УДК 631.145
К.П. ЛИЧКО, А.Ю. ВОРОНИНА, ЕЮ. НАСЕКИНА
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
О МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В работе проанализирована эволюция систем планирования за столетний период и сделан прогноз развития стратегического планирования на ближайшее десятилетие. Показано, что при переходе экономики на стратегическое планирование управление становится важнейшей функцией стратегического планирования. Дана оценка существующих алгоритмов стратегического планирования развития экономики, проанализированы общепризнанные и сложившиеся алгоритмы. Применительно к различным организационно-правовым формам показаны возможности стратегического развития на базе соединения стратегического и тактического планирования в виде единого алгоритма. Такое обоснование может идти по трем основным направлениям: сохранение количества отраслей, но изменение их качества; изменение количества отраслей и элементов производства без изменения их качества; изменение количества и качества отраслей и элементов производства. Основываясь на документах государственного прогнозирования и планирования Российской Федерации, на теории экономических систем и системном анализе, опыте разработки стратегических проектов для сельскохозяйственных организаций Московской области и других регионов России и обобщая мировой опыт по этой методологии, разработали, апробировали и предложили алгоритм формирования стратегии развития сельскохозяйственной сферы агропромышленного комплекса. Алгоритм включает в себя обоснование миссии и цели системы ведения хозяйства; использование расчетно-конструктивных и экономико-математических методов; базы данных и стратегический предпроектный анализ оценки внутренней и внешней среды, сильных и слабых сторон; прогнозные параметры развития системы; проектные элементы и компоненты системы в сценарной постановке; качественные и количественные характеристики составляющих системы; выбранные стратегии развития; расчет и формирование базовых сценариев развития; экономическую оценку выбранных сценариев устойчивого развития.
Ключевые слова: планирование, экономические стратегии, стратегическое планирование.
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В АПК
Деятельность любого государства неразрывно связана с такими понятиями, как рынок, концепция, прогноз, планирование и государственное регулирование. Современная мировая экономика в большинстве случаев базируется на системе прогнозов, программ и стратегических планов,т.е. различные государства независимо от сложившихся общественных систем поддерживают устойчивое, динамичное развитие экономики при разумном сочетании рыночного саморегулирования с государственным регулированием и стратегическим планированием.
Достаточно хорошо известен опыт российских реформаторов «новой волны», проповедовавших несовместимость плана и рынка, что явилось в последующем главнейшей причиной всеобщего экономического кризиса.
Надо отметить, что рынок как эконометрическая категория по содержанию равен обмену формой собственности,а экономические категории обмена, потребления и распределения являются относительно равнозначными в производственных отношениях.
За последние сто лет система планирования имела существенную эволюцию в развитии (рис. 1).
При административно-командной системе управления централизованное планирование имело следующие основные недостатки: приоритет плана перед сложившимися объективными экономическими и социальными закономерностями; недоучет факторов процесса производства, а в ряде случаев и их переоценка; слабое, формальное использование современных методов и приемов прогнозирования и планирования; повышенная и ни-
Рис. 1. Эволюция систем планирования
чем не оправданная роль в планировании командно-административной системы управления экономикой.
Необходимо отметить и ряд преимуществ планового хозяйства в СССР: достижение методологических и практически разумных сочетаний регионального и отраслевого планирования; четкое отражение в планах социальных и экономических проблем развития общества; попытка достижения системности в развитии государства; комплексность решения экономических проблем; концентрация усилий экономики страны для решения важнейших проблем, в том числе развития НТП и др.
Таким образом, при любом способе производства, на любом уровне его организации планирование является своеобразным процессом познания причинно-следственных связей, т.е. одной из ветвей общей теории познания. Отсюда следует, что в теории планирования основное место должны занимать систематика, диалектика и логика, которые обусловлены,с одной стороны,самой системой планирования в интересах людей, а с другой стороны - квалификацией плановика.
В условиях многоукладности экономики нашей страны и развития рыночных отношений значение планирования возрастает. Анализ стран с рыночной экономикой показывает, что собственник без плана на рынке перестает быть собственником. В этих странах очень сильно развито стратегическое планирование, и успехи в экономике не связаны жестко с формой собственности.
В настоящее время стратегическое планирование представляет собой постановку и разработку стратегических целей, и чёткое предвидение детальных событий во внутренней, внешней экономической деятельности объекта на перспективу,где перспективой является кратко-, средне- и долгосрочная деятельность любой организации. Исторически сложилось так, что стратегическое планирование отвечает на вопрос, что надо делать, т.е. параллельно существует и тактическое планирование, отвечающее на вопрос, как надо делать. А в последнем десятилетии выделяется в планировании и третья составляющая: кто это все будет делать? Тактическое планирование в экономике жестко диалектически связано со стратегическим планированием - эти категории являются взаимо-обуславливающими.
