С.Х. Темирболатова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУВО «Северокавказская государственная академия», [email protected],
S.Kh. Temirbolatova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI HE "North Caucasus State Academy";
З.Р. Мусостов - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
Z.R. Musostov - Assistant, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА SOME ASPECTS OF SOCIAL INVESTMENT OF LABOR RESOURCES MANAGEMENT IN THE MOUNTAIN TERRITORIES OF THE DEPRESSIVE REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS
Аннотация. Одной из ключевых проблем перехода на рыночные отношения в РФ выступает явная недооценка значимости человеческого фактора в развитии нового общества. Перекос, на наш взгляд, произошел из-за чрезмерной концентрации внимания правительственных структур на решение исключительно экономических проблем, и, в первую очередь, на формирование надлежащего рыночного механизма. Вследствие этого положения проблемы необходимости решения социальных задач отошли на второй план, что привело к утрате социальной политики.
Это, бесспорно, привело к нарушению обеспечения сохранности социального равновесия и эффективного взаимодействия экономической и социальной сфер.
Все это не могло не привести к серьезным трудностям в стране и обществе - резко упали реальные доходы, имеется небывалый рост безработицы со всеми элементами комплексного кризиса социального развития. Это остро проявилось в депрессивных республиках Северного Кавказа, особенно, в горных районах.
В последние годы государство предприняло ряд мер по урегулированию социально-экономических отношений в сельских территориях региона, но они не имеют системного подхода.
Трудовые ресурсы горных территорий находятся в крайне сложных и противоречивых процессах развития - повсеместно имеется обвальный спад производства, недопустимо низкий уровень оплаты труда, практически все объекты социальной инфраструктуры разрушены, продолжается снижение уровня человеческого развития.
Эти негативные процессы отягощаются резким спадом инвестиционной активности, как государственных структур, так и бизнес-структур.
Все вышеуказанное говорит об актуальности темы исследования и требует научной проработки проблем социального инвестирования, в т.ч. системы управления трудовыми ресурсами сельских территорий горных районов.
Annotation. One of the key problems of the transition to market relations in the Russian Federation is a clear underestimation of the importance of the human factor in the development of a new society. The distortion, in our opinion, occurred due to the excessive concentration of attention of government structures on solving exclusively economic problems, and, first of all, on the formation of an appropriate market mechanism. As a result of this provision, the problems of the need to solve social problems faded into the background, which led to the loss of social policy.
This, undoubtedly, led to a violation of the preservation of social equilibrium and the effective interaction of the economic and social spheres.
All this could not but lead to serious difficulties in the country and society - real incomes plummeted, there is an unprecedented increase in unemployment with all the elements of a complex crisis of social development. This is acute in the depressed republics of the North Caucasus, especially in the mountainous regions.
In recent years, the state has taken a number of measures to regulate socio-economic relations in rural areas of the region, but they do not have a systematic approach.
The labor resources of the mountainous territories are in extremely complex and contradictory development processes - everywhere there is a landslide decline in production, unacceptably low wages, almost all social infrastructure facilities are destroyed, and the level of human development continues to decline.
These negative processes are aggravated by a sharp decline in investment activity of both state structures and business structures.
All of the above indicates the relevance of the research topic and requires a scientific study of the problems of social investment, including human resources management systems in rural mountainous areas.
Ключевые слова: рыночная экономика, социальные потрясения, трудовые ресурсы, безработица, депрессивные горные территории, социальное инвестирование, управление трудовыми ресурсами.
Keywords: market economy, social upheaval, labor resources, unemployment, depressed mountainous areas, social investment, labor management.
В последние годы усилился отток населения жителей сельской местности горных районов республик Северного Кавказа, особенно, молодежи. В горных районах исследуемого региона закрыты магазины, больницы, объекты социокультурного обслуживания и даже школы.
