ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО
УДК 343.851
СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А. В. Яшин1, В. Р. Шикшеев2
1 2 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1andrej.yaschin@yandex.ru 2shiksheev.vladimir@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. Анализируются стратегии государственной антинаркотической политики в России и некоторых зарубежных государствах. На основе изучения литературных источников, норм отечественного уголовного законодательства и официальных статистических сведений даются отдельные рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению исследуемых преступлений. Делается вывод, что наиболее эффективным средством борьбы с наркопреступностью является сочетание либеральных и репрессивных методов воздействия на нее.
Ключевые слова: преступность, антинаркотическая политика, незаконный оборот наркотиков, стратегия противодействия наркопреступности, наркоситуация
Для цитирования: Яшин А. В., Шикшеев В. Р. Стратегии противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 1. С. 3-8.
В юридической литературе справедливо отмечается, что одной из значимых проблем, от решения которой зависит будущее человечества, является противодействие незаконному обороту наркотиков [1, с. 102]. Вследствие этого во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, на государственном уровне разрабатываются различные концепции борьбы с наркотической преступностью.
Следует отметить, что в 2020 г. истекает срок действия стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, введенной в действие в 2010 г. Указом Президента России [2], а с 2021 г. начинает действовать новая стратегия, рассчитанная на период до 2030 г. В связи с этим в настоящее время актуальными являются вопросы эффективности завершившей свое действие стратегии, проблемы нововведений, предусмотренных новым документом, а также сравнительный анализ российского и зарубежного опыта противодействия наркотической преступности.
В целях оценки результативности проводимой в период с 2010 по 2020 г. антинаркотической политики следует обратить внимание на основные криминологические
© Яшин А. В., Шикшеев В. Р., 2021
показатели наркопреступности и другие статистические данные, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотиков.
Так, в 2010 г. было зарегистрировано 222 564 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. За прошедшее десятилетие указанный показатель колебался в пределах 200 000 общественно опасных деяний, составив в 2019 г. 190 197 преступлений [3]. В целом, масштаб незаконного оборота наркотиков остался неизменным. Однако в большинстве регионов страны наркоситуация оценивается как напряженная, а показатель «криминогенность наркомании» остается достаточно высоким. При этом удельный вес наркопреступлений в общей структуре преступности составляет примерно 10 % [4]. В 2019 г. по ст. 228 УК РФ было осуждено 63 301 лицо, что составило 79,5 % от числа всех осужденных за наркопреступления, по ст. 228.1 - 17 325 лиц (21,8 % соответственно) [5]. Общее число лиц, употребляющих наркотические средства постоянно или эпизодически, в Российской Федерации оценивается в 1,9 млн человек. В соответствии с данными проводимых среди населения социологических опросов, 22 % респондентов из числа опрошенных ответили, что сталкивались с предложениями попробовать запрещенные вещества, у четверти опрошенных среди их знакомых и родственников имеются лица, употребляющие или употреблявшие наркотики [4].
В качестве достижений в сфере антинаркотической политики в период 2010-2020 гг. надлежит отметить создание государственной системы мониторинга наркоситуации, формирование механизмов раннего выявления незаконного употребления наркотиков. В целом, позитивным итогом проведенной антинаркотической политики стала стабилизация наркоситуации. Тем не менее, следует согласиться с мнением О. В. Скворцовой, которая полагает, что противодействие наркопреступности является сложным межотраслевым явлением, поэтому в целях повышения эффективности данного вида деятельности необходимо совершенствование не только уголовного, но и уголовно-процессуального, таможенного, административного и иных отраслей национального законодательства [6, с. 568].
Ведущие сферы деятельности новой стратегии остались практически неизменными. Это сокращение спроса на наркотики, снижение предложений наркотических средств, развитие международного сотрудничества. Отдельно в стратегии до 2030 г. отмечены два направления:
1) развитие нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотиков;
2) координация деятельности государственных органов и гражданского общества в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков [4].
В стратегии государственной антинаркотической политики России до 2030 г. отмечено появление новых угроз в сфере наркопреступности. К примеру, в стратегии до 2020 г. среди основных угроз назывались контрабанда запрещенных веществ с территории Афганистана, формирование у членов общества терпимого отношения к наркотикам, а также неэффективность профилактической и реабилитационной работы среди населения. В новой же стратегии в качестве угроз национальной безопасности обозначены проблемы, связанные с попытками дестабилизации действующей международной системы контроля за оборотом наркотиков, расширением глобального рынка наркотиков за счет легализации использования каннабиноидов в рекреационных целях, появлением новых форм преступной деятельности, обеспечивающих усиление конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков и др. [4].
