СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Е.Л. Золотарёва, КМ. Конорев
Аннотация. В статье рассматривается определение стратегического управления, его основные принципы, составляющие стратегического управления, процесс стратегического управления, особенности стратегического управления сельскохозяйственными предприятиями; цели сельскохозяйственных предприятий в рамках стратегического управления и основные области выработки стратегии сельскохозяйственными предприятиями на рынке.
Ключевые слова: стратегическое управление,
стратегическое планирование, политика предприятия, оперативное управление, процесс стратегического управления, стратегия, сельскохозяйственные предприятия, стратегический потенциал, свобода стратегического выбора.
Появление стратегического управления явилось новым этапом развития управленческой науки. Оно было обусловлено объективными причинами и формировалось поэтапно. Можно выделить следующие особенности управления для каждого из этапов: управление, которое осуществлялось постфактум -контроль после завершения события; управление на основе экстраполяции; управление на основе предвидения; управление на основе гибких решений [1].
По мере изменения условий внешней среды, ускорения темпов изменения ее параметров и возрастания неопределенности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности предприятий. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем больше усложнялись системы, причем каждая последующая дополняла предыдущую.
К определению термина «стратегическое управление» существуют разные подходы. Нами предлагается следующее определение стратегического управления.
Стратегическое управление - это целенаправленная деятельность по принятию и осуществлению стратегических решений, осуществляемая в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды, ориентированная на свои трудовые, финансовые, производственные ресурсы.
Оперативное управление, стратегическое планирование, политика предприятия являются составляющими стратегического управления, а не его производными (таблица 1).
Теория стратегического управления основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном и ДР [3].
По нашему мнению, процесс стратегического управления необходимо начинать с определения деятельности организации с учетом внешних и внутренних потребностей на производственную продукцию.
Далее формируется философия и миссия организации, осуществляется постановка стратегических целей по трем направлениям в организации.
Этап разработки стратегии состоит из нескольких подэтапов [5]. Первый подэтап - анализ внешней среды и конкуренции. Второй подэтап - анализ внутренней среды организации. Третий подэтап - формирование портфеля стратегий (рисунок 1).
Этап реализации стратегии состоит из двух подэтапов. Первый подэтап-адаптация структуры организации к требованиям стратегического плана. Второй - адаптация культуры к требованиям стратегического плана.
Так как процесс стратегического управления является непрерывным, то его цикл замкнутый. На последнем этапе осуществляется сравнение достигнутых результатов с запланированными, контроль и регулирование предшествующих этапов.
На каждом стратегическом уровне разработка стратегии заканчивается созданием стратегического плана. В одних организациях он представлен в виде документа, в других - в виде единого видения и понимания менеджерами перспективы развития организации. Чем крупнее организация, тем выше вероятность, что план документирован.
Основными принципами стратегического управления являются: социальность, целенаправленность, комплексность, системность, адаптивность (гибкость), эффективность, минимизация риска, сбалансированность, легитимность, демократичность, профессионализм и др. [3].
Таблица 1 - Составляющие стратегического управления
Составляющие Значение
Оперативное управление Оперативное управление призвано обеспечивать быстрое и четкое выполнение заданий, направлено на повседневное, планомерное руководство трудовыми коллективами
Стратегическое планирование Стратегическое планирование имеет тенденцию подводить людей к мыслям о будущем. Это особенно важно, так как многие предприятия ориентированы на внутренние факторы, сфокусированы на краткосрочных результатах. Стратегическое планирование оценивает предприятие в долгосрочной перспективе, в аспектах выживания и развития. Одно из преимуществ стратегического планирования заключается в обеспечении эффективности и роста в долгосрочной перспективе
Политика предприятия Политика призвана ориентировать процесс принятия решения в нужном для стратегии направлении. Она разрешает спорные вопросы и придаёт единую структуру планам, предоставляя руководителям возможность делегировать полномочия, сохраняя контроль в своих руках
Разработка стратегии ^ 4 Ч Анализ внешней среды анализ формирование портфеля и конкуренции внутренней стратегий среды
1 н Й' х п- 5 X ~
35 и О
£ К
О ;2 г
а 73 Е ^ •« реализациіктратегии
І Адаптация структуры организации адаптация культуры
к*фебовакшш стратегического шшиа
Рисунок 1 - Процесс стратегического управления
Значение стратегического управления, позволяющего предприятиям выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.
Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями имеет свои особенности. Факторы, влияющие на стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями, перечислены в таблице 2.
Сельское хозяйство имеет более низкую доходность по сравнению с другими отраслями, высокую капиталоемкость, продолжительный период оборота капитала и т.д. [2]. Это означает, что данная отрасль будет притягивать капиталы и потоки инвестиций далеко не в такой степени, как другие сферы народного хозяйства.
Приоритетными целями сельскохозяйственных предприятий в рамках стратегического управления являются:
- укрепление позиций на рынке АПК, в том числе путем диверсификации производства, освоение новых рынков;
- улучшение общего финансово-экономического положения, что достигается не только путем роста объемов производства, но и режимом экономии, маневрированием своими активами, упорядочиванием финансовых расчетов и рядом других действий;
- завоевание высокой деловой репутации, для чего необходимо осуществлять безупречную внутриор-ганизационную политику, выдвигая в качестве безусловных приоритетов своевременное выполнение заключенных контрактов, честность в расчетах, высокий уровень качества товаров и услуг;
- обеспечение высокой надежности в производственно-хозяйственной деятельности путем создания мощно-стных и ресурсных резервов, страховых резервных фондов, развитой системы страхования рисков.
Стратегическое управление в сельскохозяйственных предприятиях является необходимым условием их эффективного развития. Сельскохозяйственные предприятия, как малые, так и крупные обладают преимуществами и недостатками, которые будут влиять на выбираемую стратегию [4].
По нашему мнению, можно выделить три основные области выработки стратегии сельскохозяйственного предприятия на рынке.
Стратегический потенциал сельскохозяйственного предприятия определяется следующим комплексом факторов:
- наличием (объемом) стратегических ресурсов;
- составом и качеством каждого вида используемых ресурсов;
- степенью использования ресурсов.
При формировании стратегии сельскохозяйственных предприятий важно применять как количественные, так и качественные подходы и методы. Необходимость сочетания количественных и качественных методов порождает проблему их органичного комбинирования в процессе построения стратегии.
Таблица 2 - Факторы, влияющие на стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями
Фактор Влияние фактора
Природно-климатические условия Природная среда непосредственно влияет на деятельность производителей, а не косвенно, как для промышленных предприятий.
Территориальная рассредоточенность производства Несвоевременная корректировка выбранных стратегий на всех уровнях управления, запаздывание принятия оперативных решений
Сезонность Реализация выбранных стратегий сельскохозяйственными производителями сопряжена с высоким уровнем риска
Ограниченная диверсификация сельскохозяйственной продукции Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию для сельского хозяйства
Многообразие организаци-онно-правовых форм хозяйствования Разная степень и сила воздействия внешних факторов
Таблица 3 - Основные области выработки стратегии сельскохозяйственного предприятия на рынке
Область выработки стратегии Содержание области
Первая область Лидерство в минимизации издержек производства сельскохозяйственной продукции
Вторая область Специализация предприятия в производстве сельхозпродукции
Третья область Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий сельскохозяйственных предприятий на выбранном рыночном сегменте
В современных условиях у сельскохозяйственных предприятий АПК есть свобода стратегического выбора: преследовать ограниченные или широкие цели, использовать конкурентные преимущества низких издержек или дифференциации.
Применение на современном этапе стратегического управления сельскохозяйственными предприятиями позволит стабилизировать ситуацию в отрасли, обеспечить эффективное ее функционирование в долгосрочной перспективе, быструю ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Список использованных источников
1 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ан-софф // Стратегическое управление. - М.: Экономика,
2005.
2 Виханский, О.С. Стратегическое управление: 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский. - М.: Гардарики,
2006. - 296 с.
3 Водянников, В.Т. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях: учебник для вузов / В.Т. Водянников, Н.Е. Зимин, А.И. Лысюк. - М.: КолосС, СтГАУ Агрус, 2006,- 506 с.
4 Королева, Ю.Б. Управление в АПК: учебник для вузов / Ю.Б. Королева. - М.: КолосС, 2006,- 376 с.
5 Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 2007.
Информация об авторах
Золотарёва Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.
Конорев Константин Михайлович, аспирант Курского государственного университета, e-mail: flint53@yandex.ru.