ОСОБЕННОСТИ ПОСТКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
БОДНАР А.Ю.,
аспирант,
Ростовский государственный университет путей сообщения, е-mail: ABodnar@rostov.binbank.ru
Особенностью развития коммерческих банков является стратегия конкурентоустойчивого позиционирования и использование новых информационных технологий, а также разработку инновационных инструментов снижения кредитных рисков, прироста и накопления капитала.
Ключевые слова: banks; development strategy; information technologies; credit risks.
The article discusses some peculiarities of commercial banks' development strategy of competitive-resistant positioning and usage of new information technology, as well as innovative tools' development which decrease credit risks and helps in company's increase and capital accumulation.
Keywords: банки; стратегия развития; информационные технологии; кредитные риски.
Коды классификатора JEL: G21, G32.
Важнейшей характеристикой экономических агентов развивающегося глобального рынка финансовых услуг стала конкурентоустойчивость, которая все в большей степени проявлялась в смещении акцентов в объекте контроля финансовым капиталом, выразившемся в переходе от товарных рынков к рынку прав. За этим переходом стоит утрата интереса глобального финансового капитала к отдельно взятым производительным структурам с тяжелыми низколиквидными активами, поэтому, по мнению В.Г. Белолипецкого, «крупные собственники уходят от инсайдерской модели корпоративного управления, расставаясь с контрольными пакетами акций» [1, c. 49].
Высвобожденные деньги помещаются в пучок прав над многими разнородными активами, что и обеспечило финансовому капиталу устойчивость в результате рассредоточения рисков. Субъекты финансового капитала посредством сложения своих сил, организовывая интегрированные бизнес-группы и корпорации усиливают контроль над хозяйством.
Конкурировать фактору капитала с фактором труда сложно, поскольку в случае победы последнего меняется экономический порядок и капитал теряет стоимость. Чтобы ограничить эти процессы, глобальный финансовый капитал перешел к обеспечению конкурентоустойчивости посредством диверсификации капитала на рынках прав и территорий. В условиях перенакопления производственных мощностей конкурентоспособность обеспечивается «невидимой рукой», она больше не нуждается в опеке со стороны финансового капитала.
Ученые, исследующие проблемы эффективности бизнеса, отмечают, что «глобальный взгляд на корпоративное управление существенно отличается от традиционного: если раньше границы управления соответствовали границам компании, то в условиях глобализации внимание менеджеров акцентировалось на управлении цепочками, вдоль которых создается добавленная стоимость» [4, c. 35].
Изменение границ транснациональных компаний в условиях глобализации привело к их разделению на два класса:
♦ компании-интеграторы, организующие поток стоимости;
♦ компании-звенья цепочки, создающие стоимость.
Первые позиционировались в экономически развитых странах, вторые разбросаны по миру, что обеспечивалось развитием информационных технологий, способных интегрировать в бизнес-процесс мощности, находящиеся за границами фирмы-интегратора.
В глобальной экономике трансформируются цели и приоритеты в структуре фундаментальных функций финансового менеджмента в крупных банках, имеющих транснациональные сети, доминируют задачи эффективного использования капитала над целью его привлечения. Согласно выводам Дж. Хоупа, привлечение капитала — это монофункция, выполняемая финансистами, которая послужила фактором и причиной отрыва финансовой функции от остальных бизнес-функций, то эффективное использование (эффективное инвестирование) привлеченного капитала — полифункция [5, c. 21].
© А.Ю. Боднар, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
Важнейшей особенностью развития современных национальных рынков и мировой экономики в целом является ускоренный рост концентрации капиталов и производств в различных сферах хозяйственной деятельности. Наиболее очевидным проявлением масштабной концентрации и централизации капитала является формирование разнообразных форм интегрированных бизнес-групп, финансово-промышленных корпоративных структур, которые обладают значительным производственным капиталом и расширяющейся возможностью аккумуляции финансовых ресурсов.
В глобальной финансово-инвестиционной системе взаимодействуют, влияя друг на друга, две подсистемы: система, генерирующая финансовые и управленческие инновации и система, применяющая инновации. К финансовым институтам, реализующим стратегию конкурентоустойчивого развития можно отнести банки, развивающие инновационные технологии управления и разрабатывающие инновационные инструменты, обеспечивающие снижение риска, прирост и накопление капитала.
Для формирования потока инновационных решений на глобальном финансовом рынке финансово-кредитным институтам необходим соответствующий набор бизнес-функций и способ их координации. Содержание этого набора предопределяется глубинными изменениями в следующих областях:
❖ в методологии оценки рисков, когда стираются грани между систематическими и несистематическими рисками;
❖ при пересмотре структуры финансового бизнеса на основе сетевого развития и оптимизации трансакций;
❖ при переходе от функционального финансового управления к процессно-ориентированному, что объясняет огромную популярность концепции сбалансированной системы показателей в современном бизнесе;
❖ в глубоком проникновении информационных технологий во все сферы управления финансовым бизнесом, что определило необходимость формирования финансово-информационных продуктов и организации новых каналов информационно-сетевого управления бизнесом.
