Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / пандемия / депрессивные регионы / муниципальные образования / система / управление / economic crisis / pandemic / depressed regions / municipalities / system / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М А. Кярова, М М. Чажаева

Необходимость обеспечения устойчивого развития депрессивных республик в условиях формирования инновационно ориентированной экономики требует от органов местного самоуправления разработки и задействования характерных демократическим институтам механизмов и инструментариев. В первую очередь, речь идет о таком инструментарии как стратегический подход к управлению региональными и муниципальными образованиями. В условиях рыночных отношений подобные территориальные образования сами определяют стратегические цели социально-экономического развития, адаптируясь к изменениям условий окружающей (социальноэкономической) среды. Понятно, что процесс стратегического планирования затруднен нарастающей неопределенностью окружающей среды. Ее динамизмом, а также необходимостью дальнейшего развития теоретических положений и практических инструментов подготовки и проведения стратегического плана в муниципалитетах. Здесь также надо исходить из того, что социально-экономическое пространство любого муниципального района позиционируется в качестве многофункционального, сложного объекта управления. Эффективность стратегического управления подобными объектами напрямую воздействует на возможности сохранения и увеличения экономического потенциала территории, на уровень и качество жизни населения. В сельских поселениях трудоизбыточных депрессивных республик СКФО крайне критическое положение с трудовыми ресурсами, особенно, в горных районах. В этой ситуации очень актуальны задачи разработки научно-обоснованных, методологических положений стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES AS SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The need to ensure sustainable development of depressive republics in the conditions of the formation of an innovation-oriented economy requires local governments to develop and use mechanisms and tools characteristic of democratic institutions. First of all, we are talking about such tools as a strategic approach to the management of regional and municipal formations. In the conditions of market relations, such territorial entities themselves determine the strategic goals of socioeconomic development, adapting to changes in the conditions of the surrounding (socio-economic) environment. It is clear that the process of strategic planning is hampered by the growing uncertainty of the environment. Its dynamism, as well as the need for further development of theoretical provisions and practical tools for the preparation and implementation of a strategic plan in municipalities. Here it is also necessary to proceed from the fact that the socio-economic space of any municipal district is positioned as a multifunctional, complex object of management. The effectiveness of the strategic management of such objects directly affects the possibilities of preserving and increasing the economic potential of the territory, the level and quality of life of the population. In rural settlements of the labor-surplus depressive republics of the North Caucasus Federal District, there is an extremely critical situation with labor resources, especially in mountainous regions. In this situation, the tasks of developing scientifically grounded, methodological provisions for the strategic management of the socio-economic development of depressed territories are very urgent.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ»

Процесс модернизации институциональной среды социальной инфраструктуры представляет собой систему глубоких преобразований с целью деятельности всех элементов в соответствии с современными требованиями общественного развития, а также потребностями и интересами населения муниципального образования.

Источники:

1. Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. Государственное регулирование формированием институциональной среды социального партнерства // Вестник института дружбы народов кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством» - Экономические науки, № 1 , (41) 2017г., с.8.

2. Фролова Е.В. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований России. Монография. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2014.

3. Arutyunova A.E., Smimova E.V., Isakova Y.I., Zelik V.A., Kozin M.N. Social and economic space of the territory: development conditions, structure, evaluation criteria // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 413-424.

4. Смирнова Е.В., Смирнов Г.С. Развитие институтов социальной ответственности бизнеса // Теория и практика общественного развития № 12, 2015г.

References:

1. Arutyunova A.E., Smirnova E.V. State regulation of the formation of the institutional environment of social partnership // Bulletin of the institute of friendship of the peoples of the caucasus "Theory of economics and management of the national economy" - Economic sciences, No. 1, (41) 2017, p. 8.

2. Frolova E.V. Management practices and a model of modernization of the social infrastructure of municipalities in Russia. Monograph. - M .: Publishing house of the Moscow University for the Humanities, 2014.

3. Arutyunova A.E., Smirnova E.V., Isakova Y.I., Zelik V.A., Kozin M.N. Social and economic space of the territory: development conditions, structure, evaluation criteria // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017.Vol. 15.No. 23.P. 413-424.

4. Smirnova E.V., Smirnov G.S. Development of institutions of social responsibility of business // Theory and practice of social development No. 12, 2015.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10538

М.А. Кярова - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедры «История и философия» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», Mchm-1976@mail.ru,

M.A. Kyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

М.М. Чажаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Mchm-1976@mail.ru,

M.M. Chazhaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, Chechen State University;

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ SOME ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES AS SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация. Необходимость обеспечения устойчивого развития депрессивных республик в условиях формирования инновационно ориентированной экономики требует от органов местного самоуправления разработки и задействования характерных демократическим институтам механизмов и инструментариев. В первую очередь, речь идет о таком инструментарии как стратегический подход к управлению региональными и муниципальными образованиями.

