Научная статья на тему 'Роль банковской системы в формировании инвестиционной активности ГЧП'

Роль банковской системы в формировании инвестиционной активности ГЧП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / МЕХАНИЗМЫ ГЧП / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / MECHANISM РРP / BANK SYSTEM / DEVELOPMENT OF A REGIONAL INVESTMENT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова Ю. А.

Исследованы возможные подходы к участию коммерческих банков в финансировании ГЧП-проектов. Охарактеризованы преимущества и недостатки банковского финансирования инвестиций. Отражена роль банков в повышении инвестиционной активности организаций реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the banking system in the formation of the investment activity of PPP

Possible approaches to participation commercial banks in financing of Public Private Partnership are investigated. Advantages and lacks of bank financing of investments are characterized. The role of banks in increase of investment activity of the organizations of real sector of economy is reflected.

Текст научной работы на тему «Роль банковской системы в формировании инвестиционной активности ГЧП»

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ГЧП

МУРАДОВА Ю.А.,

аспирант, Северо-Кавказский государственный технический университет, e-mail: ivannik_uly@mail.ru

Исследованы возможные подходы к участию коммерческих банков в финансировании ГЧП-проектов. Охарактеризованы преимущества и недостатки банковского финансирования инвестиций. Отражена роль банков в повышении инвестиционной активности организаций реального сектора экономики.

Ключевые слова: банковская система; государственно-частное партнерство (ГЧП); механизмы ГЧП; развитие региональной инвестиционной инфраструктуры.

Possible approaches to participation commercial banks in financing of Public Private Partnership are investigated. Advantages and lacks of bank financing of investments are characterized. The role of banks in increase of investment activity of the organizations of real sector of economy is reflected.

Keywords: bank system; Public Private Partnership (PPP); mechanism РРP; development of a regional investment infrastructure.

Коды классификатора JEL: E5, G24.

В современных условиях инвестиционная составляющая региональной экономики требует новых подходов к финансированию капитальных вложений. Формирование государственно-частных партнерств (ГЧП) в России является одним из актуальных направлений в решении этой проблемы. Модель ГЧП более адекватно отвечает текущим потребностям региональной экономики, так как организация партнерства между региональными органами управления и бизнесом имеет конкретные преимущества по сравнению с бюджетным финансированием.

Независимо от выбираемой формы государственно-частного партнерства, базовыми вопросами заключаемого соглашения становятся определение долей государственного и частного финансирования, распределение рисков и доходов. При этом основными источниками финансирования проектов в рамках ГЧП являются бюджетные средства, частные инвестиции, банковские ресурсы.

Так, доля банков в заемном финансировании проектов ГЧП, без учета кредитов от Международных финансовых институтов (МФИ) и государственных органов, в 2010 г. увеличилась до 98% (43,98 млрд долл.) по сравнению с 97% в 2008 г. (42,95 млрд долл.). Причем основную роль в этом процессе продолжали играть стандартные долгосрочные кредиты, альтернативные выпуску облигаций: их стало на 3% больше, чем в 2009 г. [4, 6].

В Ставропольском крае в 2010 г. на 1 рубль инвестиций в основной капитал 0,09 копеек приходилось на выполненные проекты. Доля инвестиционных кредитов в общей сумме предоставленных ссуд нефинансовым организациям составила 13 %. Следовательно, объем проектного финансирования за счет кредитных ресурсов банковской системы в Ставропольском крае в совокупном объеме инвестиций незначителен, поэтому расширение проектного кредитования коммерческими банками является одним из основных условий инновационного развития региона.

Банковская система в период становления инвестиционной инфраструктуры способна взять на себя ряд функций других участников инвестиционной деятельности, поскольку:

❖ банки осведомлены о фактическом состоянии своих клиентов и могут оценивать их перспективность в инвестиционном отношении;

❖ банки обладают свободными денежными средствами, готовы вкладывать капитал в быстрооку-паемые инвестиционные проекты;

❖ заемщики обращаются к банковскому финансированию, в рамках которого проще получить нужный объем средств.

© Ю.А. Мурадова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

74

Ю.А. МУРАДОВА

Ведущие банки, наравне с заемщиком, активно участвуют в переговорах с государственными органами, обращая внимание на то, чтобы в тексте договора ГЧП были учтены требования кредиторов, в том числе в части распределения рисков между государственным и частным секторами.

Длительный спад в экономике привел к возникновению огромного спроса на инвестиционные ресурсы, который не может быть удовлетворен только за счет традиционного способа кредитования инвестиционных проектов отдельными крупными банками. Поэтому одним из новых и перспективных направлений деятельности в этой сфере может стать проектное кредитование с участием интеграционных инвестиций. Его отличительной особенностью является многообразие источников и форм финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта), а также учреждение специальной компании (Проектного объединения) с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов. При этом банк может выступать как кредитор, финансовый консультант и соинвестор.

