Научная статья на тему 'Анализ подходов к описанию процессов развития современного менеджмента'

Анализ подходов к описанию процессов развития современного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1550
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ / ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССОВ / РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ANALYSIS OF APPROACHES / DESCRIPTION OF PROCESSES / DEVELOPMENT OF MODERN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В., Егорова А. А.

Рассмотрены фазовые, этапные и предложенный комбинированный (концептуально-фазовый) подходы к описанию процессов развития современного менеджмента. Показано, что концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента является наиболее перспективным, поскольку отражает эволюцию концепций развития современного менеджмента, изменяющихся по закону спирали в рамках динамики технологических укладов, и позволяет прогнозировать перспективы развития концепций менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DESCRIPTION OF THE DEVELOPMENT PROCESSES OF MODERN MANAGEMENT

Phase, milestone and proposed combined (conceptual-phase) approaches to describing the development processes of modern management are considered. It is shown that the conceptual-phase approach to describing the development processes of modern management is the most promising, since it reflects the evolution of modern management development concepts that change according to the spiral law within the dynamics of technological patterns and allows forecasting the development prospects of management concepts.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к описанию процессов развития современного менеджмента»

(сс)

Анализ подходов к описанию процессов развития современного менеджмента

Тебекин А. В.,

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России e-mail: Tebekin@gmail.com

Егорова А. А.,

специалист отдела НИОКР ООО «Научно-технический центр «Интайр»»

Аннотация. Рассмотрены фазовые, этапные и предложенный комбинированный (концептуально-фазовый) подходы к описанию процессов развития современного менеджмента. Показано, что концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента является наиболее перспективным, поскольку отражает эволюцию концепций развития современного менеджмента, изменяющихся по закону спирали в рамках динамики технологических укладов, и позволяет прогнозировать перспективы развития концепций менеджмента.

Ключевые слова: анализ подходов, описание процессов, развитие современного менеджмента.

Tebekin A. V.,

Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of department of management of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia e-mail: Tebekin@gmail.com

Egorova A.A.,

Specialist of the R & D Department of LLC «Scientific and Technical Center» Intair»

Abstract. Phase, milestone and proposed combined (conceptual-phase) approaches to describing the development processes of modern management are considered. It is shown that the conceptual-phase approach to describing the development processes of modern management is the most promising, since it reflects the evolution of modern management development concepts that change according to the spiral law within the dynamics of technological patterns and allows forecasting the development prospects of management concepts. Keywords: analysis of approaches, description of processes, development of modern management.

Менеджмент как науку и практику управления можно рассматривать как ровесницу человечества. При этом речь идет не только об организации деятельности групп людей, но и о самоорганизации деятельности человека.

Но полноправное формирование менеджмента одновременно как области практической деятельности (специальности), науки и образовательной дисциплины произошло только в начале ХХ века. Именно с 1900-х годов большинство авторов ведет отсчет процессов развития современного менеджмента.

Рассмотрению основных подходов к исследованию менеджмента как науки и практики управления посвящены работы таких авторов, как Бойделл Т. [1], Борисов Е. Ф. [2], Василевский А. И. [3], Виханский О. С., Наумов А. И. [4], Гольдштейн Г. Я. [5], Дафт Р. [6], Дункан У. [7], Кравченко А. И. [8], Кузнецова Н. В. [9], Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [10], Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. [11], Орчаков О. А. [12], Поршнева А. Г. [13], Семенова И. И. [14], Сергеев А. М., Иванова И. А. [15], Тейлор Ф. У [16], Уткин Э. А. [17], Файоль А. [18] и др. При этом различные авторы, как правило, рассматривают тот или иной единственный подход к управлению. Целью данных исследований являлось рассмотрение различных подходов к управлению, сложившихся в современном менеджменте.

В основе представленных результатов лежит обобщение ранее проведенных исследований, частично получивших отражение в работах [23-46].

ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DESCRIPTION OF THE DEVELOPMENT PROCESSES OF MODERN MANAGEMENT

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Проведенные исследования показали, что существует несколько подходов к описанию процессов развития современного менеджмента, обобщение состава которых приведено на рис.11.