В условиях рыночных отношений подобные территориальные образования сами определяют стратегические цели социально-экономического развития, адаптируясь к изменениям условий окружающей (социально-экономической) среды. Понятно, что процесс стратегического планирования затруднен нарастающей неопределенностью окружающей среды. Ее динамизмом, а также необходимостью дальнейшего развития теоретических положений и практических инструментов подготовки и проведения стратегического плана в муниципалитетах. Здесь также надо исходить из того, что социально-экономическое пространство любого муниципального района позиционируется в качестве многофункционального, сложного объекта управления. Эффективность стратегического управления подобными объектами напрямую воздействует на возможности сохранения и увеличения экономического потенциала территории, на уровень и качество жизни населения.

В сельских поселениях трудоизбыточных депрессивных республик СКФО крайне критическое положение с трудовыми ресурсами, особенно, в горных районах.

В этой ситуации очень актуальны задачи разработки научно-обоснованных, методологических положений стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий.

Abstract. The need to ensure sustainable development of depressive republics in the conditions of the formation of an innovation-oriented economy requires local governments to develop and use mechanisms and tools characteristic

of democratic institutions. First of all, we are talking about such tools as a strategic approach to the management of regional and municipal formations.

In the conditions of market relations, such territorial entities themselves determine the strategic goals of socioeconomic development, adapting to changes in the conditions of the surrounding (socio-economic) environment. It is clear that the process of strategic planning is hampered by the growing uncertainty of the environment. Its dynamism, as well as the need for further development of theoretical provisions and practical tools for the preparation and implementation of a strategic plan in municipalities. Here it is also necessary to proceed from the fact that the socio-economic space of any municipal district is positioned as a multifunctional, complex object of management. The effectiveness of the strategic management of such objects directly affects the possibilities of preserving and increasing the economic potential of the territory, the level and quality of life of the population.

In rural settlements of the labor-surplus depressive republics of the North Caucasus Federal District, there is an extremely critical situation with labor resources, especially in mountainous regions.

In this situation, the tasks of developing scientifically grounded, methodological provisions for the strategic management of the socio-economic development of depressed territories are very urgent.

Ключевые слова: экономический кризис, пандемия, депрессивные регионы, муниципальные образования, система, управление.

Key words: economic crisis, pandemic, depressed regions, municipalities, system, management.

В последние годы в специальной литературе сложился клубок различных теоретических воззрений на эффективность управления сложными социально-экономическими системами. Так, самым радикальным образом изменилось видение функций и задач управления, структуры управляющей системы, подходов к процессам осознания, формирования информационной базы для разработки управленческих решений. Все эти аспекты отражены в научных работах, посвященных проблемам развития теории управления и организации деятельности сложных социально-экономических объектов (систем). Так, в ходе процессного подхода система управления исследуется в виде иерархической структуры взаимосвязанных процессов реализации функций управления. При этом, в специальной литературе имеется большой набор различных функций управления, довольно значительно различающихся по степени детализации (речь идет о руководстве, координации, коммуникациях, анализе и диагностике, бухгалтерском учете, стимулировании, разработке и принятии решений и т.д.)

В качестве классического варианта в числе разных функций выступают планирование, организация, кон-троль.[7,10,12]

Системный подход направлен на синтезирование конкурентных преимуществ и сокращение ограниченности рационалистического и поведенческого подходов. Здесь предприятие исследуется в качестве системы, определенной совокупности компонентов, сопряженных и взаимодействующих меж собой таким образом, что при этом формируется нечто целое, имеющее новые собственные свойства, отчетливо отличающиеся от качеств составляющих его частей. [2,8,13]

В последние годы в условиях постоянных кризисов и нарастающей экономической неопределенности наблюдается повышенный интерес к ситуационному управлению. Его использование позволяет оценить эффективность рассматриваемых моделей управления в конкретных обстоятельствах (ситуациях), в зависимости от реальных условий внешней среды, а также выработать собственные рекомендации по их использованию.

Можно заметить, что несмотря на функциональную расхожесть выше рассматриваемых моделей управления, все они изучают поведение объекта в окружающей среде, и лишь затем переходят к анализу выявления факторов того или иного поведения.