Несмотря на то что большинство транснациональных банков имеет сетевую структуру организации бизнеса, во главе филиальной сети ТНБ обязательно стоит компания-интегратор, выстраивающая из финансовых структур сети оптимальную цепочку создания стоимости. Формирование силы компании-интегратора происходит посредством глубинной трансформации финансовой функции современного бизнеса.
Сохранение и упрочение своих позиций в экономике банки осуществляют путем создания банковских холдингов, размывая тем самым границы между различными типами финансовых институтов. Таким образом, развивается еще одна важная функция — интеграционная. Имея большой собственный капитал, банки приобретают крупные пакеты акций инвестиционных, страховых компаний, формируют холдинги и выходят на соответствующие рынки. Нередко в такие холдинги входят промышленные, торговые и сервисные компании.
Поскольку при этом банки опираются на собственные, а не привлеченные средства, то интеграционная функция банков приходит в определенное противоречие с их ролью финансовых посредников.
Эти мировые тенденции в разной степени проявлялись в докризисный период и в российском банковском секторе, хотя развитию информационной, креативной и интеграционной функций банков противодействовал ряд факторов, среди которых, на наш взгляд, наиболее серьезными являются:
■ неразвитость российского фондового рынка. Доминирующая часть как хозяйствующих субъектов, так и населения пока испытывала недоверие к инвестициям в фондовые ценности, что сдерживало предложение новых финансовых продуктов; при этом, банковские депозиты выступали доминирующим инвестиционным инструментом;
■ ограниченность длинных кредитных историй и информации о потребностях экономических агентов, что являлось препятствием для осуществления серьезных сдвигов в предложении новых банковских продуктов.
На российском финансовом рынке в меньшей степени наблюдалось развитие банковских продуктов, связанных с фондовым рынком, но появляются продукты, позволяющие снижать издержки, обусловленные выполнением банками своих классических функций. Например, при предоставлении потребительских кредитов столичными банками, работающими в регионах, через свои представительства при погашении полученного кредита клиент нес дополнительные издержки, вызванные тем, что погашение кредита, выданного представительством банка, происходило через почтовые отделения или другие банки.
В результате получатели кредита уплачивали комиссию за перевод денежных сумм на погашение кредита в размере до 1%. Потребность в сокращении издержек стимулировала развитие более быстрого и дешевого способа погашения кредитов - автоматизированных устройств, которые работают круглосуточно, не берут комиссий и не создают очередей.
Реализуя информационно-финансовую стратегию, транснациональные банки на российском рынке «в рамках развития продуктовой линии выпустили на рынок специальные карты потребительского кредитования, которые распространялись среди клиентов, которые уже воспользовались услугами банка и имеют безупречную кредитную историю. Основным каналом дистрибуции новых карточек была прямая рассылка. Увеличение доли потребительского кредитования в финансово-кредитных продуктах было нацелено на развитие новых каналов распределения финансовых услуг и определяло необходимость осуществлять инновационные разработки именно в этом направлении.
С каждым годом возрастала конкуренция, создаваемая банкам со стороны небанковских финансовых организаций. Страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды на докризисном финансовом рынке или взаимодействовали с банками, или вытесняли их из наиболее привлекательных сегментов глобального рынка, что было заметно США, где доля небанковских финансовых организаций в общих привлеченных средствах населения
ОСОБЕННОСТИ ПОСТКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ.
69
до кризиса превышало 50%. Совокупные активы этих организаций оценивались в 29 трлн долларов, а более 90% их инвестиций направлялось на фондовые рынки [2, с. 71].
Глобализация ускорила развитие американских взаимных фондов, распространение получили хедж-фонды — закрытые клубы богатых инвесторов, которые не подпадали под действие американского Закона об инвестиционных компаниях и могли не открывать информацию о себе и не соблюдать определенную законодательством структуру активов. Число этих фондов до глобального финансового кризиса превысило 3 тыс., а их роль на мировых финансовых рынках была значительна: иностранный капитал на рынках развивающихся стран, включая Россию, представлен почти исключительно хедж-фондами.
До финансового кризиса на мировых финансовых рынках обращалось несколько тысяч финансовых инструментов и их производных. Средний дневной объем торговли составлял до кризиса более 2, 6 трлн долларов, на долю спекулятивных операций приходилось 80% этого объема; при сравнении спекулятивного объема финансовых операций с объемом обычных товарных сделок, соотношение составляло 9:1 [3, с. 132].
До кризиса большую долю операций глобального рынка составляла спекулятивная торговля самими деньгами, их заменителями и производными, именно такая торговля приносила наибольшую выгоду, что изменяло модель поведения экономических агентов. Прибыль, которую получали экономические агенты, выступая в качестве биржевых игроков, была наиболее быстрой и формировала привязанность к финансовым инструментам, создавая иллюзию самовозрастающей стоимости.
