеся научатся критически и творчески мыслить.
Объект исследования: образовательный процесс, ориентированный на формирование и развитие мыслительных навыков учащихся в ходе усвоения новых знаний и их применения.
Предмет исследования: понятие о критическом мышлении учащихся и педагогических способах его формирования в синтезе с ИКТ в процессе изучения курса истории и обществознания.
Гипотеза: на усвоение содержания понятия критического мышления и процесса формирования виляет два главных фактора:
- педагогически правильно организованный процесс развития и социализации личности (социум, семья, улица, СМИ, книги, религия, идеология);
- целевая установка на формирование критического мышления в учебно-воспитательном процессе,
путем систематического применения технологии проблемного обучения, усиления внимания к формированию умений и навыков критического мышления.
Задачи исследования:
1. Раскрыть педагогическое содержание критического мышления, уяснить роль и место критичности и самокритичности ума учащихся в педагогическом процессе.
2. Определить критерии оценки уровней критического мышления в процессе обучения и педагогические способы их изменения.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по эффективному формированию критического мышления учащихся старших классов на материале курса истории в синтезе с информационно- коммуникационными технологиями.
4. С учетом полученных результатов разработать, обосновать и внедрить в практику вариант оптимальной модели формирования критического мышления учащихся.
Психолого-педагогический аспект формирования критического мышления в учебновоспитательном процессе
Задачей современной школы является подготовка к жизни и воспитание цивилизованного человека. Этого нельзя достичь, только наделив ребенка определенным набором знаний о человеке и окружающем его мире. Гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется.
На историю всегда возлагались задачи нравственного воспитания личности, формирования патриотизма и гражданской ответственности.
Традиционно учебная деятельность школьников на уроках истории в недавнем прошлом носила репродуктивный характер - школьники ориентировались на воспроизведение прочитанного в учебнике и сказанно-
94
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
го учителем. Сегодня школа должна способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире. Современное школьное историческое образование должно способствовать формированию качеств гражданина демократического общества: толерантности, инициативности, ответственности и т.д.
Следовательно, учитель должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы с информацией.
Что же мы понимаем под критическим мышлением, концепция которого должна занимать одно из центральных мест в новой парадигме личностноориентированного обучения?
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Когда занятие состоится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как собственные.
Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением -это словно подтверждает нашу правоту.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, возможные иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное решение логичнее и рациональнее прочих.
Всякая аргументация содержит в себе три основные элемента.
Центром аргументации, главным её содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами лежит элемент четвёртый: основание. Основание - это некая посылка, точка отсчёта, которая является общей для оратора и его аудитории и которая даёт основание всей аргументации.
Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.
Аргументация выигрывает, если учитывать существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Критическое мышление - это не отрицающее мышление, а мышление самостоятельное, творческое, мышление личности.
Следует выделить основные свойства критического мышления:
1) рефлексивность (умение работать не только со знаниями, но и с собственными способами получения знаний);
2) прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
3) субъектность («личност-ность» получаемого знания, при-своенность его учеником, встроен-ность в систему опыта).
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
95
Педагогическая мастерская
Для формирования критического мышления необходимо применять деятельностный подход, предполагающий следующие формы работы:
1. Активное внедрение диалогических форм общения ученика и учителя (совместное с учителем обсуждение проблем).
2. Проблемность должна определять как содержание образования, так и способы обучения.
3. Работа с историческими источниками.
4. Решение нравственных проблем на базе исторического материала.
5. Установление исторических параллелей.
6 .Обсуждение проблем в группах.
7. Знакомство с различными точками зрения на события (элементы историографии - необходимый компонент курсов истории в старших классах).
8. Изучение дополнительной литературы - учащимся необходимо обретать навыки самостоятельного поиска и анализа материала; ученикам нужно давать задания подготовить доклад, написать реферат и т.п.
9. Изучение исторических личностей - нужно составлять социально-исторические портреты; политические биографии.
Творческие сочинения учащихся могут стать одной из форм контроля усвоения материала. Однако нужно помнить, что, когда мы работаем с субъективным опытом ребенка, мы не имеем права ставить ему «неуд».
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Технология представляет систему конкретных методических приемов. Она может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
Технология развития критического мышления, является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д .Стилл, С. Уолтер.
С 1996 года данная технология распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.
В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:
S образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
S культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;
S информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
S социальной компетентности: формирования
коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность стратегий и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.
Важной характеристикой технологии является ее возможность воспроизводить на уровне педагогического процесса и педагогических результатов. Традиционная образовательная модель не обладает достаточно широкими возможностями в формировании навыков мышления и рассуждения и очень мало способствует выработки умений рассуждать логично, критично, аргументировать высказывание и вести диалог. Приобретаемые к концу обучения навыки разумного рассуждения, недостаточны для полноценного функционирования человека в современном обществе, в условиях постоянно и быстро изменяющего окружающего мира.
