Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ И ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК ОТКРЫТЫМИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ И ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК ОТКРЫТЫМИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальная социально-экономическая система / муниципальные районы и образования / депрессивное состояние / стратегический подход / системный анализ / управление / territorial socio-economic system / municipal districts and formations / depression / strategic approach / system analysis / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М И. Чажаев, М Р. Дышекова

В условиях возрастающей макроэкономической нестабильности и неопределенности, в условиях тотальной цифровизации экономики кратно возросли внутренние и внешние потоки информации. Необходимые для анализа и диагностирования состояния, планирования, разработки и задействования управленческих решений. Открывающиеся возможности своевременного получения и использования соответствующей информации, ее оперативной аполитической обработки посредством математических инструментариев и информационно-коммуникативных технологий стали одним из наиболее значимых элементов поддержки и принятия обоснованных решений по эффективному управлению сложными организационными системами (регионами, комплексами, предприятиями и т.д.) Использование системного подхода к управлению муниципальными районами и образованиями и системного анализа как эффективного метода исследования всевозможных социально-экономических явлений и процессов предполагает задействования специальных качественно-категориальных и количественных оценочных показателей. Безусловно, системное изучение региона и анализ его подсистем в долгосрочной перспективе вызывает массу вопросов, сопряженных со стратегическим управлением территориальным образованием. Муниципальный район как объект стратегического исследования порождает необходимость поэтапного их изучения посредством использования системы категорий как логических понятий, а также установления и диагностирования количественных значений. Эксперты отмечают необходимость оперативной разработки методов, которые могли бы способствовать разработке обоснованных стратегических и оперативных решений, направленных на удовлетворение возрастающих потребностей населения, наращивание конкурентных преимуществ региональной территориальной системы, совершенствование и адаптацию современных методик стратегического анализа, планирования и прогнозирования. Все это и сподвигло нас на исследование данной проблематики в нашей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS AND FORMATIONS AS OPEN COMPLEX SYSTEMS (STRATEGIC APPROACH)

In the context of increasing macroeconomic instability and uncertainty, in the context of total digitalization of the economy, internal and external information flows have multiplied. Necessary for the analysis and diagnosis of the state, planning, development and implementation of management decisions. The opening opportunities for the timely receipt and use of relevant information, its operational apolitical processing through mathematical tools and information and communication technologies have become one of the most significant elements of support and making informed decisions on the effective management of complex organizational systems (regions, complexes, enterprises, etc.) The use of a systematic approach to the management of municipal districts and formations and system analysis as an effective method for studying all kinds of socio-economic phenomena and processes involves the use of special qualitative-categorical and quantitative estimates. Undoubtedly, the systematic study of the region and the analysis of its subsystems in the long term raises a lot of questions associated with the strategic management of a territorial entity. The municipal district as an object of strategic research gives rise to the need for a step-by-step study of them through the use of a system of categories as logical concepts, as well as the establishment and diagnosis of quantitative values. Experts note the need for the rapid development of methods that could contribute to the development of sound strategic and operational decisions aimed at meeting the growing needs of the population, building up the competitive advantages of the regional territorial system, improving and adapting modern methods of strategic analysis, planning and forecasting. All this prompted us to study this issue in our article.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ И ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК ОТКРЫТЫМИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)»

7. Dyakova E.B. and others. Interbudgetary regulation and distribution of financial aid to regions: experience, problems, ways of improvement: monograph. - Volgograd: VIU, 2007. - 155 p.

8. Leksin V.I. State and regions. Theory and practice of state regulation of territorial development. - M .: URSS, 2000. - 415 p.

9. The mechanism for regulating the economy in Germany: how it functions and what it teaches / Under total. ed. V.P. Gutnik. -M .: Vlados, 2013. - 320 p.

10. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

11. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

12. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

13. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

14. Penyugalova A.V., Kochesokova T.E. Horizontal and vertical alignment as mechanisms to ensure the balance of local budgets // Scientific journal of KubSAU. - 2010. - No. 63. - S.16-21

15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

16. Chenib R.Sh. On the efficiency of using funds from highly subsidized budgets // Finance. - 2005. - No. 11. - S.32-36

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10562

М.И. Чажаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.I. Chazhaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

М.Р. Дышекова - студентка 2 курса факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

M.R. Dyshekova - 2nd year student of the Faculty of Economics and Management, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ И ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК ОТКРЫТЫМИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS AND FORMATIONS AS OPEN COMPLEX SYSTEMS (STRATEGIC APPROACH)

Аннотация. В условиях возрастающей макроэкономической нестабильности и неопределенности, в условиях тотальной цифровизации экономики кратно возросли внутренние и внешние потоки информации. Необходимые для анализа и диагностирования состояния, планирования, разработки и задействования управленческих решений.

