Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА'

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / регион / депрессивные территории / муниципальные образования / деформация / управленческие воздействия / economic crisis / region / depressed territories / municipalities / deformation / management influences

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Хагаева, З М. Хочуева

В современных условиях особо обострились проблемы эффективного управления муниципальными образованиями. В муниципальных образованиях депрессивных регионов более отчетливо отражены проблемы построения бюджета, демографические проблемы, недостатки системы управления и т.п., что требует разработки новых подходов к их социо-эколого-экономическому развитию. Существующая практика методов и инструментариев государственного управления развитием депрессивных республик СКФО строится на дотационности и перекрестном субсидировании уровня жизни и социальных услуг с учетом соблюдения принципа их целостности. К тому же, социально-экономическое развитие муниципальных образований, особенно, горных территорий, все еще является существенно дифференцированным и даже малорегулируемым. Все эти проблемы еще больше усугубляются, ибо депрессивные регионы в условиях экономической неопределенности и конкуренции вынуждены бороться за экономические ресурсы и самостоятельно искать пути устранения диспропорции в социально-экономическом развитии с учетом особенностей природно-климатических условий и ограничений внутри муниципальных образований горных территорий. Надо отметить, что, несмотря на наличие множества научных разработок проблем развития регионов, проблемы задействования и развития пространственного потенциала муниципальных образований, в т.ч. горных территорий недостаточно изучены.[1,2,15] Также надо отметить, что проблемы территориально-пространственного размещения производительных сил внутри муниципальных районов и образований горных территорий являются новыми для российской экономической науки, что и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А В. Хагаева, З М. Хочуева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL FORMATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SPACE OF THE REGION

In modern conditions, the problems of effective management of municipalities have become especially acute. In the municipalities of depressed regions, the problems of budgeting, demographic problems, deficiencies in the management system, etc., are more clearly reflected, which requires the development of new approaches to their socioecological and economic development. The existing practice of methods and tools of state management of the development of the depressive republics of the North Caucasus Federal District is based on subsidies and cross-subsidization of the standard of living and social services, taking into account the observance of the principle of their integrity. In addition, the socio-economic development of municipalities, especially mountainous areas, is still significantly differentiated and even poorly regulated. All these problems are even more aggravated, because depressed regions in conditions of economic uncertainty and competition are forced to fight for economic resources and independently look for ways to eliminate imbalances in socio-economic development, taking into account the peculiarities of natural and climatic conditions and restrictions within municipalities of mountainous territories. It should be noted that, despite the presence of many scientific developments in the problems of regional development, the problems of using and developing the spatial potential of municipalities, incl. mountainous areas are insufficiently studied. [1,2,15] It should also be noted that the problems of the territorial-spatial distribution of productive forces within municipal districts and formations of mountainous territories are new for Russian economic science, which became the motive for choosing the topic of our research.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА»

9. Adamenko A. A. Formation of a market economy in Russia / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, M. D. Melik // Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference (Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. - P. 639-643.

10. Falina N.V. Features of international mergers and acquisitions of companies in modern conditions / N.V. Falina // Service sector: innovation and quality. 2011. No. 2. P.10.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10556

А.В. Хагаева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», khagaeva.amina@mail.ru,

A.V. Khagaeva - Assistant of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

З.М. Хочуева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», akadem76@yandex.ru,

Z.M. Khochueva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА MUNICIPAL FORMATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SPACE OF THE REGION

Аннотация. В современных условиях особо обострились проблемы эффективного управления муниципальными образованиями. В муниципальных образованиях депрессивных регионов более отчетливо отражены проблемы построения бюджета, демографические проблемы, недостатки системы управления и т.п., что требует разработки новых подходов к их социо-эколого-экономическому развитию.

Существующая практика методов и инструментариев государственного управления развитием депрессивных республик СКФО строится на дотационности и перекрестном субсидировании уровня жизни и социальных услуг с учетом соблюдения принципа их целостности. К тому же, социально-экономическое развитие муниципальных образований, особенно, горных территорий, все еще является существенно дифференцированным и даже малорегулируемым. Все эти проблемы еще больше усугубляются, ибо депрессивные регионы в условиях экономической неопределенности и конкуренции вынуждены бороться за экономические ресурсы и самостоятельно искать пути устранения диспропорции в социально-экономическом развитии с учетом особенностей природно-климатических условий и ограничений внутри муниципальных образований горных территорий.