Все это, безусловно, способствовало тому, что в 70-х годах прошлого века породило теорию стратегического управления предприятием с последующим внедрением в практическую деятельность ее методов и положений.

Нарастающая глобализация и неопределенность, однозначно, осложняют разработку и принятие управленческих решений, образует множество новых задач, ежедневно требующих безотлагательного практического решения. Для этих задач характерно наличие большого числа варьирующих факторов, между которыми, к тому же, формируются сложно выявляемые и слабо формализуемые зависимости.

Все это еще больше обостряет конкурентную борьбу и способствует популяризации стратегического управления не только в бизнес-среде, но и в государственных структурах (здравоохранение, образование; регионы, муниципалитеты и т.д.) [1,3,14]

Эксперты отмечают, что стратегическое (рыночное) управление обладает такими качествами и свойствами как упреждение, своевременность принятия управленческих решений, предпринимательский настрой, мониторинг окружающей среды и др. все это, безусловно, способствует построению эффективного руководства развитием объекта в заданном направлении, начиная с определения стартового положения... Его использование позволяет сформировать реальную платформу выявления и диагностирования конкурентных преимуществ, определения приоритетных направлений инвестирования капитала и задействования дополнительных трудовых и иных ресурсов. [7,10,12]

Также уместно сказать и о синергетическом подходе, который смог на основе системного подхода объединить в себе идеи и подходы разных наук и научных школ и, тем самым, открыть новые возможности для повышения управленческой деятельности.

Действительно, синергетика позволяет развивать и совершенствовать системный подход и эффективно использовать его касательно сложных открытых нелинейных систем, которым свойственны такие черты, как неустойчивость, неравновесность, бифуркация, катастрофы, самоорганизация и др.

В специальной литературе приведено множество разработок научных школ по исследуемой нами проблематике. Их даже невозможно в одной статье просто перечислить. Но, тем не менее, нельзя пройти мимо так называемой «системной парадигмы». Я. Корнан. [6]

Внутренняя системная среда объекта рассматривается как совокупность 7 базовых внутренних функциональных подсистем - это ментальная, организационно-культурная, институциональная, когнитивная, имущественно-технологическая, имитационная и историческая подсистемы.

На наш взгляд, здесь нужно особо подчеркнуть то, что теперь фирма позиционируется не только как производитель товаров (услуг), но и как распространитель нематериальных результатов деятельности. Такое переосмысление теории фирм позволило создать платформу для более полного понимания предметных задач менеджмента и маркетинга... Более того, применение стратегического подхода в управлении и территориальными системами сразу же стало перспективным научным направлением. Безусловно, регионы и муниципальные образования, выступая, в нашем случае, в качестве объектов стратегического исследования требуют последовательного их изучения посредством системы категорий (логических понятий) и анализа их качественных характеристик. Отсюда, мы должны муниципальное образование рассматривать в виде административной единицы, одновременно являющейся и сложной социально-экономической системой, коей присущ многоцелевой характер, определенная иерархичность структуры, многоплановость отношений с окружающей средой и т.п., и сложной территориальной функциональной системой, имеющей ряд своих собственных отличительных особенностей. [3,5,11]

Любое муниципальное образование выступает как территориальная организационная система, ибо она имеет соответствующие для этого свойства, а именно, ей присущи законодательно закрепленные функции и строго обозначенные границы территории; сложная многоуровневая структура, состоящая из множества взаимодействующих элементов и подсистем; это открытая система с множеством разветвленных многоаспектных связей с другими системами окружающей среды; ее структурными элементами выступают различные организационные системы (предприятия и организации).

Позиционирование муниципального образования как территориальной организационной системы позволяет исследовать его деятельность и факторы устойчивого развития с позиций экономической науки, и, тем самым, предоставляет широкие возможности задействования соответствующего аппарата, включающего экономико-математические методы и инструментальные средства.

Отрадно. Что все это гармонично вписывается в кибернетическую теорию Н. Винера [6], в режим понятия контуров обработкой связи, которые обнаруживают и обрабатывают воздействия окружающей среды. Причем, если характер возмущения положительный, то контур способствует его усилению, и, наоборот, в случае негативного возмущения контур способствует компенсированию возникших отклонений.

В процессе стратегического управления муниципальным образованием необходимо учитывать, что муниципалитет, выступая в виде сложного пространственно распределенного динамического объекта управления, нуждается в постоянной адаптации механизмов трансформации стратегии к изменениям внутренней и окружающей среды. В этих условиях повысить эффективность управления возможно лишь задействованием инновационных технологий управления. Речь идет об активном использовании экономико-математического моделирования, о прорывных информационных технологиях, о современных методах экономического анализа и научных знаниях об организационных, социальных и экологических системах.

