Научная статья на тему 'Стратегии развития банков: место мелких и средних банков с неразвитой филиальной сетью'

Стратегии развития банков: место мелких и средних банков с неразвитой филиальной сетью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / БАНКОВСКИЕ СТРАТЕГИИ / РАЗВИТИЕ БАНКОВ / COMMERCIAL BANKS / BANK STRATEGY / DEVELOPMENT OF BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Д. Э.

В статье рассмотрены две основные группы стратегий, реализуемых российскими банками: внешнеориентированная и внутреннеориентированная. Отдельно исследована деятельность мелких и средних коммерческих банков, не имеющих развитой филиальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of development of banks: place of small and average banks with non-developed branch network

The article considers two main groups of strategies performed by the Russian banks: external-oriented and internal-oriented. Activity of small and average commercial banks which do not have developed branch network is investigated separately.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития банков: место мелких и средних банков с неразвитой филиальной сетью»

УДК 336.1

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВ: МЕСТО МЕЛКИХ И СРЕДНИХ БАНКОВ С НЕРАЗВИТОЙ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ

© Д.Э. Галкин

В статье рассмотрены две основные группы стратегий, реализуемых российскими банками: внешнеориентированная и внутреннеориентированная. Отдельно исследована деятельность мелких и средних коммерческих банков, не имеющих развитой филиальной сети.

Ключевые слова: коммерческие банки; банковские стратегии; развитие банков.

В настоящее время большинство российских банков тяготеет к одной из двух доминирующих стратегий развития, по-разному позиционирующих их на рынке, отводящих им различную роль в российской экономике.

Сутью первой стратегии, которую условно можно назвать внешнеориентированной. является аккумуляция дешевых ресурсов корпоративного сектора, преимущественно экспортноориентированного, и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие небольшой, но стабильный доход (депозиты, кредиты, государственные ценные бумаги и т. п.) [1].

Сутью второй стратегии, которую мы назовем внутреннеориентированной, является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков (в форме как прямого кредита, так и через покупку их обращаемых долговых обязательств), опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны [2].

Внешнеориентированная стратегия. Предпосылками позиционирования банков в рамках данной стратегии являются [1]:

- преобладание среди клиентов предприятий экспортноориентированного сектора и фирм-нерезидентов (статистически это проявляется в высокой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий в этих банках - от 55 до 100 %);

- развитая международная корреспондентская сеть, особый статус по операциям с нерезидентами и прочие условия, обеспечивающие конкурентные преимущества при проведении внешнеэкономических расчетов;

- низкий (менее 2 % от активов, в годовом выражении) уровень расходов на аппарат управления, т. е. на оплату труда, что связано с эффектом «экономии на масшта-

бах», небольшим числом филиалов или другими причинами.

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк, крупнейшие банки, не имеющие развитой филиальной сети, и большая часть банков, подконтрольных нерезидентам.

Для клиентуры этих банков, главным образом, экспортноориентированных сырьевых предприятий, характерно наличие значительных финансовых накоплений и отсутствие значимого спроса на краткосрочный банковский кредит. Отсюда обслуживающие их банки, как правило, сталкиваются с проблемой «избытка ресурсов».

Вместе с тем, учитывая дешевизну привлеченных средств (остатки на расчетных счетах предприятий фактически бесплатны), а также низкий уровень затрат на аппарат управления, данные банки могут не утруждать себя поисками размещения средств в относительно доходные, но рискованные инструменты (кредиты и займы на внутреннем рынке). К тому же развитые корреспондентские сети, опыт работы на зарубежных рынках вполне позволяют этим банкам эффективно и с минимальным риском размещать средства в иностранные активы - хотя доходность таких операций сравнительно невелика [3].

Как следствие, формируется своеобразная структура активов, характеризующаяся низкой долей работающих активов - кредитов и ценных бумаг (в среднем 40 %), в т. ч. кредитов и займов предприятиям (в среднем 25 %). При этом поддерживается завышенная доля малодоходных ликвидных активов (в среднем 52 %), большая часть которых размещается за рубежом (в среднем 46 % активов) [4].

По отношению к реальному сектору эти банки, как правило, выступают в качестве

чистого заемщика (объем привлечения средств от предприятий превышает объем кредитования), направляя аккумулируемые внутри страны избыточные ресурсы на финансирование «остального мира».

Внутреннеориентированная стратегия. Данную стратегию в основном реализуют банки, характеризующиеся следующими особенностями [2]:

- значительной долей в клиентуре предприятий внутреннеориентированного сектора (статистически это проявляется в низкой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий - от 0 до 45 %);

- облегченным, в силу различных институциональных причин, доступом к ресурсам населения;

- высокой «персоналоемкостью», обусловливающей значительный уровень аппаратных расходов - более 2 % от активов (в годовом выражении).