Способность транснациональных банков эффективно использовать свои материальные и нематериальные активы приобретает особое значение в период рецессии для сохранения бизнеса и формирования новой стратегии конкурентного позиционирования агентов на основе развития филиальной сети. Управление системой обслуживания клиентов финансовых институтов, позиционирующих себя в качестве основных игроков на локальных рынках финансовых услуг может быть представлено как сложная система долгосрочного и многоуровневого взаимодействия контрагентов, заинтересованных организаций и клиентов.
Международный банковский бизнес развивался как депозитный и процентный. В первом случае банк открывал счет для хранения денег (ценностей, залогов) клиента и начислял на этот счет соответствующие дивиденды, не забывая о своих комиссионных. Во втором - отдавал деньги одной группы своих клиентов другой группе в кредит с начислением соответствующих процентов, покрывающих кредитные риски и включающих выгоду самого банка. Чем выше были риски, тем большую долю составляли проценты. Валютные операции принято относить к процентному бизнесу.
Процентный и депозитный бизнес позволяли долгое время банкам успешно зарабатывать высокий доход и совершенствовать свои технологии, привлекающие в этот бизнес все новых и новых клиентов. Основные цели совершенствования технологий заключались в том, чтобы постоянно повышать свою капитализацию за счет взносов акционеров и клиентов, а также завоевывать доверие клиента на основе увеличения числа и качества услуг по его обслуживанию и длительному хранению его денег в банке.
Основным инновационным преимуществом в этом случае выступало освоение технологий консолидации капитала по поручению клиента (денег, ценных бумаг, драгоценностей, недвижимости и т.д.) из средств со счетов, разбросанных в банках всего мира. Такие операции клиенты банка могли совершать самостоятельно с помощью информационно-сетевых технологий, даже если они имеют множество счетов в разных банках мира.
Финансово-информационные технологии отличались скоростью операций и высокой надежностью сохранности капитала. Сегодня они имеют шесть уровней защиты и идентификации личности клиента (пароли, электронная подпись, отпечатки пальцев и т.д.). Используются в основном единые стандарты классификации и кодирования реквизитов и форматов электронных документов. Последние хранятся в архивах, использующих объектнореляционные базы данных типа 0гас1е, SyBase с объемом в сотни миллионов записей и считываются практически мгновенно (за 3-5 сек.) на девяти иностранных языках.
Благодаря этому системные риски клиентов и банка незначительны и не оказывают влияния на стоимость услуг. В результате банковский бизнес сочетает прозрачность при управлении счетами для клиента и полноценную защиту его интересов от злоумышленников либо ошибок работников банка.
Развитие межбиржевого банковского инвестиционного бизнеса, который составил жесткую конкуренцию по доходности как депозитному, так и процентному бизнесу, изменило модель развития банков, поскольку новый сегмент рынка был более мобилен и доходен, а также обусловлен взаимными интересами торгового, промышленного и финансового бизнеса по привлечению международных ресурсов в свои проекты.
Межбиржевой бизнес отличался от традиционного банковского бизнеса всепроникающим характером в капитализацию экономических агентов и способствовал развитию международных информационных рынков, призванных с целью снижения рыночных рисков вооружить клиентов знаниями о развитии как целых секторов экономики, так и конкретных корпораций, фирм, компаний.
Чем больше торговых площадок использовали банки для обращения своих обязательств или оформленных в деривативы, выданных кредитов; быстрее реагировали на изменение конъюнктуры рынка; оперативно осуществляли регистрацию, поставки обязательств против платежей, тем ниже у них были риски и издержки; выше оборот и приток ресурсов по счетам клиентов, была выше динамика капитала и его рентабельность.
Как биржи, так и банки могут работать совместно, если следуют единым полноценным стандартам регистрации, хранения, секьюритизации собственности, расчетов по ценным бумагам, распространяющимся на ценные бумаги, а также организацию и деятельность депозитариев, регистраторов, клиринговых расчетных палат, банков, работающих с онлайновыми счетами клиентов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
Стандарты касаются следующих корпоративных действий: дробление, консолидация капитала, предоставление капитала в залог при кредитовании, предоставление информации инвесторам о менеджменте компании-эмитента, действиях акционеров и учредителей и т.д., а также категорий и форм документов сопровождающих транзакцию. Это способы защиты от несанкционированного доступа к электронным документам, пользовательских интерфейсов, классификаторов реквизитов и требований к программным средствам, главным из которых является онлайновый режим работы со счетами всех видов и онлайновый полноценный контроль транзакций со стороны клиентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белолипецкий В.Г. Финансы в современном воспроизводственном процессе // Вестник Московского университета сер. 6. Экономика, 2008. № 2.
2. Вайн. С. Л.А. Развитие интегрированных бизнес-групп и финансовых институтов на глобальном рынке. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
3. Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Под ред. Г.В. Генса. М., 2005.
4. Турбина К.Е. Небанковские финансовые институты на глобальном рынке. М.: НОРМА, 2009.
5. Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / Пер. с англ. Н.Н. Кобзаревой; Под. ред. Д.А. Рябых. М., 2007.