Научная статья на тему 'Ретроспективные основы развития системы профилактики наркомании'

Ретроспективные основы развития системы профилактики наркомании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DRUG ADDICTION / SPREAD / PREVENTION / ILLEGAL DRUG TRAFFICKING / COUNTER-NARCOTICS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зассеев Дзамболат Артурович

В статье рассматривается проблема наркомании как одна из глобальных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ опыта зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предлагаются меры профилактики данного антисоциального явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зассеев Дзамболат Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective bases of drug prevention system development

The problem of drug addiction is one of the global threats to the national security of the Russian Federation. The analysis of the experience of foreign countries in the field of prevention of drug addiction population is carried out. Measures that could possibly limit this anti-social phenomenon are offered.

Текст научной работы на тему «Ретроспективные основы развития системы профилактики наркомании»

Зассеев Дзамболат Артурович

адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: zasseev13@mail.ru)

Ретроспективные основы развития системы профилактики наркомании

В статье рассматривается проблема наркомании как одна из глобальных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ опыта зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предлагаются меры профилактики данного антисоциального явления.

Ключевые слова: наркомания, распространение, профилактика, незаконный оборот наркотиков, антинаркотическая деятельность.

D.A. Zasseev, Adjunct of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zasseev13@mail.ru

Retrospective bases of drug prevention system development

The problem of drug addiction is one of the global threats to the national security of the Russian Federation. The analysis of the experience of foreign countries in the field of prevention of drug addiction population is carried out. Measures that could possibly limit this anti-social phenomenon are offered.

Key words: drug addiction, spread, prevention, illegal drug trafficking, counter-narcotics activities.

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании, основная цель которой - деградация молодого поколения XXI в. Ее распространение не случайно оценивается специалистами как одна из серьезнейших угроз национальной безопасности большинства государств, в том числе и Российской Федерации. По данным мониторинга наркоситуации, проведенного в 2014 г., в Российской Федерации насчитывалось до 8-8,5 млн лиц, с разной степенью регулярности употребляющих наркотики, что составляет около 6% населения страны [1]. И с каждым годом ситуация только осложняется.

Эта негативная тенденция берет свое начало с конца XIX в., когда Великобритания проводила так называемые «опиумные» войны (18401843 и 1856-1860 гг.) на территории Китая с целью понуждения населения данной страны к употреблению опиума [2, с. 124]. Такая политика иностранного влияния, продолжавшаяся несколько десятилетий, в дальнейшем стала причиной контрабанды опиума с территории Китая в Приамурье, что в значительной степени повлияло на уровень наркотизации населения Российской империи.

По мере развития общества ситуация в Российской империи ухудшалась. Принятые правовые документы в области установления ответственности за употребление опия не приносили желаемого результата. Не за горами было и наступление революции, сменившей

впоследствии политический строй страны, в том числе и ее законодательную базу.

Советское правительство в тяжелейших условиях послевоенной разрухи предприняло активные усилия по профилактике наркомании и выявлению беспризорности, по борьбе с другими социально значимыми негативными явлениями. Развивалось новое уголовное законодательство, последовательно были установлены наказания за сбыт и изготовление наркотиков, а также их за употребление и содержание притонов. Все это способствовало снижению роста наркомании.

Однако в 1991 г. был принят либеральный Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» [2], посредством которого декримина-лизировалась уголовная ответственность за употребление наркотических средств без назначения врача и вводилась административная ответственность за совершение данного рода правонарушений. Предполагалось, что наркопотребители добровольно пройдут медицинское лечение, не опасаясь при этом привлечения к уголовной ответственности, но в действительности это привело к чувству безнаказанности со стороны наркозависимого населения и, как следствие, к увеличению числа наркопотребителей.

Складывающаяся политическая ситуация в стране, сложное социально-экономическое положение в последнее десятилетие XX в.

75

подтолкнуло значительную часть населения страны к противоправным действиям в области незаконного оборота наркотиков, выразившимся, с одной стороны, в повышении спроса со стороны наркозависимых потребителей наркотиков, а с другой - в широком предложении различных химических соединений растительного и синтетического происхождения со стороны наркоторговцев.

С началом XXI в. увеличивается количество зарегистрированных преступлений в области незаконного оборота наркотиков. Объясняется это не только тем, что противодействие названному виду преступности проводится более результативно, но и тем, что преступлений наркотической направленности совершается все больше. Так, за 2015 г. правоохранительными органами в лице МВД России и ФСКН России изъято 50,6 тонн наркотических средств, причем более 2,5 тонн героина и более 1 тонны синтетических наркотиков. Ежегодно ФСКН России совместно с МВД России по данным фактам возбуждается свыше 80 тыс. уголовных дел [3]. Сегодня нет необходимости доказывать актуальность проблемы незаконного оборота наркотиков иллюстрацией количества связанных с ними преступлений. Проблема настолько многогранна и глобальна, что для ее решения требуется объединение всех ведомств и структур в единый организованный механизм, способный сократить, а затем и остановить рост числа наркозависимых.