Все вышеизложенное позволяет расставить основные акценты понятия «стратегическое управление» -оно ориентировано на долгосрочный период, нацелена на реализацию заданных целей на основе рационального задействования потенциала и конкурентных преимуществ исследуемого объекта управления - муниципального образования.

Особенностью современного социально-экономического развития муниципального образования является возрастающая роль человеческого фактора. Определение уровня развития любой территории (страна, регион, район, село) предполагает, в первую очередь, исследование качества жизни населения, уровень его доходов и потребления, анализ состояния социальной сферы, экологии, а также наличие возможностей полноценного развития личности.

Что характерно, развитые территории отличаются и высоким уровнем интеллектуального капитала, что позволяет быть лидером и по числу внедрения значимых инновационных продуктов и технологий. Такое положение объективно вынуждает руководство муниципальными образованиями стремиться к закреплению кадров с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

Эффективное управление муниципальными формированиями также предполагает осуществить функциональную структуризацию их деятельности, что, в свою очередь, позволяет построить иерархию целей и выявить приоритетные направления в управлении муниципальным районам и муниципальными образованиями.

Источники:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление /Пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер,2003. -

544 с.

2. Бахур А.Б. О некоторых основных понятиях системного анализа в аспекте больших систем //Управление большими системами. МНПК. - М.: ИПРУ РАН,1998. - С.12-17

3. Даванков А.Ю., Верещагина Т.А. Факторы формирования социального благосостояния территориального сообщества //Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №14. - С.15-23

4. Дегтярева Т.Д., Чулкова Е.А. Многомерная оценка социального развития муниципального образования России: тенденции и перспективы.- М.: ИНИОН РАН,2009.- С.364-367

5. Жданов С.А. и др. Повышение конкурентоспособности муниципальных образований региона: теория и практика. -Саратов: Изд. центр СГСЭУ,2009. - 192 с.

6. Корнаи Я. Системная парадигма //Вопросы экономики. - 2002. - №4. - С.4-22

7. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

8. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

9. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

10. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

11. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М,2002. - 416 с.

12. Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований. - СПб: ФГИУ «Российский научный центр местного самоуправления»,2000. - 212 с.

13. Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления //Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3. -

C.89 94

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

15. Чулкова Е.А. Комплексное исследование социального развития муниципальных районов региона //Известия ОГАУ. - 2010. - №4. - С. 119-127

References:

1. Aaker D. Strategic market management / Per. from English; ed. Yu.N. Kapturevsky. - SPb: Peter, 2003. - 544 p.

2. Bakhur A.B. On some basic concepts of system analysis in the aspect of large systems // Management of large systems. MNPK. - M .: IPRU RAN, 1998. - С.12-17

3. Davankov A.Yu., Vereshchagina T.A. Factors of the formation of social welfare of the territorial community // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2009. - No. 14. - S.15-23

4. Degtyareva T.D., Chulkova E.A. Multidimensional assessment of social development of the municipal formation of Russia: tendencies and prospects .- Moscow: INION RAN, 2009 .- P.364-367

5. Zhdanov S.A. and other Increasing the competitiveness of municipalities in the region: theory and practice. - Saratov: Ed. center SGSEU, 2009. - 192 p.

6. Kornai Ya. System paradigm // Problems of Economics. - 2002. - No. 4. - P.4-22

7. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

8. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

9. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

10. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

11. Oleinik A.N. Institutional economy. - M .: INFRA-M, 2002. - 416 p.

12. Rokhchin V.E., Znamenskaya K.N. Problems of scientific support for strategic planning of the development of municipalities. - SPb: FGIU "Russian Scientific Center for Local Self-Government", 2000. - 212 p.

13. Tokarev V. Hypothesis about a new paradigm of management // Problems of theory and practice of management. - 2001. -No. 3. - S.89-94

14. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

15. Chulkova E.A. A comprehensive study of the social development of municipal districts of the region // Izvestia OGAU. -2010. - No. 4. - S. 119-127

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10539

Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, LanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University.

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF INTELLIGENT AND METHODICAL MARKETING PLANNING

Аннотация. В статье рассматривается проблемы интеллектуального и методического обеспечение маркетингового планирования. Предметом статьи выступает анализ сущности маркетингового планирования в общей системе корпоративного планирования и роль контроллинга, как интеллектуального и методического его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.