Для того, чтобы преодолеть сложившуюся недопустимую ситуацию касательно социального развития в депрессивных республиках необходимо провести глубокий социально-экономический анализ приведенных тенденций и выявить причины затянувшегося кризисного положения в социальной сфере. [1,5,8]
Надо сказать, что за последние три года из федерального бюджета на различные инвестпрограммы развития регионов Северного Кавказа было выделено более 8 млрд. рублей. Однако, надо отметить, что по сообщению Счетной палаты РФ, они не дали какого-либо значимого эффекта для местных региональных рынков и инвестиционных проектов. Аудиторы по итогам анализа нерационального использования бюджетных субсидий были вынуждены заявить об отсутствии кардинального улучшения инвестиционного климата как во всем макрорегионе, так и во всех его республиках. При этом, ими было отмечено, что примеров успешного завершения инвестпроектов крайне мало, вследствие чего наблюдается устойчивое сохранение напряженности на рынке труда. Так, в 2017-2018 гг. на Северном Кавказе было запланировано 27 инвестиционных проектов, фактически завершено девять наиболее незначительных проектов. В итоге были открыты всего лишь 577 рабочих мест, что крайне ничтожно для многомиллионного населения Северного Кавказа - только в одном Дагестане проживает около 3 млн. человек. Естественно, что такие плачевные результаты не смогли оказать какого-либо, даже маломальского, результата на ситуацию в целом. При этом, также красноречивым и убедительным является тот факт, что в 2017 году показатель внебюджетных инвестиций составил лишь 22% от запланированного объема, а в 2018 г. - соответственно - 36%.
Характерно, что по данным Счетной Палаты РФ бюджетные субсидии предоставлялись республикам Северного Кавказа, как правило, исключительно на реализацию инвестиционных проектов. При этом, по обоснованному мнению аудиторов, механизм их отбора и финансирования всегда отличался особой сложностью, непрозрачностью и всегда был сопряжен с коррупционными рисками.
В ходе научной проработки проблем социального инвестирования в сельской местности мы поставили перед собой ряд задач, в т.ч. выявить факторы, формирующие модель социального инвестирования, что, на наш взгляд, должно позволить выработать приоритетные направления регулирования устойчивости развития социального инвестирования.
Для формирования системы стратегического управления трудовыми ресурсами необходимо создать соответствующую сбалансированную структуру, что позволит спрос и предложение рабочей силы сделать адекватным сложившейся на региональном рынке труда ситуации, а каждый работник, при этом, будет соответствовать классификационным требованиям рабочего места. Такой подход позволит обеспечить максимально возможный рост производительности труда и т.п. [2,7,17]
Искусство управленцев региональной социально-экономической системы касательно трудовых ресурсов заключается в умении предвидеть возможность структурных изменений спроса и предложений рабочей силы, а также в своевременном и полном объеме, необходимом для устойчивого развития системы, производить социальное инвестирование трудовых ресурсов сельских территорий.
В регионах при решении исследуемой проблемы и перед органами власти, и бизнес-структурами первой задачей является необходимость правильного определения необходимых объемов финансирования системы управления трудовыми ресурсами, достаточными для повышения ее эффективности.
На втором этапе необходимо определить оптимальную структуру инвестирования. Для этого можно успешно задействовать тотальный мониторинг статистических показателей, проводить социологические и экспертные опросы, собирать субъективные оценки и мнения населения и др. [6,12,15]
В ходе нашего обследования в горных районах Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни мы убедились, что население этих местностей испытывает острую нужду практически во всех направлениях социальных инвестиций, а именно, в жилищном строительстве, в кредитовании, в медицинских услугах, в возможностях получения среднего образования, в развитии бытового обслуживания и т.п. [3,11,16]
Для расчетов коэффициентов парной корреляции факторов, формирующих направления социального инвестирования в горных районах депрессивных республик Северного Кавказа мы отобрали группу наиболее значимых факторов, включаемых в корреляционную модель. - ВП на 1 жителя (тыс. руб.), наличие жилой площади на 1 жителя (кв.м.), количество безработных (человек), обеспеченность больничными койками и др.
Полученные результаты позволяют нам утверждать, что наиболее приоритетными направлениями социального инвестирования системы управления трудовыми ресурсами горных районов должны выступить:
1. трудоустройство безработного населения;
2. возможность получения соответствующей медицинской помощи в ФАП;
3. развитие транспортной инфраструктуры.
Определение приоритетной структуры социальных инвестиций позволяет разработать обоснованный план потребностей в соответствующих видах инвестирования.
