Научная статья на тему 'Основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций'

Основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1930
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИССИ / ВИДЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конорев Константин Михайлович, Святова Ольга Викторовна, Серебровский Владимир Исаевич

Выполнено обоснование стратегии развития сельскохозяйственных организаций. Сформулированы основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций страны на перспективу на основе проведенного сценарного анализа. Определены миссия, видение, цель, задачи и систематизированы стратегические возможности и конкурентные преимущества функционирования и развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации. Предложен механизм формирования и развития процесса стратегического управления в сельскохозяйственных организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Конорев Константин Михайлович, Святова Ольга Викторовна, Серебровский Владимир Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К.М. Конорев, О.В. Святова, В.И. Серебровский

Аннотация. Выполнено обоснование стратегии развития сельскохозяйственных организаций. Сформулированы основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций страны на перспективу на основе проведенного сценарного анализа. Определены миссия, видение, цель, задачи и систематизированы стратегические возможности и конкурентные преимущества функционирования и развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации. Предложен механизм формирования и развития процесса стратегического управления в сельскохозяйственных организациях.

Ключевые слова: компоненты, стратегия развития АПК Российской Федерации, миссия, видение, стратегические возможности, конкурентные преимущества.

В настоящее время в рыночных условиях отечественные сельскохозяйственные организации действуют в условиях «жесткой» конкурентной среды, характеризующейся неопределенностью и неустойчивостью. Поэтому крайне необходимым условием успешного функционирования их деятельности является формирование стратегии развития, которая должна учитывать состояние и динамику изменений конкурентной среды рынка, как одного из главных факторов внешней среды, оказывающего ключевое влияние на формирование стратегий сельскохозяйственных предприятий.

Анализ литературы по вопросам формирования стратегии дальнейшего функционирования и развития предприятий АПК показал необходимость разработки и реализации долгосрочной стратегии выживания сельского хозяйства страны, которая позволяла бы предприятиям сельского хозяйства своевременно адаптироваться к происходящим рыночным изменениям.

Сущность стратегии развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации, по нашему мнению, заключается в обеспечении условий для своевременной адаптации к происходящим рыночным изменениям и проведении оценки конкурентной среды и рыночных позиций, а также в разработке плана действий в условиях неопределенности, направленного на повышение объемов сельскохозяйственного производства при минимальных затратах труда и средств производства, что необходимо в связи с усилением конкурентной борьбы на российском рынке сельхозпродукции.

Научное обоснование стратегии развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации вызывает необходимость проработки значительного объема теоретических и методологических аспектов стратегического рыночного управления (Аакера Д.А, Ансоффа И., Каплана Р.С., Джонсона Д., Коллиса Д., Коха Р., Котлера Ф., Минцберг Г., Монтгомери С., Портера М.Е., Прахалада К., Хэмела Г. и других), связанных с изучением и последующей интеграцией зарубежного опыта и подходов отечественных специалистов при учете особенностей, тенденций функционирования АПК Российской Федерации [1-12]. И формированием на этой основе соответствующих концептуальных подходов, в том числе основных компонент стратегии развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации.

При этом деятельность, направленную на достижение основных компонент стратегии: поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей сре-

ды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов, называют стратегическим управлением [2].

Целью стратегического управления в сельскохозяйственных организациях должно быть создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования организации в перспективе.

Приоритетными задачами сельскохозяйственных организаций в рамках стратегического управления являются:

- укрепление позиций на рынке, в том числе путем диверсификации производства, освоение новых рынков;

- улучшение общего финансово-экономического положения на основе увеличения объемов производства продукции, использования режима экономии, маневрирования своими активами, упорядочением финансовых расчетов и рядом других действий;

- завоевание высокой деловой репутации, для чего необходимо осуществлять безупречную внутриоргани-зационную политику, выдвигая в качестве безусловных приоритетов своевременное выполнение заключенных контрактов, честность в расчетах, высокий уровень качества товаров и услуг;

-обеспечение стабильности производственно-

хозяйственной деятельности путем создания ресурсных резервов, страховых резервных фондов.

Повышение эффективности стратегического управления является залогом функционирования сельскохозяйственных организаций, так как в его основу заложена программа экономического и социального развития, включающая комплекс отраслевых инвестиционно -технических проектов организаций.

Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Сама стратегия развития уже предполагает основные компоненты стратегии, то есть постановку целей, ориентиров, приоритетов деятельности и формирование политики, обеспечивающей их реализацию в соответствующей перспективе (таблица 1).