Отдельно важно отметить, что нынешнюю ситуацию в стране характеризует то, что за последние годы рынок сбыта и потребления наркотиков переориентировался в сторону «жестких» синтетических наркотиков, которые наиболее опасны для здоровья населения, в первую очередь молодежи. По данным ФСКН России, эти синтетические наркотики поступают в Россию в основном из стран Восточной Европы, Афганистана, Средней Азии, Южной Америки и Китая. Все чаще территория Российской Федерации используется для транзита наркотических средств и психотропных веществ в страны Западной Европы. Надо отметить, что недостаточная обеспеченность безопасности границ стран - членов СНГ и ближнего зарубежья, неэффективность пограничного и таможенного контроля, безработица и материальные трудности людей, низкий уровень профилактической работы среди молодежи - все это провоцирует и развивает наркоманию и наркобизнес [4, с. 36].

На международном уровне уже хорошо определены признаки незаконного оборота наркотиков, к числу которых относятся следующие:

производство и сбыт наркотических средств с наличием структуры, действия которой направлены на их обеспечение;

финансы, полученные таким путем, вкладываются в экономику, тем самым усиливая влияние наркодельцов и наращивая коррупцию;

прямо пропорциональная связь незаконного оборота наркотиков с терроризмом, экстремизмом и радикально настроенными группами лиц, ведущих борьбу за политическую власть;

постоянное изменение маршрута транспортировки наркотиков, их способов сбыта и ла-тентности [5].

Зарубежный опыт показывает, что борьба с наркопреступностью и наркоманией эффективна только там, где развернута широкая антинаркотическая пропаганда. Но необходимо отметить как положительные, так и отрицательные стороны данной работы. Так, например, рассматривая либеральную антинаркотическую политику стран Европы, таких как Швейцария и Нидерланды, нельзя сказать, что она полностью направлена на повышение благополучия населения данных стран. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, она, наоборот, направлена на уничтожение собственной нации. Так, например, в Швейцарии данная политика заключалась в следующем: ограниченное число наркоманов получало героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона, больным раздавались новые шприцы в обмен на использованные. Первоначально отмечалось некоторое сокращение смертности среди наркоманов, но в настоящее время подавляющее большинство населения Швейцарии на проводимом референдуме о дальнейшей легализации наркотиков высказалось категорически против этого решения. В Нидерландах тоже пошли по пути легализации «легких» наркотиков, а именно марихуаны и гашиша. Результат не заставил себя ждать, и туда переправились наркоманы и распространители наркотической отравы. По поводу проводимой политики в отношении наркоманов сложилось стойкое представление, что Нидерланды, в частности Амстердам, превратились в «наркотическую яму Европы» [6, с. 267].

Специалисты различных уровней высказывают свое мнение о том, в какой мере должны соизмеряться «запрет и контроль», «наказание и лечение» в области профилактики наркомании. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. По нашему мнению, любой запрет имеет действие, если он подкрепляется общественным сознанием. Например, в Швеции запрещено любое обращение с наркотиками, включая потребление. Это решение поддер-

76

живает 96% населения государства. Благодаря этим усилиям и сохранившимся на протяжении последнего десятилетия благоприятным экономическим условиям в Швеции уровень потребления наркотиков вдвое меньше, чем в странах Западной и Центральной Европы [7, с. 9].

Борьба с наркопреступностью и наркоманией - трудная и многоплановая работа, которая должна основываться на положительных международных подходах и наработанном опыте. Сегодня государственная политика, в том числе и Российской Федерации, должна включать антинаркотическую программу и отдавать предпочтение наиболее приоритетным для данного времени способам и направлениям в противодействии вышеназванным угрозам.

В значительной степени заслуживает внимания то, что на протяжении предыдущих лет меры репрессивного характера, предпринимаемые ФСКН России, не привели к заметному уменьшению наркопотребления. В настоящее время политика государства сместилась с направления силовых и запретительных мер к лечению больных наркоманией с последующей реабилитацией таких лиц. Но профилактическая деятельность и медико-социальная реабилитация больных наркоманией организована не в полной мере. Наблюдается нехватка центров реабилитации наркозависимых лиц. В стране на данный момент их 504, из них 4 являются государственными, а остальные 500 созданы негосударственными некоммерческими организациями, через которые проходит очень малое количество людей, страдающих наркоманией. Таким образом, наблюдается неэффективность их функционирования.

Конечно, антинаркотическая деятельность в Российской Федерации в области профилактики наркомании проводится в строгом соответствии с Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Она включает в себя следующие направления:

1) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков путем активной антинаркотической пропаганды, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

2) создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

3) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

4) недопущение применения заместительных методов лечения наркомании с примене-

нием наркотических средств и психотропных веществ;

5) обеспечение подготовки специалистов: врачей, социальных педагогов, социальных работников в области психотерапии, психологического консультирования и психологической коррекции для эффективной работы в реабилитационных центрах и центрах социальной, психологической и медицинской поддержки и т.д. [8].