Рис.1. Подходы к описанию процессов развития современного менеджмента.

4-фазный подход к описанию процессов развития современного менеджмента подразумевает четыре входящих в него подхода с привязкой к фазам экономического цикла (рис. 2)2, полностью отражают динамику развития менеджмента на любом историческом этапе.

стр 18

Рис.2. 4-фазный подход к описанию процессов развития современного менеджмента.

При 4-фазном подходе к описанию процессов развития современного менеджмента на этапе экономического подъема управляемой системы реализуется научный подход к управлению, при котором [19]:

- на макроэкономическом уровне в качестве основных факторов экономического развития государства рассматриваются наука и техника;

- на мезоэкономическом уровне в качестве главного фактора развития производственного потенциала предприятий рассматривается осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- на микроэкономическом уровне в качестве базовой основы менеджмента рассматривается управление процессами развития, базирующееся на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и серийного производства.

На этапе экономического пика развития управляемой системы реализуется функциональный подход к управлению, в основе которого лежат [19]:

- рационализация разделения труда в организации, повышающая эффективность деятельности;

- рост специализации управленческих функций в организации;

- использование технологий экономико-математического моделирования при переходе от инновационных процессов этапа экономического подъема к рутинным этапам экономического пика;

- использование методов сетевого планирования и оптимизационных моделей при осуществлении хозяйственной деятельности.

На этапе экономического спада управляемой системы реализуется системный подход к управлению, при котором [19]:

Составлен автором. Составлен автором.

электронный научно-экономический журнал стр 19

- происходит рассмотрение предприятия в качестве новой или модернизированной к изменившимся условиям сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

- осуществляется адекватный учет относительно стабильных или достаточно предсказуемых факторов внешней конкурентной среды и внутренней организационной среды, влияющих на развитие хозяйственных процессов;

- производится рост рационализации управления предприятием как системой.

На этапе экономического кризиса управляемой системы реализуется ситуационный подход к управлению, при котором [19]:

- осуществляется детальный анализ объективных внешних и субъективных факторов, определяющих кризисную ситуацию;

- осуществляется прогнозирование и анализ наиболее вероятных вариантов реализации инновационных процессов;

- производится выработка рационального управленческого решения, наилучшим образом отвечающего сложившимся объективным внешним и субъективным внутренним условиям хозяйствования.

Пятифазный подход к описанию процессов развития современного менеджмента (рис. 3) опирается на описание смены малых циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет в рамках больших циклов экономической активности Н. Кондратьева со средней продолжительностью 50 лет [20] (рис. З)3.

Рис. 3. Пятифазный подход к описанию процессов развития современного менеджмента, опирающийся на описание смены малых циклов экономической активности К. Жугляра в рамках больших циклов экономической активности Н. Кондратьева.

Более подробно четырех- и пятифазный подходы к описанию процессов развития современного менеджмента изложены в работе [25].

Подходы к определению этапов развития современного менеджмента на основе выделения школ менеджмента (рис. 1) также имеют несколько градаций.

Простейший этапный подход базируется на рассмотрении школ менеджмента, охватывающих период с 1900-х по 1950-е годы, описанных, в частности, в работах [42-46], представлен в табл. 1 [21].

Таблица 1

Классификация базовых школ менеджмента

№ Названия школ менеджмента Период времени

1 Школа научного управления [42] 1900-е гг.

2 Школа административного (классического) управления [43] 1920-е гг.

3 Школа человеческих отношений [44] 1930-е гг.

4 Школа поведенческих наук [45] 1930-е гг.

5 Школа науки управления (количественная школа менеджмента) [46] 1950-е гг.

Составлен автором.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Выполненная периодизация школ менеджмента, являющаяся на сегодняшний день наиболее полной, представлена в табл. 2 [38].

Выполненная периодизация школ развития современного менеджмента

Таблица 2

стр 20

№ Название школы менеджмента и период ее формирования Основные идеи школы менеджмента

1 Школа научного управления, 1880-1920-е гг. Законы, подходы, приемы, механизмы и правила, действующие в точных и естественно-научных дисциплинах, могут быть успешно перенесены на практику управления организацией (предприятием) путем реализации системы научной организации труда, включающей научные подходы: - к отбору персонала; - к изучению технологий труда и обучению рабочих; - к специализации работ; - к мотивации персонала; - к распределению обязанностей и ответственности между рабочими и управленческими кадрами.

