Научная статья на тему 'Подходы к формированию стратегии развития промышленного предприятия при переходе к экономике знаний'

Подходы к формированию стратегии развития промышленного предприятия при переходе к экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КРИТЕРИИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / KNOWLEDGE ECONOMY / CRITERIA OF KNOWLEDGE ECONOMY / DEVELOPMENT STRATEGY / ENTERPRISE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепа Р.Н., Белоброва Н.В.

Рассмотрены концептуальные подходы по определению и разработке стратегии развития. Предложено понятие стратегии как комплекса правил, моделей и технологий принятия организационно-управленческих решений по определению долгосрочной траектории развития предприятия. Обоснована необходимость формирования стратегии развития промышленных предприятий при переходе к экономике знаний. Сформулированы критерии экономики знаний, которые необходимо учитывать при её формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the formation of the industrial enterprise’s development strategy in transiting to the knowledge economy

The article formulates the criteria for the knowledge economy, which must be taken into account when shaping the development strategy of industrial enterprises during the transition to a knowledge economy. The conceptual approaches to the definition and formation of a development strategy are considered; the necessity of forming a strategy for the development of industrial enterprises in the transition to the knowledge economy is substantiated.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию стратегии развития промышленного предприятия при переходе к экономике знаний»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 303.4: 338.1: 334.716: 330.47

Р.Н. ЛЕПА, д-р экон. наук, профессор, e-mail: roman.lepa@gmail.com, Н.В. БЕЛОБРОВА, аспирант, e-mail: belobrovanatali@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Рассмотрены концептуальные подходы по определению и разработке стратегии развития. Предложено понятие стратегии как комплекса правил, моделей и технологий принятия организационно-управленческих решений по определению долгосрочной траектории развития предприятия. Обоснована необходимость формирования стратегии развития промышленных предприятий при переходе к экономике знаний. Сформулированы критерии экономики знаний, которые необходимо учитывать при её формировании.

Ключевые слова: экономика знаний, критерии экономики знаний, стратегия развития, развитие предприятия, промышленные предприятия.

Lepa R.N., Belobrova N.V. Approaches to the formation of the industrial enterprise's development strategy in transiting to the knowledge economy.

The article formulates the criteria for the knowledge economy, which must be taken into account when shaping the development strategy of industrial enterprises during the transition to a knowledge economy. The conceptual approaches to the definition and formation of a development strategy are considered; the necessity of forming a

strategy for the development of industrial enterprises in the transition to the knowledge economy is substantiated.

Keywords: knowledge economy, criteria of knowledge economy, development strategy, enterprise development, industrial enterprises.

Усиление тенденций к всеобщей цифровизации экономики, интеллектуализации производства, активному внедрению инновационных наукоемких технологий, использованию результатов интеллектуальной деятельности человека обуславливают необходимость стратегии инновационного развития на государственном уровне. Это подтверждается ведущими экономически развитыми государствами: США, Великобританией, Японией, Германией, Китаем, Южной Кореей, Финляндией и др., успешно осуществляющими переход к экономике знаний, при которой знания, опыт и новые технологии превращаются в основополагающий ресурс развития высокотехнологичных производств.

Критериями экономики знаний являются:

1) доминанта умственного труда;

© Р.Н. Лепа, Н.В. Белоброва, 2019

2) инновационность производства и потребления;

3) взаимовлияние знаний и институтов, обеспечивающее их формирование и распространение;

4) индивидуализация спроса;

5) резкое возрастание роли информационно-коммуникационных технологий и сетей как устойчивых кооперационных сообществ;

6) непрерывная взаимосвязь науки и производства;

7) производственная направленность научных исследований;

8) профессиональная направленность образования;

9) стимулирование интеллектуально-трудового участия работника в производственном процессе;

10) экономическое взаимодействие (создание научно-производственных кластеров).

В современных условиях трансформации отечественной экономики, характеризующихся усилением конкурентной борьбы, ограниченностью ресурсов, возникновением новой техники и новых способов производства, осложнением имеющихся отраслевых и появлением принципиально новых хозяйственных связей, первостепенное значение приобретает совершенствование механизмов управления производственным предприятием, в частности, проблема формирования стратегии развития предприятия при переходе к экономике знаний. Единственным способом добиться конкурентоспособности предприятий и их продукции, обеспечить движение страны по пути к экономике знаний является овладение процессами создания, распространения и использования знаний на микроуровне - на уровне предприятия. Предприятие, как общеэкономический институт, представляет собой социально-экономическую систему, систему накопления, хранения и переработки знаний, действующую в соответствии с принципом «неограниченного продолжения функционирования» и использующую

знания как основу производства и управления. А обмен знаниями между микроэкономическими объектами является одним из основных экономических процессов, не менее важным, чем товарно-денежный обмен [1].

Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что вопросам определения понятия «стратегия», классификации стратегий, особенностям их формирования, методам и моделям стратегического управления предприятия посвящены работы многих ученых и исследователей, в том числе И. Ансоффа [2], Г. Минцберга [3], О. Виханского [4]; разнообразию взглядов и подходов к формированию стратегии - Г. Минцберга, Б. Альстрэнда, Дж. Лэмпела [5]; сущности и структуре стратегии предприятия, роли стратегии в жизни предприятия, требованиям к стратегическому процессу - Г. Клейнера [6]; совершенствованию механизма стратегического управления промышленным предприятием - Н. Лепы [7]; видам стратегии - Е. Наумова [8], анализу базовых стратегий развития предприятия -А. Андреева [9], Е. Винниченко [10]; формированию стратегии развития промышленных предприятий - А. Вишнякова [11], Н. Шандова [12], Ю. Трифонова [13], К. Денисова [14], Н. Соменкова [15].

Несмотря на то, что анализу определения стратегии, методам ее формирования посвящены работы многих ученых и исследователей, однозначного и четкого определения стратегии и ее места в системе функционирования предприятия не сформировалось [6]. Малоисследованными как в теоретическом аспекте, так и с точки зрения их практической апробации, являются проблемы построения организационно-экономического механизма формирования и реализации стратегии развития предприятия [7].

Цель статьи -уточнение определения стратегии развития на микроуровне, выделение этапов ее формирования для промышленного предприятия в контексте его перехода к экономике знаний.

Существует множество определений понятия «стратегия». В словаре русского языка Ожегова [16] стратегия трактуется как наука о ведении войны, искусство ее ведения, общий план ведения войны как искусство руководства общественной, политической борьбой, а также как искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Современный экономический словарь определяет экономическую стратегию как долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты [17]. Исследование понятия «стратегия» в экономическом смысле ведет начало с середины ХХ века и продолжается в настоящее время [18]. И. Ансофф дает определение стратегии как набора правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [2]. Г. Минцберг определяет стратегию как взаимосвязь пяти определений - «пяти П»

[3]: план; ловкий прием, маневр; принцип или модель поведения; позиционирование; перспектива. О.С. Виханский характеризует стратегию как долгосрочное качественно определенное направление развития, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению поставленных перед ней целей

[4]. Г.Б. Клейнер полагает, что стратегия предприятия - это система взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и развития предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение, состоящая из разделов, соответствующих сферам деятельности предприятий [6]. Роль стратегии в жизни предприятия может быть охарактеризована следующим образом: стратегия как достижимый идеал; стратегия как интегратор; стратегия как предмет (образец) для имитации;

стратегия как основа реагирования на внешние события и вызовы; стратегия как власть над предприятием; стратегия как конкурентная позиция предприятия; стратегия как система мотивации и контроля персонала; стратегия как средство обеспечения целостности предприятия.

Предлагается различать стратегию предприятия, стратегию управления, стратегию деятельности и учитывать, что любая стратегия имеет два направления: развитие рынка, на котором осуществляется деятельность, реализованное через стратегии маркетинга, ценообразования, инвестиций и др., и развитие элементов внутренней среды предприятия, реализованное посредством кадровых стратегий, НИОКР, операционных [8].

Поскольку эффективность работы предприятий обеспечивает степень их влияния на национальную экономику в целом и повышает устойчивость к ее колебаниям, целесообразно рассмотреть управление развитием предприятия в условиях открытой экономики, включающей в себя сложные многофункциональные системы и требующей обеспечения сдерживания дестабилизирующего влияния внутренних и внешних факторов.

Стратегия развития является основной базовой стратегией промышленного предприятия. Целью стратегии развития является разработка и реализация конкретных действий в системе выбранных направлений по улучшению экономических, инновационных, финансовых, социальных параметров предприятия с учетом существующих и потенциальных условий взаимодействия с внешними факторами и ограничений на ресурсы. Классификация стратегии развития [9, 10] представлена на рис. 1. Каждое предприятие уникально, поэтому выбор стратегии развития осуществляется, учитывая текущее состояние предприятия, перспективы дальнейшего развития, инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и пр.

Рис. 1. Классификация стратегий развития

Под стратегией развития промышленного предприятия понимают обобщающую модель действий, представленную в виде комплекса разработанных экономических, социальных политических и иных мероприятий, с помощью которых современное промышленное предприятие может не только противостоять изменяющимся условиям, но и, базируясь на данных прогнозирования, обоснованно спланировать свою деятельность, опираясь на внутренние возможности развития [11].