Однако если учитывать состояние наркотизации населения страны, то можно отметить, что из вышеперечисленных пунктов исполняются только пп. 3 и 4. Применительно к остальным пунктам можно заключить, что об их реализации пока говорить не приходится.

Немаловажным остается и тот факт, что в настоящее время в стране сохраняются условия, способствующие увеличению роста незаконного потребления наркотических средств. С небывалым размахом распространяется наркоторговля, наркобизнес рассматривается в транснациональном аспекте. Недостаточная слаженность работы правоохранительных органов, несогласованность действий в области противодействия наркоторговле и профилактики наркомании не оказывают должного воздействия на сокращение числа наркозависимых. Наблюдается дублирование функций силовых структур, их слабое сотрудничество в выявлении, расследовании и установлении уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. В то же время на рост числа наркопотребителей влияют продолжающийся рост цен, безработица среди трудоспособного населения, недостаточность эффективного выявления наркоманов на ранней стадии заболевания. Сегодня требуется принятие долгосрочной программы реабилитации наркоманов, рассчитанной на несколько лет, включая бесплатную медицинскую и психологическую помощь, однако в сегодняшних условиях это трудно реализовать.

В связи с этим заслуживает внимания мнение директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова по возобновлению создания лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), ранее функционировавших в СССР. Согласно действовавшему ранее законодательству после вынесения заключения врача-нарколога о степени заболевания наркомана последний, в зависимости от тяжести заболевания, по судебному решению мог быть направлен на год на принудительное лечение в ЛТП. При этом сам «профилакторий» мало чем отличался от

77

колонии. При всех ее минусах система давала результаты, много людей после такого «лечения» возвращалось в семьи, к работе. После вступления Российской Федерации в Совет Европы система ЛТП была ликвидирована, альтернативы до сих пор не создано [9].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что эффективным механизмом решения проблемы распространения наркомании и нар-котизма в обществе является концептуально но-

1. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2014 г. // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: http:// www.fskn.gov.ru (дата обращения: 12.02.2016).

2. Афамготов Э.М. Профилактика и борьба с наркоманией // Вестн. Адыгейского гос. унта. 2013. № 3. С. 124-128.

3. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России и МВД России в 2015 г. // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: http:// www.fskn.gov.ru (дата обращения: 12.02.2016).

4. Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макагон И.В. Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ требуют программно-целевого подхода и эффективных законодательных мер // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 35-37.

5. Комментарии к конвенциям по наркотикам // European Cities Against Drugs (Международная некоммерческая организация «Европейские города против наркотиков»). URL: http:// www.ecad.ru (дата обращения: 10.02.2016).

6. Романова Л. И. Наркопреступность: цена, характеристика, политика борьбы. М., 2010.

7. Борьба с разрушительными последствиями контроля над наркотиками: доклад Директора-исполнителя Управления ООН по наркотикам и преступности, Вена, 1 марта 2009 г.

8. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 (в ред. от 15 июня 2010 г.) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 6127.

9. Интервью директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова от 23 дек. 2015 г. //Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: http://www.fskn. gov.ru (дата обращения: 14.02.2016).

вый подход, требующий принятия комплексных сбалансированных мер, которые существенно снизили бы немедицинское использование наркотиков и уменьшили последствия их потребления. Антинаркотическая политика государства должна быть созвучна настроению населения, находить отклик в душе и массовом сознании, только тогда этот подход будет эффективен и результативен. А сегодня российское общество нуждается в очищении от наркозависимости.

1. On the results of the operational activity of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation in 2014 // The Federal Drug Control Service of the Russian Federation. URL: http:// www.fskn.gov.ru (date of access: 12.02.2016).

2. Afamgotov E.M. Prevention and the fight against drug addiction // Bull. of Adyghe state university. 2013. № 3. P. 124-128.

3. On the results of the operational activity of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2015 // The Federal Drug Control Service of the Russian Federation. URL: http://www.fskn.gov.ru (date of access: 12.02.2016).

4. Kosarev V.N., Kosareva L.V., Makagon I.V. Problems of struggle against drug abuse and illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances require a program-oriented approach and effective legislative measures // Drug control. 2012. № 1. P. 35-37.

5. Comments to the Conventions on Drugs // European Cities Against Drugs (International non-profit organization «European Cities Against Drugs»). URL: http://www.ecad.ru (date of access: 10.02.2016).

6. Romanova L.I. Drug-related crime: price, characteristics, fight policies. Moscow, 2010.

7. The fight against the devastating consequences of drug control: report of the Executive Director of the UN Office on Drugs and Crime, Vein, March 1, 2009.

8. On approval of the Russian State Anti-Drug Policy Strategy for 2020: decree of the President of the Russian Federation d.d. June 9, 2010 № 690 (as amended on June 15, 2010) //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2010. № 24. Art. 127.

9. Interview with the Director of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation, Chairman of the State Anti-Drug Committee V.P. Ivanov on Dec. 23, 2015 // The Federal Drug Control Service of the Russian Federation. URL: http://www.fskn.gov.ru (date of access: 14.02.2016).

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.