В мировой экономике стратегическое планирование связывают со средне- и долгосрочным развитием. На рисунке 2 показан общепризнанный алгоритм процесса стратегического планирования.
В стратегическом планировании миссия организации - это чётко выраженная цель деятельности организации (узкое понимание). В широком понимании миссия - это философия, экономическое и социальное предназначение, всеобщий смысл существования организации, региона, государства.
В данном случае цель - это конкретное, конечное состояние социально-экономической системы.
Анализ внутренней и внешней среды является важнейшим этапом стратегического планирования. Внутренняя среда позволяет сформулировать видение организацией своего будущего, общую философию функционирования организации. В конечном счете это позволяет сформулировать базовые внутренние экономические стратегии: стратегия ограниченного роста, стратегия роста, стратегия сокращения.
Миссия организации
Цели организации
Оценка и анализ внешней среды
Экономическое обследование сильных и слабых сторон
Оценка стратегии
Реализация стратегии
Выбор стратегии
Анализ и обоснование стратегических альтернатив
2
4
8
7
6
Рис. 2. Процесс стратегического планирования
ВЕСТНИК № 5 2015 —
49
Внешняя среда включает в себя макросреды и среды непосредственного окружения конкурентов. В этой среде сложились и четыре базовые экономические стратегии. Виолентная стратегия предполагает доминирование организации, региона на достаточно обширном рыночном пространстве; па-тиентная - ограничение объёмов производства продукции при резком повышении её качества; ком-мутантная - максимально быстрое удовлетворение малых по объёму, кратковременных и часто меняющихся потребностей; эксплерентная - ориентированная на принципиально новые товары и услуги на основе развития инновации и научно-технологического прогресса.
Нами разработаны основные этапы процессов стратегического и тактического планирования в виде системы (рис. 3).
Прошло более 20 лет формирования законодательной базы для прогнозирования, программирования и стратегического планирования. С 1990 по 1995 гг. слово «план» не применялось в системе управления властными структурами России. После принятия Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июня 1995 г. существенных изменений в становлении планирования не произошло, в государственных документах отражалось прогнозирование и разработка целевых программ, но не было элементарных подходов к системе планирования и отсутствовало даже определение плана.
В 2000 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» №115-ФЗ от 20.07.1995 г. с изменениями от 08.09.2000 г. Этот закон внес существенные изменения и дополнения к предыдущему Федеральному закону.Так, объём текста в новом законе был в 3,5 раза больше основного закона. Ещё в 1998 г. была сделана попытка разработки и утверждения закона о стратегическом планировании. Длительный период законотворчества на федеральном уровне позволил большинству
регионов страны самим разработать свою специфическую систему законов, подзаконных, нормативных актов.
Система планов по регионам страны отражается очень пёстрым разнообразием. Большая часть регионов разработала свою концепцию развития, на базе которой подготовлены, обсуждены и утверждены прогнозы и программы социально-экономического развития на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу.
Меньшая часть регионов разработала стратегические планы развития.В отдельных республиках делались попытки составления межотраслевого баланса и т.д., т.е. опыт СССР по методологии прогнозирования и планирования, широко используемый многими странами мира, стал находить применение и в собственной стране.
28 июня 2014 г. принят принципиально новый закон Российской Федерации - «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. В соответствии с принятым и утвержденным законом складывается новая система планирования и прогнозирования (табл.) [4]. Эта система принципиально отличается от ранее принятой, являясь более совершенной [3, 4].Однако новый закон не охватывает разработку экономических стратегий на уровне организации, где осуществляется непосредственный процесс производства. В большинстве стран мира для этих целей используется индикативная система планирования, основоположником которой признан выдающийся представитель русской школы экономической мысли Н.Д. Кондратьев [5]. Продолжая учение Н.Д. Кондратьева, с учетом принятого ФЗ-172 предлагаем алгоритм стратегического планирования развития АПК на основе стратегического обоснования систем ведения хозяйства для различных уровней управления (рис. 4).