В соответствии с генеральной целью стратегии антинаркотической политики в ней выделяются следующие основные задачи:
- развитие нормативно-правовой базы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
- повышение эффективности деятельности, направленной на пресечение контрабанды наркотиков через таможенную границу РФ;
- совершенствование противодействия организованной преступности;
- борьба с легализацией преступных доходов от сбыта наркотиков;
- создание единого подхода к профилактике незаконного потребления наркотических средств;
- формирование у граждан антинаркотической идеологии на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
- повышение доступности и эффективности диагностирования и лечения заболеваний, передающихся инъекционным путем;
- совершенствование правового механизма диагностики, профилактических мероприятий, лечения, медицинской и социальной реабилитации наркопотребителей по решению суда;
- развитие системы ресоциализации и реабилитации наркопотребителей и т.д. [4].
Представляется, что следует также обратить внимание на зарубежный опыт в сфере
противодействия наркопреступности.
Все проводимые различными государствами стратегии можно условно разделить на либеральные и репрессивные. Стратегии первого типа при борьбе с наркопреступностью опираются на идеи прав человека и свободу личности, предпочитая проводить политику частичной легализации или декриминализации некоторых наркотических средств. Такая политика часто сочетается с программами снижения вреда и профилактикой употребления наркотиков. Репрессивная стратегия в качестве метода антинаркотической деятельности использует в основном уголовные наказания, назначаемые за сбыт, хранение и употребление наркотиков.
Цель репрессивной стратегии состоит в создании со стороны членов общества абсолютной нетерпимости к незаконному обороту наркотиков, а также искоренении или значительном снижении уровня наркопреступности посредством уголовно-правовых мер. Репрессивная стратегия содержит в себе идеи о том, что наркопотребители опасны для общества, а применение к ним медицинских мер неоправданно или неэффективно.
Исторически сложилось так, что репрессивная антинаркотическая политика проводилась в моменты критического роста наркомании в обществе. Например, после Второй мировой войны в Японии произошла вспышка амфетаминовой наркомании. Через 10 лет, когда распространение наркомании начало выходить из-под контроля, правительство Японии ужесточило законодательство о наркотиках, в результате чего, по мнению японских специалистов, большинство наркопотребителей прекратили употребление амфетамина, опасаясь неотвратимости уголовного наказания [7, с. 13]. Однако, кроме ужесточения наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, в Японии осуществляется серьезное противодействие незаконным доходам от их легализации [8, с. 108].
Достаточно жесткая политика в антинаркотической сфере проводится в Китае. В середине XX в. в Китае более 5 % населения употребляло опий. После образования КНР правительство приняло ряд репрессивных мер, включавших в себя наказание в виде принудительного труда и смертной казни, при одновременном тотальном контроле за производством и использованием опиума. На современном этапе позиция китайских властей по вопросу наркополитики остается непримиримой - они выступают за суровость и неотвратимость наказания для наркопреступников [7, с. 13]. Следует полагать, что такая политика является не совсем оправданной, поскольку криминологами давно доказано, что ужесточение уголовного наказания не способствует снижению уровня преступности [9, с. 292].
В США до начала XX в. оборот таких наркотиков, как марихуана, героин и кокаин, был легальным в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами практически всех штатов. В 1906 г. Конгресс США ввел первые ограничения на продажу и употребление некоторых веществ, включая каннабис, морфин, кокаин и героин. В 1914 г. был дополнительно урегулирован рынок опиатов, кокаина и других веществ, что привело к росту обвинений в преступлениях, связанных с наркотиками.
Хотя эти ранние законы важны для понимания текущих ограничений на наркотики, самые строгие и наиболее важные меры стали применяться, начиная с 1970 г., когда Президент США Р. Никсон объявил наркотики «врагом общества номер один». В 1970 г. Конгресс США принял закон о всеобъемлющем предотвращении незаконного оборота наркотиков и контроле за злоупотреблением наркотиками (CDAPC), который объединил множество отдельных нормативных актов в рамках единого закона и установил перечень контролируемых веществ.
Управление по борьбе с наркотиками (DEA) начало работу в следующем году, поглощая другие агентства. Перед DEA была поставлена задача обеспечить соблюдение всех федеральных законов о наркотиках, а также координировать более широкие действия по запрету наркотических средств. Под руководством DEA борьба с наркотиками быстро расширилась по своим масштабам и размаху [10].
Однако многие ученые признают, что война с наркотиками в США оказалась провальной. В 1971 г. центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщили, что около 1 смерти на 100 000 человек в США связано с передозировкой наркотиков. С момента начала действия новой политики этот показатель стал расти (в 1990 г. -3,4 смертей на 100 000 человек, в 2008 г. - 12 на 100 000, в 2014 г. - 14,7 на 100 000 человек). В 2014 г. около 61 % всех смертей от передозировки было вызвано опиоидами. В период с 2013 по 2014 г. количество смертей от передозировки синтетическими опиои-дами почти удвоилось, а уровень всех передозировок опиоидами увеличился более чем в три раза с 2000 г. [10].