Открывающиеся возможности своевременного получения и использования соответствующей информации, ее оперативной аполитической обработки посредством математических инструментариев и информационно-коммуникативных технологий стали одним из наиболее значимых элементов поддержки и принятия обоснованных решений по эффективному управлению сложными организационными системами (регионами, комплексами, предприятиями и т.д.)

Использование системного подхода к управлению муниципальными районами и образованиями и системного анализа как эффективного метода исследования всевозможных социально-экономических явлений и процессов предполагает задействования специальных качественно-категориальных и количественных оценочных показателей.

Безусловно, системное изучение региона и анализ его подсистем в долгосрочной перспективе вызывает массу вопросов, сопряженных со стратегическим управлением территориальным образованием. Муниципальный район как объект стратегического исследования порождает необходимость поэтапного их изучения посредством использования системы категорий как логических понятий, а также установления и диагностирования количественных значений.

Эксперты отмечают необходимость оперативной разработки методов, которые могли бы способствовать разработке обоснованных стратегических и оперативных решений, направленных на удовлетворение возрастающих потребностей населения, наращивание конкурентных преимуществ региональной территориальной системы, совершенствование и адаптацию современных методик стратегического анализа, планирования и прогнозирования.

Все это и сподвигло нас на исследование данной проблематики в нашей статье.

Abstract. In the context of increasing macroeconomic instability and uncertainty, in the context of total digital-ization of the economy, internal and external information flows have multiplied. Necessary for the analysis and diagnosis of the state, planning, development and implementation of management decisions.

The opening opportunities for the timely receipt and use of relevant information, its operational apolitical processing through mathematical tools and information and communication technologies have become one of the most significant elements of support and making informed decisions on the effective management of complex organizational systems (regions, complexes, enterprises, etc.)

The use of a systematic approach to the management of municipal districts and formations and system analysis as an effective method for studying all kinds of socio-economic phenomena and processes involves the use of special qualitative-categorical and quantitative estimates.

Undoubtedly, the systematic study of the region and the analysis of its subsystems in the long term raises a lot of questions associated with the strategic management of a territorial entity. The municipal district as an object of strategic research gives rise to the need for a step-by-step study of them through the use of a system of categories as logical concepts, as well as the establishment and diagnosis of quantitative values.

Experts note the need for the rapid development of methods that could contribute to the development of sound strategic and operational decisions aimed at meeting the growing needs of the population, building up the competitive advantages of the regional territorial system, improving and adapting modern methods of strategic analysis, planning and forecasting.

All this prompted us to study this issue in our article.

Ключевые слова: территориальная социально-экономическая система, муниципальные районы и образования, депрессивное состояние, стратегический подход, системный анализ, управление.

Key words: territorial socio-economic system, municipal districts and formations, depression, strategic approach, system analysis, management.

Особенностью последних лет стало то, что использование стратегического подхода в управлении региональными социально-экономическими системами в условиях формирования инновационно ориентированной экономики стало приоритетным в современных научных исследованиях. Но, надо отметить, что методология на региональном уровне касательно диагностирования и разработки эффективных решений в отношении входящих в него территориальных систем, особенно, горных, все еще не сформирована и нуждается в своем решении.

В специальной научной литературе приведено множество разнообразных трактовок понятия «система», раскрывающих определенные черты системного подхода. Их обобщение позволило нам выделить важнейшие системные признаки (совокупность элементов, формирующих систему; их взаимосвязь; целостность) и ее особенности с учетом ее предназначения (это может быть в виде биологической, технической, социальной и т.п.) [4,15,19]

Любая система, независимо от ее масштабности, состоит из большого числа взаимосопряженных составляющих. Система имеет разветвленную иерархическую структуру, ей присуще многоцелевое назначение и принадлежность к системе более высокого порядка и др.