Исследования, проведенные в различных регионах страны, показывают, что такое обоснование может идти по трем основным направлениям:
1. Исследование, анализ объекта, процесса; установление основных тенденций его развития с учетом внутренней и внешней среды
2. Подбор наиболее приемлемых
методов прогнозирования
3. Определение стратегических
целей
Стратегическое планирование
10. Контроль 9. Реализация
результатов планов
5. Выбор 6. Разработка
стратегии стратегических
развития (перспективных)
7. Годовое планирование
. 1 Г
8. Оперативное планирование
Рис. 3. Основные этапы планирования (1-10) на уровне различных организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций
Таблица
Система документов государственного прогнозирования и планирования РФ (ФЗ № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»)
Основные категории Долгосрочная перспектива Среднесрочная перспектива Краткосрочная перспектива
документы сроки и корректировка документы сроки и корректировка документы сроки и корректировка
Прогноз Долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2020-2030 гг. 20 лет, корректировка 1 раз в 4 года Среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ 4 года с пошдовой разбивкой, корректировка ежегодно Краткосрочный прогноз социально-экономического развития РФ 1 год
Концепция Концепция социально-экономического развития РФ на 2008-2020 гг. 12 лет, корректировка 1 раз в 4 года Реализация Концепции Реализация Концепции
Программа Долгосрочные программы социально-экономического развития РФ 12 лет, корректировка 1 раз в 4 года Среднесрочная программа социально-экономического развития 4 года Реализация действующих целевых программ
Целевые программы До 5 лет
Планы Бюджет РФ 3 года с пошдовой разбивкой, корректировка ежегодно Годовой бюджет РФ 1 год
Бюджетное послание Президента 3 года Индикативный план социально-экономического развития РФ 1 год
Первое послание президента 4 года Планы развития государственного и муниципального секторов 1 год
0)
0
1 О
>
0
"О
1
S
СО >
JZ S
а
S
I
*
"О I
о
X I
о
S
х о s о
го
>
Z1
Рис. 4. Основные этапы процесса стратегического обоснования систем ведения хозяйства
8 Выбор стратегии развития
9 Расчет и формирование базовых сц енариев развития
10 Экономическая оценка и выбор сценариев устойчивого развития
- сохранение количества отраслей, но изменение их качества, т.е. внедрение в производство новых высокопродуктивных пород животных, сортов сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных машин;
- изменение количества отраслей и элементов производства без изменения их качества, т.е. изменение производственного направления, количественных соотношений в структуре основных и оборотных фондов, рабочей силы, посевных площадей и т.д.;
- изменение количества и качества отраслей, элементов производства.
Опыт разработки стратегических проектов развития для сельскохозяйственных организаций Московской и других областей РФ показал, что на первой стадии проектирования необходимо оптимизировать организационно-технологические схемы построения рыночных отношений в муниципальном районе, а потом - производственную и организационную структуру каждой сельскохо-
зяйственной организации. Это позволит более точно подойти к определению перспективной социальной и экологической структуры организаций и объёмов инвестиций.
В настоящее время важнейшим направлением развития методологии планирования является совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по стратегическому планированию.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
2. Федеральный закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.1995 г. с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание законодательства РФ № 30.
3. Личко К.П., Романюк М.А. О развитии методологии прогнозирования и планирования АПК. Экономика сельского хозяйства России. № 4. 2009. С. 44-56.
4. Романюк М.А. О формировании системы стратегического планирования // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2010. № 5. С. 121-129.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения // Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
6. Carol E. Moylan Cyclical Indicators for the United States // Bureau of Economic Analysis. Moscow
// Third international Seminar on Early Warning and Business Cycle Indicators, 2010: URL: https://www. bea.gov/papers/pdf/US_Cyclical_Indicators_Moscow. pdf.
7. Grimm B.T. Alternative Measures of U. S. Economic Activity in Business Cycles and Business Cycle dating // Bureau of Economic Analysis. 2005. August 5. URL: https://www.bea.gov/papers/pdf/grimm.pdf.
8. Use of Macro Accounts in Policy Analysis/ Department of Economic and Social Affairs. New York, 2002. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/ SeriesF/SeriesF _81E.pdf.
Личко Климентий Павлович - доктор экономических наук, профессор кафедры прогнозирования и планирования АПК РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Москва, ул. Верхняя аллея, д. 4а; тел.: 8-499-976-0625; e-mail: prognoz2@timacad.ru.
Воронина Анна Юрьевна - доцент кафедры прогнозирования и планирования АПК РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Москва, ул. Верхняя аллея, д. 4а; тел.: 8-499-976-4100; e-mail: AVoronina@ timacad.ru.
Насекина Елена Юрьевна - ассистент кафедры прогнозирования и планирования АПК РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Москва, ул. Верхняя аллея, д. 4а; тел.: 8-499-976-0625; e-mail: prognoz2@ timacad.ru.
