Научная статья на тему 'Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект'

Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2164
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / БАНКОВСКИЙ РЫНОК / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднина Анна Юрьевна

В статье рассматриваются особенности и факторы конкуренции на рынке банковских услуг РФ. Отмечается, что на современном этапе коммерческие банки конкурируют не только между собой и госбанками, но и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, при этом основная конкурентная борьба идет за дешевые ресурсы. В качестве главной тенденции развития регионального банковского сектора РФ в последние годы указывается сокращение числа региональных банков и экспансия федеральных сетевых банков. Исследуется роль и место региональных банков, выделяются их конкурентные преимущества, делается вывод об объективной необходимости обеспечения разноразмерности банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект»

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Роднина Анна Юрьевна

кандидат экономических наук, докторант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории

г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и факторы конкуренции на рынке банковских услуг РФ. Отмечается, что на современном этапе коммерческие банки конкурируют не только между собой и госбанками, но и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, при этом основная конкурентная борьба идет за дешевые ресурсы. В качестве главной тенденции развития регионального банковского сектора РФ в последние годы указывается сокращение числа региональных банков и экспансия федеральных сетевых банков. Исследуется роль и место региональных банков, выделяются их конкурентные преимущества, делается вывод об объективной необходимости обеспечения разноразмерности банков.

Ключевые слова: конкуренция; банковский рынок; коммерческий банк; региональный банк; регулирование; доверие

Код УДК: 339.137.2

Annotation. The features and competition factors in the Russian market of banking services are considered in the article. It is noted that at the present stage commercial banks have to compete not only among themselves and with the state banks, but with non-bank credit and financial institutes also. The main competitive struggle goes for cheap resources. Reduction in number of regional banks and expansion of federal bank networks are specified as the main tendency of development of regional banking sector of the Russian Federation in recent years. The role and place of regional banks is researched, their competitive advantages are marked out, the conclusion about objective need for providing with a size variation of banks is drawn.

Keywords: competition; banking market; commercial bank; regional bank; regulation; trust

В современных условиях рынок банковских услуг является, с одной стороны, средством реализации проводимых экономических преобразований, а с другой стороны - их индикатором. Такая его двойственная роль связана с особым местом банков в экономике. Банковскую систему можно сравнить с «кровеносной системой», обеспечивающей жизнеспособность экономики. Пока происходит движение крови, организм живет, как только движение прекращается - умирает. От бесперебойности функционирования банков зависит воспроизводственный процесс в целом в силу того, что банки мобилизуют сбережения населения, предприятий, государства и трансформируют их в инвестиции. Они участвуют в инновационных процессах, являются проводниками денежно-кредитной политики государства. При посредничестве банков и их сотрудничестве с другими

финансовыми посредниками государство реализует антициклические и антикризисные мероприятия. Кроме того, банки составляют ядро платежно-расчетного механизма: через них осуществляются расчеты между контрагентами и обеспечивается процесс непрерывного движения наличных и безналичных денег. Они перераспределяют денежные ресурсы, создают платежные средства, оказывают информационно-консультационные услуги и прочее. Таким образом, эффективное функционирование современной экономики без здоровой банковской системы невозможно. Более того, для нормального функционирования и тем более развития экономики одного только движения «крови» недостаточно, должна быть наполненность системы в необходимом объеме, а также выдержанность определенных структурных моментов (часть денег в расчетах, другая - на руках у населения, в кассах предприятия и резервах). И если различные звенья банковской системы сталкиваются с серьезными проблемами в своем функционировании, это может привести к кризису или даже параличу всей экономики. В данном контексте необходимо отметить, что по основным финансовым показателям, объему проводимых операций и разнообразию финансовых услуг, оказываемых клиентам, российский банковский сектор заметно уступает уровню развития банковского бизнеса за рубежом, особенно в промышленно развитых странах.

В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Центробанком и Минфином [1], отмечено, что до сих пор банковский бизнес в РФ развивался по экстенсивной модели. Для этой модели характерны достаточно ограниченный перечень предоставляемых банковских услуг, низкая диверсификация активов, высокая концентрация рисков, недостаточный уровень конкурентной среды и надежда на госпомощь в кризисных ситуациях.