При определении стратегии развития также учитывают стремление к динамичному и гармоничному сочетанию экономического роста и экономической устойчивости [9]. Стратегия развития представляет собой систему долгосрочных целей деятельности предприятия, а также систему методов, средств, организационных механизмов и инструментов их достижения и использования имеющихся ресурсов (производственных,

трудовых, финансовых, информационных, организационных) в условиях нестабильности факторов внешней среды и ограниченности ресурсов.

Также предлагается принимать ко вниманию, что промышленное предприятие развивается устойчиво, если оно взаимодействует с экономической, экологической и социальной средой, осуществляя свою деятельность в изменяющихся состояниях внешней среды как способствующих, так и препятствующих его развитию [12].

Распространен подход к определению стратегии развития, учитывающий при ее формировании инновационную составляющую. Таким образом, стратегия развития промышленного предприятия будет представлять комплекс мер, посредством которых достигается сбалансированность эколого-социально-экономиче-ского развития предприятия в настоящем и будущем, благодаря перманентному

характеру инновационной составляющей [13, 14], или как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности промышленного предприятия, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций [15].

В табл. 1 представлены концептуальные подходы к формированию стратегий развития предприятия в соответствии с научными школами стратегий [5].

Таким образом, существующие подходы к формированию стратегии развития не позволяют промышленному предприятию перейти к новой экономической модели, в частности, к экономике знаний, поскольку ни одна из известных стратегий не отображает пути по достижению соответствия предприятия критериям экономики знаний. Кроме того, усиление процессов глобализации, повышение уровня мировой конкуренции, тенденций цифровизации экономики требуют нового стратегического подхода к функционированию промышленных предприятий, направленного на создание и освоение новейших технологий и наукоемкой продукции. Возникает необходимость кардинально переосмыслить существующие стратегии развития и реализовать преимущества результатов научно-технического прогресса и человеческих ресурсов.

Выводы

На основании вышеизложенного, под стратегией развития промышленных предприятий предлагаем понимать комплекс правил, моделей и технологий принятия организационно-управленческих решений по определению долгосрочной траектории экономического состояния промышленных предприятий, которое характеризуется соответствием критериям экономики знаний. Процесс формирования стратегии развития промышленных

предприятий должен осуществляться поэтапно:

Этап 1. Обоснование концепции формирования данной стратегии. На данном этапе определяются методические подходы к разработке стратегии развития промышленных предприятий.

Этап 2. Разработка стратегии развития промышленных предприятий согласно определенным подходам. На данном этапе осуществляется комплексное оценивание степени соответствия промышленных предприятий критериям экономики знаний и по его результатам обоснование решений, реализация которых обеспечит эффективное функционирование предприятий в условиях экономики знаний.

Этап 3. Экспериментальная (имитационная) реализация сформированной стратегии развития промышленных предприятий. Результатом принятия стратегических решений являются планы (прогнозы) развития предприятий, планы производственных и прочих хозяйственных мероприятий, планы потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, управленческая политика согласования и координации действий подразделений внутри предприятия, а также взаимоотношений с хозяйственными партнерами и прочими субъектами деловой среды.

Таким образом, формирование и реализация стратегии развития предприятия представляет собой сложно структурированный процесс взаимодействия уже существующих элементов системы организационной структуры и создания новых. Он характеризуется наличием четко определенных этапов и необходимостью их строгой координации и контроля, что оказывает существенное влияние на рост показателей инновационного развития предприятия.

Таблица 1

Концептуальные подходы к формированию стратегий развития

Школы стратегии Авторы Процесс формирования стратегии Суть подхода Ограничения

1 2 3 4 5

Дизайна Ф. Селзник, В. Ньюман, К. Эндрюс Процесс осмысления Создание вариантов стратегий в результате достижения соответствия ключевых факторов успеха с отличительными компетенциями организации Пренебрежение обучением; отсутствие гибкости; разрыв формулирования от осуществления

Планирования И. Ансофф Формальный процесс Стратегия является результатом контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги. Сверхформализация; требование стабильности во время реализации стратегии

Позиционирования Д. Шендел, К. Хаттен, М. Портер Аналитический процесс Подбор правильной стратегии к заданным условиям внешней среды. При этом предполагается, что структура рынка активно стимулирует возникновение данной стратегии позиционирования, которая, в свою очередь, активно воздействует на организационную структуру Формализация; преобладание анализа над синтезом

Предпринимательства И.Шумпетер, А. Коул Процесс предвидения Стратегия существует в сознании руководителя в виде перспективы, интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации Ориентируется на поведение одного человека

