Научная статья на тему 'Понятие, экономическая сущность и значение стратегического управления'

Понятие, экономическая сущность и значение стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5271
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / ENTERPRISE / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурсов С. В.

В статье рассмотрены понятие, экономическая сущность и значение стратегического управления как основы эффективного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ECONOMIC ESSENCE AND VALUE OF STRATEGIC MANAGEMENT

In the article the concept of economic essence and value of strategic management as the basis for effective development of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Понятие, экономическая сущность и значение стратегического управления»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.2

С.В. Фурсов

аспирант,

НОУВПО «Институтуправления и информатики», г. Москва

ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены понятие, экономическая сущность и значение стратегического управления как основы эффективного развития предприятия.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, предприятие, конкурентоспособность.

S.V. Fursov, Institute of Management and Informatics, Moscow

THE CONCEPT OF ECONOMIC ESSENCE AND VALUE OF STRATEGIC MANAGEMENT

Abstract. In the article the concept of economic essence and value of strategic management as the basis for effective development of the enterprise.

Keywords: strategy, strategic management, enterprise, competitiveness.

В настоящее время в условиях, сложившихся в экономике России, основой эффективности организации производства на промышленных предприятиях становится стратегическое управление, позволяющее формулировать задачи долгосрочного развития предприятия с учетом сложившейся ситуации на целевом рынке и факторов бизнес-среды.

Конечным результатом стратегического управления является формирование комплексного потенциала для достижения целей производственной системы и создание адаптивной внутренней структуры, обеспечивающей чувствительность к переменам во внешней среде. В связи с тем, что все составляющие производственной системы (процессы производства и управления, структура управления) испытывают воздействия со стороны внешней среды, ее изменения требуют существенной перестройки внутри самой производственной системы. Темпы изменений окружающей среды, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых угроз и возможностей в рамках новых технологий, характерных для современного этапа развития экономики, приводят к значительному усилению роли стратегического управления, которое становится залогом эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений.

Стратегическое управление, нацеленное на длительную перспективу, позволяет промышленным предприятиям за более короткий промежуток времени адаптироваться к реалиям рынка и своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и внешней среды. Это тем более актуально, так как в современных условиях в связи с кризисными явлениями в мировой экономике и вступлением России в ВТО многие отечественные промышленные предприятия оказались в особенно жесткой конкурентной среде, что непосредственным образом сказывается как на эффективности их производства, так и на их экономическом положении в целом.

56

№ 5 (33) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Обострение конкуренции на рынках, появление на них новых инновационноориентированных контрагентов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг, динамизм рыночных отношений, рост неопределенности внешней среды предприятия, - все это требует поиска новых более эффективных механизмов и инструментов управления промышленным предприятием.

Управление, базирующееся на прежних методах использования плановых инструментов, систем учета и анализа, становится неэффективным и требует модернизации. Указанные аспекты обусловливают интерес отечественных промышленных предприятий к проблемам повышения эффективности на основе использования принципов стратегического управления в целях обеспечения долговременного финансового и производственного роста, повышения конкурентоспособности производимой продукции, перехода на ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, а также максимального использования имеющегося производственного, технического и интеллектуального потенциала.

Как показывает практика, современное развитие промышленных предприятий во многом предопределяется эффективностью стратегического управления, способного обеспечить высокие конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности и позволяющего предприятиям в ближайшей и долгосрочной перспективе успешно развиваться в конкурентной среде, то есть в обстановке, подверженной быстрым, радикальным и зачастую трудно предсказуемым изменениям.

Первоначально термин «стратегия» использовался лишь в терминологии военного искусства («военная стратегия») и обозначал науку о ведении войны, охватывающую вопросы теории и практики подготовки к войне, ее планирование и ведение. По своей сути военная стратегия представляла собой способ достижения победы в войне посредством целеполагания, общего плана и систематического внедрения мер противодействия противнику с учетом постоянно меняющихся обстоятельств и обстановки.