Также выделяются следующие внутренние недостатки банковского сектора, препятствующие его развитию [1]:

• безответственность владельцев и менеджеров некоторых банков, принимающих бизнес-решения, диктуемые погоней за краткосрочной прибылью в ущерб долгосрочным интересам и финансовой устойчивости;

• в ряде случаев неудовлетворительное состояние управления, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

• недостаточная эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля;

• искажение информации о работе кредитных организаций вследствие существования непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверности учета и отчетности, непрозрачной структуры собственности;

• вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;

• недостаточное развитие современных банковских технологий и невысокая технологическая надежность информационных систем кредитных организаций (в сфере применения информационных технологий, включая технологии дистанционного банковского обслуживания).

Указанные недостатки снижают уровень доверия к банковскому сектору, его авторитет, препятствуют привлечению банками инвестиций.

Реализация задачи перехода к преимущественно интенсивной модели развития банковского сектора предполагает, в том числе, усиление конкуренции на банковском рынке и рынке финансовых услуг в целом.

Следует отметить, что, несмотря на то, что проблемы конкуренции в целом разработаны в экономической литературе достаточно широко, конкуренция в банковской сфере изучена и описана

менее подробно, чем конкуренция на традиционных рынках товаров и услуг. Исследования вопросов банковской конкуренции в силу ее специфичности во многом носят фрагментарный характер, не затрагивая ряда важных теоретических и практических аспектов этого экономического явления. Так, слабо разработанными являются вопросы оценки уровня банковской конкуренции, сущности, а также форм и факторов государственного регулирования банковской конкуренции, еще менее затронуты в литературе методы изучения конкуренции в банковской сфере, достаточно однообразно выделяются факторы конкуренции и пр.

В большинстве исследований банковская конкуренция определяется как динамический процесс соперничества между банками и прочими кредитными организациями, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг (см. работы Чумаченко А.А., Хандруева А.А. [8, с. 6-12], Коробовой Г.Г [4, с. 12-23] и др.). Другие авторы определяют банковскую конкуренцию как стимулирующий фактор, заставляющий конкурентов расширить круг банковских услуг, улучшить качество банковской продукции, оперативно регулировать цены на эту продукцию, она стимулирует банки к переходу на более эффективные способы функционирования (см. работы Самсоновой Е.К. [6, с. 2-7], Гаджиева А.А. [3] и др.). Тавасиев А.М. интегрирует эти подходы и показывает банковскую конкуренцию как экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли [7].

Что касается факторов конкурентоспособности банков, то их перечень традиционен. В качестве критериев оценки конкурентоспособности на банковском рынке рассматриваются количественные (величина уставного капитала, виды лицензий, размеры филиальной сети, перечень основных услуг и т.д.) и качественные параметры (известность и стабильность банков, качество обслуживания, лояльность клиентов, реализуемая рекламная стратегия). Эти критерии достаточно хорошо проработаны в учебной и научной литературе и не будут подвергнуты дополнительному исследованию в рамках данной статьи.

Необходимо отметить, что одной из существенных характеристик современной банковской конкуренции в РФ является функционирование на рынке, с одной стороны, частных кредитных организаций, нацеленных на достижение прибыли, а с другой стороны - кредитных организаций с участием государственного капитала, которые должны быть ориентированы на развитие экономики и нести соответствующие обременения. Однако фактически госбанки преследуют те же цели, что и коммерческие, и действуют как исключительно прибыльно-ориентированные организации. Госбанки конкурируют с частными банками, совершая операции обычного универсального коммерческого банка. При этом они имеют неоспоримые преимущества, так как используют в качестве основного пассива средства федерального бюджета и получают существенные государственные привилегии в силу своей особой значимости (как квазиобщественные институты, призванные выполнять общественно значимые функции [5, с. 25-32]).

Считаю, что сфера деятельности кредитных организаций с государственным участием должна быть подчинена задачам государства и находиться вне соперничества банковских учреждений. Однако в случае необходимости любой госбанк может действовать как классический «оптовый банк», привлекая участников рынка банковских услуг на конкурсной основе для выполнения отдельных государственных программ и проектов социально-экономического развития, стимулируя формирование конкурентных отношений на рынке банковских услуг, при этом, не являясь непосредственным соперником частных кредитных организаций.

Анализ состояния банковского рынка показывает, что основная конкурентная борьба среди банков идет за дешевые ресурсы. Решающее значение для банков приобретают знания о способах

получения дешевых и наиболее долгосрочных или постоянно возобновляемых ресурсов. Что касается размещения средств, то уровень конкуренции здесь ниже, а направления размещения активов для всех банков примерно одинаковы.