В рамках этой стратегии позиционируются Сбербанк РФ, банки с развитой филиальной сетью и большая часть средних и мелких банков.

Предприятия-клиенты этих банков имеют устойчивую потребность в банковском кредите, сталкиваясь с недостатком собственных средств для формирования оборотных активов. Это обеспечивает банкам каналы доходного размещения средств, одновременно ограничивая возможности задействования клиентских ресурсов. В итоге, эти банки выступают в качестве чистых кредиторов реального сектора. Так, кредиты и займы нефинансовым предприятиям составляют в среднем 42 % их активов (а в целом работающие активы - 65 %). В то же время средства, привлеченные от предприятий, включая выпуск векселей - всего 32 % их пассивов. Таким образом, чистое кредитование реального сектора составляет около 10 % активов [4].

Благодаря определенным конкурентным преимуществам на рынке вкладов физических лиц данные банки имеют возможность привлечь ресурсы для чистого кредитования реального сектора (средняя доля вкладов населения в пассивах этих банков составляет 29 %). Однако это ведет к удорожанию их пассивов: ведь депозиты населения - сравнительно дорогой ресурс.

Высокая стоимость привлеченных средств и значительные расходы на аппарат

управления компенсируются относительно высокодоходным размещением активов на внутреннем рынке. Это, правда, сопряжено с более высоким уровнем рисков.

Ключевая роль этих банков в экономике -перераспределять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а также обслуживать межрегиональные и внутрирегиональные расчеты. Что касается обслуживания международных расчетов, то здесь позиции этих банков более скромны. Индикатором этого служит низкая доля иностранных активов в их активах - в среднем всего 5 % [5].

С точки зрения самих банков, ни одна из рассмотренных стратегий не является более предпочтительной: достоинства каждой

уравновешиваются ее недостатками. Так, в целом более высокий уровень прибыльности банков, работающих в рамках внутреннеориентированной стратегии, уравновешивается более высоким уровнем их рисков.

Однако для поддержания процесса экономического роста требуется сдвиг российской банковской системы в пользу внутреннеориентированной стратегии, поскольку только в ее рамках можно обеспечивать эффективную трансформацию национальных сбережений в инвестиции.

Анализ деятельности различных институциональных групп банков показывает, что возможность такого сдвига будет определяться тремя факторами [6]:

1) развитием филиальных сетей банков;

2) политикой четырех-пяти крупных, принадлежащих нефтегазовым компаниям российских банков, являющихся в настоящее время мощнейшими каналами оттока капитала из страны;

3) расширением слоя банков с диверсифицированной клиентской базой, объединяющей предприятия различных секторов, которое может произойти только за счет разрушения института «карманных» банков («банков одного клиента»).

Рассмотрим отдельно деятельность средних и мелких банков с неразвитой филиальной сетью.

Это самая многочисленная группа. Здесь сосредоточено 90 % всех российских банков (более 1,1 тыс.), на которые, правда, приходится всего 19 % активов банковской системы. В группу входят банки с величиной ак-

тивов менее 160 млн долл. Средний размер банка группы - 17 млн долл. Пропорция московских и региональных банков в группе -приблизительно 50 на 50, а вот по совокупным активам «перетягивают» московские банки: на них приходится 70 % активов. Иначе говоря, в Москве даже мелкий банк -крупнее [5].

Многочисленность данной группы обусловливает ее разнообразие: здесь можно встретить самых фантастических представителей банковского мира. Тем не менее просматривается образ некоторого типичного небольшого банка, для которого характерны следующие черты.

Клиентура мелких и средних банков -преимущественно предприятия внутреннеориентированного сектора. Это проявляется в низкой доле валютных счетов: 19 % от общего объема средств предприятий.

Низкая доля иностранных активов - 12 % -обусловливается не только профилем клиентуры, но отчасти чисто «техническими» причинами - невозможностью для многих мелких банков получить генеральную лицензию из-за недостаточной величины капитала.

Для региональных банков этой группы характерна довольно высокая доля вкладов населения в привлеченных средствах (20 %), что обусловлено зачастую олигопольным положением этих банков на местных рынках частных вкладов (типичная ситуация: на весь город - отделение Сбербанка и один небольшой коммерческий банк) [4].

Для осуществления международных и межрегиональных расчетов небольшие банки активно используют корреспондентские отношения с многофилиальными московскими банками и Внешторгбанком. Соответственно, поддержание остатков на счетах и депозитах в других банках отвлекает заметную долю ресурсов: средства, размещенные в других российских банках, составляют около 12 % активов небольших банков (с учетом банковских векселей - 13 %). Это более чем двукратно превышает средний по банкам уровень.

Мелкие и средние банки с неразвитой филиальной сетью сталкиваются с различными факторами, как стимулирующими, так и ограничивающими кредитование предприятий реального сектора.

