Научная статья на тему 'Сущность и содержание стратегического менеджмента промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности'

Сущность и содержание стратегического менеджмента промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание стратегического менеджмента промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.Е. Макарова, соискатель Воронежский государственный технический университет

Современная концепция управления экономическими системами разного уровня (страны - региона -предприятия) - это концепция стратегического управления. Она возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение конкурентной борьбы. В результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства, в 60-70-е годы ХХ в. появился стратегический менеджмент. Вначале его методы

применялись в основном крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления. В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично развиваться. Возникли разные школы стратегического менеджмента [1], в каждой из которых преобладает тот или иной подход к стратегическому управлению, как показано в таблице.

Таблица

Основные школы стратегического менеджмента

Время возникновения Название школы Создатели Характеристика

1957 - 1962 гг. Школа дизайна Ф. Селзник, А. Чандлер Формирование стратегии рассматривается как процесс осмысления

1959 г. Школа обучения Ч. Линдблом Формирование стратегии рассматривается как развивающийся процесс

1960 - 1970 гг. Школа внешней среды Д. Пью, М. Ханнан, Дж. Фриман Формирование стратегии рассматривается как реактивный процесс

1965 г. Школа планирования И. Ансофф Формирование стратегии рассматривается как формальный процесс

1970-е гг. Школа конфигурации Д. Миллер, Г. Минцберг и др. Формирование стратегии рассматривается как процесс трансформации

1970-е гг. Школа власти А. Макмилла и др. Формирование стратегии рассматривается как процесс ведения переговоров

1970 - 1990 гг. Когнитивная школа Множество авторов Формирование стратегии рассматривается как ментальный процесс

1980 г. Школа позиционирования М. Портер Формирование стратегии рассматривается как аналитический процесс

1980-е гг. Школа культуры Э. Петтигрю и др. Формирование стратегии рассматривается как коллективный процесс

1991 г. Школа предпринимательства Г. Минцберг и др. Формирование стратегии рассматривается как процесс предвидения

Следует отметить, что термины «стратегическое управление» и «стратегический менеджмент» часто используются как синонимы, хотя полная идентичность отсутствует. Это связано с их структурной основой - терминами «управление» и «менеджмент».

Существует множество определений понятия «управление». В общем виде управление - это деятельность, направленная на достижение определенных целей. Термин «управление» шире, чем «менеджмент», и применяется в разных сферах человеческой деятельности, в живых и неживых системах:

например, управление государством, предприятием, автомобилем, управление в технических системах, в компьютерах и т.п. «Английское слово «management», - как отмечает Б.А. Райзберг, - означающее в переводе на русский язык «управление», менее универсально». Поэтому менеджмент (management) следует интерпретировать в русском языке не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела [2].

Стратегическое управление представляет собой наиболее сложное и динамично развивающееся направ-

ление современного менеджмента, которому посвящены многочисленные исследования российских и зарубежных ученых. Стратегическое управление призвано обеспечить предприятию выживание в долгосрочной перспективе на основе соответствующей стратегии. Благодаря накопленному мировому опыту в области совершенствования управления предприятием можно говорить о наличии необходимой теоретической базы для разработки стратегии. Сложность состоит в адаптации имеющихся рекомендаций к условиям функционирования конкретного объекта стратегического управления.

По мнению О.С. Виханского, С.Д. Ильенкова, П.Н. Будаева и В.И. Кузнецова, стратегический менеджмент является совокупностью ряда взаимосвязанных управленческих процессов и включает анализ среды, оценку состояния предприятия, формулировку

цели, выбор и реализацию стратегии, анализ и контроль выполнения стратегии. Основные этапы стратегического менеджмента, их последовательность и взаимосвязь показана на рис. 1.

Анализ среды является исходным моментом стратегического менеджмента, так как обеспечивает базу для определения целей фирмы и выработки ее стратегии.

Процесс стратегического управления связан с проведением большого объема аналитической работы по изучению всех сторон деятельности организации и ее положения на рынке. Диагностический анализ направлен на изучение различных факторов внешней и внутренней среды, конкурентного статуса организации; на выявление сильных и слабых сторон в ее деятельности, а также благоприятных возможностей и угроз внешней среды.

Миссия организации

Рис 1. Основные этапы стратегического менеджмента

Выбор целей организации является очень ответственным этапом стратегического менеджмента и опирается на результаты диагностики среды и состояния предприятия. Цель предприятия - это результаты, которые оно намерено достичь в будущем.

