Научная статья на тему 'Модернизация системы управления рисками коммерческих банков'

Модернизация системы управления рисками коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / BANKS / MODERNIZATION / SYSTEM OF RISK-MANAGEMENT / FINANCIAL CRISIS / CREDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионов Н. Ю.

Риски агрессивного развития банковского сектора реализовались в кризис, когда банки столкнулись со стремительным ростом просроченных кредитов. Ухудшение качества кредитных портфелей заставило российские банки пересмотреть рисковую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of risk-management modernization of commercial banks

Risks of aggressive development of banking sector were realized in crisis when banks have faced some rapid growth of the delayed credits. Deterioration of credit portfolio has forced Russian banks to reconsider the risk-tolerant policy.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы управления рисками коммерческих банков»

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

ИОНОВ Н.Ю.

аспирант, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88

Риски агрессивного развития банковского сектора реализовались в кризис, когда банки столкнулись со стремительным ростом просроченных кредитов. Ухудшение качества кредитных портфелей заставило российские банки пересмотреть рисковую политику.

Ключевые слова: банки; модернизация; система управления рисками; финансовый кризис; кредитная система.

Risks of aggressive development of banking sector were realized in crisis when banks have faced some rapid growth of the delayed credits. Deterioration of credit portfolio has forced Russian banks to reconsider the risk-tolerant policy.

Keywords: banks; modernization; system of risk-management; financial crisis; credit system.

Коды классификатора JEL: G24.

Российский банковский бизнес в посткризисный период развития экономики не будет представлять большой интерес для инвесторов, так как они вынуждены сконцентрироваться на рефинансировании собственных долгов и поддержании своего бизнеса. В 2006 г. краткосрочный долг банковского сектора преобладал над долгосрочным долгом. Вне зависимости от того, насколько российские банки были привлекательными как заемщики на внешнем рынке, их долгосрочные перспективы развития оценивались невысоко.

К началу кризиса российской кредитной системы, летом 2008 г., соотношение продолжало падать в пользу долгосрочных займов. Кризиса соотношение краткосрочного и долгосрочного долга кредиторы банков, готовых давать им в долг, практически не заметили, считая, что в долгосрочной перспективе ситуация в российских банках должна измениться к лучшему.

В настоящее время, несмотря на наращивание банками внешнего долга в абсолютных величинах, иностранные банки предпочитают одалживать российским банкам средства на короткие сроки. Соотношение краткосрочного и долгосрочного внешнего долга для них сейчас соответствует показателям пика кризиса, января 2009 г.

Кризис кредитной системы в России актуализировал проблему выбора оптимальной модели ее дальнейшего развития. С учетом нынешнего состояния экономики России необходимо ориентироваться на тип структуры финансовой системы с преобладающей ролью крупных и средних банков.

Стратегия и тактика банков в области кредитования реализуются через положения их кредитной политики. Четкость и обоснованность положений кредитной политики банка способствуют формированию кредитного портфеля, обеспечивающего достижение основных целей: получение достаточного уровня прибыли, организацию действенного контроля и регулирования рисков, соблюдение банковского законодательства.

Методы реализации положений кредитной политики закреплены в документах, регламентирующих работу по выдаче кредитов и контроль за обязательствами заемщика перед банком по выданным финансовым средствам. Кредитная политика должна содержать четкий перечень механизмов и методов минимизации кредитного риска. Одним из основных методов, используемых в международной и отечественной банковской практике, является анализ кредитоспособности.

Посткризисная модернизация кредитной системы означает построение новой системы управления кредитными рисками. Обобщение опыта формирования кредитных систем и систематизация различных взглядов позволяет выделить следующие концепции развития кредитной системы: концепции сдерживания развития кредитной системы; концепции повышения роли и эффективности кредита в развитии

© Н.Ю. Ионов, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

экономики; в том числе концепции развития: концепция повышения роли кредита и банков в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства и ускорения экономического роста; концепция денежнокредитного регулирования и современная концепция повышения роли кредитных инструментов на фондовом рынке; концепция развития потребительского и ипотечного кредитования.