Надо отметить, что, несмотря на наличие множества научных разработок проблем развития регионов, проблемы задействования и развития пространственного потенциала муниципальных образований, в т.ч. горных территорий недостаточно изучены.[1,2,15]

Также надо отметить, что проблемы территориально-пространственного размещения производительных сил внутри муниципальных районов и образований горных территорий являются новыми для российской экономической науки, что и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

Abstract. In modern conditions, the problems of effective management of municipalities have become especially acute. In the municipalities of depressed regions, the problems of budgeting, demographic problems, deficiencies in the management system, etc., are more clearly reflected, which requires the development of new approaches to their socio-ecological and economic development.

The existing practice of methods and tools of state management of the development of the depressive republics of the North Caucasus Federal District is based on subsidies and cross-subsidization of the standard of living and social services, taking into account the observance of the principle of their integrity. In addition, the socio-economic development of municipalities, especially mountainous areas, is still significantly differentiated and even poorly regulated. All these problems are even more aggravated, because depressed regions in conditions of economic uncertainty and competition are forced to fight for economic resources and independently look for ways to eliminate imbalances in socio-economic development, taking into account the peculiarities of natural and climatic conditions and restrictions within municipalities of mountainous territories.

It should be noted that, despite the presence of many scientific developments in the problems of regional development, the problems of using and developing the spatial potential of municipalities, incl. mountainous areas are insufficiently studied. [1,2,15]

It should also be noted that the problems of the territorial-spatial distribution of productive forces within municipal districts and formations of mountainous territories are new for Russian economic science, which became the motive for choosing the topic of our research.

Ключевые слова: экономический кризис, регион, депрессивные территории, муниципальные образования, деформация, управленческие воздействия.

Key words: economic crisis, region, depressed territories, municipalities, deformation, management influences.

Содержание пространственных трансформаций и эволюция смысла пространства требуют синтезировать философские, исторические, антропологические, социологические, политические, экономические и иные науки, чтобы исследовать закономерности сжатия и дифференциации исследуемого текущего общественно-экономического пространства.[7,8,10]

Анализ различных подходов к определению сущности пространства позволяет рассматривать данное понятие в трех ракурсах:

- пространство как ракурс;

- пространство в виде иерархии систем;

- пространство как цель, план, программа.

При исследовании пространства как ресурса все внимание сосредоточено на поиске возможных источников развития.

Исследование пространства как иерархии происходит на базе системного подхода, что позволяет установить структурную детерминацию поведения.

Пространство как цель, программа и т.п. предполагает разработку механизмов упорядочения, самоорганизации, саморегулирования, согласование с целями высшего уровня.

Современные территориальные единицы выступают как особый вид системно-конгломеративных структур, ля коих целостность и неделимость характеризуется как их оптимальное состояние. Развитие территории в аналогичной ситуации направлена на обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентированности функционирования. [2,9,16]

Эксперты отмечают схожесть многих положений теории экономического пространства с теорией размещения производства, в частности, со штандартной теорией экономического пространства.

Стремительное развитие инновационных, интеграционных и информационных процессов привело к необходимости рассмотрения сути социально-экономического пространства с позиций взаимодействия территориальных и межтерриториальных разнопрофильных предприятий с учетом их интересов при задействовании экономических ресурсов.

Понятие «пространственное развитие» активно используется при стратегическом планировании под названием «пространственное планирование». Причем, это понятие изначально имело чисто символическое значение и на практике не использовалось. В современных условиях это понятие стало объективной необходимостью при управлении сложными многофункциональными социо-эколого-экономическими системами (страна, регион, район, предприятие и т.д.) [5,11,18]

Любая территория характеризуется своим географическим местоположением в мире, численностью населения, размерами, общей площадью), протяженностью, компактностью (концентрированностью), природно-климатическими условиями, временем существования и др.

Территориальная экономическая система Северокавказского Федерального округа состоит из шести республик: Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская, Дагестанская и Ставропольского края, структурированных по этно-географическому расположению территорий муниципальных образований со своей специализацией региональной экономики, единой инфраструктурной сети, общности социо-эколого-экономических проблем и перспектив.

В ходе исследования мы установили, что муниципальные образования во всех рассматриваемых (кроме Ставропольского края) депрессивных территориально-пространственных субъектах РФ свои функции осуществляют на ненадлежащем уровне - все показатели ниже среднероссийских.

В качестве базового социально-экономического потенциала аграрноориентированных республик Северного Кавказа выступает сельскохозяйственное производство и АПК. Промышленность относительно развита в Чеченской республике (нефтехимия, автомобилестроение).

Горнодобывающие комбинаты КЧР, КБР и РСО-Алания находятся в упадке.