Все это позволяет рассматривать систему в виде совокупности взаимосопряженных и взаимодействующих элементов и процессов, образующих единое целое и обладающих рядом свойств, не присущих составляющим ее компонентам в отдельности. Безусловно, что каждый муниципальный район имеет собственные (уникальные) отличительные особенности. Использование системного подхода к управлению муниципальным районом, образованием позволяет рассматривать объект исследования в качестве открытой системы, состоящей из множества подсистем, имеющих всевозможные связи с внешним окружением. Такое положение позволяет при рассмотрении муниципального района с позиции стратегического управления активно задействовать комплекс методов и инструментариев теории организации. Речь идет о наличии возможностей анализирования муниципального района как территориальной организационной системы, с учетом особенностей его функционирования. [1,3,14]

Переход на рыночные отношения радикально трансформировал используемый хозяйственный механизм, его функции и задачи управления, как на уровне государства, так и на муниципальном уровне. В этих сложнейших для России условиях муниципальные районы и образования были вынуждены сформировать эффективную организационную систему, соответствующую принципиально новому хозяйственному механизму и целям, стоящим перед объектом управления. Здесь уже оказались неприемлемыми упрощенные волевые подходы при формировании эффективных механизмов управления подобными системами.

В новых условиях районы и муниципальные образования стали рассматриваться и как сложные социально-экономические объекты, и как территориальные организационные системы. [5,7,17]

Как единая территориальная организационная система, муниципальный район может реализоваться в следующих пяти основных аспектах:

- функциональный аспект (комплекс реализуемых функций в соответствии с ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

- компонентный аспект (речь идет о внутреннем составе исследуемой системы);

- организационный аспект (иерархическая внутренняя организация системы);

- коммуникационный аспект (речь идет об информационных, материальных и прочих взаимосвязях рассматриваемой системы с другими);

- интерактивный аспект (механизмы, факторы сохранения, развития и совершенствования системы).

Другой самостоятельной проблемой является возрождение незаслуженно отброшенного на несколько десятилетий назад в нашей стране ключевого этапа стратегического управления - планирования. Планирование в сжатом виде означает, на наш взгляд, алгоритм целенаправленных решений и мероприятий, предпринимаемых менеджментом, чтобы разработать специфические стратегии, позволяющие системе осуществить свои цели.

Считаем привести подход Г. Минцберга, который лаконично, и в то же время, разносторонне раскрыл сущность стратегического планирования - это план; прием, как тактический ход; поведенческая модель; позиция по отношению к другим; перспектива. [13]

Нам представляется, что в условиях рыночной экономики (а не только плановой), стратегическое планирование остается в качестве основы управления объектом, ибо оно позволяет создать и мобилизовать потенциал устойчивого развития экономической системы в заданных направлениях для реализации выдвинутых целей в условиях возрастающей конкуренции и неопределенности. [2,8,12]

Говоря об объекте нашего исследования - муниципальных образованиях и районах, необходимо отметить, что стратегическое территориальное планирование направлено на построение потенциала устойчивого развития территорий (как социально-экономических объектов) и являет собой комплекс специальных мероприятий и решений по достижению долговременных целей и задач.

Значимость и роль планирования все более существенны, ибо управленческие решения приходится разрабатывать и принимать в условиях повышенного риска и довольно скудных финансовых средств. Все это требует своевременного отслеживания непредвиденно меняющихся условий функционирования, высокого динамизма внешней среды и нестабильности рыночной конъюнктуры. Безусловно, все это сопряжено с необходимостью систематического сбора, обработки и исследования большого массива многоаспектной и многоплановой информации, прогнозирования возможных тенденций изменения ключевых факторов, чтобы обосновать выбор того или иного управленческого воздействия.

В работе [6] приведены основные задачи стратегического планирования:

- адаптация к внешней среде;

- распределение ресурсов;

- внутренняя координация;

- построение стратегической организационной культуры.

Выбор сценария социально-экономической стратегии никак не может быть произвольным, ибо объем и сроки окончания стратегического планирования непосредственно зависят от поставленной стратегической цели; длительности периода планирования; глубины проработки желаемого сценария развития; факторов окружающей среды и т.п., что практически неконтролируемо. Как видно из изложенного, приведенные ограничения довольно серьезны и трудно решаемы. В этих условиях территориальное стратегическое планирование выступает в виде надлежащего аналитического инструментария, при помощи которого можно четко установить приоритеты, выработать долгосрочные ориентиры, определить временные сроки и объемы ресурсов, необходимых для обеспечения заданного состояния муниципального района, образования. [2,9,20]

Эксперты отмечают сложность и трудоемкость формирования и осуществления принятой стратегии, а также необходимость выполнения ряда принципов:

- стратегическое управление, основанное на программно-целевом подходе;

- системность управления и комплексность социально-экономического развития муниципального района, образования;

- мобилизация ресурсов, зиждящихся на рыночном механизме стимулирования хозяйственной деятельности;

- согласование интересов региональных и муниципальных органов власти и управления, бизнес -структур и сообщества в долгосрочном периоде;

- легитимность и демократичность принятия основной частью населения стратегии территориального развития.