Эти концепции нашли свое отражение в теориях кредита, научных школах и законодательных актах. Первая концепция воспроизводственной роли кредитной системы была реализована в классической банко-ориентированной модели и закреплена законодательно в большинстве стран. Генетически она связана с развитием капитализма и созданием «континентальной» европейской модели кредитной системы.

Вторая концепция спекулятивного развития нашла свое отражение в англо-американской колониальной модели кредитной системы. Функционально она связана с развитием фондового рынка и безуспешными попытками ограждения банковской деятельности от спекуляций на рынке ценных бумаг. Эта концепция привела к возникновению секьюритизированной кредитной системы, ориентированной на рынок ценных бумаг.

Третья концепция преобразования кредитной системы характеризует путь, связанный с созданием и отмиранием командно-распределительной ветви кредитной системы. В последнее время филантропическая концепция представлена особой моделью исламских банков. На практике попытка создания особой социально ориентированной модели не удалась, так как она оказалась государственно ориентированной структурой, схожей с банко-ориентированной моделью.

Необходимость формирования новой концепции эффективной кредитной системы со всей очевидностью обнаружилась в условиях преодоления глобального финансово-экономического кризиса. Речь идет

о модернизации всей кредитной системы, а не только банковского сектора. В рамках банковского сектора уже выработана концепция модернизации монетарной системы и денежно-кредитной политики.

Российская банковская система должна стать системообразующим элементом, рычагом для проведения государственной политики в области преодоления последствий экономического кризиса. Центральным банком РФ проводится политика установления более высоких нормативов по объему собственного капитала коммерческих банков, величине их активов, доле иностранного участия в капитале банков [5].

В настоящее время для подавляющего числа российских банков являются затруднительными привлечение средств на рынке межбанковского кредитования, а также операции IPO как способы повышения капитализации. В условиях кризиса интеграционные процессы являются оптимальным способом избежать банкротства, средством финансового оздоровления банков, находящихся в тяжелом финансовом положении. Проводимая реорганизация банковской системы путем экономических и директивных мер вынуждает мелкие и средние банки либо к ликвидации, либо к консолидации.

Другим фактором является избыточное количество в России мелких банков, не всегда качественно ведущих свой бизнес. Для малых и средних банков существует возможность перехода в категорию средних посредством наращивания собственного капитала. Однако вероятность такого маневра невелика, поскольку акционеры малоформатных банков не располагают достаточными ресурсами для выкупа дополнительных эмиссий акций. Более реальным путем сохранения капитала и бизнеса для малых банков должна стать стратегия присоединения и слияния «равнозначных» (внутри своей группы) с последующим переходом объединенной структуры в группу средних банков.

На западных рынках крупнейшие банки-лидеры продаются по цене, сопоставимой с размером собственных средств либо с небольшим превышением размера своего капитала. Учитывая различные темпы роста разных по величине банков, процесс наращивания капитализации малых банков происходит гораздо быстрее в силу «эффекта низкой базы». От крупных банков ожидать роста капитализации в короткий промежуток времени нельзя.

Поскольку наличие филиальной сети в настоящее время является непременным условием для эффективного рефинансирования, стремление именно крупных, в основном, столичных и иностранных банков к ее расширению является еще одной важной причиной роста числа слияний и поглощений в российском банковском секторе.

Приобретение российских региональных банков сегодня обходится дешевле, чем развитие собственной филиальной сети. Окупаемость филиала составляет в среднем 2-3 года, поэтому с позиции оптимизации расходов по развитию бизнеса выгодна покупка действующего банка с соответствующей филиальной сетью, клиентской базой и лицензией ЦБ РФ.

Для многих банков при возможном слиянии решающим фактором является вероятный взнос в доход в расчете на одну акцию капитала вновь созданной структуры. Кроме того, процессы слияния и поглощения могут преследовать цели недобросовестной конкуренции. Это приводит к поглощению банка конкурента и не позволяет развиваться путем наращения собственной капитализации. Подтверждением служат финансовые показатели деятельности крупнейших мировых и российских компаний, участвующих в сделках слияний и поглощений в роли поглощающей стороны, финансовые показатели которых в результате этого значительно растут.

