Экономика
ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
М. М. ТРЯСЦИН, 620075, г. Екатеринбург, доктор экономических наук, профессор, ул. К. Либкнехта, д. 42; Уральский государственный аграрный университет
тел.: 8 (343) 371-33-63
Положительная рецензия представлена М. М. Галеевым, доктором экономических наук, профессором кафедры маркетинга и рекламы Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.
На современном этапе развития экономических отношений в нашей стране возник закономерный интерес к стратегическим вопросам планирования бизнеса.
Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде организации. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой — структура управления организацией отвечает «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
В развитии методологии стратегического управления выделяют несколько этапов [1].
Управление на основе контроля над исполнением, при котором реакция организаций на изменения появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна для организации, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений это неприемлемо.
Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций (долгосрочное планирование).
Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствуй щей стратегии (стратегическое планирование).
Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе времени).
Долгосрочное и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления многих крупных организаций, хотя последнее внедрялось медленно и с большим трудом в течение 20 лет.
Общей целью стратегического планирования является наращивание экономического потенциала предприятия. Он является фундаментом для установления ключевых общеорганизационных целей:
— получение максимальной прибыли;
— увеличение объемов реализации;
— стабильное финансовое состояние.
Этого можно добиться путем использования индикативного планирования.
В научной литературе индикативное планирование определяется как разновидность государственного регулирования, которая носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на их выполнение. Индикативное планирование в АПК означает координированное планирование в форме установления сверху только контрольных цифр и цен на ресурсы и продукцию в форме рекомендаций. В агропромышленном комплексе в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры аграрного рынка, эффективность экономики и внешнеэкономические связи [3].
Исследование трудов видных отечественных и зарубежных ученых-аграрников показало, что применение форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе явление не новое. Еще во второй половине ХХ века индикативное планирование в сельском хозяйстве прошло через разные формы, которые соответствовали различным этапам государственного регулирования смешанной экономики.
Обобщение научных трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что в настоящее время различают три основные формы индикативного планирования в АПК: конъюнктурную, структурную и стратегическую.
Конъюнктурная форма планирования. Первой формой индикативного планирования в сельском хозяйстве является конъюнктурная, которая связана с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста отрасли. Основной задачей конъюнктурной формы индикативного планирования в сельском хозяйстве является изучение системы экономических показателей, складывающихся под воздействием различных факторов и моделирование процессов конъюнктуры рынка.
Исследования показали, что в сельском хозяйстве в механизме формирования рыночной конъюнктуры главной является цена, так как благодаря ей обеспечивается взаимодействие всех остальных факторов. При этом основная функция конъюнктурного планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечении сбалансированного развития АПК путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов [2].
Структурная форма планирования. Второй формой индикативного планирования является струк-
Экономика €
турная форма, которая предусматривает распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национального хозяйства. Акцент делается на обеспечении реализации структурной политики в отношении отдельных регионов и отраслей путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства путем контрактных отношений.
Стратегическая форма планирования. Третьей формой индикативного планирования является стратегическая, которая предполагает глубокое согласование интересов субъектов всех уровней национального хозяйства. Особенностью данной формы является значительное расширение временного горизонта индикативных планов и максимальная их интеграция с долгосрочной экономической политикой.
Важнейшей функцией индикативного планирования является концентрация и реализация стратегических планов и программ и обеспечение сбалансированности динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.
Таким образом, опыт показывает, что основными элементами системы индикативного планирования являются:
— система индикаторов социально-экономического развития;
— система соглашений с субъектами экономики о параметрах согласованного участия в развитии АПК.
Эволюция форм индикативного планирования («конъюнктурная» - «структурная» - «стратегическая») в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последующие годы. В общем, «легализация» индикативного планирования и его эволюция к утверждению структурной формы представляются остро необходимыми направлениями развития хозяйственного механизма.
Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса должны стать органы управления на региональном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных и стратегических задач следует разграничить.
Выполнение стратегических задач — обеспечение экономического роста и развития — поручается специальным подразделениям, выделяемым по программно-целевому принципу. Они должны располагать необходимыми финансовыми ресурсами (стратегический бюджет) и строить свою деятельность в соответствии с программами (проектами) развития [5].
Цель стратегического управления — создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе.
Для достижения целей и решения задач стратегического управления должны разрабатываться три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.