В пассивах банков самая значительная доля (30,12 трлн. руб. или 60,8 % на начало 2013 года) приходится на средства клиентов, в том числе средства на счетах физических лиц составляют в совокупном объеме средств клиентов около 14,25 трлн. руб., или 28,8 %, средства юридических лиц 15,62 трлн. руб., или 31,5 %, бюджетные средства - чуть более 38,5 млрд. руб., или 0,1 %. Остатки на расчетных счетах являются существенной частью ресурсной базы банков, поэтому имеет место ожесточенная конкуренция между банками за выгодных, т.е. имеющих постоянные большие остатки клиентов. Главное орудие в этой борьбе - предоставление кредитов по ставкам ниже, чем у конкурентов. Так, для крупной, устойчиво работающей компании, постоянно использующей в своей деятельности кредиты, одним из важнейших факторов при принятии решении о переводе счетов или части финансовых потоков в тот или иной банк будет предоставление возможности снижения этим банком ставки кредитования хотя бы на 2-3%. Таким образом, возможность доступа к ресурсам нефинансовых предприятий и сбережениям домохозяйств является одним из факторов конкуренции.

В качестве следующего фактора конкуренции рассматривается возможность доступа к государственным ресурсам, т.е. возможности получения отдельными банками конкурентных преимуществ за счет использования бюджетных средств или иных средств нерыночной природы.

Следует указать еще на тот факт, что коммерческие банки соперничают не только между собой и с госбанками, они испытывают все более серьезную конкуренцию со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, финансовые брокеры и др.), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома и др.). Банковское дело становится все более универсализированным, банки превращаются в своего рода финансовые супермаркеты. Заметим, что в рамках данной статьи мы не будем останавливаться на исследовании конкурентных преимуществ коммерческих банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. [2, с. 62-66].

В последнее время особое внимание уделяется такому фактору конкурентоспособности, ее краеугольному камню, - кадровому потенциалу банка. Это связано с тем, что, несмотря на активную автоматизацию проведения банковских операций, значение человеческого фактора в банковском деле неуклонно возрастает. Расширение филиальной сети, рост числа и объема банковских операций, освоение новых продуктов и услуг, которые отличаются сложностью, требуют специальных знаний и высокой квалификации персонала. Реализация потенциала работников приобретает первостепенное значение для самого существования организации, и такие качества банковских работников в значительной мере определяют конкурентные преимущества банков как умение работать в режиме постоянных изменений, работать на опережение, командный дух, способность стратегически мыслить, постоянно развивать свои знания.

Говоря об особенностях банковской конкуренции на российском рынке банковских услуг, необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, российскую банковскую систему отличает высокая степень концентрации банковских активов: в 20 крупнейших банках сосредоточено 69,8 % активов, а 200 крупнейших банков контролируют - 94,3 % активов (данные ЦБ РФ на начало 2013 года). Это не означает повышения конкурентоспособности банковской системы, поскольку среди средних и мелких банков наблюдается значительная раздробленность. Как было отмечено выше, господствующие на рынке универсальные коммерческие банки с государственным участием конкурируют с частными кредитными организациями, пользуясь необоснованными конкурентными преимуществами, искажающими условия конкурентной борьбы.

Во-вторых, нельзя не отметить монополистическое положение Сбербанка России (доля Сбербанка в общем объеме вкладов за последние несколько лет сократилась незначительно и составила на начало 2013 года 45,7%), а также высокую долю (58,3%) 5 крупнейших банков, имеющих наибольшие объемы вкладов в общем объеме вкладов. Такой высокий уровень монополизации банковской системы может представлять реальную угрозу выживанию малых и средних банков.

В-третьих, географически кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно, что обуславливает недостаточную обеспеченность ряда субъектов Федерации банковскими услугами и низкий уровень конкуренции в масштабах государства. По данным Центрального банка РФ, на 1 января 2013 года в Москве и Московской области было размещено 52,9% действующих на территории РФ кредитных организаций, в то время как на регионы приходилось от 2,4% (Дальний Восток) до 11,1% (Приволжский федеральный округ). При этом доля банков Москвы и Московской области в совокупных активах банковского сектора страны также крайне значительна. Доля же региональных банков по итогам 2012 года сократилась с 12,0 до 11,6%, в то время как доля регионов в промышленном производстве составляет 80%. Данная диспропорция является источником высоких системных рисков в функционировании российской банковской системы.