Для увеличения капитализации российских банков используются различные финансовые инструменты, одним из которых является специальный выпуск государственных ценных бумаг, сочетающих в

себе фиксированные условия выплаты по ним текущих доходов и подлежащих обмену на привилегированные акции банков. Другим источником повышения капитализации российских банков может служить использование субординированного кредитования. Данная форма заимствования является привлекательной, поскольку требования кредиторов по ним удовлетворяются вместе с требованиями акционеров в последнюю очередь, и часто условия займа предполагают его конвертацию в акции.

В современных условиях наиболее вероятна консолидация мелких и средних банков в форме различных банковских объединений, в том числе синдикатов (с целью предоставления синдицированных кредитов), слияний, присоединений, а также поглощение со стороны более крупных структур, в том числе при участии иностранного капитала.

Выработка единых стандартов — это не только возможность повышения внутрикорпоративного уровня требований к качеству, фактор повышения доверия со стороны потребителей услуг, но и возможность использования этих критериев Центральным банком, а также иностранными партнерами. Рекомендации по оценке системы внутреннего контроля разработаны Базельским Комитетом по Банковскому Надзору [6, 7, 8].

Регламентированность бизнес-процессов на сегодняшний день выступает основой контроля и одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Докризисные методы оценки надежности финансовых институтов строились на оценке рисков: устанавливались подходы к оценке надежности через финансовую отчетность (транспарентность — основа базельских принципов 1.0). Или через отношения рисков, принятых банком, к его капиталу (рискоориентированные оценки базельских принципов 2.0).

Стоимостной подход к оценке банковских рисков был основой финансового регулирования, однако, глобальный кризис заставил усомниться в корректности такого подхода. В условиях кризиса российские банки подвергались критике за масштабную скупку валюты, несмотря на то, что осуществляли мероприятия по снижению рисков: повышали рентабельность, снижали риски своих активов, повышая кредитоспособность и качество баланса.

Для того, чтобы снизить риски глобальной финансовой системы Центральные банки 27 стран договорились ужесточить регулирование деятельности коммерческих банков. Покрытие активов собственным капиталом будет увеличено с 2 до 4,5%; предполагается введение дополнительного буфера в 2,5%, что повысит требования к уровню капитала первого уровня до 7% [3].

Соглашение «Базель-Ш» является инструментом ужесточения мировых стандартов, который нацелен на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности и предотвращение кризисов. Вместе с тем, введение жестких стандартов регулирования может привести, во-первых, к повышению стоимости банковских продуктов, во-вторых, к повышению активности финансовых компаний, не регулируемых банковскими правилами, включая хедж-фонды и компании прямых частных инвестиций. В эти структуры активно инвестируют пенсионные фонды и страховые компании, поэтому стабильность мировой финансовой системы может снизиться.

Для обеспечения устойчивости банки вынуждены в сжатые сроки создавать новые услуги или модифицировать уже имеющиеся. Банки должны разрабатывать механизмы, которые бы позволяли отслеживать обратную связь с потребителями в контексте изменения параметров услуг.

Система управления банком должна ориентироваться как на управление каждым бизнес-процессом, так и всеми бизнес-процессами в целом. В системном контроле следует исключить дублирование контрольных функций, как и бесконтрольность этапов процесса и исполнения функций управления при создании продукта или услуги.

В каждой стране вырабатываются новые принципы регулирования и стимулирования банковского рынка на основе институционального подхода: банковские и финансовые институты рассматриваются теперь не сами по себе, а как основа развития экономики. Таким образом, эффективность банковской системы должна оцениваться интегрально — с точки зрения ее функций в национальной или мировой экономике. Это радикально другой подход к финансово-кредитной системе, нацеленный на стратегию развития.

Новые международные правила контроля «Базель-Ш» начнут действовать с 2013 г., но станут обязательными лишь в 2019 г. По мнению аналитиков, в ряде стран, например в США, могут быть приняты более высокие требования к капиталу банков; если капитал коммерческого банка будет ниже этого уровня, то это условие ограничит выплаты дивидендов и бонусов [3].

В условиях финансовой глобализации возрастает роль государства как института обеспечения процедуры контроля над деятельностью банков. Государство станет активным игроком, но не как кредитор или распределитель ресурсов, а как гарант и посредник.

