Научная статья на тему 'Особенности посткризисной стратегии развития экономических агентов рынка финансовых услуг'

Особенности посткризисной стратегии развития экономических агентов рынка финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / BANKS / DEVELOPMENT STRATEGY / INFORMATION TECHNOLOGIES / CREDIT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боднар А. Ю.

Особенностью развития коммерческих банков является стратегия конкурентоустойчивого позиционирования и использование новых информационных технологий, а также разработку инновационных инструментов снижения кредитных рисков, прироста и накопления капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of post crisis development strategy of economic agents of the financial services market

The article discusses some peculiarities of commercial banks development strategy of competitive-resistant positioning and usage of new information technology, as well as innovative tools development which decrease credit risks and helps in companys increase and capital accumulation.

Текст научной работы на тему «Особенности посткризисной стратегии развития экономических агентов рынка финансовых услуг»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

БОДНАР А.Ю.,

аспирант,

Ростовский государственный университет путей сообщения, е-mail: ABodnar@rostov.binbank.ru

Особенностью развития коммерческих банков является стратегия конкурентоустойчивого позиционирования и использование новых информационных технологий, а также разработку инновационных инструментов снижения кредитных рисков, прироста и накопления капитала.

Ключевые слова: banks; development strategy; information technologies; credit risks.

The article discusses some peculiarities of commercial banks' development strategy of competitive-resistant positioning and usage of new information technology, as well as innovative tools' development which decrease credit risks and helps in company's increase and capital accumulation.

Keywords: банки; стратегия развития; информационные технологии; кредитные риски.

Коды классификатора JEL: G21, G32.

Важнейшей характеристикой экономических агентов развивающегося глобального рынка финансовых услуг стала конкурентоустойчивость, которая все в большей степени проявлялась в смещении акцентов в объекте контроля финансовым капиталом, выразившемся в переходе от товарных рынков к рынку прав. За этим переходом стоит утрата интереса глобального финансового капитала к отдельно взятым производительным структурам с тяжелыми низколиквидными активами, поэтому, по мнению В.Г. Белолипецкого, «крупные собственники уходят от инсайдерской модели корпоративного управления, расставаясь с контрольными пакетами акций» [1, c. 49].

Высвобожденные деньги помещаются в пучок прав над многими разнородными активами, что и обеспечило финансовому капиталу устойчивость в результате рассредоточения рисков. Субъекты финансового капитала посредством сложения своих сил, организовывая интегрированные бизнес-группы и корпорации усиливают контроль над хозяйством.

Конкурировать фактору капитала с фактором труда сложно, поскольку в случае победы последнего меняется экономический порядок и капитал теряет стоимость. Чтобы ограничить эти процессы, глобальный финансовый капитал перешел к обеспечению конкурентоустойчивости посредством диверсификации капитала на рынках прав и территорий. В условиях перенакопления производственных мощностей конкурентоспособность обеспечивается «невидимой рукой», она больше не нуждается в опеке со стороны финансового капитала.

Ученые, исследующие проблемы эффективности бизнеса, отмечают, что «глобальный взгляд на корпоративное управление существенно отличается от традиционного: если раньше границы управления соответствовали границам компании, то в условиях глобализации внимание менеджеров акцентировалось на управлении цепочками, вдоль которых создается добавленная стоимость» [4, c. 35].

Изменение границ транснациональных компаний в условиях глобализации привело к их разделению на два класса:

♦ компании-интеграторы, организующие поток стоимости;

♦ компании-звенья цепочки, создающие стоимость.

Первые позиционировались в экономически развитых странах, вторые разбросаны по миру, что обеспечивалось развитием информационных технологий, способных интегрировать в бизнес-процесс мощности, находящиеся за границами фирмы-интегратора.

