Научная статья на тему 'Теоретические основы совершенствования банковской деятельности'

Теоретические основы совершенствования банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BANK ACTIVITY / PERFECTION OF BANK ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутилина С. Ю.

В статье представлены основные проблемы развития коммерческих банков на современном этапе. Рассмотрены критерии успешной деятельности, применяемые в зарубежной практике и рассмотрены два варианта стратегий, которые банки могут использовать в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF PERFECTION OF BANK ACTIVITY

In article are presented the basic problems of development of commercial banks at the present stage. The criteria of successful activity applied in foreign practice and are considered two variants of the strategy are considered, which banks can use in the activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы совершенствования банковской деятельности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. Ю. ШУТИЛИНА

В статье представлены основные проблемы развития коммерческих банков на современном этапе. Рассмотрены критерии успешной деятельности, применяемые в зарубежной практике и рассмотрены два варианта стратегий, которые банки могут использовать в своей деятельности.

Ключевые слова: банковская деятельность, совершенствование банковской деятельности.

В условиях радикальных экономических преобразований в Российской Федерации коммерческие банки были поставлены перед необходимостью разработки четкой и слаженной системы управления для реализации выбранной ими стратегии существования. В сложившейся экономической ситуации отечественным банкам, к сожалению, приходится функционировать в условиях финансового кризиса.

Рассмотрим основные проблемы, сдерживающие развитие коммерческих банков на современном этапе.

Современные проблемы и перспективы В. Ю. Пашкус определил следующим образом [1]:

- 80 % - незначительный объем капитала банков;

- 60 % - существующий порядок налогообложения;

- 47 % - наличие недобросовестной конкуренции в банковской среде;

- 40 % - отсутствие необходимой нормативно правовой базы;

- 34 % - медленный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности;

- 30 % - недостаточно высокий уровень управления банками.

В связи с чем, целесообразно рассмотреть вопрос о критериях успешной деятельности. В странах с развитыми банковскими системами критерии успешной деятельности, которые влияют и на практическую политику ведущих банков мира, давно определены. Так, С. Дэвис в своей книге «Exellence in Banking» выделяет следующие критерии [3]:

- высокая культура взаимоотношений, которая является основой для принятия правильных

решений. Ведь выбор единственно верного решения, по его словам, зависит не столько от скорости его принятия, сколько от разумной расчетливости;

- наличие общих ценностей, что является ядром культуры общения. Самый верный путь к этому - пополнение руководящих кадров из собственного штата сотрудников;

- уделять внимание нематериальным ценностям, несмотря на то, что получение прибыли -цель деятельности любого коммерческого банка, таким как высокое качество обслуживания, поощрение творческого подхода сотрудников к поиску оптимальных решений и т. д.;

- борьба за клиента, его доверие, здесь речь идет об «ориентации на вкладчика», что характерно для успешных банков, которые прилагают все усилия, чтобы помочь клиентам в решении их проблем;

- инновационная деятельность в виде разработки новых услуг. Многие успешные банки стремятся инвестировать свои ресурсы и управленческие усилия в инновационные проекты, разрабатывать новые механизмы использования пластиковых карт, системы электронных платежей;

- уверенное руководство, умение отличить главное от второстепенного;

- лучшие специалисты, интеллектуальная подкованность не всегда является главным критерием процветания, более важно сотруднику, впитав в себя задачи и цели банка, своей деятельностью способствовать его процветанию, для чего важны такие качества, как умение работать в команде, гибкость, лояльность (по крайней мере, к основным ценностям организации): успешные

банки, как правило, делают крупные инвестиции в человеческий капитал;

- наличие взвешенного и устойчивого процесса кредитования;

- развитие информационных систем управления и информационного менеджмента в банке: важно то, что успешными банками информационные технологии рассматриваются не как источник затрат, а как активы, дающие средства для обхода конкурентов и прямого выхода на потребителей -вот ядро успеха;

- гибкая и адекватная политика в области управления собственными и заемными средствами, которая бы способствовала прибыльной работе банка при одновременном следовании требованиям закона.

С целью преодоления представленных выше проблем коммерческим банкам предлагается разработка стратегии краткосрочного и среднесрочного развития. В настоящее время большинство российских банков тяготеет к одной из двух доминирующих стратегий развития, по-разному по-

зиционирующих их на рынке, отводящих им различную роль в российской экономике [2].

Суть первой стратегии, которую условно можно назвать внешнеориентированной, заключается в аккумуляции дешевых ресурсов корпоративного сектора, преимущественно экспортноориентированного, и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие небольшой, но стабильный доход (депозиты, кредиты, государственные ценные бумаги и т. п.).

Суть второй стратегии, которую называют внутреннеориентированной, является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков (в форме как прямого кредита, так и через покупку их обращаемых долговых обязательств), опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны.

Рассмотри оба вида стратегии подробнее.

Логика развития банков, придерживающихся внешнеориентированной стратегии, представлена на рисунке 1.

Низкая доля платных ресурсов и низкая стоимость пассивов

Отсутствие потребности в привлечении дополнительных платных ресурсов

Низкий уровень аппаратных расходов, обусловленный институциональными факторами

Доминирование в клиентуре экспортноориентированных предприятий

Превышение объема клиентских ресурсов над спросом на кредит

Поддержание низкодоходной Высокая доля

и малорискованной структуры иностранных активов

активов

Конкурентные преимущества при проведении внешнеэкономических расчетов

Рис. 1. Логика развития банков в рамках внешнеориентированной стратегии [2]

Предпосылками позиционирования банков в рамках данной стратегии являются:

1) преобладание среди клиентов предприятий экспортноориентированного сектора и фирм-нерезидентов (статистически это проявляется в высокой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий в этих банках - от 55 % до 100 %);

2) развитая международная корреспондентская сеть, особый статус по операциям с нерезидентами и прочие условия, обеспечивающие конкурентные преимущества при проведении внешнеэкономических расчетов;

3) низкий (менее 2 % от активов в годовом выражении) уровень расходов на аппарат управления, т. е. на оплату труда, что связано с эффектом «экономии на масштабах», небольшим числом филиалов или другими причинами.