2 Школа административного (классического) управления, 1920-1950 гг. Поиск системных подходов к повышению эффективности управления предприятием за счет рационального администрирования без привлечения дополнительных ресурсов извне

3 Школа управления на основе человеческих отношений, 1930-1950-е гг. Школа управления на основе человеческих отношений базируется на следующих основных положениях, основанных на превалировании у персонала социальных потребностей, позволяющих сотрудникам: - почувствовать собственную индивидуальность через отношения с другими людьми; - нейтрализовать социальными взаимоотношениями потерю привлекательности работы в результате развития индустриализации; - получить возможность проявить большую отзывчивость к социальному влиянию группы коллег, на фоне побуждения мерами контроля со стороны руководства; - дать более сильный отклик на распоряжения руководителя, удовлетворяющего социальные нужды подчиненных.

4 Школа поведенческих наук, 1930-1950-е гг. Базируются на исследованиях социального взаимодействия в организации, мотивации персонала, роли власти, лидерства и авторитета в управлении, влияния типа используемых организационных структур, коммуникаций, качества трудовой жизни и работы на эффективность функционирования компании.

5 Эмпирическая школа управления, 1940-1950-е гг. Направлена на аккумулирование лучшего положительного опыта управления, внедрение и закрепление его в практике управления организацией.

6 Школа количественного подхода к управлению, с 1950 гг. Школа количественного подхода к управлению базировалась на достижениях в области развития кибернетики, исследования операций, теории систем.

7 Школа социальных систем, 1950-1960-е гг. Базируется на рассмотрении работника как личности, имеющей социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая в свою очередь также влияет на формирование потребностей у сотрудников.

8 Школа менеджмента человеческих ресурсов, 1960-е гг. Рассматривает персонал как главный источник повышения эффективности функционирования организации, что требует, таким образом, наращивания кадрового потенциала и максимального его полезного использования в интересах организации.

9 Школа мотивации персонала, 1950-1990-е гг. Базируется на определении вариантов наиболее эффективного решения задачи управления деятельностью организации исходя из особенностей формирования в них социально-психологической цепочки событий: «потребность - мотив -стимул - цель - действие», определяющей действия, как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотрудников в организации в целом.

10 Школа стратегического менеджмента и маркетинга, 1970-2000-е гг. Базируется на основе разработок теории стратегического менеджмента как основного инструмента эффективного рыночного развития организации и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, а также на разработках в теории маркетинга, позволяющих анализировать внутреннюю и внешнюю (рыночную) среду, изучать поведение потребителей, формировать маркетинговые коммуникации и осуществлять стратегическое управление маркетингом.

11 Школа управления на базе информационных технологий, 1980-н.в. Базируется на информационных технологиях как на одной из четырех свобод, обеспечивающих процессы интеграции и глобализации, и позволяющих эффективно осуществлять основные функции управления: маркетинг, анализ, планирование, руководство, координация, контроль, корректировка и др.

В рамках этапного подхода наряду с выделением школ менеджмента (табл. 2), более подробно описанных в работе [38], автором были систематизированы ретроспективные и спрогнозированы перспективные концепции развития менеджмента (табл. 3), более подробно описанные, например, в работах [22, 30, 33].

электронный научно-экономический журнал стр 21

Таблица 3

Эволюция развития современных концепций менеджмента (включая прогноз развития)

№ Период Концепция менеджмента организации

1 1900-е гг. Концепция научного управления (КНУ)

2 1910-е гг. Развитие концепции научного управления (РКНУ)

3 1920-е гг. Концепция административного управления (КАУ)

4 1930-е гг. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (КУППЧО)

5 1940-е гг. Концепция эмпирического или прагматического управления (КЭПУ)

6 1950-е гг. Концепция системного подхода к управлению (КСистПУ)

7 1960-е гг. Концепция поведенческого подхода к управлению (КППУ)

8 1970-е гг. Концепция ситуационного подхода к управлению (КСитПУ)