Для достижения поставленных целей в сельскохозяйственных организациях и решения задач стратегического управления необходимо применять руководителям сельскохозяйственных организаций стратегию перспективного, долгосрочного развития. К её основным составляющим необходимо отнести:

- эффективное использование имеющегося производственного потенциала с последующим переходом на инновационный путь развития, который предполагает модернизацию технико-технологической базы сельского хозяйства на основе новейших разработок и достижений науки;

- освоение эффективных организационноэкономических моделей сельскохозяйственных организаций с переходом от традиционной организации к адаптивной интенсификации отраслей растениеводства и животноводства;

- внедрение в практику принципов интеграции агропромышленного производства, то есть в перспективе сельское хозяйство должно быть построено на интеграционных началах, предполагающих тесную увязку сельскохозяйственных организаций с перерабатывающими, сбытовыми, торговыми, агросервисными и фи-

нансово-кредитными структурами, создание на их базе разнонаправленных интеграционных структур;

Т аблица 1 - Основные компоненты стратегии развития сельскохозяйственных организаций Российской Федерации на перспективу до 2020 г.

- применение новейших моделей организации и ведения производства, а также сбалансированных нормативов затрат материально-технических средств, трудовых ресурсов с целью максимизации производства продукции и прибыли на единицу используемых ресурсов;

- воспроизводство и восстановление высокопрофессионального кадрового потенциала сельского хозяйства с учетом всех требований новейшего времени-рынка, конкуренции, предпринимательства;

- создание благоприятных производственных и социальных условий для работников, усиление заинтересованности в производительности труда, рост качества жизни.

По нашему мнению, можно отметить три основные области выработки стратегии сельскохозяйственной организации на рынке, которые направлены на минимизацию издержек производства сельскохозяйственной

продукции; специализацию организации в производстве сельхозпродукции; концентрацию усилий организации на выбранном рыночном сегменте.

При формировании стратегии сельскохозяйственных организаций важно применять как количественные, так и качественные подходы и методы, которые необходимо органично комбинировать в процессе построения стратегии.

Система оценки эффективности стратегии должна включать оценку результатов достижения организацией целей развития и реализации миссии. Поскольку эффективность управления показывает, в какой мере управляемая система реализует цели, дает оценку этому процессу, характеризует скорость достижения целей и величину затрат, необходимо при ее расчете учитывать степень использования стратегических ресурсов, их объем, состав и качество, рациональное сочетание размеров их использования с полученными объемами продукции, финансово-экономическими показателями деятельности организации.

Для оценки влияния внутренних и внешних факторов на эффективность производства и управления считаем целесообразным использовать методики: 8ШОТ-анализа, РБ8Т-анализа, а для оценки уровня развития и эффективности стратегического управления - сбалансированную систему показателей, а также коэффициент численности управленческих работников, показатель эффективности управления, коэффициент эффективности труда аппарата управления, коэффициент затрат на управление, коэффициент чистой прибыли на 1 управленческого работника. Критериями эффективности стратегии развития организации должны выступать показатели рентабельности продукции, продаж, материальных затрат, фондорентабельности.

Формирование и развитие стратегического управления в сельскохозяйственной организации должно быть поэтапным, сочетать разработку и реализацию стратегии, основываться на оценке резервов производства, сложившихся тенденций и факторов, прогнозировании и планировании с корректировкой плановых показателей в зависимости от сценария развития производства, изменения внутренних и внешних факторов. Формирование стратегического управления предполагает дополнительные финансовые вложения, повышение квалификации работников, дополнительные затраты труда работников системы управления, помощь внешних консультантов.

В предлагаемой нами схеме стратегического управления в сельскохозяйственных организациях (рисунок 1) первым шагом в осуществлении стратегического управления является разработка стратегии. Этап разработки общей стратегии включает составление заявления о миссии, о внутреннем направлении деятельности

- ценностях организации и о стремлении руководства организации к будущим результатам. На этапе разработки стратегии предусматривается проведение стратегического анализа внутренней и внешней среды.

На этапе прогнозирования предполагается прогнозирование производства продукции и потребности в ресурсах, урожайность, продуктивность, денежная выручка, которые могут корректироваться на следующем этапе с учетом сложившихся условий и возможностей. Этап корректировки включает в себя корректировку с учётом предполагаемых изменений в объёме ресурсов, структуре и объёмах производства продукции, тем самым, корректируются составленные ранее прогнозы производства и потребности в ресурсах. На этапе планирования предполагается выделить основные направления деятельности, обосновать группы показателей оценки эффективности деятельности предприятия, предусмотреть возможные варианты использования источ-

Компоненты Описание

Миссия (главная цель) Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и перерабатывающей промышленности в сельскохозяйственном сырье путем увеличения объемов производства продукции сельского хозяйства, расширения ее ассортимента, повышения качества, физической и экономической доступности в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

Видение (будущее состояние отрасли) Расширение отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, за счет повышения ее конкурентоспособности.