Статья поступила 08.07.2015
ON METHODOLOGY OF FARM INDUSTRY DEVELOPMENT STRATEGIC PLANNING
K.P. LICHKO,A.YU. VORONINA, E.YU. NASEKINA
Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev
The paper analyzes the evolution ofplanning systems over a century period and makes a forecast for the development of strategic planning for the next decade. The authors prove that the transition of the economy to the strategic planning makes management the most important function of strategic planning. The authors give an evaluation of the existing algorithms for economic strategic planning, and analyze the conventional existing algorithms. The paper shows the prospects of strategic development based on strategic and tactical planning integrated in a single algorithm with regard to different legal forms. Such justification can be made in three main directions: remaining the number of industries but changing their quality; changing the number of industries and production elements without changing their quality; changing the number and quality of industries and elements of production. Basing on the documents offorecasting and planning in Russia, as well as on the theory of economic systems and system analysis, and the experience in the development of strategic projects for agricultural enterprises of the Moscow region and other regions of Russia and summarizing the world experience of this methodology, the authors have developed, tested and proposed an algorithm of making the farm industry development strategy. The algorithm includes a study of the farming mission and goals; the use of computational and structural, as well as economic and mathematical methods; databases and a pre-project analysis and strategic assessment of internal and external environment, strengths and weaknesses; forecast parameters of the system development; scenic setting of design elements and system components; qualitative and quantitative characteristics of the system components; the selected development strategy; calculation and construction of basic development scenarios; economic assessment of the selected scenarios of sustainable development.
Key words: planning, economic strategy, strategic planning.
— ВЕСТНИК № 5 2015 --53
References
1. Federal law «On strategic planning in the Russian Federation» of June 28, 2014. № 172-FZ.
2. Federal law «On state forecasting, indicative planning and social and economic development of the Russian Federation» № 115-FZ dated 20.07.1995 with amendments dated 08.09.2000 // Collection of the legislation of the Russian Federation № 30.
3. Licko K.P., Romaniuk M.A. O razvitiimetodolo-giiprognozirovaniyaiplanirovaniya APK.(On the development of the methodology of forecasting and planning of the agricultural sector).Economics of Agriculture in Russia, № 4, 2009. Pp. 44-56.
4. Romaniuk M.A. O formirovaniisistemystrategich eskogoplanirovaniya(On the formation of the strategic planning system). Izvestia of TimiryazevAgricultural Academy, 2010, № 5. Pp. 121-129.
5. Kondratiev N.D. Bol'shietsiklykonyunkturyite oriyapredvideniya(Big cycles of conjuncture and the foresight theory). Selected works. M.: Economics. 2002.
6. Carol E. Moylan Cyclical Indicators for the United States / Bureau of Economic Analysis. Moscow, Third international Seminar on Early Warning and Business Cycle Indicators, 2010: URL: https://www. bea.gov/papers/pdf/US_Cyclical_Indicators_Moscow. pdf.
7. Grimm B.T. Alternative Measures of U.S. Economic Activity in Business Cycles and Business Cycle dating // Bureau of Economic Analysis. 2005. August 5. URL: https://www.bea.gov/papers/pdf/grimm.pdf.
8. Use of Macro Accounts in Policy Analysis / Department of Economic and Social Affairs. New York, 2002. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication / SeriesF/SeriesF _8lE.pdf.
Klimenty P. Lichko - PhD (Econ), Professor, Department of Agribusiness Forecasting and Planning, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryzev; 127550, Moscow, ul. Verkhnyayaalleya, 4A; tel.: 8-499-976-0625; e-mail: prognoz2@timacad.ru.
Anna Yu. Voronina - Associate Professor, Department of Agribusiness Forecasting and Planning, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryzev; 127550, Moscow, ul. Verkhnyayaalleya, 4A; tel.: 8-499-976-4100; e-mail: AVoronina@timacad.ru.
ElenaYu. Nasekina - Assistant Professor, Department of Agribusiness Forecasting and Planning, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryzev; 127550, Moscow, ul. Verkhnyayaalleya, 4A; tel.: 8-499-976-0625; e-mail: prognoz2@timacad.ru.
Received 8 July 2015
УДК 631.15 А.И. ЛЫСЮК
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ УЛУЧШЕНИЯ
Рассмотрены особенности воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве в рыночных условиях. Обосновано главное условие расширенного производства, начисление чистого дохода, валовой продукции и фонда возмещения. Наряду с традиционными формами воспроизводства (простое, расширенное) в экономике сельского хозяйства в настоящее время появилось суженное производство. В статье приводится материал комплексного анализа показателей расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве за 1990-2013 гг. Так, норма накопления в сельхозорганизациях системы Минсельхоза России составила в 2000 г. 10,25%, а в 2013 г. - минус 8,4%. Анализируется состояние и использование производственного потенциала сельского хозяйства и его элементов и, в частности, земельных и материально-технических ресурсов. В 1990 г. вся посевная площадь в стране составляла 117,7 млн га, а в 2012 г. - 76,3 млн га. Показано влияние инфляционных процессов в экономике на техническую оснащенность сельского хозяйства. Так, цены на тракторную технику сельскохозяйственного назначения возросли в 2011 г. по сравнению с 2000 г. более чем в 6раз и составили 1699,9 тыс. руб. за 1 шт., а на зерноуборочные комбайны - соот-