9 1980-е гг. Концепция культуры управления (ККУ)

10 1990-е гг. Концепция инновационного подхода к управлению (КИПУ)

11 2000-е гг. Концепция управления по целям (КУЦ)

12 2010-е гг. Концепция информационных технологий управления (КИТУ)

13 2020-е гг. Концепция комбинаторных технологий управления (ККТУ)

14 2030-е гг. Концепция управления на основе использования человеческого капитала (КУИЧК)

Разработанный автором концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента заключается в объединении в циклическую зависимость процессов эволюции концепций менеджмента, формирующихся в рамках циклов экономической активности К. Жугляра и изменяющихся в рамках технологических циклов Н. Д. Кондратьева, представлен в табл. 4 [25].

Таблица 4

Разработанный концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента

Фазы ТУ, определяемые циклами ЭА К. Жугляра Циклы ЭА Н. Д. Кондратьева и соответствующие им технологические уклады (ТУ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий ТУ (1870-1920-е гг.) Четвертый ТУ (1920-1970-е гг.) Пятый ТУ (1970-2020-е гг.) Шестой ТУ (2020-2070-е гг.)

Фаза 1 Разработка основных положений КНУ, 1880-е гг. Формирование КУППЧО, 1930-е гг. [23] Формирование ККУ, 1980-е гг. [24] Формирование КУИЧК, 2030-е гг. [25]

Фаза 2 Развитие основных положений КНУ, 1890-е гг. Формирование КЭПУ, 1940-е гг. [26] Формирование КИПУ, 1990-е гг. [27] ?

Фаза 3 Оформление КНУ, 1900-е гг. [28] Формирование КСистПУ, 1950-е гг. [29] Формирование КУЦ, 2000-е гг. [30] ?

Фаза 4 Развитие КНУ, 1910-е гг. [31] Формирование КППУ, 1960-е гг. [32] Формирование КИТУ, 2010-е гг. [33]

Фаза 5 Формирование КАУ, 1920-е гг. [34] Формирование КСитПУ, 1970-е гг. [35] Формирование ККПУ, 2020-е гг. [36]

Не вызывает сомнения, что, несмотря на то что в данном рассмотрении представлен лишь один комбинированный подход к описанию процессов развития современного менеджмента (концептуально-фазовый), именно комбинированные подходы будут определять перспективы исследования процессов развития современного менеджмента в обозримой перспективе. Но это нисколько не умаляет значения фазовых и этапных подходов к исследованию процессов развития современного менеджмента.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что в современных условиях можно выделить несколько групп подходов к описанию процессов развития современного менеджмента.

Во-первых, это фазовые подходы (4-фазные (рис. 2) и 5-фазные (рис. 3)), отражающие динамику экономической активности субъектов хозяйствования.

Во-вторых, это этапные подходы, отражающие развитие школ и концепций менеджмента (табл. 1-3).

В-третьих, это разработанный комбинированный, концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента (табл. 4), объединяющий в циклическую зависимость процессы эволюции концепций менеджмента, формирующихся в рамках циклов экономической активности К. Жугляра и изменяющихся в рамках технологических циклов Н. Д. Кондратьева.

электронный научно-экономический журнал стр 22

По мнению автора концептуально-фазовый подход к описанию процессов развития современного менеджмента является наиболее перспективным, поскольку отражает эволюцию концепций развития современного менеджмента, изменяющихся по закону спирали в рамках динамики технологических укладов и позволяет прогнозировать перспективы развития концепций менеджмента.

Об этом, в частности, свидетельствуют выполненные с использованием указанного концептуально-фазового подхода прогнозные оценки развития концепций менеджмента в 2020-е годы [34, 36] и в 2030-е годы [20, 25].

Список литературы

1. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001.

2. Хрестоматия по экономической теории./Сост. Е. Ф. Борисов. М.: Юристъ, 2000. 536 с.

3. Василевский А. И. История менеджмента: Курс лекций/А. И. Василевский. М.: РУДН, 2005. 264 с.

4. Виханский О. С. Менеджмент/О. С. Виханский, А. И. Наумов. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 576 с.