Формы реализации механизма контроля могут быть следующими:

• создание специального фонда аккумулирования «плохих» активов;

• применение механизма государственных гарантий;

• использование инструментов рефинансирования и рекапитализации.

Новая функциональная модель государства как основного агента глобальной финансовой системы позволяет сформировать систему «клубов кредиторов» для урегулирования задолженности и создания дополнительных гарантий, решения вопросов реструктуризации долгов. Для реализации этой модели по-

ТЕІЖА ЕС0\ЮМ!С118 ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

требуются новые принципы оценки надежности, устойчивости и рисков такой системы, а также новые формы участия государства в работе финансовых институтов, например, предоставление долгосрочных субординированных кредитов, включаемых в расчет капитала второго уровня.

Новая роль государства в системе финансового регулирования может быть реализована посредством развития рекапитализации и рефинансирования банковской системы, а через нее — и реального сектора. Разработка модели государственного участия в системе финансово-кредитных отношений направлена на обеспечение большей устойчивости самой системы.

На основе оценки новых мер регулирования рисков финансово-кредитного сектора глобальной экономики, можно сделать вывод о том, что государство становится важным гарантийным институтом в кредитной системе, нацеленным на снижения системных рисков. Придание таких функций государству должно компенсировать «провал рынка» в банковской сфере.

Слишком большие банки создают риски не только для национального финансового сектора, но и для всей глобальной экономики. Инструментом решения этой проблемы, способным ослабить возникшие риски стимулирования недобросовестного поведения агентов финансового рынка, могут выступить требования к банкам иметь облигации, конвертируемые в капитал. Это долг, конвертируемый в акции при сокращении капитала ниже определенного уровня. Эмиссия таких долговых инструментов, обойдется дороже, чем выпуск обычных облигаций, но они могут уменьшить моральные риски.

Для снижения рисков крупный коммерческий банк следует разделить на несколько независимых компаний, размеры которых уже не будут препятствием для банкротства. Финансовый кризис показал, что на глобальном рынке самыми высокими рисками являются риски информационной асимметрии, поэтому экспертам сложно делать точные прогнозы.

В связи с этим, регуляторам глобального рынка предстоит значительно ужесточить требования к капиталу и ликвидности, и повысить бдительность риск-менеджеров в отдельно взятых банках. Для проведения системного анализа рисков необходима комплексная система поиска и оценки информации, привлечение зарубежных партнеров, экспертов, андеррайтеров и менеджеров страховых компаний. Без информационной базы данных по рискам эту работу не сможет сделать ни банковский специалист, ни рейтинговое агентство.

Риски агрессивного развития банковского сектора реализовались в кризис, когда банки столкнулись со стремительным ростом просроченных кредитов. Ухудшение качества кредитных портфелей заставило банки пересмотреть рисковую политику.

Проблемы в банковском секторе потребовали принятия закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы», в результате чего избежать банкротства смогли 18 банков. На поддержку финансовой системы Правительство России потратило в общей сложности 7,8 трлн руб. В мировом масштабе объем господдержки оценивается в 12 трлн долларов [1].

Кризис определил необходимость для банков быть избирательными в выборе залогов при выдаче кредитов. До кризиса банки брали в качестве залога объекты незавершенного строительства или технологическое оборудование, теперь же такие залоги практически не принимаются.

После кризиса банки предпочитают в качестве обеспечения по кредитам ликвидные ценные бумаги и ликвидную недвижимость, наиболее привлекательным является залог, представляющий действующий бизнес. Вместе с тем, для снижения кредитного риска, банкам необходимо тщательно оценивать платежеспособность клиентов в перспективе, проводить финансовый анализ, комплексную оценку рисков, оценку финансовых потоков клиента, его финансовой состоятельности и оценку операционной деятельности.

Кризис изменил и структуру банковских доходов. Процентная маржа сейчас составляет 4-5%, а кредиты под низкие ставки не вызывают повышенного спроса у заемщиков. Снизить стоимость заимствований российским банкам тоже вряд ли удастся. Чтобы возместить падение процентных доходов, банки увеличивают комиссионные. Операторы рынка финансово-кредитных услуг стремятся повысить непроцентные доходы, получаемые от комиссий, сборов, повышения стоимости расчетно-кассового обслуживания.