По первому направлению стратегического управления целесообразно формировать матричную структуру, сочетающую преимущества линейно-функционального и программно-целевого управления, которая позволит [3]:
— оказывать существенное влияние на достижение намеченных конечных результатов региональными органами управления;
— повышать устойчивость функционирования всей системы и обеспечивать ее развитие;
— решать территориально-производственные и социальные вопросы;
— способствовать развитию вертикальной интеграции отраслей АПК;
— обеспечивать эффективность взаимодействия предприятий и организаций АПК.
При разработке программно-целевой составляющей структуры управления основное внимание должно уделяться не столько совершенствованию отдельных управленческих звеньев, сколько организационному взаимодействию элементов системы в целом.
Подразделения стратегического управления должны ориентироваться на ту или иную политику развития регионального АПК, заложенную в таких документах, как концепции и целевые программы (второе направление стратегического управления).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов в основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются и направляются на формирование «точек роста», а также обеспечение мультипликативного эффекта от вложенных средств и осуществленных мероприятий [4].
Применимость стратегии данного типа к региональным АПК определяется тем, что в их составе имеются отрасли и сферы деятельности, вложения средств в развитие которых отражается на эффективности большинства производственных структур комплекса, обеспечивая значительный подъем общего уровня научно-технического прогресса, производительности труда, занятости населения и т. д.
Формирование точек (полюсов) развития региональных АПК необходимо осуществлять, основываясь на идеях Ф. Перру (одного из известнейших представителей послевоенного институционализма), с учетом следующих принципиальных позиций [4]:
— рост и развитие производства не могут осуществляться без концентрации и экспансии;
— возникшие полюса кумулятивно концентрируют в одном месте и в одной отрасли; рост и развитие других отраслей на определенное время может даже замедлиться;
— стихийное развитие может быть обращено в упорядоченное посредством последовательно подготавливаемых нарушений сложившегося нерационального равновесия в системе;
— условия существования предприятий и отраслей с замедленным развитием должны быть социально терпимыми.
В ближайшей перспективе объем ресурсов в сельском хозяйстве будет крайне ограниченным. В этой связи инвестиции в основной капитал и финансирование формирования оборотных средств необходимо сконцентрировать в точках развития сельского хозяйства, в которых процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе. В качестве точек роста могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семе-
Экономика
новодческие хозяйства; репродуктивные свиноводческие и птицеводческие предприятия, опытно-производственные и учебные хозяйства, базовые хозяйства по первоначальному освоению и дальнейшему распространению нововведений и т. д.
В большинстве остальных предприятий производство придется вести при минимуме ресурсов, то есть относительно экстенсивно. В настоящее время процесс экстенсификации сельского хозяйства в большинстве регионов протекает стихийно, вызывая крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести в целенаправленное русло. В качестве цели может быть определено формирование стабильного сельского хозяйства. Под стабильным сельским хозяйством мы понимаем экономически и биологически устойчивую и экономически безопасную развивающуюся агросистему.
Такие свойства системы обеспечиваются:
— созданием в границах сельскохозяйственных
предприятий диверсифицированных производ-
ственных систем с относительно замкнутым циклом производства;
— использованием ресурсосберегающих технологий, в том числе основанных на применении дешевых источников энергии (ветра, воды и пр.);
— отбором и сочетанием видов (сортов) сельскохозяйственных культур и пород скота, максимально
адаптированных к местным почвенно-климатическим условиям;
— максимально возможной заменой химических удобрений и средств защиты растений на органические и биологические;
— максимальным использованием природных кормовых угодий.
Уровень интенсивности сельскохозяйственного производства на предприятиях может существенно колебаться в зависимости от их платежеспособности.
В стратегическом отношении в качестве «точек роста» можно также рассматривать предприятия перерабатывающей промышленности, воздействие на которые с помощью инвестиций позволит управлять становлением и развитием всей технологической цепи, обеспечивая мультипликативный эффект в АПК в целом. В дальнейшем они сами должны будут выступать источниками инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и сети по реализации продукции.
Стратегическое управление носит сложный характер и требует учета множества факторов. Вместе с тем он позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием и некоторый набор различных способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему.
Литература
1. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. М. : Гардарики, 2010. С. 69-86.
2. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление : учебник. М. : ОМЕГА-Л, 2011. С. 294-298.
3. Кадиев А. А. Прогнозирование и стратегическое планирование регионального агропромышленного комплекса. URL : uploads/2010/02/kadiev-aa.
4. Современное состояние агропромышленного комплекса России — стратегия управления // Управление в АПК. 2012. № 7. С. 12.
5. Чупина И. П. Актуальность вертикальной кооперации современного села // Аграрный вестник Урала. 2008. № 8.