5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие/Г Я. Гольдштейн. Таганрог: Изд-во ТРТУ 2003. 94 с.

6. Дафт Ричард. Организационная теория и дизайн/Ричард Дафт. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2013. 640 с. (Классика MBA). Пер. с англ. Пер. изд.: Organization Theory and Design.

7. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 1996.

8. Кравченко А. И. История менеджмента/А. И. Кравченко. 5-е изд. М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. 560 с.

9. Кузнецова Н. В. История менеджмента/Н. В. Кузнецова. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 216 с.

10. Мескон М. Основы менеджмента/М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Вильямс, 2007. 672 с.

11. Минцберг Генри. Школы стратегий: стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента/Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - М.: Альпина Паблишер, 2013. 330 с.

12. Орчаков О. А. Теория организации: Учебный курс/О. А. Орчаков. М.: Финансы и статистика, 2007. 266 с.

13. Поршнев А. Г. Управление организацией. - М.: Инфра-М., 2006.

14. Семенова И. И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/И. И. Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 222 с.

15. Сергеев А. М. Теория менеджмента/А. М. Сергеев, И. А. Иванова; рец. А. Н. Сазанович. - М.: Академия, 2013. 320 с.

16. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента/Ф. У. Тейлор. Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.

17. Уткин Э. А. История менеджмента. - М.: ЭКМОС, 2006.

18. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1991 г. 388 с.

19. Тебекин А. В., Тебекина А. А. Развитие концепций инновационного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 2. С. 9-31.

20. Тебекин А. В. Предпосылки формирования концепции менеджмента 2030-х годов. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И. Л. Сурат. 2018. С. 648-654.

21. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 5. С. 1-8.

22. Тебекин А. В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 202-206.

23. Тебекин А. В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 7. С. 58-67.

24. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Тебекина А. А. Развитие концепций менеджмента в 1980-е годы. // Журнал исторических исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 14-22.

25. Тебекин А. В. К вопросу о формировании концепции менеджмента 2030-х годов. // Вестник Московской финансово-юридической академии, № 2, с. 168-176.

26. Тебекин А. В. История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 8. С. 1-8.

27. Тебекин А. В., Тебекин П. А. Развитие менеджмента организации как науки, искусства и практики управления в 1990-е годы. // Журнал исторических исследований. 2019. № 3.

28. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 1-8.

электронный научно-экономический журнал стр 23

29. Тебекин А. В., Тебекин П. А. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1950-е годы и их влияние на развитие современного менеджмента. // Транспортное дело России. 2019. № 3.

30. Тебекин А. В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. 696с.

31. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. История развития менеджмента в 1910-е годы. // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 15-23.

32. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Тебекина А. А. Концепция поведенческого подхода к управлению как базовая основа для развития менеджмента в 1960-е годы и ее значение для развития современных методов управления. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 10. С. 30-39.

33. Тебекин А. В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. 342 с.

34. Тебекин А. В., Тебекин П. А, Тебекина А. А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики. // Транспортное дело России. 2018. № 5. С. 90-92.

35. Тебекин А. В. Развитие концепций менеджмента в 1970-е годы. // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 4. С. 33-43.

36. Тебекин А. В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30). С. 64-68.

37. Тебекин А. В., Тебекина А. А. Развитие концепций инновационного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 2. С. 9-31.

38. Тебекин А. В. Анализ влияния школы научного управления на развитие менеджмента: многоаспектный подход. // Стратегии бизнеса. 2019. № 1 (57). С. 13-23. (№ 194)

39. Тебекин А. В. К вопросу о выделении научных школ менеджмента. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 12. С. 32-40.

40. Тебекин А. В. Развитие направления подготовки «менеджмент» в системе высшего образования в современных условиях. Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 128-153.

41. Тебекин А. В., Тебекин П. А, Тебекина А. А. Значение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики. Журнал экономических исследований. 2018. Т. 4. № 7. С. 12-30.

42. Тебекин А. В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 1. С. 48-56.

43. Тебекин А. В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 2. С. 169-177.

44. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 5. С. 1-8.

45. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 20-34.

46. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Тебекина А. А. Школа количественного подхода к управлению и возможности использования ее положений для развития современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 8. С. 52-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.