До кризиса сверхдоходы были обеспечены раздуванием балансов, агрессивным кредитованием и игрой на рынке акций. В целом доходность банковского бизнеса на посткризисном рынке снизилась. Вследствие кризиса коммерческие банки изменили также структуру фондирования. Доля средств, привлекаемых на зарубежных рынках, снизилась в банковских пассивах с 20% на 1 июля 2008 г. (198 млрд долл.) до 13% на

1 апреля 2010 г. (129 млрд долл.), при этом доля клиентских средств в банковских пассивах вернулась к докризисным уровням — 60,7% на 1 августа 2010 г. [1].

Позитивным фактором можно считать то, что в целом по системе улучшилась ситуация со сбалансированностью активов и пассивов. Отношение высоколиквидных активов к обязательствам сейчас выше, чем до кризиса,— 66% против 48% на 1 января 2008 г., но ниже, чем на пике кризиса.

В настоящее время ситуация в банковском секторе постепенно восстанавливается вследствие снижения системных рисков. Несмотря на посткризисный рост стоимости активов финансовых институтов, на российском рынке произошла лишь перенастройка банковской сферы. Банк России не планирует снижения ставки рефинансирования, которая после 14 снижений подряд с 2009 г. пришла к уровню 7,75% годовых, что является рекордно низким значением для отечественного рынка [2].

Проводимая Центробанком стимулирующая денежно-кредитная политика привела к снижению кредитных ставок, что должно благоприятно сказаться на темпах экономического роста. Банк России считает возможным сохранить действующие параметры денежно-кредитной политики. Однако в случае изменений ситуации на рынке регулятор готов вновь вернуться к этому инструменту поддержки банковского сектора [4].

Чем больше у банка капитал, чем выше уровень его достаточности и чем лучше диверсификация бизнеса банка по регионам и отраслям, тем легче он переносит рыночные потрясения. В связи с тем, что банковская система России еще развивается, но при этом на посткризисном рынке усилилась конкуренция между банками за надежных клиентов, слияния и поглощения банков являются одними из эффективных способов нарастить долю бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Локшина Ю. По законам большого кризиса // «Коммерсантъ». 2010. № 170 (4470) от 15 сентября. С. 2 // Интернет ресурс: http: //www.kommersant.ru./doc.aspx?DocsID=1504394&NodesID=4.

2. Совет директоров Банка России в сентябре 2010 г. оставил основные процентные ставки без изменений. Ставка однодневного РЕПО составляет 5,0%, по депозиту «овернайт» — 2,50%.

3. Третий «Базель» не лучше второго // «Эксперт». 20 сентября, 2010. № 37 (721) // Интернет ресурс: http:// www.expert.ru/printissues/expert/2010/37/news_3_bazel_ne_luchshe_2go.

4. Улюкаев А. ЦБ больше не планирует снижать ставку рефинансирования // Ведомости, от 29 июня, 2010.

5. Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

6. Frameworkforlnternal Control Systemsin Banking Organisations: COSO. Septemberl992 // Интернет ресурс: http://www.coso.org/publications/ executive_summary_integrated_framework.t (дата обращения: 24.04.2010).

7. Internal audit in banks and the supervisor's relationship with auditors: A survey. The relationship between banking supervisors and banks' external auditors. Internal audit in banks and the supervisor's relationship with auditors // Интернет ресурс: http://www.bis.org. (дата обращения: 24.04.2010).

8. http://www.vedomosti.ru/finance/news/1048380/bank_rossii_ne_planiruet_v_etom_godu_dalnejshego_sni-zheniya_stavki_refinansirovaniya_aulyukaev#ixzz0zox7pvya.

9. MCA N 400 ISA 400 «Risk Assessments and Internal Control». [Электронный ресурс] / Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (в редакции, вступившей в силу с 2004 г.). Перевод на русский язык выполнен Институтом внутренних аудиторов // Интернет ресурс: http://www.ua-m. ru.

ТЕІЖА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.