Когнитивная школа Г. Саймон, Д. Марч Ментальный процесс Стратегии зарождаются как перспективы развития (концепции, карты, схемы, фреймы), предписывают способы получения информации из внешней среды. Полученная информация является интерпретацией мира, который можно моделировать, структурировать и конструировать Зависимость от определенного образа мысли, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку (группе)

Обучения Ч. Линдблом, Д. Куинн, К. Пархалд, Г. Хемел Развивающийся процесс Выработка стратегии должна обрести форму процесса обучения, и именно в тот период времени, когда формулирование стратегии и ее внедрение становятся неразделимыми. Процедура обучения носит развивающийся характер и направлена на создание стратегических инициатив и развитие стержневых компетенций Излишний упор на обучение; отсутствие оптимальной стратегии

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Власти Г. Аллисон, Д. Пфеффер, Г. Салансик, Г. Естли Переговорный процесс Организации представляют собой различные коалиции, поэтому формирование стратегии определяется властными и политическими силами как внутри организации, так и во внешней среде Недооценка лидерства, культуры и понятия «стратегия». Политические методы могут быть источником серьезных сбоев в работе

Культуры Э. Ренман, Р. Норманн Коллективный процесс Формирование стратегии развития является процессом социального взаимодействия. Стратегия принимает форму предначертанной перспективы, модели, укоренившейся в коллективных устремлениях защитить ресурсы и возможности организации, образующие основу ее конкурентных преимуществ Концептуальная расплывчатость; приравнивание стратегического преимуществ к организационной уникальности

Внешней среды М. Ханнан, Д. Фриман, Д. Пью Реактивный процесс Внешнее окружение проявляется как набор сил и является главным элементом, определяющим процесс создания организационной стратегии. Руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса Ограниченность взглядов на стратегический выбор

Конфигурации А. Чандлер, Г. Минцберг, Д. Миллер, Р. Майлс, К. Сноу Процесс трансформации На определенный стабильный период времени организация имеет четко определенную структуру, что определяет ее поведение и присущий ей набор стратегий. Периоды стабильности прерываются трансформацией, т.е. квантовым скачком в иную конфигурацию. Результирующие стратегии принимают формы концепций, схем позиционирования, перспектив и других вариантов в соответствии с содержанием других школ стратегий, но каждая в свое время и в соответствии с ситуацией Схематичность - рассмотрение мира как набора конфигураций

Список использованной литературы

1. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 204 с.

2. Ансофф, И. Стратегическое управление: пер. с англ. / И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989.- 358 с.

3. Минцберг, Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куин, С. Гошал; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кап-туревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Гарда-рика, 1998. - 296 с.

5. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 336 с.

6. Клейнер, Г.Б. Сущность и структура стратегии предприятия / Г.Б. Клейнер // Современная конкуренция. - 2008. -№ 6 (12). - С. 114-130.

7. Лепа, Н.Н. Методы и модели стратегического управления предприятием / Н.Н. Лепа. - Донецк: ООО «Юго-Восток ЛТД», 2002. - 186 с.

8. Наумова, Е.А. Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразие взглядов и подходов к стратегии / Е.А. Наумова // Вестник ЮУрГУ. -2011. - № 8. - С. 111-114.

9. Андреева, А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия / А.А. Андреева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. -№ 20.- URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vidy-i-elementy-strategii-razvitiya-predp riyatiya

10. Винниченко, Е.Н. Сравнительная характеристика базовых стратегий развития предприятия / Е.Н. Винни-ченко // Свропейський вектор економiч-ного розвитку. - 2015. - № 2 (19). - С. 4052.

11. Вишнякова, А.Б. Совершенствование инструментария разработки стратегии развития промышленного предприятия / А.Б. Вишнякова // Вестник ОГУ. -2008. - № 5 (86). - С. 53-59.

12. Шандова, Н.В. Подходы к формированию стратегии устойчивого развития промышленных предприятий / Н.В.

Шандова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 2 (30). - С. 54-58.

13. Трифонов, Ю.В. Стратегии и подходы к развитию промышленных предприятий / Ю.В. Трифонов, Е.Н. Летя-гина, Р.Н. Танчук // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-podhody-k-razvitiyu-promyshlennyh-pred priyatiy

14. Денисов, К.А. Методы формирования стратегии устойчивого инновационного развития промышленного предприятия / К.А. Денисов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4. - URL: https://www.science-edu cation.ru/ru/article/view?id=13929

15. Соменкова, Н.С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия / Н.С. Сомен-кова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. -№ 1. - С. 160-162.

16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: «Советская энциклопедия», 1972. - 846 с.

17. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_673 15/c314f8c1fa13e1afa11c8716c7bce6dbf02 d09aa/

18. Коробейников, О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трефилов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 3. - С. 88-129.

Статья поступила в редакцию 14.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.