В нормативных документах и федеральных программах отражены новые аспекты социального заказа. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в «Концепции формирования информационного общества в России» и в федеральных программах отмечено, что современный школьник должен стать активной, созидающей, творческой личностью, уверенно владеющей информационнокоммуникационными технологиями
Существует множество классификаций ИКТ, применяемых в педагогической практике, которые можно разделить на 2 группы:
• технологии, построенные на основе универсальных ИКТ - программирование, электронные процессоры, графические, текстовые редакторы, и т. д;
• технологии, специально разработанные для обучения - обучающие программы.
Возникают вопросы, каковы основные направления использования ИКТ в учебном процессе, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному?
Исследуя тему, делаю соответствующие выводы, что ИКТ целесообразно использовать при:
• изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
96
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
• закреплении изложенного материала (тренинг -разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
• применении системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
• организации самостоятельной работы учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы.)
• возможности отказа от классно-урочной системы: проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание WEB-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернеттехнологий;
• тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
К преимуществам использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением можно отнести следующее:
S информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
S компьютер позволяет существенно повысить мотивацию школьников к обучению.
S ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
S использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
S ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность школьникам наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Принятие информации происходит в процессе осмысления, причем этот процесс осуществляется не только в отношении предложенной к изучению информации, но и в отношении совершаемых учащимися действий или операций.
Применение образовательной технологии развития критического мышления в синтезе с ИКТ связано с её особенностями.
Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернете, так и при обработке информации дискретного потока -обучении чтения учебного и научного текста. Логикоинформационный подход один из элементов научной концептуальной основы данной технологии обучения. Критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.
Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематиза-ционная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока в компьютерном классе.
Проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии обучения способствует процессу присвоения знаний. Представление информации на экране компьютера является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, т.е. это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышлении.
Технология развития критического мышления предлагает четкую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.
Технология обучения способствует развитию умственной самостоятельности учащихся:
S наличие логически связанной системы предписаний, ведущей от целей к задачам и результатам, предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе;
S усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их самостоятельно использовать, модифицировать их и находить новые приемы.
Данная образовательная технология предоставляет возможность учителю не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.
Информационные технологии Технология развития критического мышления Возможная интеграция:
Функции: Функции:
1) доступ к информационному полю 1) организационная 1) средств обучения
2) поиск информации 2) концептуальная 2) технологий обучения
3) обработка информации 3) обучающая
4) хранение информации
5) передача информации
Схема. Функции информационных технологий в процессе синтеза.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
97
Педагогическая мастерская
Проследить функции новых информационных технологий и технологии развития критического мышления в их синтезе можно на схеме.
Эффективность обучения через образное восприятие, в сочетании с компьютерными возможностями, значительно возрастает. Информационнокоммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, дают возможность учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, такие как: текстовые, звуковые, графические, аудио- и видеоматериалы.
В связи с этим изменяется также содержание деятельности учителя; он перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
Особенности использования технологии развития
критического мышления на уроках истории
В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой. Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление»- часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Стадия (фаза)
Задачи
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Вызов
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома
- актуализация имеющегося опыта и знаний по обсуждаемой теме урока;
- Составление списка «известной» информации (корзина «идей»), рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т. д.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Постановка прямого вопроса о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Обмен информацией в парах или группах (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, ученики должны выяснить, совпадения и разногласия имеющихся представлений.
4. Составление списка идей.
5. Все сведения - получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
в виде тезисов записываются учителем в «корзине» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В нее можно записывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Осмысление -Активное получение новой - Активная работа с изучаемым Методы активного чтения:
информации текстом - маркировка с использованием
- осмысление новой инфор- значков
мации - ведение различных записей типа
- Соотнесение новой инфор- двойных дневников, журналов,
мации с собственными зна- кластеров,
ниями - поиск ответов на поставленные в
- Отслеживание процесса по- первой части урока вопросы и т. п.
знания и собственного пони-
мания.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа), индивидуальная и групповая работа, критический и сравнительный анализ и синтез.
98
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
рефлексия. - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. - поиск тем и проблем для дальнейшей работы(«новый вызов») - попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинноследственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация «устных» и «письменных круглых столов»; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ; - исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
Творческая работа, анализ, интерпретация и т. д. полученной информации, работа индивидуальная - в парах - в группах. Живой обмен идеями.
Тема урока в курсе « История России XIX века» Россия в н. XIX века. Либеральные начинания в царствование Александра I
Цели урока:
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социальнополитической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа, постановки и разрешения проблем; обогащение и усложнение исторического словарного запаса учащихся
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции, развития умений оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Для работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек.