К стимулирующим факторам относятся [6]:

- наличие достаточно высокого спроса на кредит со стороны клиентуры - предприятий внутреннеориентированного сектора;

- готовность банков работать с рискованными категориями заемщиков (на это, в частности, указывает более высокий, чем у крупных банков, уровень процентных ставок по выдаваемым кредитам);

- сложность размещения средств в другие виды активов - вследствие отсутствия у многих банков самостоятельного доступа на внешний рынок и/или территориальной удаленности от московских финансовых площадок.

К ограничивающим факторам относятся:

- сильная зависимость небольших банков от колебаний ресурсов отдельных клиентов, вынуждающая их поддерживать значительный запас неработающих рублевых ликвидных активов (19 % от активов против 12 % в среднем по банкам) на случай крупных списаний средств с клиентских счетов;

- высокая концентрация кредитного портфеля, обусловливающая сильную зависимость финансового положения банков от платежеспособности одного-двух заемщиков (у половины банков группы на 10 крупнейших заемщиков приходится свыше 80% кредитного портфеля);

- отвлечение значимой части ресурсов на поддержание остатков на счетах в банках-корреспондентах.

В результате, хотя у мелких и средних банков доля кредитов предприятиям несколько превышает средний по банкам уровень (41 % против 37 %), она все же ниже, чем у многофилиальных банков (46 %). При этом в отличие от Сбербанка и многофилиальных банков данная группа банков не является чистым кредитором реального сектора: сумма выданных ею кредитов и привлеченных от предприятий средств приблизительно равны.

Важнейшими источниками прибыли для средних и мелких банков являются чистый процентный доход и комиссия (соответственно 4,3 и 2,6 % активов при среднебанковских показателях 3,2 и 1,8 %). При этом наиболее высокий уровень этих видов прибыли характерен для региональных банков. Последнее - прямой результат низкой конкуренции на региональных рынках, что позво-

ляет банкам «накручивать» высокую маржу за услуги финансового посредничества.

Вместе с тем неплохой уровень прибыльности финансовых операций средних и мелких банков зачастую съедается значительными затратами на аппарат управления. По отношению к активам они составляют 2,1 % (в годовом выражении), что в три раза выше, чем у крупных малофилиальных банков. И не мудрено: штат сотрудников мелкого банка зачастую не намного компактнее, чем у иного крупного, а сумма их доходов может различаться на несколько порядков. В итоге, прибыльность активов данной группы оказывается на среднем уровне - 3,4 %.

Основными ресурсами, обеспечивающими рост средних и мелких банков, являются вклады населения (выросли на 26 % по сравнению с 22 % в среднем по банкам), накопление собственного капитала (26 % против 18 % в среднем по банкам) и выпуск векселей (25 % против 0 % в среднем по банкам). Последнее, по всей видимости, связано с активным участием банков группы в схемах вексельных расчетов между предприятиями.

Аккумулируемые ресурсы группа использует для усиленного наращивания кредитов и займов реальному сектору, а также портфелей ценных бумаг: темп прироста этих активов составил соответственно 34 % и 22 % против 18 % и 15 % в среднем по банкам. Рост кредитов у этих банков происходит за счет сокращения ими избыточно высоких рублевых ликвидных активов. За полгода их объем снизился на 15 %, а доля в совокупных активах -на 7 процентных пунктов (с 26 до 19 %). Необходимо отметить, что эта позитивная тенденция еще больше усилилась, если бы в группе наблюдался процесс концентрации,

слияний и поглощений. Это привело бы к вымиранию маломощных «банков одного клиента», расширению слоя банков с диверсифицированной клиентской базой, обладающих более высокой кредитоспособностью.

Таким образом, в настоящее время группа мелких и средних банков растет в ногу со всей банковской системой. Иначе говоря, не наблюдается ни процессов концентрации банковских ресурсов в крупных банках, ни их деконцентрации, перераспределения в пользу более мелких.

1. Вишняков И.В., Пашкус В.Ю. Российские банки: классические подходы и современное состояние. СПб., 1998.

2. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Долан Э.Дж. [и др.]. М., 1993.

3. Киселев В.В. Коммерческие банки в России: настоящее и будущее: банковская политика -регулирование и управление. М., 1998.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ. иКЬ: www.minfin.ru/budjet/budjet.htm.

5. Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка: разработка по управлению. М., 2002.

6. Пашкус В.Ю. Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы. СПб., 2004.

Поступила в редакцию 6.07.2009 г.

Galkin D.E. Strategy of development of banks: place of small and average banks with non-developed branch network. The article considers two main groups of strategies performed by the Russian banks: external-oriented and internal-oriented. Activity of small and average commercial banks which do not have developed branch network is investigated separately.

Key words: commercial banks; bank strategy; development of banks.

б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.