В глобальной экономике трансформируются цели и приоритеты в структуре фундаментальных функций финансового менеджмента в крупных банках, имеющих транснациональные сети, доминируют задачи эффективного использования капитала над целью его привлечения. Согласно выводам Дж. Хоупа, привлечение капитала — это монофункция, выполняемая финансистами, которая послужила фактором и причиной отрыва финансовой функции от остальных бизнес-функций, то эффективное использование (эффективное инвестирование) привлеченного капитала — полифункция [5, c. 21].

© А.Ю. Боднар, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

Важнейшей особенностью развития современных национальных рынков и мировой экономики в целом является ускоренный рост концентрации капиталов и производств в различных сферах хозяйственной деятельности. Наиболее очевидным проявлением масштабной концентрации и централизации капитала является формирование разнообразных форм интегрированных бизнес-групп, финансово-промышленных корпоративных структур, которые обладают значительным производственным капиталом и расширяющейся возможностью аккумуляции финансовых ресурсов.

В глобальной финансово-инвестиционной системе взаимодействуют, влияя друг на друга, две подсистемы: система, генерирующая финансовые и управленческие инновации и система, применяющая инновации. К финансовым институтам, реализующим стратегию конкурентоустойчивого развития можно отнести банки, развивающие инновационные технологии управления и разрабатывающие инновационные инструменты, обеспечивающие снижение риска, прирост и накопление капитала.

Для формирования потока инновационных решений на глобальном финансовом рынке финансово-кредитным институтам необходим соответствующий набор бизнес-функций и способ их координации. Содержание этого набора предопределяется глубинными изменениями в следующих областях:

❖ в методологии оценки рисков, когда стираются грани между систематическими и несистематическими рисками;

❖ при пересмотре структуры финансового бизнеса на основе сетевого развития и оптимизации трансакций;

❖ при переходе от функционального финансового управления к процессно-ориентированному, что объясняет огромную популярность концепции сбалансированной системы показателей в современном бизнесе;

❖ в глубоком проникновении информационных технологий во все сферы управления финансовым бизнесом, что определило необходимость формирования финансово-информационных продуктов и организации новых каналов информационно-сетевого управления бизнесом.

Несмотря на то что большинство транснациональных банков имеет сетевую структуру организации бизнеса, во главе филиальной сети ТНБ обязательно стоит компания-интегратор, выстраивающая из финансовых структур сети оптимальную цепочку создания стоимости. Формирование силы компании-интегратора происходит посредством глубинной трансформации финансовой функции современного бизнеса.

Сохранение и упрочение своих позиций в экономике банки осуществляют путем создания банковских холдингов, размывая тем самым границы между различными типами финансовых институтов. Таким образом, развивается еще одна важная функция — интеграционная. Имея большой собственный капитал, банки приобретают крупные пакеты акций инвестиционных, страховых компаний, формируют холдинги и выходят на соответствующие рынки. Нередко в такие холдинги входят промышленные, торговые и сервисные компании.

Поскольку при этом банки опираются на собственные, а не привлеченные средства, то интеграционная функция банков приходит в определенное противоречие с их ролью финансовых посредников.

Эти мировые тенденции в разной степени проявлялись в докризисный период и в российском банковском секторе, хотя развитию информационной, креативной и интеграционной функций банков противодействовал ряд факторов, среди которых, на наш взгляд, наиболее серьезными являются:

■ неразвитость российского фондового рынка. Доминирующая часть как хозяйствующих субъектов, так и населения пока испытывала недоверие к инвестициям в фондовые ценности, что сдерживало предложение новых финансовых продуктов; при этом, банковские депозиты выступали доминирующим инвестиционным инструментом;

■ ограниченность длинных кредитных историй и информации о потребностях экономических агентов, что являлось препятствием для осуществления серьезных сдвигов в предложении новых банковских продуктов.

На российском финансовом рынке в меньшей степени наблюдалось развитие банковских продуктов, связанных с фондовым рынком, но появляются продукты, позволяющие снижать издержки, обусловленные выполнением банками своих классических функций. Например, при предоставлении потребительских кредитов столичными банками, работающими в регионах, через свои представительства при погашении полученного кредита клиент нес дополнительные издержки, вызванные тем, что погашение кредита, выданного представительством банка, происходило через почтовые отделения или другие банки.