Предварительная подготовка: Сообщение
учащегося на тему «Александр I - воспитание и черты характера», «Светило российской бюрократии -М.М. Сперанский».
Новые понятия и даты: «Негласный Комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет - 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М.Сперанского; 1801-1825 - прав-
ление Александра I; 1803 - указ о вольных хлебопашцах; 1801-1811 - преобразование органов центрального управления.
Оборудование:
1. Учебник: О. В. Волобуева, В. А. Клокова и др. Россия и мир 10 класс
2. Дополнительный материал «Александр I. Характеристика личности”.
3. Портреты Александра I , Н.Н. Сперанского
4. Задания для групповой работы.
На доске, под портретом Александра I - эпиграф урока:
«Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей»
(А.С. Пушкин)
1 этап урока - вызов.
В 1801 году русским императором стал Александр I, старший сын Павла I.
Личность Александра I всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба», - писал о нем П. А. Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца».
В силу особенностей исторического развития, государственного и общественного устройства России внутриполитические преобразования могли осуществляться только при содействии самодержцев. Следовательно, в условиях абсолютной монархии в России XIX века определяющим фактором, влияющим на внутриполитические мероприятия в стране, была личность императора.
Доклад учащегося: «Александр I - воспитание, черты характера» (см. Дополнительные материалы к уроку, I).
Во время выступления докладчика учащиеся делают пометки с использованием маркировочных знаков: знаю - V, новое знание +, непонятно?
Учащиеся класса делятся на три группы. Удобно использовать деление по рядам.
Задание 1 группе. Ответьте на вопрос:
- Вспомните, какие события повлияли на характер внутренней политики императора Александра I.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
99
Педагогическая мастерская
Дворцовый переворот 11 марта 1801 года и убийство отца Павла I,отсюда чувство собственной незащищенности императора Александра I, его страх стать жертвой очередного переворота.
- Какие идеи были положены в основу воспитания Александра I его бабкой Екатериной II? Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?
- Либеральные идеи, воспитатель Александра -республиканец Лагарп и т.д.
Задание 2 группе
Составление схемы государственного управления в России на рубеже ХУШ-Х1Х вв, назвать особенности политического строя России.
Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX в. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.
• 90% населения Российской Империи - это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство;
• слабое развитие промышленности вследствие существования крепостного права. Крепостные находились в собственности помещика, поэтому количество наемных рабочих было невелико;
• в составе экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, сало, пенька, лес.
Задание 3 группе
- Укажите те факторы (условия), которые, по вашему мнению, способствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.
(Развитию экономики способствовали:
районная специализация; отходничество крестьянства, появление капиталистых крестьян; развитие товарно-денежных отношений.
Развитию экономики препятствовали:
крепостное право; экстенсивное земледелие; медленное развитие промышленности; преимущественно натуральный характер крестьянского хозяйства.)
Учащиеся в группах формулируют важнейшие проблемы России в данный период.
Выявленные проблемы по результатам работы групп и общего обсуждения оформляются на доске в виде кластера.
2 этап - осмысление «Негласный комитет»
Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.
В это время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции.
Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей - племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов - сын
одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра I члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вреде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.
Первыми мероприятиями Александра I стали:
• манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».
• Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.
Меры по крестьянскому вопросу:
• 1801 г. - право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
- О чем свидетельствует данная мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на владение населенными землями. Землю, по указу, можно было получить только без крестьян. Но теперь собственниками земли могли стать купцы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиком на волю, все, кроме помещичьих крестьян.)
• запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом
«Продается свора собак и при них доезжачий»,
«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».
- Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
- Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления. {Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не «продается», а «отдается в наймы».)
• Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.
• Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
• Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
Запись в тетрадях:
1803 г. - указ о вольных хлебопашцах.
Работа с документом
Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.
100
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли <...> то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.
<...> если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.
Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <.>
Крестьяне, опущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою <...> оброчных денег в казну не платят.»
(ПСЗ, Т. XXVII.)
Беседа по вопросам к документу:
- Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?
- К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?
- Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?
- Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа. (Реальные результаты издания указа 1803 г. были незначительны: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян (мене 0,5%). Всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось около 1,5%. Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола тогда составляю около 400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е. 15-20 годовых оброков.)
Реформы М. М. Сперанского
Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский.
Сообщение учащегося: «Светило российской бюрократии М.М. Сперанский»
Поручая М. М. Сперанскому составление плана государственного преобразования России, Александр I передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречал с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. {История России XIX- начала XXвв. М, 1998. С. 38.)
Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию
сословного строя России и государственного управления.
Задания группам
Группа №1
Ознакомьтесь с текстом учебника. Выполните следующее задание: Вспомните идеи Просвещения XVIII в.
- Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?
- Какое учреждение представляло законодательную власть?
- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов?