Ситуацию усугубляет и резкий разрыв между регионами по обеспеченности банковскими услугами при общем отставании этого показателя от уровня развитых стран. При этом общая обеспеченность банковскими услугами в России заметно уступает (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) европейским стандартам. В нашей стране на 100 тысяч жителей приходится в среднем по 29,8 банковских структурных подразделений (конец 2012 года). Для сравнения: в Германии этот показатель равен 58, в Италии - 57, в США - 33.

Необходимо отметить, что главной тенденцией развития регионального банковского сектора РФ в последние годы является сокращение числа региональных банков и экспансия федеральных сетевых банков. Так, за последние 6 лет количество банков сократилось на 180, или на 15,8%, причем этот процесс идет по всем Федеральным округам. Если данная тенденция сохранится, то в ближайшее время региональные банки могут исчезнуть.

Таким образом, в контексте анализа конкуренции на рынке банковских услуг встают такие вопросы, как: есть ли место региональным банкам на российском рынке, какова их роль в экономике, какие ниши могут занять региональные банки?

Заметим, что в исследовании регионального аспекта банковской конкуренции можно условно выделить две точки зрения. Во-первых, «региональный» подход представлен Ассоциацией региональных банков РФ, а также Алексашенко С.В., Молчановым А.В., Орловым С.Н., Парусимовой Н.И., Роговой О.Л. и др. Они выделяют региональные банки в отдельную категорию. Так, Ассоциация российских банков некоторое время назад выступила с предложением на законодательном уровне ввести специальный защищенный статус регионального (локального) банка, на который будут распространяться щадящие требования в обмен на ограничение его прав. Предлагалось в качестве послаблений использовать пониженный размер минимального капитала банка, а также льготные значения некоторых обязательных нормативов. Однако вместе с получением послаблений предполагалось и наложение запрета на открытие функциональных подразделений банка за пределами региона регистрации, ограничение по ряду валютных операций и прочее.

Представители «общего подхода» - руководство Альфа-Банка, А.А. Козлов, А.В. Верников и др., считают вопрос о выделении статуса «региональный банк» надуманным, предлагают сократить их число и заменить филиалами крупных московских банков.

С одной стороны, если исходить из того, что неодолимо действуют законы концентрации и централизации банковского капитала, то в рамках этих закономерностей регионалам места «под солнцем» не остается по причинам недостаточной величины собственных средств (капитала) и ресурсной базы, невысоких темпов накопления капитала, недостатка средне- и долгосрочных ресурсов (что может привести к рискованному разрыву срочности активов и пассивов), ограниченности доступа на рынок межбанковского кредитования и к системе рефинансирования ЦБ и низкого уровня корпоративного управления.

По мнению президента Ассоциации региональных банков России А. Аксакова, высказанного на онлайн-конференции «Региональные банки: проблемы и перспективы», «для региональных банков по-прежнему перспективными остаются те направления, в которых они зачастую превосходят крупные общенациональные банки. Это, прежде всего, расчетно-кассовое обслуживание и кредитование малого и среднего бизнеса» [9].

С другой стороны, мы считаем, что применительно к любому региону можно обосновать необходимость сохранения небольших по масштабам деятельности региональных банков, которые, по нашему мнению, являются необходимой и неотъемлемой частью банковской структуры. Этот вопрос тем более актуален, что в банковском секторе и в среде парабанков идут активно процессы концентрации и централизации. Мы считаем, что необходимо сохранить разноразмерность банков, поглощение малых кредитных учреждений крупными акулами нежелательно со стороны многих позиций.

Во-первых, локальные банки больше приближены к рынку и являются источником диверсификации и роста регионального бизнеса. Они исповедуют региональный подход к клиентам, ориентируются на кредитование малого и среднего бизнеса и населения, способствуют включению местных предприятий в комплексные целевые программы общегосударственного и регионального значения. Как правило, региональные банки демонстрируют более высокий уровень социальной ответственности, чем филиалы федеральных банков, так как местные банки ориентированы на долгосрочное сотрудничество с населением и региональным бизнесом, и, как следствие, заинтересованы в сбалансированном развитии регионов. Что касается филиалов банков, центральные офисы которых находятся за пределами региона, то они могут выполнять функцию «оттягивания» денег из региона, подрывая кредитные основы местной экономики. В любом случае филиальная система есть способ перераспределения кредитного ресурса, характеризующийся тем, что крупные банки жестко проводят свою собственную линию, не слишком считаясь с интересами региона.