В результате получатели кредита уплачивали комиссию за перевод денежных сумм на погашение кредита в размере до 1%. Потребность в сокращении издержек стимулировала развитие более быстрого и дешевого способа погашения кредитов - автоматизированных устройств, которые работают круглосуточно, не берут комиссий и не создают очередей.

Реализуя информационно-финансовую стратегию, транснациональные банки на российском рынке «в рамках развития продуктовой линии выпустили на рынок специальные карты потребительского кредитования, которые распространялись среди клиентов, которые уже воспользовались услугами банка и имеют безупречную кредитную историю. Основным каналом дистрибуции новых карточек была прямая рассылка. Увеличение доли потребительского кредитования в финансово-кредитных продуктах было нацелено на развитие новых каналов распределения финансовых услуг и определяло необходимость осуществлять инновационные разработки именно в этом направлении.

С каждым годом возрастала конкуренция, создаваемая банкам со стороны небанковских финансовых организаций. Страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды на докризисном финансовом рынке или взаимодействовали с банками, или вытесняли их из наиболее привлекательных сегментов глобального рынка, что было заметно США, где доля небанковских финансовых организаций в общих привлеченных средствах населения

ОСОБЕННОСТИ ПОСТКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ.

69

до кризиса превышало 50%. Совокупные активы этих организаций оценивались в 29 трлн долларов, а более 90% их инвестиций направлялось на фондовые рынки [2, с. 71].

Глобализация ускорила развитие американских взаимных фондов, распространение получили хедж-фонды — закрытые клубы богатых инвесторов, которые не подпадали под действие американского Закона об инвестиционных компаниях и могли не открывать информацию о себе и не соблюдать определенную законодательством структуру активов. Число этих фондов до глобального финансового кризиса превысило 3 тыс., а их роль на мировых финансовых рынках была значительна: иностранный капитал на рынках развивающихся стран, включая Россию, представлен почти исключительно хедж-фондами.

До финансового кризиса на мировых финансовых рынках обращалось несколько тысяч финансовых инструментов и их производных. Средний дневной объем торговли составлял до кризиса более 2, 6 трлн долларов, на долю спекулятивных операций приходилось 80% этого объема; при сравнении спекулятивного объема финансовых операций с объемом обычных товарных сделок, соотношение составляло 9:1 [3, с. 132].

До кризиса большую долю операций глобального рынка составляла спекулятивная торговля самими деньгами, их заменителями и производными, именно такая торговля приносила наибольшую выгоду, что изменяло модель поведения экономических агентов. Прибыль, которую получали экономические агенты, выступая в качестве биржевых игроков, была наиболее быстрой и формировала привязанность к финансовым инструментам, создавая иллюзию самовозрастающей стоимости.

Способность транснациональных банков эффективно использовать свои материальные и нематериальные активы приобретает особое значение в период рецессии для сохранения бизнеса и формирования новой стратегии конкурентного позиционирования агентов на основе развития филиальной сети. Управление системой обслуживания клиентов финансовых институтов, позиционирующих себя в качестве основных игроков на локальных рынках финансовых услуг может быть представлено как сложная система долгосрочного и многоуровневого взаимодействия контрагентов, заинтересованных организаций и клиентов.

Международный банковский бизнес развивался как депозитный и процентный. В первом случае банк открывал счет для хранения денег (ценностей, залогов) клиента и начислял на этот счет соответствующие дивиденды, не забывая о своих комиссионных. Во втором - отдавал деньги одной группы своих клиентов другой группе в кредит с начислением соответствующих процентов, покрывающих кредитные риски и включающих выгоду самого банка. Чем выше были риски, тем большую долю составляли проценты. Валютные операции принято относить к процентному бизнесу.