В настоящее время вопросы стратегического управления получили широкое освещение и в отечественной, и в зарубежной научной литературе. Данной проблеме посвящены работы И. Ансоффа, К. Боумена, В.Р. Веснина, В.А. Винокурова, В.В. Гончарова, B.C. Ефремова, Б. Карлофа, Г. Минцберга, В.Н. Родионовой, Э.А. Уткина, А.А. Томпсона, Р.А. Фатхутдинова. Анализ литературных источников показал, что многие категории стратегического менеджмента, бывшие на первый взгляд предельно ясными и понятными, оказались мало или почти неразработанными. Теория стратегического управления в настоя-

щее время в России переживает процесс своего становления, поэтому среди ученых идет активный поиск толкований различных категорий, закономерностей и объективных основ развития стратегического управления и форм его организации. Все это - необходимое следствие потребностей современной теории и практики.

Если обобщить различные точки зрения на сущность стратегического управления, то можно сказать, что все они выражают мысль о том, что, во-первых, стратегическое управление связано с процессами, совершающимися в системе, во-вторых, оно определяет течение этих процессов, в-третьих, стратегическое управление обеспечивает течение процессов в рамках заданных параметров, в-четвертых, посредством стратегического управления достигаются направленное изменение системы и перевод ее в новое состояние. Все это

позволяет рассматривать стратегическое управление в качестве специфической функции человеческой деятельности, отличной от других видов деятельности.

Задача стратегического менеджмента состоит не просто в поиске новых способов применения существующих ресурсов, а также в создание ресурсов более эффективных, чем у конкурентов [3].

И. Ансофф, М. Портер, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс определяют стратегический менеджмент как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Как видим, сущность стратегического менеджмента характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов.

По нашему мнению, все аспекты сущности стратегического менеджмента предполагают специфичность экономического субъекта, формирующего и претворяющего в жизнь адекватную собственной природе стратегию. Субъектом хозяйственной деятельности мы считаем участника экономических отношений, который в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и реализовывать свой экономический интерес, обладая при этом возможностью присваивать условия и результаты производства.

Перейдем к рассмотрению сущности и содержания инновационной деятельности предприятия. Термин инновационная деятельность широко используется в отечественной научной литературе. Однако его определение встречается достаточно редко.

В литературе встречаются такие категории, как «нововведение», «новшество», «новация» и «инновация». Некоторые авторы используют эти понятия в качестве синонимов, другие считают, что между ними существуют определенные различия.

Сравнительный анализ различных подходов к определению инновации приводит к следующему выводу: содержание инновации составляют изменения, основанные на достижениях науки и техники и

направленные на повышение качественного уровня удовлетворения человеческих потребностей.

В.Н. Гунин, Ю.П. Морозов, П.Н. Завлин, С.В. Валдайцев при определении инновационной деятельности принимают во внимание только продуктовые и технологические инновации, что, по мнению автора, не совсем верно, так как создание и разработка управленческих инноваций также относится к кругу задач инновационной деятельности предприятия. Ю.П. Анисимов, И.А. Борисенко, Г.Д Ковалев, Р.А. Фатхутдинов и И.Т. Балабанов характеризуют инновационную деятельность как процесс, направленный на разработку и практическую реализацию инноваций. В этой связи необходимо отметить, что в научной литературе существует категория - инновационный процесс, под которым понимают процесс создания и коммерческого использования продуктов интеллектуального труда.

Инновационная деятельность шире инновационного процесса и включает в себя, помимо всей совокупности инновационных процессов, протекающих на предприятии, работы по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, работы по эффективному использованию приобретаемых лицензий и т.д. Таким образом, под инновационной деятельностью предприятия мы будем понимать деятельность по созданию, внедрению в производство и коммерциализации новых или усовершенствованных продуктов, услуг или технологий, деятельность по реорганизации и структурному преобразованию управления на предприятии, а также деятельность по эффективному использованию приобретаемых лицензий.

На предприятиях имеет место инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении уровня управляемости процессом создания и реализации новшеств, в отсутствии источников его финансирования, в свертывании деятельности исследовательских, творческих коллективов. Инновационную деятельность предприятия можно охарактеризовать как активную только в том случае, если постоянно разрабатываются (приобретаются) и реализуются инновации.

На рис. 2 нами представлена концепция инновационной деятельности предприятия.

Рис. 2. Концепция инновационной деятельности промышленного предприятия

В схеме показано, что инновационный потенциал предприятия является одним из основных детерминантов инновационной деятельности наряду с потенциальным спросом на создаваемую продукцию.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что стратегический менеджмент промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности представляет собой деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих его развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегический менеджмент - это непрерывный процесс выбора и реализации целей и стратегий организации.

Эффективность стратегического менеджмента промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности зависит, на наш взгляд, от трех стратегических макроустановок организации: на рост, защиту и развитие. В зависимости от среды возможно преобладание той или иной установки. В современных условиях кардинального изменения экономической системы страны, ее попыток интегрирования в мировую экономику, вступления в преоб-

ладающее значение могут получить установки на повышение конкурентоспособности организации.

Литература

1. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.

2. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6, С. 34-35.

3. Кургин Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1, С. 3.

4. Анисимов Ю.П., Борисенко И.А. Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГТУ, 2000, 67 с.

5. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновациии. 2003. № 1, С. 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.