Для разработки планового подхода обеспечения социальными инвестициями целесообразно использовать методологию индикативного планирования.
Особенностью этого метода является и то, что индикативное планирование не нацелено на разработку и доведение множества показателей до исполнителей, а в научно-обоснованной постановке цели и задач, а также выработки действенных рычагов реализации государственной социально-экономической политики.
Общий алгоритм формирования плановой модели, в целом, можно представить в виде трех этапов.
На первом этапе идет сбор первичной информации об исследуемых процессах, непосредственно влияющих на объект планирования.
На втором этапе осуществляется корректировка целей на различные периоды деятельности.
На третьем этапе происходит трансформация информационной базы во взаимоувязанный проект развития в соответствии с заданной целью.
В ходе планового решения необходимо как минимум исследовать две группы показателей:
- характеристика желаемого состояния объектов (индикаторы);
- характеристика методов обеспечения этих состояний (регуляторы).
В качестве основного блока индикативных планов и механизма их обеспечения выступает экономическое программирование, предоставляющее собой систему госрегулирования и стимулирования в экономике посредством задействования комплексных хозяйственных программ, отражающих приоритетные варианты устойчивого развития общественного производства и непосредственно стратегический концептуальный подход формирования государственной социо-эколого-экономической политики.
Таким образом, программу можно рассматривать в виде завершенного во времени и пространстве комплекса целевых мер, направленных на достижение поставленных цели и задач.
Основной характеристикой подобных программ является демонстрация четко выраженных конечных результатов, которые удобны для анализа, прогнозирования и сопоставимы и взаимоувязаны с целями и задачами системы стратегического управления. [9,13,18]
Примечательно, что программы в рамках индикативного планирования не столько ориентированы на обязательные объемы в стоимостных или натуральных выражениях, сколько на заданное направление (ориентиры) и обеспечение устойчивой координации всех участников.
При отборе объекта и разработке программы, в первую очередь, необходимо сформулировать четкую характеристику желаемого результата и его оценку. При индикативном планировании используется комплекс всевозможных методов, которые условно можно представить как количественные методы и качественные методы.
Первые методы, в свою очередь, имеют следующие разновидности - сценарии, системный анализ, анализ
целей.
Сценарии широко используются - касательно, например, общего распределения трудовых ресурсов, степени колебания оплаты труда и др.
Использование системного анализа позволяет в нашем случае установить возможные варианты развития исследуемого объекта.
Анализ целей предназначен для оценки и диагностирования последствий выбора в условиях многоцелевых задач.
В числе основного представителя количественных методов можно назвать нормативный метод планирования. Его суть состоит в необходимости технико-экономического обоснования планов, прогнозов, программ и т.п. с использованием соответствующих норм, нормативов и др.
Непременно, для достижения устойчивого роста социальных инвестиций в горные территории, нужна социальная государственная инвестиционная политика. Под ней мы понимаем комплекс целенаправленных мероприятий, необходимых для формирования благоприятного национального инвестиционного климата посредством разработки правовых и социально-экономических основ инвестиционной деятельности в субъектах РФ. Все это также непосредственно сопряжено с установлением гарантий равной защиты прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционного процесса независимо от форм собственности.
Опыт продвинутых стран показывает, что глубина государственного вмешательства в инвестсферу постоянно меняется, так как зависит от формирующихся на конкретный период времени социо-эколого-экономи-ческих и политических обстоятельств.
В сегодняшних реалиях надо признать, что РФ пока не в состоянии (из-за санкций западных стран и США) ожидать масштабного притока иностранных инвестиций, что, в конечном счете, усилило социальную напряженность.
При выборе оптимальных методов госрегулирования в текущем периоде целесообразно, в первую очередь, установить приоритетные цели социального и экономического развития Российской Федерации.
На наш взгляд, в качестве главной цели социально-экономического развития регионов должно выступать необходимость формирования условий обеспечения экономического роста и переход к устойчивому и сбалансированному развитию региональной социо-эколого-экономической системы. [4,10,14]
В числе приоритетных направлений развития социальной сферы можно выделить:
- удовлетворение материальных и культурных потребностей населения;
- формирование гарантированных условий жизнедеятельности населения;
- формирование комплекса стабилизационных программ по развитию рынка труда, модернизации системы образовательных услуг, доступности качественной медицинской помощи населению, улучшение жилищных условий транспортной и социальной инфраструктуры.