В таких условиях большинство муниципальных районов республик и в т.ч. всех горных территорий обеспечивает менее 20% всех налоговых и неналоговых поступлений в республиканский бюджет. Остальные 80% республиканского консолидированного бюджета формируются за счет городов региона. Отсюда, можно заключить, что неодинаковое экономическое развитие муниципальных районов и городов выступает основной причиной формирования дифференцированного поступления налоговых и неналоговых доходов по соответствующим уровням бюджетов. В расчете на душу населения доходы в горных районах составляют 1,0-1,5 тыс. рублей, в то время как в столицах республик - 8-10 тыс. рублей.

Отдельные экономисты любят сравнивать конечные показатели уровня социально-экономического развития депрессивных северокавказских республик с такими, как Татарстан, Башкирия и др., забывая о том, что изначально еще с первых дней Советской власти Северный Кавказ был обозначен как рекреационный район, как здравница страны. Следствием такого положения стала современная территориально-отраслевая социо-эколого-экономическая система, подкорректированная совокупным воздействием деформированного развития рыночных и государственных процессов. Безусловно, что подобные системы де факто крайне болезненно чувствительны к любым воздействиям...[3,13,17]

Все это позволяет утверждать, что современная социо-эколого-экономическая система депрессивных республик СКФО есть результат многолетнего воздействия разнонаправленных факторов и ее текущее состояние говорит о неуправляемости различных процессов развития.

Налицо системный кризис, недопустимые структурные диспропорции в исследуемой системе. [2,14]

Известно, что в любой сложившейся социо-эколого-экономической системе баланс элементов зависит от действий двух различных факторов:

- управленческие действия;

- действия рыночной ситуации.

Нужно иметь ввиду, что уравновешенность исследуемой системы не означает ее статичность, отсутствие и присутствие трансформации во времени, ибо это нереально. Баланс социо-эколого-экономической системы отражает динамику роста в формате ряда ее статистических положений. [4,6,16]

В случае, когда происходящие трансформации (смена состава и структуры ее составляющих и связей между ними) безболезненно разрешается - то не требуется внешнего вмешательства. И наоборот, когда невозможно обеспечить сбалансированность социо-эколого-экономической системы, требуются внешние вмешательства в виде управленческих воздействий.

Понятно, что в качестве факторов образования дисбаланса системы могут выступать и внутренние причины (тогда мы говорим о неоптимальном состоянии системы), и внешние причины (тогда мы говорим о неоптимальности рыночной ситуации и осуществляемых управленческих воздействий на систему).[12,19]

Установление особенностей и специфики депрессивных муниципальных районов республик в ходе изменений экономических отношений строится на таких факторах, как:

- динамика роста диспропорций в исследуемых экономических процессах;

- институциональное ускорение формирования факторов ограничения (сдерживания) на экономическую деятельность предприятий.

Говоря о втором факторе мы ведем речь об экономико-экологических, экономико-социальных и экономико-политических причинах. Безусловно, в сегодняшних реалиях сила сдерживающего фактора зависит от специфики интересов региональных и муниципальных органов власти и управления, общества и бизнес-структур, участвующих в экономической деятельности в конкретном муниципальном образовании, от условий, в коих происходят их взаимоотношения и т.д.

В ходе наших встреч с руководителями разных уровней республик СКФО в числе основных причин, сдерживающих социально-экономическое развитие исследуемых территорий указывались ресурсные, структурные, процессные, политические, плановые.

Неодинаковое положение социо-эколого-экономической системы рассматриваемых муниципальных образований республик и даже одного муниципального района очень часто можно объяснить тем, что на эту систему активно воздействует сдерживающий фактор. Он бывает двух типов: ограничения, проблемы территории.

В числе ограничений отраслевого характера можно указать системные, конкурентные, экономические, инновационные, инвестиционные и др.

Также можно говорить об ограничениях ресурсного характера; нормативного характера, экономического характера.

В данной работе мы уже отмечали, что все рассматриваемые трудоизбыточные депрессивные республики СКФО являются также аграрноориентированными. Для определения уровня рыночности агропромышленного производства и сельскохозяйственной отрасли целесообразно рассчитать группу индикаторов:

- уровень воздействия рынка на отрасль;

- уровень адаптированности отрасли к рынку;

- уровень социальности отрасли;

- уровень господдержки для отрасли.

Нам представляется, что в условиях малоземельности, трудоизбыточности и высокой дотационности в депрессивном регионе необходимо, чтобы государственная политика формировала не только рыночную позицию, но и социально-экономическую позицию приоритетной отрасли.