Для реализации интеграционных возможностей участников проектного финансирования в сложившихся региональных условиях целесообразно создавать проектные объединения, консолидирующие средства организаций-заемщиков, Инвестиционного фонда РФ, коммерческих банков, страховых компаний, Пенсионного фонда РФ. Их эффективность достигается за счет синергетического эффекта от совместной деятельности участников, величина которого обусловлена масштабом интеграции.

Решению проблемы недофинансирования реального сектора российской экономики в условиях низкой капитализации национальной банковской системы способствует также развитие механизма синдицированного кредитования.

Кроме того, программа субординированного кредитования (программа рефинансирования внешних заимствований) дала возможность ряду крупных предприятий, получив финансовую поддержку, преодолеть критический период. Так, в кризисные годы (2008-2009 гг.) Внешэкономбанк выдал субординированных кредитов почти на 400 млрд рублей. Объем кредитных портфелей банков, получивших субординированные кредиты (по данным 2009 г.), на 17% превосходит портфель кредитов банков, не воспользовавшихся ими [3].

Со стороны коммерческих банков возможно расширение функций по поддержанию проектов, в частности, предоставление гарантии рефинансирования и резервных кредитных линий. Гарантии могут обеспечивать доходы концессионеру, а резервные кредитные линии или субординированные кредиты способствуют увеличению дохода концессионера при непредвиденном снижении потока финансовых поступлений в целях обслуживания предыдущего долга. В дальнейшем резервные кредиты покрываются за счет доходов проекта и увеличения срока концессии.

Однако, несмотря на перечисленные преимущества и возможности, реальная ситуация характеризуется наличием факторов, сдерживающих позитивную роль банков для инвестиционной деятельности:

■ недостаток свободных «длинных» пассивов, соизмеримых с потребностями реального сектора в инвестиционных средствах;

■ зачастую персонал банков не готов вести профессиональную работу по финансированию ГЧП-проектов;

■ отсутствуют унифицированные подходы и стандартизированные требования при работе банков с инвестиционными проектами;

■ банки практически исчерпали возможности получения доходов на финансовом рынке, в связи с чем изменились банковские предпочтения;

■ для одних предприятий банковские ресурсы остаются недоступными из-за высокой стоимости, а другие не пользуются ими вследствие тяжелого финансового положения.

Следует отметить, что ряд препятствий может быть ликвидирован административными мерами внутри банковских учреждений, а также при помощи выработки единых стандартов при участии Ассоциации Российских банков [5].

Фактор отсутствия «длинных» денег — один из наиболее значимых. В этой связи коммерческие банки должны быть задействованы в схемах организации банковских пулов, консорциумов под конкретный инвестиционный проект. Кроме того, они могут принимать участие в инвестиционных проектах в качестве организаторов, андеррайтеров или генеральных менеджеров специальных инвестиционных облигационных займов под проекты. Эти возможности тесно связаны с необходимостью совершенствования в банковской системе механизмов отбора, сопровождения, реализации инвестиционных проектов.

Банковская система призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри— и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики [2].

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ.

75

Кроме того, сложившаяся на сегодняшний день в России структура распределения сбережений позволяет реализовать международные механизмы финансирования институтов развития: а) основанные на сбережениях, б) использующие механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них предусматривает привлечение кредитных ресурсов Сберегательного банка на депозиты в банки развития и их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления развития экономики. Создание второго механизма — кредитование банков развития через централизованные процедуры денежного предложения — не означает восстановления административной технологии распределения капитальных вложений. Централизованная процедура регулирования кредитной эмиссии или размещения организованных сбережений ограничивается установлением пропорций распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономического роста и целями поддержания инвестиционной активности [5]. Принятие инвестиционных решений обеспечивается банками самостоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Для поддержания роста долгосрочных инвестиций организуется два контура денежного предложения [2]: Центральный банк — банки развития — производственные предприятия; сбережения населения — Сбербанк — банки развития — производственные предприятия.

Таким образом, задачей банков развития является стимулирование инвестиционной активности в перспективных отраслях экономики. Их партнерами станут коммерческие банки, работающие с предприятиями реального сектора. В итоге поддержание инвестиционной активности посредством ГЧП будет стимулировать рост конкурентоспособных финансово-производственных структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов А.Э. Инвестиционный проект как основной инструмент создания системы государственного и частного партнерства в России и в некоторых странах ближнего зарубежья // Финансы и кредит. 2007. № 43 (283). С. 9-22.

2. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / Под ред. В. А. Слепова. М., 2002.

3. Материалы Международной конференции Внешэкономбанка «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» 8.12.2009 г. // http://www.veb.ru/ru/about/press/actions/ index.php?id32=5978.

4. Обзор банковского сектора за 2010 год. Итоги первого посткризисного года в цифрах и фактах // Консалтинговая группа «НЭО Центр» 10.03.2011 г. // http://bankir.ru/publication/artLcle/9189748.

5. Смирнов А.М. Проблемы банковского дела в России и пути их решения // Бизнес и банки. 2010. № 5.

6. Стратегия деятельности ЕБРР в России // http://www.ebrd.com/russian/pages/country/russia.shtml.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.