Источники:
1. Абрегова М.К. Формирование и эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. -Нальчик: КБГАУ,2001. - 26 с.
2. Апшев З.Б., Чеченова Ф.Ж., Мисаков В.С. Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ региона // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 2-3. - С. 181-184.
3. Барков С.А. Экономика и рынок труда России: монография. - М.: АТИС0,2009. - 187 с.
4. Бобрушева В.В. Разработка системы обеспечения регионального рынка трудовыми ресурсами на основе маркетинговых исследований. - Кострома,2008. - 238 с.
5. Гертер И.К., Мисаков В.С. Особенности и основные факторы, влияющие на развитие сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа // TerraEconomicus. - 2012. - Т. 10. - № 3-2. - С. 123-126.
6. Мисаков В.С. Некоторые проблемы обеспечения качества информации для процесса стратегического управления // В сборнике: Северный Кавказ в системе стратегического развития России материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2011. - С. 60-65.
7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - № 3. - С. 16.
8. Мисаков В.С., Аджиева А.Ю. Особенности трансформационных процессов в аграрном секторе //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 3-3. - С. 233-236.
9. Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 4-3. - С. 169-172.
10. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 190-193.
11. Мисаков В.С., Ковалева И.Н., Мисаков А.В. Моделирование системы устойчивого развития региональных экономических кластеров. - Нальчик, 2014.
12. Мисаков В.С., Расумов В.Ш. Формирование приоритетных направлений повышения отраслевой конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК //Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-3. - С. 45-48.
13. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 176-181.
14. Питухин Е.А., Гуртов В.А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика - рынок труда -профессиональное образование». - СПб,2016. - 350 с.
15. Резник Г.А. Рынок труда как фактор устойчивого развития региона. - Пенза: ПГУАС,2014. - 184 с.
16. Севрук Т.В. Анализ кредитоспособности СП // Деньги и кредит. - 1990. - №3. - С. 54-57
17. Темрокова А.Х., Мисаков В.С. Современное состояние и анализ организации предприятий пищевой промышленности АПК Кабардино-Балкарской республики // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - С. 56-60.
18. Цыренова А.А. Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,2016. - 178 с.
Sources:
1. Abregova M.K. The formation and efficiency of the use of labor resources in agriculture. - Nalchik: KBGAU, 2001. - 26
p.
2. Apshev ZB, Chechenova F.Zh., Misakov V.S. Strategic management of enterprise development as a basis for the formation of competitive advantages in a region // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 2-3. - S. 181-184.
3. Barkov S.A. Economics and the Russian labor market: monograph. - M .: ATISO, 2009. - 187 p.
4. Bobrusheva V.V. Development of a system for providing a regional market with labor resources based on marketing research. - Kostroma, 2008. - 238 p.
5. Herter I.K., Misakov V.S. Features and main factors affecting the development of rural infrastructure of the mountain regions of the North Caucasus // TerraEconomicus. - 2012. - T. 10. - No. 3-2. - S. 123-126.
6. Misakov V.S. Some problems of ensuring the quality of information for the strategic management process // In the collection: North Caucasus in the system of strategic development of Russia materials of the All-Russian scientific-practical conference. -2011 .-- S. 60-65.
7. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.
8. Misakov V.S., Adzhieva A.Yu. Features of transformation processes in the agricultural sector // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2008. - T. 6. - No. 3-3. - S. 233-236.
9. Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Factors and conditions conducive to increasing threats to the economic security of the regional economy // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - No. 4-3. - S. 169-172.
10. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov. - 2011 .-- S. 190-193.
11. Misakov V.S., Kovaleva I.N., Misakov A.V. Modeling the system of sustainable development of regional economic clusters. - Nalchik, 2014.
12. Misakov V.S., Rasumov V.Sh. The formation of priority areas for increasing the industrial competitiveness of agro-processing enterprises in the agricultural sector // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-3. - S. 45-48.
13. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176181.
14. Pitukhin E.A., Gurtov V.A. Mathematical modeling of dynamic processes in the system "economy - labor market-vocational education". - St. Petersburg, 2016. - 350 p.
15. Reznik G.A. The labor market as a factor in the sustainable development of the region. - Penza: PGUAS, 2014. - 184 p.
16. Sevruk T.V. Analysis of the creditworthiness of the joint venture // Money and credit. - 1990. - No. 3. - S. 54-57
17. Temrokova A.Kh., Misakov V.S. The current state and analysis of the organization of food industry enterprises in the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian republic // Problems of Economics and Law. - 2012. - No. 44. - S. 56-60.
18. Tsyrenova A.A. The development of human capital in the transformation of the institutional environment: a monograph. - Ulan-Ude: Publishing House of VSTU, 2016. - 178 p.
С.К.-Г. Тхагапсова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» ФГБОУВО «Северокавказская государственная академия», [email protected],
S.K. Tkhagapsova - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Accounting, FSBEI of HE "North Caucasus State Academy";
Л.А. Яндарбаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
L.A. Yandarbaeva - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management of the Chechen State University.
ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК ДЕПРЕССИВНЫХ АГРАРНООРИЕНТИРОВАННЫХ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА FEATURES OF MODERNIZATION PROCESSES IN THE REGIONAL AIC OF DEPRESSIVE AGRARIAN ORIENTED REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS
Аннотация. Уже более четверти века в российской аграрной экономике говорят о необходимости завершения аграрно-экономической реформы, основанной на принципах свободы собственности и предпринимательства посредством задействования целенаправленных модернизационных преобразований. Однако, несовершенство методов госрегулирования не позволило вызвать стимулирующий эффект, стать катализатором и т.д., что усугубило множество так и не решаемых социально-экономических и даже политических проблем. Исследователи отмечают сохраняющуюся неразвитость рыночной инфраструктуры, низкие финансовые возможности, наличие многочисленных административных барьеров, незавершенность земельных реформ и т.п., что, в целом, крайне негативно воздействует на экономический рост и социальные преобразования в АПК.
Особенно отчетливо эти проблемы проявляются в депрессивных, аграрноориентированных республиках Северного Кавказа.
Достточно отметить лишь один аспект этих проблем - в этих республиках объемы инвестиций и даже кредитования ни разу не соответствовали за последние тридцать лет реальным потребностям.
Все вышеуказанное актуализирует проблемы формирования продовольственной безопасности, разработки собственных инноваций, активизации модернизационных процессов в АПК.
Annotation. For more than a quarter of a century, the Russian agrarian economy has been talking about the need to complete the agrarian and economic reform based on the principles of freedom of ownership and entrepreneurship through the use of targeted modernization transformations. However, the imperfection of state regulation methods did not allow to provoke a stimulating effect, to become a catalyst, etc., which exacerbated many unsolved social, economic and even political problems. Researchers note the continued underdevelopment of market infrastructure, low financial opportunities, the presence of numerous administrative barriers, incomplete land reforms, etc., which, in general, have a very negative impact on economic growth and social transformations in the agro-industrial complex.
These problems are especially pronounced in the depressed, agrarian-oriented republics of the North Caucasus.
It is sufficient to note only one aspect of these problems - in these republics the volumes of investments and even lending have never met real needs over the past thirty years.
All of the above actualizes the problems of food security, the development of their own innovations, and the activation of modernization processes in the agricultural sector.
Ключевые слова: мировой экономический кризис, экономические санкции, АПК, конкуренция, инновации, модернизационные процессы.
Keywords: global economic crisis, economic sanctions, agribusiness, competition, innovation, modernization processes.
В начале нашего исследования мы посчитали необходимым рассмотреть понятие «модернизация». Модернизацию мы рассматриваем в виде многогранного процесса, обеспечивающего качественные преобразования, усовершенствование и т.п. во всех сферах жизнедеятельности человека - в экономической, политической, социальной и т.д. Уместно вспомнить изречение, где модернизацию рассматривают в виде слона, так как сложно дать ей определение, но также трудно не признать слона, когда видишь это животное...