Стратегия, как понятие, вошло в число управленческих терминов экономики в середине XX века, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.

В настоящее время вопросу определения стратегии организации посвящен значительный объем публикаций как российских, так и зарубежных авторов.

Среди зарубежных ученых-экономистов, которые внесли вклад в разработку научных основ стратегического управления, следует выделить исследования таких авторов как: Р. Акофф, И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, У. Кинг, Д. Клиланд, Г. Минцберг, М. Мескон, М. Портер, Г. Саймон, А. Стрикленд, А. Томпсон, Д. Хан, Ф. Хедоури и др.

В отечественной литературе теория стратегического управления нашла отражение в фундаментальных работах О.С. Виханского, Г.Б. Клейнера, Б.Г. Литвак, Ю.А. Маленкова, А.И. Наумова, А.В. Тебекина, Р.А. Фатхутдинова, Л.С. Шеховцевой и др.

Как и большинство терминов из области управления, стратегия - это широко

№ 5 (33) - 2014

57

Проблемы экономики и менеджмента

используемое понятие, имеющее для разных людей разное значение. При этом определение стратегии не может быть универсальным и единственным ввиду сложности данного понятия. Но определения большинства авторов, на наш взгляд, достаточно схожи и имеют много общего.

По мнению Г. Минцберга, Б. Альстранда и Ж. Лампеля стратегия - это совокупность пяти «п»: план (направление развития), принцип поведения (следование определенной модели поведения), позиция (расположение определенных товаров на конкретных рынках), перспектива (основной способ действий предприятия), прием (особый маневр с целью перехитрить, обмануть или запутать конкурентов) [10].

Такие авторы как А. Томпсон и А. Стрикленд определяют стратегию как план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей [13].

Аналогичное определение стратегии можно найти у М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, которые утверждают, что стратегия по своей сути является детальным, всесторонним и комплексным планом, предназначенным для обеспечения существования миссии организации и достижения ее целей [9].

А.В. Тебекин рассматривает стратегию предприятия как систему крупных долгосрочных задач, решение которых направлено на достижение целей организации [12].

По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова стратегия - это долгосрочно и качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде [2].

Г.Б. Клейнер дает определение такому понятию как «комплексная стратегия», которая, на его взгляд, охватывает все сферы и подсистемы предприятия, имея семислойную структуру «сэндвич-пирамиды». Само предприятие как «процессор стратегий» осуществляет переработку внешних входных и собственных стратегий в выходную стратегию, используемую как руководство к действию, и в определяемых администрацией предприятия пределах и формах сообщается деловому сообществу. Такая заявляемая стратегия именуется политикой предприятия [4].

Л.С. Шеховцева считает, что в обобщенном виде стратегия представляет собой направление, траекторию, способ развития компании, направленный на достижение ее целей [15].

При этом экономическая стратегия является базой, обеспечивающей необходимые параметры экономической эффективности деятельности промышленного предприятия в рамках системы стратегического управления. Фактически стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения стратегических целей развития промышленного предприятия.

Общепринятая классификация подходов к управлению предприятием включает четыре системы:

- управление, которое основано на контроле исполнения, или бюджетирование (с 1900 г.);

58

№ 5 (33) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

- управление на основе экстраполяции, или долгосрочное планирование, когда темп изменений во внешней среде предприятия ускоряется, но будущее еще можно спрогнозировать на основе тенденций прошлого (с 1950 г.);

- управление на основе предвидения изменений, или стратегическое планирование, где еще больше ускоряется темп изменений внешней среды, однако предвидеть опасности и угрозы внешнего окружения представляется возможным с последующим включением в стратегический план развития предприятия (с 1970 г.);

- управление на основе гибких экстренных решений, или стратегическое управление, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (с 1990 г.).