Процентный и депозитный бизнес позволяли долгое время банкам успешно зарабатывать высокий доход и совершенствовать свои технологии, привлекающие в этот бизнес все новых и новых клиентов. Основные цели совершенствования технологий заключались в том, чтобы постоянно повышать свою капитализацию за счет взносов акционеров и клиентов, а также завоевывать доверие клиента на основе увеличения числа и качества услуг по его обслуживанию и длительному хранению его денег в банке.

Основным инновационным преимуществом в этом случае выступало освоение технологий консолидации капитала по поручению клиента (денег, ценных бумаг, драгоценностей, недвижимости и т.д.) из средств со счетов, разбросанных в банках всего мира. Такие операции клиенты банка могли совершать самостоятельно с помощью информационно-сетевых технологий, даже если они имеют множество счетов в разных банках мира.

Финансово-информационные технологии отличались скоростью операций и высокой надежностью сохранности капитала. Сегодня они имеют шесть уровней защиты и идентификации личности клиента (пароли, электронная подпись, отпечатки пальцев и т.д.). Используются в основном единые стандарты классификации и кодирования реквизитов и форматов электронных документов. Последние хранятся в архивах, использующих объектнореляционные базы данных типа 0гас1е, SyBase с объемом в сотни миллионов записей и считываются практически мгновенно (за 3-5 сек.) на девяти иностранных языках.

Благодаря этому системные риски клиентов и банка незначительны и не оказывают влияния на стоимость услуг. В результате банковский бизнес сочетает прозрачность при управлении счетами для клиента и полноценную защиту его интересов от злоумышленников либо ошибок работников банка.

Развитие межбиржевого банковского инвестиционного бизнеса, который составил жесткую конкуренцию по доходности как депозитному, так и процентному бизнесу, изменило модель развития банков, поскольку новый сегмент рынка был более мобилен и доходен, а также обусловлен взаимными интересами торгового, промышленного и финансового бизнеса по привлечению международных ресурсов в свои проекты.

Межбиржевой бизнес отличался от традиционного банковского бизнеса всепроникающим характером в капитализацию экономических агентов и способствовал развитию международных информационных рынков, призванных с целью снижения рыночных рисков вооружить клиентов знаниями о развитии как целых секторов экономики, так и конкретных корпораций, фирм, компаний.

Чем больше торговых площадок использовали банки для обращения своих обязательств или оформленных в деривативы, выданных кредитов; быстрее реагировали на изменение конъюнктуры рынка; оперативно осуществляли регистрацию, поставки обязательств против платежей, тем ниже у них были риски и издержки; выше оборот и приток ресурсов по счетам клиентов, была выше динамика капитала и его рентабельность.

Как биржи, так и банки могут работать совместно, если следуют единым полноценным стандартам регистрации, хранения, секьюритизации собственности, расчетов по ценным бумагам, распространяющимся на ценные бумаги, а также организацию и деятельность депозитариев, регистраторов, клиринговых расчетных палат, банков, работающих с онлайновыми счетами клиентов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

Стандарты касаются следующих корпоративных действий: дробление, консолидация капитала, предоставление капитала в залог при кредитовании, предоставление информации инвесторам о менеджменте компании-эмитента, действиях акционеров и учредителей и т.д., а также категорий и форм документов сопровождающих транзакцию. Это способы защиты от несанкционированного доступа к электронным документам, пользовательских интерфейсов, классификаторов реквизитов и требований к программным средствам, главным из которых является онлайновый режим работы со счетами всех видов и онлайновый полноценный контроль транзакций со стороны клиентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белолипецкий В.Г. Финансы в современном воспроизводственном процессе // Вестник Московского университета сер. 6. Экономика, 2008. № 2.

2. Вайн. С. Л.А. Развитие интегрированных бизнес-групп и финансовых институтов на глобальном рынке. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

3. Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Под ред. Г.В. Генса. М., 2005.

4. Турбина К.Е. Небанковские финансовые институты на глобальном рынке. М.: НОРМА, 2009.

5. Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / Пер. с англ. Н.Н. Кобзаревой; Под. ред. Д.А. Рябых. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.