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк, крупнейшие банки, не имеющие развитой филиальной сети, и большая часть банков, подконтрольных нерезидентам.

Для клиентуры этих банков, главным образом, экспортноориентированных сырьевых предприятий, характерно наличие значительных фи-

нансовых накоплений и отсутствие значимого спроса на краткосрочный банковский кредит. Отсюда обслуживающие их банки, как правило, сталкиваются с проблемой «избытка ресурсов».

Вместе с тем, учитывая дешевизну привлеченных средств (остатки на расчетных счетах предприятий фактически бесплатны), а также низкий уровень затрат на аппарат управления, данные банки могут не утруждать себя поисками размещения средств в относительно доходные, но рискованные инструменты (кредиты и займы на внутреннем рынке).

К тому же развитые корреспондентские сети, опыт работы на зарубежных рынках вполне позволяют этим банкам эффективно и с минимальным риском размещать средства в иностранные активы, хотя доходность таких операций сравнительно невелика.

Как следствие, формируется своеобразная структура активов, характеризующаяся низкой долей работающих активов - кредитов и ценных бумаг (в среднем 40 %), в том числе кредитов и займов предприятиям (в среднем 25 %). При этом поддерживается завышенная доля малодоходных ликвидных активов (в среднем 52 %), большая часть которых размещается за рубежом (в среднем 46 % активов).

По отношению к реальному сектору эти банки, как правило, выступают в качестве чистого заемщика (объем привлечения средств от предприятий превышает объем кредитования), направляя аккумулируемые внутри страны избыточные ресурсы на финансирование «остального мира».

Логика развития банков, придерживающихся внутреннеориентированной стратегии, представлена на рисунке 2.

Занимаемая доля предприятий внутриориентированоого сектора в клиентуре

Повышение спроса на кредит над объемом клиентских ресурсов

Потребность в привлечении Поддержание доходной и рискован- Низкая доля иностранных

дополнительных ресурсов ной структуры активов активов

Высокая доля платных ресурсов и высокая стоимость пассивов Облегченный доступ к ресурсам населения Высокий уровень аппаратных расходов, обусловленный институциональными факторами

Рис. 2. Логика развития банков в рамках внутреннеориентированной стратегии [2]

Данную стратегию в основном реализуют банки, характеризующиеся следующими особенностями:

1) значительной долей в клиентуре предприятий внутреннеориентированного сектора (статистически это проявляется в низкой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий - от 0 % до 45 %);

2) облегченным, в силу различных институциональных причин, доступом к ресурсам населения;

3) высокой «персоналоемкостью», обуславливающей значительный уровень аппаратных расходов - более 2 % от активов (в годовом выражении).

В рамках этой стратегии позиционируются Сбербанк Российской Федерации, банки с развитой филиальной сетью и большая часть средних и мелких банков.

Предприятия-клиенты этих банков имеют устойчивую потребность в банковском кредите, сталкиваясь с недостатком собственных средств для формирования оборотных активов. Это обеспечивает банкам каналы доходного размещения средств, одновременно ограничивая возможности задействования клиентских ресурсов. В итоге эти банки выступают в качестве чистых кредиторов реального сектора. Так, кредиты и займы нефинансовым предприятиям составляют в среднем 42 % их активов (а в целом работающие активы -65 %). В то же время средства, привлеченные от предприятий, включая выпуск векселей - всего 32 % их пассивов. Таким образом, чистое кредитование реального сектора составляет около 10 % активов.

Благодаря определенным конкурентным преимуществам на рынке вкладов физических лиц данные банки имеют возможность привлечь ре-

сурсы для чистого кредитования реального сектора (средняя доля вкладов населения в пассивах этих банков составляет 29 %). Однако это ведет к удорожанию их пассивов: ведь депозиты населения - сравнительно дорогой ресурс.

Высокая стоимость привлеченных средств и значительные расходы на аппарат управления компенсируются относительно высокодоходным размещением активов на внутреннем рынке. Это, правда, сопряжено с более высоким уровнем рисков.

Ключевая роль этих банков в экономике - перераспределять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а так же обслуживать межрегиональные и внутрирегиональные расчеты. Что касается обслуживания международных расчетов, то здесь позиции этих банков более скромны. Индикатором этого служит низкая доля иностранных активов в их активах - в среднем всего 5 %.

Литература

1. Пашкус В. Ю., Пашкус Н. А., Хоменкова С. А. Банковское совершенство: проблемы, критерии, подходы. НОУ «ИПП». 2004.

2. Темников В. Ф. Некоторые проблемы организации управления коммерческим банком // Банковское дело. 1995. № 5. С. 2.

3. Davis S. Exellence in Banking. N. Y., 1985.

* * *

THEORETICAL BASES OF PERFECTION OF BANK ACTIVITY

S. Yu. Shutilina

In article are presented the basic problems of development of commercial banks at the present stage. The criteria of successful activity applied in foreign practice and are considered two variants of the strategy are considered, which banks can use in the activity.

Key words: bank activity, perfection of bank activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.