Возникнув в качестве теории в 1960-х годах в результате дальнейшего развития систем управления, связанных с изменениями проблем и условий производства, с 1990х годов стратегическое управление постепенно начинает применяться и в практической деятельности предприятий. Использование только лишь долгосрочного планирования, предполагающего продление исторически сложившихся тенденций развития предприятия на будущий период и базирующегося на принципах экстраполяции, уже не могло отвечать всем тем изменениям, которые начали происходить в рыночной экономике. Переход от долгосрочного планирования к стратегическому планированию, а затем и к стратегическому управлению, стал жизненно необходим для многих предприятий, функционирующих в рыночной экономике, по причине насыщения спроса, коренных изменений, происходящих в технологиях, отраслях и сферах производства, а также на международных рынках и глобализации.

Глобализация выступает в качестве внешнего фактора, преобразующего структуру промышленного сектора экономики, и в последнее время все больше усиливает свое внимание на все сектора экономики. Являясь по своему содержанию процессом, увеличивающим взаимосвязь между технологическими и финансовыми потоками, обменом товаров и услуг, глобализация объединяет рынки производства различных стран [1, с. 29]. Все эти изменения, происходящие как в мировой экономической системе, так и в экономике России, привели к необходимости смещения внимания руководства предприятий на окружение предприятий, на их внешнюю среду, с целью своевременного и адекватного реагирования на происходящие в ней изменения.

В процессе развития теории стратегического управления сформировались определенные направления (школы), имеющие свои характерные особенности:

1. Когнитивная (Г. Саймон, Дж. Марч). Выработка стратегии больше рассматривается с точки зрения психологии, как ментальный, то есть умственный интеллектуальный, процесс познания стратега.

2. Дизайна (Ф. Селзник, У. Ньюман, К. Эндрюс). Формирование стратегии - это формирование перспективы, концепции, это продуманный процесс, в котором повышенное внимание уделяется оценке внешних и внутренних ситуаций. При этом ответственность за формирование и качество стратегии лежит на руководителе,

№ 5 (33) - 2014

59

Проблемы экономики и менеджмента

принимающем решения.

3. Планирования (И. Ансофф). Стратегия представляет собой закономерный результат осознанного контролируемого процесса формализованного планирования, основанный на грамотном и всестороннем исследовании среды и проведении стратегического анализа. Необходимо предвидеть будущее и готовиться к нему. Выработкой стратегии должны заниматься плановики. При этом ответственность за реализацию стратегии лежит на руководителе.

4. Предпринимательства (Й. Шумпетер, А. Коул). Стратегия существует в сознании руководителя в виде перспективы. Выбор стратегии основывается на его интуиции, предвидении, а удачливость выбора находится в зависимости от предпринимательского таланта и опыта, что фактически сводит формирование и продвижение стратегии к поведению одного человека.

5. Обучения (Ч. Линдблом, К. Вейк, Дж. Куинн). Формирование стратегии является развивающимся процессом, связанным с накоплением знаний и обучением. Персонал организации при этом рассматривается как совокупность активных элементов, внутренних предпринимателей или потенциальных стратегов, предлагающих изменения команде высших менеджеров.

6. Культуры (Э. Ренман, Р. Норманн). Процесс формирования стратегии представляется как итог усилий огромного количества работников компании, то есть как коллективный процесс социального взаимодействия, основанный на общих для всех членов организации убеждениях и понимании.

7. Конфигурации (А. Чандлер, Г. Минцберг, Д. Миллер). Развитие организации во времени (жизненный цикл) представляет собой определенный циклический процесс смены состояний покоя и перемен, трансформацию организации из одного устойчивого состояния в другое.

8. Позиционирования (Д. Шендел, К. Хаттен, М. Портер). Большое внимание уделяется аналитическому процессу выбора и актуализации стратегий. Для каждой отрасли имеется ограниченное число эффективных стратегий. Основную роль при выработке стратегии играют аналитики, представляющие результаты своих расчетов руководству, контролирующему выбор стратегии.

