ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
К.М. Конорев, Е.Л. Золотарёва
Аннотация. Даётся обзор факторов, влияющих на в сельскохозяйственных организациях, предлагаются эффективность стратегического управления, обосновы- направления повышения его эффективности на разных ваются приоритетные цели стратегического управления уровнях.
Ключевые слова: стратегическое управление, сельскохозяйственные организации, повышение эффективности, приоритетные цели.
Сельское хозяйство, как ни одна отрасль экономики, характеризуется разнообразием организационноправовых форм хозяйствования. Это различие, а также различия в формах собственности оказывают влияние на формирование системы управления как в отрасли в целом, так и в отдельном хозяйствующем субъекте в частности. Также они влияют и на взаимоотношения вышестоящих органов управления сельским хозяйством с другими отраслями народного хозяйства и организациями.
Многообразие организационно-правовых форм хозяйствования в сельском хозяйстве обуславливает разную степень и силу воздействия внешних факторов. Каждый товаропроизводитель ощущает внешнее воздействие по-разному. Так, например, для фермера определяющими внешними факторами будут экономические, природно-климатические; для крупной сельскохозяйственной организации, работающей на внутреннем рынке, добавятся политико-правовые, демографические, социально-культурные, а для организации ориентированной на внешний рынок, добавятся международные.
Более развёрнутую схему внешних и внутренних факторов, влияющих на сельскохозяйственную организацию, можно увидеть на рисунке 1.
Руководство организации должно уметь выявлять существенные возможности и опасности внешней среды, которые повлияют на деятельность организации, так как от этого в значительной степени зависит выживание сельскохозяйственной организации в долгосрочной перспективе. Более того, он должен предложить соответствующие способы реагирования на внешние воздействия. Ошибка в выборе стратегии может стать для сельскохозяйственных производителей роковой, так как в силу вышеперечисленных особенностей сельское хозяйство медленно реагирует на изменения во внешней среде и для того, чтобы обнаружить результаты, требуется значительное время.
Целью стратегического управления в сельскохозяйственных организациях должно быть создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования предприятия в перспективе.
Можно выделить следующие приоритетные цели сельскохозяйственных организаций в рамках стратегического управления:
- укрепление позиций на рынке АПК, в том числе путем диверсификации производства, освоение новых рынков;
- улучшение общего финансово-экономического положения, что достигается не только путем роста объемов производства, но и режимом экономии, маневрирования своими активами, упорядочением финансовых расчетов и рядом других действий;
- завоевание высокой деловой репутации, для чего необходимо осуществлять безупречную внутриоргани-зационную политику, выдвигая в качестве безусловных приоритетов своевременное выполнение заключенных контрактов, честность в расчетах, высокий уровень качества товаров и услуг;
- обеспечение высокой надежности в производственно-хозяйственной деятельности путем создания мощностных и ресурсных резервов, страховых резервных фондов, развитой системы страхования рисков. Достижение целей, связанных с обеспечением рационального функционирования сельскохозяйственных организаций, требует развития системы стратегического управления, позитивно влияющей на повышение эффективности деятельности в АПК в целом.
Эффективность стратегического управления в сельскохозяйственных организациях во многом определяется развитием этого процесса на уровнях региона и государства. Более схематично стратегическое управление сельскохозяйственными организациями на разных уровнях можно представить на рисунке 2.
Стратегическое управление сельскохозяйственными организациями на уровне региона - конкретное воздействие региональных органов управления в сочетании с муниципальным самоуправлением на объекты экономики региона, является основным видом регионального развития. Однако в условиях нестабильной и дотационной экономики возможностей и ресурсов региона часто недостаточно для преодоления последствий кризиса.
Стратегическое управление на уровне государства (федеральном уровне) - целевая деятельность государственных органов власти страны по определенному кругу вопросов по отношению к регионам и субъектам хозяйственной деятельности. Стратегическое управление на федеральном уровне задает рамочные правила осуществления воспроизводственных отношений, в том числе и на уровне региона, но независимо от региональных особенностей.
Рисунок 1 - Факторы внешней и внутренней среды сельскохозяйственной организации
Рисунок 2 - Стратегическое управление сельскохозяйственными организациями на разных уровнях
Необходимость рассмотрения стратегического управления в разных аспектах происходит из-за влияния большого количества факторов на деятельность организации. К таким факторам можно отнести не только уровень производства, рентабельность продукции, наличие средств производства, но и предпочтения и возможности потребителей, поставщиков, конкурентов, диспаритет цен на сельхозпродукцию, неэффективную инвестиционную политику, недостаточное субсидирование и др.
Исходя из результатов оценки сложившихся условий и тенденций развития сельскохозяйственного производства Курской области, факторов, оказывающих влияние на эффективность производства и управления, считаем, что:
на государственном уровне приоритетами в развитии стратегического управления должны быть:
- регулирование продовольственных рынков, рынков средств производства и сервисных услуг для сельского хозяйства;
-стимулирование развития производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
- развитие системы сельскохозяйственного страхования;
- субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам;
- субсидирование обновления парка сельскохозяйственной техники;
- увеличение прямой и косвенной государственной поддержки развития растениеводства и животноводства;
- совершенствование управления реализацией Государственных программ по развитию АПК и национальных проектов;
- совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствование системы финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;
на уровне региона приоритетными направлениями стратегического управления должны стать:
- разработка и реализация аграрной политики в области сохранения природных ресурсов, социальной защиты работников АПК;
- проведение единой политики по внедрению научно обоснованных систем земледелия, интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
- развитие и повышение эффективности сервисного обслуживания сельского хозяйства;
- формирование и развитие центров по оказанию консультативной помощи сельскохозяйственным организациям;
- совершенствование отношений собственности;
- содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции;
- стимулирование структурной перестройки, направленной на развитие и модернизацию производственного потенциала, рациональное использование земельных, трудовых и материальных ресурсов посредством инвестиционной политики, оптимизации производства, других экономических и административных рычагов;
на уровне организации в качестве основных направлений стратегического управления рекомендуются:
- формирование и совершенствование системы управления с учетом использования элементов стратегического управления;
-оценка резервов повышения эффективности использования производственных ресурсов, факторов
повышения эффективности производства и управления;
- прогнозирование объемов производства и реализации продукции, финансовых результатов с учетом конъюнктуры рынков сбыта;
- планирование производственной деятельности с учетом оптимизации структуры, объемов производства и реализации продукции, производственных затрат, государственной поддержки, сценариев развития производства в разных погодно-экономических условиях;
- оценка экономических результатов стратегического управления.
Применение комплексного механизма стратегического управления сельскохозяйственными организациями на уровне организации, региона и государства в целом - позволит повысить уровень рентабельности производства и реализации сельскохозяйственной продукции, решить продовольственную проблему в сельском хозяйстве, вывести из кризиса аграрную отрасль в целом.
Список использованных источников
1 Лотидзе, Ю. Формирование государственной системы управления сельского хозяйства / Ю. Лотидзе // АПК: экономика и управление. - 2007. - № 6.
2 Путин, В. Без поддержки сельскому хозяйству не выжить / В. Путин //Экономика сельского хозяйства России.-2006. - №11.
3 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов.-М.: Дело, 2005.- 448 с.
4 http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/172.htm / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
5 http://www.apk.rkursk.ru / Комитет Агропромышленного Комплекса Курской области.
Информация об авторах
Конорев Константин Михайлович, преподаватель
ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: [email protected]
Золотарёва Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.