Цель (общая формулировка цели) Повышение уровня рентабельности производства и реализации всех видов продукции растениеводства и животноводства.

Задачи (для достижения цели) Обновление технологической базы, повышение квалификации персонала, повышение уровня интенсификации на основе использования инноваций, снижение ресурсоемкости производства, повышение эффективности управления.

Стратегические возможности (ресурсы, деятельность и процессы) Высокий потенциал земельных ресурсов, возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, ресурсосбережение на основе использования научно обоснованного планирования, оптимизации объемов производства, производственных затрат, сочетания отраслей, изменение организационной структуры управления с целью решения стратегических задач.

Конкурентные преимущества (базовые ценности) Благоприятные почвенноклиматические условия для возделывания сельскохозяйственных культур, возможность создания необходимой для развития животноводства кормовой базы.

Разработка миссии, целей, и основных направлений деятельности с.-х. организаций

Прогнозирование объёмов производства продукции и потребностей в ресурсах

I с учетом изменений в объёме ресурсов, структуре и объёмах производства продукции

Внутренние факторы:

урожайность, продуктивность, квалификация персонала, размер затрат, финансовые ресурсы, технология и т.д.

Оценка эффективности управления и соотношения запланированных и фактических результатов

/ \ Реализация стратегии -производство и реализация с ельск охо зяй ств ен ой продукции

Демографическая Планирование трудовых.

обстановка в стране земельных и финансовых ресурсов

Уровень цен. Социальная

инфляция политика

Научно-

технический

прогресс

Природно-

климатические

условия

Рисунок 1 - Схема формирования и развития процесса стратегического управления в сельскохозяйственных организациях

ников финансирования. После планирования осуществляется реализация стратегии. Завершающим этапом является оценка результатов деятельности и эффективности управления, сравнение фактических результатов с плановыми.

В схеме предусмотрено сочетание механизмов разработки и реализации стратегии с участием всех подразделений сельхозорганизации, а также мотивация у работников на успешное выполнение своих задач.

Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций в результате внедрения предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления будет выражаться в повышении уровня рентабельности производства и реализации продукции растениеводства и животноводства, а также в увеличении показателей, характеризующих эффективность деятельности работников управления. При этом прогнозируется значительный рост уровня рентабельности продукции в сельскохозяйственных организациях Курской области с 2012-2020 гг.: зерновые - более чем в 3 раза; сахарная свекла - на 70%; подсолнечник - на 30 %; картофель и овощи - на 49%. Уровень рентабельности по молоку возрастет на 52%, по свиноводству - на 25 %, птицеводству - на 25%, а производство живой массы КРС из глубоко убыточного перейдет в рентабельное.

Таким образом, понятие стратегии, методологии формирования, оценки стратегий и ее типологии достаточно широко представлены в трудах многих ученых. Анализ научно-практического материала показал, что исследования многих авторов преимущественно касаются теоретических и общеметодологических подходов к планированию деятельности предприятия в условиях развитой экономики, мы же рассмотрели возможность

их адаптации к российским рыночным условиям для сельскохозяйственных организаций Российской Федерации на современном этапе, в том числе определили содержание основных компонент стратегии развития, а также предложили механизм формирования и развития процесса стратегического управления в сельхозоргани-зациях.

Список использованных источников

1 Аакер Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений [пер. с англ.]; под ред. С.Г. Божук.- М.: Эксмо, 2007.-4б4с.

2 Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание [пер. с англ.]; под ред. А.Н. Петрова.- СПб.: Питер, 2009.-344с.

3 Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2008.-512с.

4 Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия: теория и практика, 7-е издание [пер. с англ.].-М.:ООО«И.Д. Вильямс», 2007.-800с.

5 Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей [пер. с анг. М. Павловой]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.416с.

6 Кох Р. Стратегия [пер. с англ.]. - М.: Эксмо, 2007.-224с.

7 Кашинская Е Н., Соболев А.П., Шепитько Р.С. Стратегия формирования устойчивых конкурентных позиций в аграрном производстве: монография. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. - 136с.

8 Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход [пер. с англ.]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,

2007. - 400с.

9 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [пер. с англ.], З-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 45Зс.

10 Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс [пер. с англ.]/ под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: «Питер», 2001.-688с.

11 Hamel G., Prahalad C.K. The core competence of the corporation // Harvard Business Review.-1990.- vol. 68.- ho. З.-pp.79-91.

12 Hunger J.D., Wheelen N.L. Essentials of strategic man-agemen, 4th Edition, Upper Saddle River, New Jersey, 2007.

Информация об авторах Конорев Константин Михайлович, преподаватель кафедры финансы и кредит ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» e-mail: [email protected]

Святова Ольга Викторовна, доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» e-mail: [email protected]

Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.