Безусловно, любая социальная стратегия территориального развития должна быть ориентирована, в первую очередь, на повышение качества жизни населения; на устойчивое развитие реального сектора экономики и задействование потенциала территории; на обеспечение устойчивого сбалансированного развития и экономического роста; на опережающее развитие секторов, являющихся ключевыми точками роста; на реализацию системного подхода к социо-эколого-экономическому развитию муниципального района, образования. Для закрепления конкурентных преимуществ исследуемой территории целесообразно учитывать и максимально использовать эффекты, обусловленные взаимовлиянием целей, наличием совместных результатов при осуществлении целевых проектов разной направленности, мультипликативных эффектов и другие, максимально обеспечивающие рост экономики и благосостояние местного населения. [4,8,11]

Общепринятая методология стратегического планирования, хотя и провозглашает необходимость активного использования экономико-математических методов, но практически очень редко использует, и то, в лучшем случае, для решения частных задач. Вместе с тем, опыт западных стран показывает, что математические методы для количественной оценки рассматриваемых сценариев и обоснования разрабатываемых управленческих решений целесообразно использовать на всех этапах стратегического управления, и в т.ч. планирования. [10,16,18]

Анализ и обобщение российской практики стратегического планирования в муниципальных районах и образованиях позволяет отметить двоякость роли стратегического планирования. Так, с одной стороны, оно вырабатывает общие принципы и ориентиры, сосредоточивается на основополагающих приоритетных направлениях, выявленных посредством диагностирования потенциала, слабых и сильных позиций геополитического расположения исследуемой территории, возможных сценариев развития страны и мира в целом. С другой стороны, стратегический план выступает в виде исходного системообразующего документа, на основе которого вырабатываются совместные усилия органов власти, бизнес-структур и местного сообщества по обеспечению динамичного, устойчивого и сбалансированного развития жизнедеятельности территории.

В заключение нужно отметить, что для закрепления положительных изменений, для установления дальнейших перспектив развития сельских территорий региона с учетом особенностей их функционирования и предназначен такой высокоэффективный инструментарий как стратегический подход к управлению.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Проблемы выбора стратегии на XXI век //Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №2. -С.13-18

2. Амосов А. Эволюция планирования //Экономист. - 2002. - №12. - С.39-45

3. Баранчеев В.П. Стратегический анализ //Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №5. - С.85-91

4. Бахур А.Б. О некоторых основных понятиях системного анализа в аспекте больших систем //Управление большими системами. - М.: ИПУ РАН,1998. - С.12-17

5. Важенин С.Г., Важенина И.С. Детерминанты конкурентного иммунитета территории //Материалы 1 ВНПК. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН,2011. - С.20-23

6. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики,2000. - 296 с.

7. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации //Вопросы экономики. - 2001. - №9. - С.15-27

8. Даванков А.Ю., Верещагина Т.А. Социо-эколого-экономическая эффективность территории //Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №12. - С.11-18

9. Дегтярева Т.Д. и др. Многомерная оценка социального развития муниципального образования // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть II. - М.: ИНИОН РАН, 2009. -716 с.

10. Забелик П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр. Ма-ркетинг,1998. - 185 с.

11. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб: Издат. дом СПбГУУ,2006. - 548 с.

12. Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях. - М.: Проспект,2000. - 421 с.

13. Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. - СПб,2004. - 688 с.

14. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - №2. - С.47

15. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

16. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

17. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь,1999. - 341с.

18. Системный анализ в экономике и организации производства /Под общ. ред. С.А. Валуева. - Л.:Политехника,1991. -398 с.

19. Томсон А.А., Стриклэнд А.Дж. Стратегический менеджмент искусство разработки и реализации стратегии /Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцевой. - М.: ВИЛЬЯМС,2003. - 412 с.

20. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Abalkin L.I. Problems of choosing a strategy for the XXI century // Problems of theory and practice of management. -1998. - No. 2. - P.13-18

2. Amosov A. The evolution of planning // The Economist. - 2002. - No. 12. - p. 39-45

3. Barancheev V.P. Strategic analysis // Problems of management theory and practice. - 1998. - No. 5. - S.85-91

4. Bakhur A.B. On some basic concepts of system analysis in the aspect of large systems // Management of large systems. - M .: IPU RAN, 1998. - С.12-17

5. Vazhenin S.G., Vazhenina I.S. Determinants of the competitive immunity of the territory // Materials 1 of the VNPK. -Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2011. - S.20-23

6. Vikhansky O.S. Strategic management. - M .: Gardariki, 2000. - 296 p.

7. Granberg A.G. Strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation // Economic Issues. - 2001. - No. 9. - S.15-27

8. Davankov A.Yu., Vereshchagina T.A. Socio-ecological-economic efficiency of the territory // Economic analysis: theory and practice. - 2010. - No. 12. - С.11-18

9. Degtyareva T.D. et al. Multidimensional assessment of the social development of a municipal formation // Russia: trends and development prospects. Yearbook. Issue 4. Part II. - M .: INION RAN, 2009.-716 p.