9. Власти (Г. Аллисон, Дж. Пфеффер, Г. Салансик). Формирование стратегии представляет собой процесс борьбы индивидуумов и их коалиций за свои личные и групповые интересы, то есть по сути дела это процесс ведения переговоров и достижение компромиссов.

10. Внешней среды (М. Ханнан, Дж. Фриман). Главной движущей силой в создании новой стратегии организации является внешняя среда, враждебность которой необходимо преодолеть. Представители данной школы в качестве ресурсов организации рассматривали не только экономические ресурсы, но и символические (имидж, репутацию и т.п.).

В работе Ю.А. Погостинского [11] предложено теоретическое объяснение эволюции и закономерностей появления школ управления, обусловленное

60

№ 5 (33) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

качественными изменениями в системе управления предприятиями, такими как: 1) выделение управленческого труда; 2) увеличение уровней управления; 3) динамика среды и повышение образовательного и культурного уровня работников; 4) турбулентность среды и усложнение процесса производства.

В настоящее время основным направлением производственно-хозяйственной деятельности предприятия становится решение проблемы обеспечения его устойчивости в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности производства на основе разгосударствления, формирования инвестиционной привлекательности, совершенствования производственных процессов и эффективного использования материально-технических ресурсов, то есть мер, обеспечивающих непрерывный процесс поступательного развития, и организацию работ по созданию и реализации конкурентных преимуществ предприятия.

Существует целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления: на параметры организационного окружения, определение долгосрочных целей и путей их достижения, или же на деятельность организации.

Так, например, Л.С. Шеховцева выделяет стратегическое управление как особую деятельность организации по разработке ее целей и способов их достижения, обеспечивающих организации конкурентное преимущество в условиях нестабильной внешней среды путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Таким образом, стратегическое управление - это процесс разработки и реализации стратегий организации в конкурентных условиях [15].

Б.Г. Литвак определяет стратегическое управление, как процесс, позволяющий обеспечивать развитие организации в соответствии с принятой стратегией, ее гибкость и мобильность, необходимые для своевременной корректировки решений стратегического характера при изменении внешних или внутренних условий функционирования организации или хода реализации принятых ранее стратегических решений [6, с. 5].

По мнению О.С. Виханского стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [2].

Ю.А. Маленков дает очень развернутое определение стратегическому управлению. Стратегическое управление - это наука и практика разработки и реализации на основе системного подхода главных целей и направлений развития организации, ее стратегий и стратегических планов, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость развития, экономическую эффективность, инновационное превосходство в долгосрочном периоде. Стратегическое управление

№ 5 (33) - 2014

61

Проблемы экономики и менеджмента

направлено на достижение комплекса целей долгосрочного развития организации на основе мотивации персонала, разработки и внедрения стратегий и планов их реализации, систем управления стратегическим развитием и стратегического контроля, оптимизации использования ресурсов [8, с. 18].

Целый ряд исследователей, полагая, что в общем случае стратегическое управление представляет собой деятельность высшего руководства, состоящую из выделения перспективных предпочтительных направлений развития предприятия, выделяют то, что оно связано с постановкой целей и задач, а также с поддержанием эффективного взаимодействия между предприятием и его внешним окружением, которое позволяет добиваться поставленных целей, соответствующих внутренним возможностям предприятия и позволяет оставаться восприимчивым к внешним требованиям и вызовам внешней среды.

С другой стороны, стратегическое управление можно рассматривать как процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. При этом стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что предприятие хочет достичь - его целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Стратегия - это системный подход, который обеспечивает сбалансированность предприятия и общее направление его роста. В своей основе стратегия имеет несколько отличительных особенностей:

- процесс разработки стратегии не заканчивается каким-нибудь сиюминутным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, которые обеспечат рост и укрепление позиций предприятия;

- сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска, который, во-первых, помогает сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях, а во-вторых, отбросить все другие возможности, как не совместимые со стратегией;

- необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет предприятие к желаемым процессам;

- в ходе формулирования стратегии нельзя предусмотреть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий, поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о разнообразных альтернативах;