На основе зарубежного опыта применения репрессивной стратегии антинаркотической политики следует отметить, что подобные меры могут оказаться как эффективными, так и привести к негативным последствиям. Несмотря на то, что жесткие уголовно-правовые методы противодействия наркопреступности бывают действенными в период резкого роста наркомании в обществе, стоит отметить ряд минусов данной стратегии. Первый минус заключается в признании наркомана не больным человеком, которого еще возможно вылечить и ресоциализировать, а преступником, которого следует наказать. Второй состоит в возможности смещения противодействия преступности с причин на следствия. Если не устранить глубинные экономические, социальные, и другие причины роста наркопреступности и бороться с наркобизнесом только уголовно-правовыми методами, то преступность будет бесконечно воспроизводиться, имея для этого благоприятную почву.
В настоящее время либеральная антинаркотическая политика проводится в Нидерландах, Швейцарии, Австралии и ряде штатов США.
Современная либеральная система контроля за оборотом наркотиков наряду с использованием программ «снижения вреда» от приема запрещенных веществ, в том числе с организацией заместительной терапии и открытием инъекционных комнат, предусматривает принудительное или альтернативное лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью, а также строгие меры административной и уголовной ответственности в отношении правонарушителей [7, с. 15].
Отдельно следует сказать о часто применяемой мере антинаркотической политики, ассоциируемой с либеральной стратегией, - заместительной терапии. Она заключается в лечении наркомании, вызванной употреблением опиоидов (например, героина), путем
регулярного назначения метадона или других менее вредных веществ взамен употребляемого наркоманом средства [11, с. 123]. Тем не менее, в стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации четко указывается на недопустимость применения в России заместительных методов лечения наркомании, хотя некоторые исследования доказывают их эффективность. Такая терапия не только снижает вероятность передозировки и заражения инфекциями наркоманов, но и способствует их ресоциали-зации. Так, в исследовании, проведенном австралийскими учеными, указывается, что после 6 месяцев заместительной терапии вовлеченность пациентов в преступления против собственности снизилась с 20 до 13 %, а в преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - с 23 до 9 % [12].
Резюмируя вышесказанное, надлежит отметить, что в России, учитывая напряженную наркоситуацию, возможно использовать наиболее успешный опыт зарубежных стран. При этом представляется, что одной из самых эффективных моделей противодействия наркопреступности является сочетание практики из арсенала либеральной и репрессивной стратегий. При организации борьбы с наркотизмом необходимо принимать меры к лечению и ресоциализации наркопотребителей, избегая применения к ним жестких уголовных мер, которые не помогут им избавиться от зависимости и вернуться в общество. В отношении же сбытчиков, контрабандистов и производителей наркотиков стоит проводить бескомпромиссную политику, используя уголовно-правовые и оперативно-розыскные меры. Особое внимание при этом стоит обратить на борьбу с организованной наркопреступностью, а также на противодействие современным методам сбыта запрещенных веществ и легализации преступных доходов от незаконного оборота наркотиков.
Список литературы
1. Вершинин О. Е. Незаконный оборот наркотиков как одна из основных угроз национальной безопасности страны // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3. С. 102-105.
2. Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ № 690 от 09.06.2010 (в ред. от 23.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.
3. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: htttp://www.crimestat.ru
4. О стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : проект указа Президента РФ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: htttp://www.pravo.gov.ru
5. Сведения о лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ, за 12 месяцев 2019 г. // Официальный сайт Судебного департамента Верховного суда РФ. URL: htttp:// www.cdep.ru
6. Скворцова О. В. Противодействие наркопреступности в контексте взаимодействия международного и национального законодательства // Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов (19-20 апреля 2018 г.). Симферополь : Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2018. С.565-572.
7. Дмитриева К. Б., Клименко Т. В. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков (зарубежный и национальный опыт) // Наркология. 2009. № 7. С. 12-19.
8. Морозов Н. А. Япония - новое поколение без наркотиков // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. С. 107-109.
9. Яшин А. В. Концептуальные основы предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2018. 486 с.
10. Койн К. Дж., Холл Э. Р. Четыре десятилетия и их подсчет: продолжающийся провал войны с наркотиками // Политический анализ исследовательской организации «Институт Катона». URL: htttp://www.intern.cato.org
11. Барановский Н. А. Социальная профилактика наркомании среди молодежи // Социологический альманах. 2017. № 8. С. 115-126.
12. Национальная оценка фармакотерапии опиоидной зависимости: отчет о результатах и рекомендации // Национальный научно-исследовательский центр препарата и алкоголя (университет Нового Южного Уэльса, Австралия). URL: htttp://www.ndarc.med.unsw.edu.au
Информация об авторах
Андрей Владимирович Яшин, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет.
Владимир Романович Шикшеев, студент, Пензенский государственный университет. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.