Ее оценочными показателями могут выступить:

- степень доступности услуг населений сельских территорий без господдержки;

- уровень инвестиционной привлекательности территорий и возможностей инвестиционного развития муниципальных образований.[19]

На наш взгляд, в условиях интегрирования экономических отношений муниципальным формированиям депрессивных территорий необходимо отойти от привычной природно-ресурсной направленности, уже не отвечающей сегодняшним требованиям общества, ибо это, в конечном итоге, приведет к полному исчерпанию и без того скудного экономического потенциала.

Все это, безусловно, еще раз подтверждает необходимость разработки и реализации новой экономической политики, новой концепции стратегического управления устойчивым развитием социо-эколого-экономиче-ской системой территориального образования депрессивного региона.

Источники:

1. Аганбегян А.Г. Перспективы социально-экономического развития России в условиях кризиса //Проблемы теории и

практики. - 2009. - №2. - С.2-7

2. Акофф Р.Л., Эмери Ф.И. О целеустремленных системах. - М.: Советское радио,1974. - 271 с.

3. Бабун Р.В., Муллагалеев З.З. Вопросы муниципальной экономики. - М.: Московский общественный научный фонд,2001.- С.25-29

4. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статис-тика,2002. - 176 с.

5. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации //Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С.166-178

6. Добрынин А.И., Ивлева Е.С. Формирование посткризисной модели хозяйствования и экономического роста России. - СПб: СПбУУиЭ,2012. - 338 с.

7. Дружинин Ю.В. Методологические аспекты анализа экономического пространства //Вести КГУ. - 1999. - №2. -С.117-121

8. Ефимов В.П. Пространственный потенциал как определяющий фактор развития территории. - М.: Наука,2007. - 284 с.

9. Кобкова А.В. Регулирование институциональной среды устойчивого развития местных сообществ //Регион: экономика и социология. - 2017. - №2. - С.208-2014

10. Ларина И.И. Депрессивные ареалы Сибири //ЭКО. - Новороссийск. - 1998. - №2. - С.119-126

11. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

12. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

13. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

14. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

15. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука,2004. - 284 с.

16. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация. - Петрозаводск,2009. - 357 с.

17. Семенова Е., Колмыков А. Рационализация отраслевой структуры депрессивного региона //Общество и экономика. -2001. - №1. - С.161-167

18. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

19. Федько В.П., Альбеков А.У., Комарова А.И. Инфраструктура муниципального образования. Логистический аспект. - Ростов-на-Дону: РГУ,1999. - 135 с.

References:

1. Aganbegyan A.G. Prospects for the socio-economic development of Russia in the conditions of the crisis // Problems of theory and practice. - 2009. - No. 2. - P.2-7

2. Ackoff R.L., Emery F.I. About purposeful systems. - M .: Soviet radio, 1974. - 271 p.

3. Babun R.V., Mullagaleev Z.Z. Municipal economy issues. - M .: Moscow Public Science Foundation, 2001.- P.25-29

4. Voronin A.G. Municipal economy and management: problems of theory and practice. - M .: Finance and Statistics, 2002. -176 p.

5. Granberg A.G. Strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation // Economic Issues. - 2009. - No. 2. - S.166-178

6. Dobrynin A.I., Ivleva E.S. Formation of a post-crisis model of management and economic growth in Russia. - SPb: SPbUUiE, 2012. - 338 p.

7. Druzhinin Yu.V. Methodological aspects of the analysis of economic space // Vesti KGU. - 1999. - No. 2. - S.117-121

8. Efimov V.P. Spatial potential as a determining factor in the development of the territory. - M .: Nauka, 2007. - 284 p.

9. Kobkova A.V. Regulation of the institutional environment for sustainable development of local communities // Region: Economics and Sociology. - 2017. - No. 2. - S.208-2014

10. Larina I.I. Depressive Areas of Siberia // ECO. - Novorossiysk. - 1998. - No. 2. - S.119-126

11. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

12. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

13. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

14. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

15. Pchelintsev O.S. Regional economy in the system of sustainable development. - M .: Nauka, 2004. - 284 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Saveliev Yu.V., Shishkin A.I. Modern territorial strategic planning: state, problems and organization. - Petrozavodsk, 2009. -357 p.

17. Semenova E., Kolmykov A. Rationalization of the sectoral structure of a depressed region // Society and economy. - 2001. -No. 1. - S.161-167

18. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

19. Fedko V.P., Albekov A.U., Komarova A.I. The infrastructure of the municipality. Logistic aspect. - Rostov-on-Don: RSU, 1999. - 135 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.