- как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Но эта новая информация может поставить под сомнение обоснование первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

Суть стратегического управления заключается во взаимосвязи стратегических управленческих решений, конкретных шагов по обеспечению быстрого реагирования

62

№ 5 (33) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

руководства предприятия на изменение внешней конъюнктуры и, как следствие этого, корректировку общих целей и направлений развития предприятия, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективы (рис. 1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления

Стратегическое управление предприятием, выступающим одним из субъектов рыночных отношений, основывается на нескольких основных положениях:

1. Предприятие - это сложная социально-экономическая система, обладающая рядом признаков и особенностей:

- создание системы происходит ради осуществления миссии и достижения ее целей;

- создание материальных благ (услуг) с использованием имеющихся ресурсов;

- себестоимость производства товаров (услуг) должна быть соизмерима с результатами деятельности;

- на фоне общей многогранности и многокритериальности задач управления формализация последних во многих случаях затруднена;

- процессы, происходящие в системе управления, являются очень динамичными;

- внутренняя среда системы - это внутренние составляющие организации, определяющие ее деятельность, и характеризующиеся сложными взаимосвязями между собой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предприятие обязательно должно развиваться, меняя в случае необходимости ориентиры своего развития;

- обязательное наличие в структуре предприятия аппарата, выполняющего роль управления, имеющего собственное функциональное предназначение, структуру, а так же утвержденную систему норм поведения.

2. Внешняя среда предприятия способна оказывать существенное влияние на эффективность его деятельности и реализацию стратегии. Фактически предприятие не имеет возможности существенно влиять на внешнюю среду. А так как оно является

№ 5 (33) - 2014

63

Проблемы экономики и менеджмента

субъектом открытого типа, следовательно, результативность его деятельности будет зависеть от того, как быстро оно сможет приспособиться к создавшимся условиям.

3. Какого-то определенного, стандартного, унифицированного набора правил, порядка решения стратегических задач не существует. Все стратегии, так же как и результаты воздействия различных инструментов стратегического управления, уникальны.

4. Основными компонентами любого предприятия, как субъекта рыночных отношений, являются:

- товары или услуги, ради которых оно создается;

- миссии, цели, стратегии развития;

- технологическая составляющая, определяющая процесс преобразования имеющихся ресурсов в продукты труда;

- внутренняя и внешняя среда.

Здесь важно отметить, что стратегическое управление имеет ситуационный характер (предполагает творческие многовариантные решения, зависящие от реальной или прогнозируемой ситуации), системный характер (зависит от самой системы -объекта стратегического управления, ее уровня, масштаба, сфер деятельности и т.п.) и конкурентный характер (нацелено на достижение конкурентных преимуществ).

Применительно к России, учитывая ситуацию, сложившуюся в мировой экономике, вопросы достижения российскими предприятиями конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке являются, на наш взгляд, весьма значимыми условиями экономического роста. В свою очередь, повышение конкурентоспособности отечественной продукции представляется возможным достичь путем модернизации производства, максимального привлечения иностранных инвесторов, использования их опыта и технологий, а также развитием собственной инновационной деятельности.

Предприятие является одним из основных институтов современной экономической системы и представляет собой обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Промышленное предприятие фактически служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования.

Промышленность играет исключительно важную роль в национальной экономике любой страны, так как в ней создается преобладающая часть валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависят степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства [14, с. 144].

Сложившиеся сложные финансово-экономические условия в экономике России пока не позволили достичь существенных изменений в направлении стабилизации

64

№ 5 (33) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

промышленного производства, улучшении отраслевой структуры и его социальной ориентации. Особенно остро сейчас стоит проблема развития ряда ключевых отраслей промышленности, особенно машиностроительного комплекса, представляющего собой одну из наиболее крупных частей промышленного потенциала России.