10. Zabelik P.V., Moiseeva N.K. Fundamentals of strategic management. - M .: Information and implementation center. Marketing, 1998. - 185 p.

11. Katkalo V.S. The evolution of the theory of strategic management. - SPb: Publishing house. house SPbGUU, 2006. - 548 p.

12. Cleland W. Strategic planning in organizations. - M .: Prospect, 2000. - 421 p.

13. Mintzberg G., Quinn J., Goshal S. Strategic process: concepts, problems, solutions. - SPb, 2004. - 688 p.

14. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P.47

15. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

16. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Saati T.L. Making decisions. Hierarchy analysis method. - M .: Radio and communication, 1999. - 341p.

18. System analysis in economics and organization of production / Under total. ed. S.A. Valuev. - L.: Polytechnic, 1991. -

398 p.

19. Thomson A.A., Strickland A.J. Strategic management is the art of developing and implementing a strategy / Per. from English; ed. L.G. Zaitseva. - M .: VILLIAMS, 2003. - 412 p.

20. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10563

М.И. Чажаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», zuba-866@yandex.ru,

M.I. Chazhaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

А.Т. Мишиева - старший преподаватель кафедры «Геодезия и земельный кадастр» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова»; zuba-866@yandex.ru,

A.T. Mishieva - Senior Lecturer of the Department of Geodesy and Land Cadastre, FSBEI HE Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikova".

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ SOME ASPECTS OF ORGANIZING TERRITORIAL DEVELOPMENT BASED ON STRATEGIC PLANNING

Аннотация. Реализация инвестиционно активной стратегии, ориентированной на незамедлительную модернизацию российской экономики, возможна при надлежащем проведении масштабных структурных реформ и развития базовых институтов государственного обустройства. Действительно, лишь устойчивое развитие, воспринимаемое в виде динамического состояния общества в сочетании с прогрессом и преемственностью, может позволить обеспечить преемственность развития цивилизации, модернизировать само общество, открыть новые пути социального, экономического и научно-технологического прогресса.

В новых условиях хозяйствования необходимо создать современную модель экономики регионов, для которой будет характерно наличие долгосрочного потенциала динамичного роста, которая будет обладать способностью обеспечить последовательное наращивание уровня и качества жизни населения и укрепления социо-эколого-экономической безопасности регионов, как относительно самостоятельных субъектов Российской федерации.

Разрабатываемые стратегии территориального развития должны быть ориентированы на разработку и реализацию комплексной (многоцелевой) программы социально-экономического развития исследуемого региона с закладкой соответствующих значений параметров основных индикаторов экономического развития, качества жизни и экологического благополучия.

Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике в отечественной практике позволяет говорить о двоякости роли стратегического планирования.

Так, с одной стороны, стратегический план предопределяет комплекс общих принципов и ориентиров, сосредоточивается на основных приоритетных направлениях, выработанных посредством анализа потенциала, преимуществ и слабых позиций геополитического положения региона, возможных вариантов развития страны и окружающего мира.

С другой стороны, стратегическое планирование выступает в качестве исходного системообразующего документа, координирующего взаимодействие органов власти, бизнес-структур, научного и гражданского сообщества с целью обеспечения динамичного и сбалансированного развития всех сфер жизнедеятельности региона.

Все это, безусловно, вызывает большой научный и практический интерес к организации стратегического управления на основе стратегического подхода.

Abstract. The implementation of an investment-active strategy focused on the immediate modernization of the Russian economy is possible with the proper implementation of large-scale structural reforms and the development of basic institutions of state development. Indeed, only sustainable development, perceived as a dynamic state of society in combination with progress and continuity, can ensure the continuity of the development of civilization, modernize society itself, and open up new ways of social, economic, scientific and technological progress.

In the new economic conditions, it is necessary to create a modern model of the regional economy, which will be characterized by the presence of a long-term potential for dynamic growth, which will have the ability to ensure a consistent increase in the level and quality of life of the population and strengthen the socio-ecological and economic security of the regions as relatively independent subjects of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.