Во-вторых, региональные банки лучше знают местный спрос на банковские продукты, у них теснее связи с клиентурой и существует возможность быть для клиента не финансовой машиной, а финансовым консультантом и помощником. Такие банки склонны к индивидуализации работы с клиентами, могут предложить им более интересные условия, чем столичные, способны учитывать специфику местной экономики. Клиенту становится проще, немного переплатив, воспользоваться услугами небольшого регионального банка, заинтересованного в долгосрочных партнерских отношениях, понимающего особенности ведения бизнеса в своем регионе, придающего большее значение репутации бизнесмена в местных деловых кругах и использующего при оценке кредитоспособности заемщика в том числе и неформализованные данные. Филиалы же крупных банков недостаточно самостоятельны в принятии решений и обязаны подчиняться действующим регламентам, правилам и нормам, сформулированным головной компанией. У филиалов большое значение придается формальной стороне дела в соответствии с принятыми стандартами и процедурами. Кроме того, они вынуждены согласовывать свои действия с центральным офисом. Региональные банки, как показывает практика, обладают большей гибкостью.

В-третьих, небольшие по размеру региональные банки не надеются на государственную государственную поддержку, поэтому их кредитная деятельность менее рискованна, они менее

склонны к спекуляциям ценными бумагами и инвалютой. За счет специализации региональные банки способны демонстрировать необходимую эффективность. Кроме того, опыт банковских кризисов показал большую устойчивость именно региональных, в том числе малых и средних, банков.

В-четвертых, большинство локальных (особенно удаленных) рынков имеют монопольную природу. Как было отмечено выше, все регионы заметно отстают от Москвы по уровню обеспеченности банковскими услугами, поэтому региональные банки имеют возможность устанавливать более высокие ставки по кредитам и низкие - по депозитам, обеспечивая себе сверхприбыль.

Исследуя конкуренцию между региональными и филиалами федеральных банков важно отметить и такие положительные моменты, как привнесение в регионы филиалами отлаженных банковских, а также новых технологий, культуры ведения бизнеса и пр.

Мы считаем, что региональные банки в современных условиях РФ имеют право не просто на существование, но и на поддержку со стороны государства и Центрального Банка. Действует закон необходимого разнообразия, который мы в данном контексте показываем как объективную необходимость обеспечения разноразмерности предприятий и организаций, включая финансово-кредитные. Только при разумном сочетании крупных многофилиальных кредитных организаций и средних и малых региональных банков банковская система сможет обеспечить развитие экономик регионов, а также малого и среднего предпринимательства.

Мы также считаем, что в перспективе следует ожидать усиления конкуренции на российском банковском рынке, в том числе за счет глобализации банковской конкуренции, которая с неизбежностью приведет к широкому проникновению на российский рынок зарубежных финансово -кредитных институтов; развитию информационных технологий передачи информации и созданию единой информационной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/payment_system/P-sys/ strategy.pdf. - Дата доступа: 20.12.2013.

2. Бабаев Б. Д. Кругооборот кредитного ресурса: взаимосвязь политэкономического и институционального аспектов / Б.Д. Бабаев, А.Ю. Роднина. - М.: КноРус, 2013. - 226 с.

3. Гаджиев А.А. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / А.А. Гаджиев, А.А. Казимагомедов. -М.: Экзамен, 2007. - 506 с.

4. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции / Г.Г. Коробова // Банковские услуги. - 2012. - № 2. - С. 12-23.

5. Роднина А.Ю. К вопросу о квазиобщественной природе банка Роднина / А.Ю. Роднина, Т.М. Корягина // Вестник Иван. гос. ун-та. Серия. Экономика. - 2012. - Вып. 1. - С. 25-32.

6. Самсонова Е.К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы / Е.К. Самсонова // Финансы и кредит. - 2007. - № 29. - С. 2 -7.

7. Тавасиев А.М. Конкуренция в банковском секторе России: учеб. пособие для вузов / А.М. Тавасиев. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 304 с.

8. Хандруев А.А. Конкуренция в банковской отрасли: тенденции, проблемы, прогнозы / А.А. Хандруев, А.А. Чумаченко // Банковское дело. - 2010. - № 11. - С. 6-12.

9. Региональные банки: проблемы и перспективы // Bankir.ru [Электронный ресурс]: сайт. -Режим доступа: http://bankir.rU/iconf/17#ixzz2gKHWunTB. - Дата доступа: 18.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.