Для производства различных форм собственности, функционирующего в рыночных условиях, существенное значение имеет, с одной стороны, выработка принципов и норм стратегического управления, а с другой - их практическое использование с целью повышения эффективности промышленного производства.

Стратегическое управление промышленным предприятием предусматривает: определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей; выделение ресурсов предприятия под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью; создание центров руководства каждой стратегической целью; оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения ими стратегических целей [3, 5, 7]. Для реализации этих задач разрабатывается стратегия, которая предполагает обоснованные меры и планы по достижению намеченных целей, в которых учтены научно-технический потенциал предприятия и его производственные и сбытовые возможности.

Поскольку промышленное производство определяется как совокупность видов экономической деятельности по добыче полезных ископаемых, производству промышленной продукции и переработке сырья, в том числе оказание соответствующих услуг, в условиях становления рыночной экономики в России эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения, что будет нами показано ниже. Разрушение и нарушение многих хозяйственных связей, материальнотехнического обеспечения, как результаты проведенных шоковых реформ в экономике в начале 1990-х годов, последующий кризис 1998 года и мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, не могли не сказаться на качестве и объемах производства промышленной продукции и финансовом положении большинства отечественных предприятий различных отраслей промышленности.

Не смотря на то что в последнее время на государственном уровне все большее внимание уделяется решению стратегических проблем развития производства в России, таких как усиление глобальной конкуренции на мировых рынках, возрастание роли инновационных составляющих, человеческого капитала (качества профессиональных кадров) как основного фактора экономического развития страны и др., большинство отечественных промышленных предприятий характеризуются крайне низкой конкурентоспособностью, отставанием от передовых стран по уровню производительности труда и техническому уровню производства и др. Кроме того, в последние годы на промышленных предприятиях остро встала проблема дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров, сохраняется слабая инвестиционная активность в отраслях промышленности, являющихся ядром нового технологического уклада [1]. На решение вышеназванных проблем отечественных промышленных

№ 5 (33) - 2014

65

Проблемы экономики и менеджмента

предприятий, достижения их долгосрочных целей, прежде всего, за счет эффективного и результативного использования ресурсов, и нацелено стратегическое управление. Совершенствование инструментов стратегического управления, внедрение их в практическую деятельность промышленных предприятий представляется особенно актуальным на современном этапе развития экономики России.

Список литературы:

1. Боровская, М.А. Управление структурными преобразованиями в экономике промышленного сектора: теоретико-прикладные аспекты реализации структурной и промышленной политики / М.А. Боровская, И.К. Шевченко, Ю.В. Развадовская. -М.: КРАСАНД, 2013. - 256 с.

2. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов по

направлению и специальности «Менеджмент» / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 292 с.

3. Жидкова, Е.А. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных предприятий региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 / Жидкова Елена Анатольевна. - Кемерово, 2004. - 235 с.

4. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. - М.: Дело АНХ, 2008. -

568 с.

5. Колпаков, В.М. Теоретический аспект проблемы стратегического управления / В.М. Колпаков // Акционер. - 2001. - № 6/7. - С. 14-20.

6. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров

/ Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 с.

7. Максимов, Т.А. Формирование стратегии модернизации машиностроительного предприятия в условиях инновационного развития: дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / Максимов Тимофей Андреевич. - Екатеринбург, 2012. - 236 с.

8. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.А. Маленков. -М.: Проспект, 2011. - 224 с.

9. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1997. - 704 с.

10. Минцберг, Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 367 с.

11. Погостинский, Ю.А. Формирование и развитие системы функций стратегического управления предприятием: теория и методология: дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05 / Погостинский Юрий Анатольевич. - СПб., 2007. - 358 с.

12. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров

/ А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2012. - 320 с.

13. Томпсон, А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и

реализации стратегии / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М.: Банки и биржи, 1998. - 576 с.

14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов

/ А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К°, 2014. - 468 с.

15. Шеховцева, Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие

/ Л.С. Шеховцева. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. - 153 с.

66

№ 5 (33) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.