Исходя из ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, какими правами наделялось население страны.
Группа №2
Ознакомьтесь с текстом учебника. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту?
б) представители какого сословия по проекту были ограниченны в правах?
в) какие права получили бы эти сословия?
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №3
Ознакомьтесь с текстом учебника. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Из воспоминаний Д.Н. Рунича: «Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим»
- Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства? (В первую очередь потому, что наделение крепостных крестьян гражданскими правами - личная свобода, право занятий, передвижений, заключение имущественных сделок и т. д. - означаю отмену крепостного права.)
В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
101
Педагогическая /мастерская
Работа со схем ой «Реформа высших органов власти».
- Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
- Чем министерства отличались от коллегий?
(Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось восемь министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), /министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитет министров.)
- Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? (Появился Государственный Совет, не появилась - Государственная Дума)
Работас источником
Из манифеста об образовании Государственного совета: «...Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых...»
- Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?
- Сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?
Задание группам.
В манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять народом «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
Значит ли это обещание, что Александр I стремился продолжить политику «просвещенного абсолютизма» Екатерины II?
Используя материал «Либерал» на троне» (§41, п. 2; с. 303—305), приведите факты, подтверждающие ваш ответ.
Правление Александра I рассматривается, как правило, не столько сквозь призму реально проведенных мер и реформ, сколько с точки зрения намерений и желаний царя.
С целью заострить внимание школьников и повысить их интерес к проблеме реальных преобразований чередующихся с проектами, которые так и не были воплощены в жизнь, десятиклассникам следует предложить отдельное задание по сопоставлению того, что удалось и чего не удалось реализовать императору Александру I.
Кроме того, выполнение данного задания поможет систематизировать знания учащихся по этому вопросу. Данная работа позволяет также развивать у ребят следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, Возникает потребность в поиске дополнительной инфор-мации,что может стать и частью домашнего задания.
Задание. На основании информации учебника заполните таблицу.
Замыслы, проекты Александра I Реальные преобразования
Негласным комитетом обсуждались проблемы введения в России конституционной монархии и решение крестьянского вопроса. Проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой». Проект реформ М.М. Сперанского. Проект конституции «Государственная уставная грамота Российской империи» (составлен Н.Н. Новосильцевым). Проект решения проблемы крепостного права в России (составлен А.А. Аракчеевым). Восстановил отмененные Павлом I привилегии дворянства; разрешены деятельность частных типографий, ввоз иностранных книг, свободный выезд русских подданных за границу. Восстановил статус Сената как высшего административного и судебного органа. Учреждены министерства вместо коллегий. Создан Государственный совет. Дарована конституция Царству Польскому. Указ о «вольных хлебопашцах» (1803 г). Отмена крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (1816-1819 гг.). Создание военных поселений. Реформа в области образования: создана единая система образования; открыты лицеи и пять новых университетов; принят либеральный университетский устав и др.
- Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?
102
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
3 этап урока — рефлексия
проводится в виде написания синквейна. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
• На первой строчке записывается одно слово -существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по-возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синк-вейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Примеры синквейнов, подготовленных учащимися
Александр Мыслящий, наивный Мечтает, планирует, но не осуществляет Он - сфинкс, не понятый до гроба Он самодержец Сперанский Умный, мечтающий Планирует, разрабатывает, стремится Он мечтает о свободе в России Напрасно
Домашнее задание: Учебник § 41, вопросы и задания.
Заключение
«Критическое мышление - это специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленной в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам, включающей специфические процедуры и способствующей смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к разнообразным проявлениям мира и его продуктивному преобразованию». Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить -значит сомневаться. Критичность мышления является одним из основных показателей его креативности. Быть личностью и не обладать критическим мышлением невозможно.
Технология развития критического мышления - это качественный инструментарий, это дорога к самообразованию и самореализации, это возможность построить учебный процесс в режиме партнерства и т.д. Технология развития критического мышления - один из путей выхода от формационного подхода в преподавании истории к цивилизационному и культурологическому.
Вербицкий А.А.,
д. пед. наук, профессор
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД:
проблемы и условия реализации
Источники нового в образовании и условия реализации
В связи с внедрением в систему образования ком-петентностного подхода стоит обсудить более широкий вопрос об источниках нового - эволюционного, либо революционного, реформаторского (модернизация окажется где-то «посередине»). Известны три источника нового в образовании:
1) эмпирический опыт воспитателей, учителей, преподавателей;
2) развитая педагогическая (психологопедагогическая) теория;
3) решения органов власти и управления.
Система общего и профессионального образования исторически развивается соответственно изменениям производства, общества и самого человека, а также в результате процессов саморазвития образовательной системы. Непосредственными источниками выступают инновационный педагогический опыт и соответствующая ей педагогическая теория. При этом нормальным развитием образовательной
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
103