Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО‐ПРОСТРАНСТВЕННОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО‐КАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИК'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО‐ПРОСТРАНСТВЕННОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО‐КАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / депрессивные республики / горные районы / муниципальное образование / единое экономическое пространство региона / особенности развития / управление / economic crisis / depressive republics / mountainous regions / municipality / common economic space of the region / development features / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В С. Мисаков, М А. Довлетмурзаева

Проблемы управления малонаселенными муниципальными формированиями горных территорий депрессивных республик Северного Кавказа крайне актуальны и на федеральном уровне. Среди особенностей развития большей части муниципальных территорий горных районов можно отметить узкоспециализированную структуру местной экономики, повышенный уровень безработицы, недопустимо низкие доходы населения, нарастающую депопуляцию, отсутствие рынка труда, отсутствие частных инвестиций в сельскую инфраструктуру и др. Иными словами, речь идет об отсутствии финансовых, организационно-управленческих возможностей обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных районов.[2,9,13] Эксперты отмечают, что отсутствие надлежащего внимания федеральных и региональных органов власти и управления усиливает несбалансированность пространственного развития муниципальных районов горных территорий, а также приводит к нарастанию транспортных и экологических проблем. [2,6,10] Цифровизация экономики, активизируя процессы коммуникационного сжатия экономического пространства, выстраивает новый контекст развития муниципальных экономик. В последние годы в зарубежных и российских изданиях опубликовано множество научных работ по проблемам развития муниципальных образований в региональной экономической системе. Вместе с тем, практически нет научных работ касательно анализа проблем развития муниципалитетов горных территорий как цельных объектов в экономическом пространстве региона, не исследованы вопросы диагностирования влияния особенностей развития муниципальных образований на региональную экономическую систему и др. Все эти вопросы наряду с актуальностью рассматриваемой научной проблематикой и обосновали выбор темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ECONOMIC‐SPATIAL MULTIFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL REGIONS OF THE MOUNTAINOUS TERRITORIES OF THE NORTH CAUCASIAN REPUBLICS

The problems of managing sparsely populated municipal formations of mountainous areas of the depressive republics of the North Caucasus are extremely relevant at the federal level. Among the features of the development of most of the municipal territories of mountainous regions, one can note the highly specialized structure of the local economy, an increased level of unemployment, unacceptably low incomes of the population, increasing depopulation, the absence of a labor market, the lack of private investment in rural infrastructure, etc. In other words, we are talking about the lack of financial, organizational and managerial capabilities to ensure sustainable socio-economic development of municipal areas. [2,9,13] Experts note that the lack of proper attention of federal and regional authorities and administrations increases the imbalance in the spatial development of municipal areas of mountainous areas, and also leads to an increase in transport and environmental problems. [2,6,10] The digitalization of the economy, activating the processes of communication compression of the economic space, builds a new context for the development of municipal economies. In recent years, many scientific works on the problems of the development of municipalities in the regional economic system have been published in foreign and Russian publications. At the same time, there are practically no scientific works regarding the analysis of the problems of the development of municipalities of mountainous territories as integral objects in the economic space of the region, the issues of diagnosing the influence of the peculiarities of the development of municipalities on the regional economic system, etc. All these questions, along with the relevance of the scientific problems under consideration, justified the choice of the topic of our research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО‐ПРОСТРАНСТВЕННОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО‐КАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИК»

осуществить передачу электронных документов из СЭД в СХЭД по информационно-коммуникационным сетям, обеспечить непрерывность жизненного цикла электронных документов в различных информационных системах.

Источники:

1. Вартаньянц Т.А., Старокожева В.П. Внедрение электронного кадрового документооборота: сущность, риски возможности Социально-трудовые исследования. 2019. № 1 (34). С. 145-156.

2. Мирошниченко М.А., Ковтун А.В., Кузнецова К.А. Менеджмент качества и управление человеческим капиталом на основе бережливых инноваций. Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 26 (4). С. 142-147.

3. Мирошниченко М.А., Мамыкина Е.В., Мирошниченко П.А. Анализ внешней среды, факторов формирования конкурентоспособности и стратегического развития коммерческого банка. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 1606-1616.

4. Об электронной подписи: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63 (в ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.

5. Суровцева Н.Г. Требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов: проблемы и решения. Вестник архивиста. 2019. № 1. С. 102-113.

6. Трофимова В.С. Особенности применения электронной подписи в системе электронного документооборота "диалог". Синергия Наук. 2018. № 30. С. 886-889.

References:

1. Vartan'yanc T.A., Starokozheva V.P. Vnedrenie elektronnogo kadrovogo dokumentooborota: sushchnost', riski vozmozhnosti

Social'no-trudovye issledovaniya. 2019. № 1 (34). S. 145-156.

2. Miroshnichenko M.A., Kovtun A.V., Kuznecova K.A. Menedzhment kachestva i upravlenie chelovecheskim kapitalom na

osnove berezhlivyh innovacij. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2019. № 26 (4). S. 142-147.

3. Miroshnichenko M.A., Mamykina E.V., Miroshnichenko P.A. Analiz vneshnej sredy, faktorov formirovaniya

konkurentosposobnosti i strategicheskogo razvitiya kommercheskogo banka. Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 120. S. 1606-1616.

4. Ob elektronnoj podpisi: federal'nyj zakon ot 6 aprelya 2011 g. № 63 (v red. ot 23.06.2016) // Sobranie zakonodatel'stva Ros-

sijskoj Federacii. - 2011. - № 15. - St. 2036.

5. Surovceva N.G. Trebovaniya k sistemam elektronnogo dokumentooborota i sistemam hraneniya elektronnyh dokumentov:

problemy i resheniya. Vestnik arhivista. 2019. № 1. S. 102-113.

6. Trofimova V.S. Osobennosti primeneniya elektronnoj podpisi v sisteme elektronnogo dokumentooborota "dialog". Sinergiya

Nauk. 2018. № 30. S. 886-889.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10402

В.С. Мисаков - доктор экономических наук, профессор лаборатории горного природопользования Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской Академии наук, [email protected],

V.S. Misakov - Doctor of Economics, Professor of the Laboratory of Mountain Nature Management of the Institute of Ecology of Mountain Territories named after A.K. Tembotova of the Russian Academy of Sciences;

М.А. Довлетмурзаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

M.A. Dovletmurzaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИК FEATURES OF THE ECONOMIC-SPATIAL MULTIFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL REGIONS OF THE MOUNTAINOUS TERRITORIES OF THE NORTH CAUCASIAN REPUBLICS

Аннотация. Проблемы управления малонаселенными муниципальными формированиями горных территорий депрессивных республик Северного Кавказа крайне актуальны и на федеральном уровне. Среди особенностей развития большей части муниципальных территорий горных районов можно отметить узкоспециализированную структуру местной экономики, повышенный уровень безработицы, недопустимо низкие доходы населения, нарастающую депопуляцию, отсутствие рынка труда, отсутствие частных инвестиций в сельскую инфраструктуру и др. Иными словами, речь идет об отсутствии финансовых, организационно-управленческих возможностей обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных районов.[2,9,13]

Эксперты отмечают, что отсутствие надлежащего внимания федеральных и региональных органов власти и управления усиливает несбалансированность пространственного развития муниципальных районов горных территорий, а также приводит к нарастанию транспортных и экологических проблем. [2,6,10]

Цифровизация экономики, активизируя процессы коммуникационного сжатия экономического пространства, выстраивает новый контекст развития муниципальных экономик.

В последние годы в зарубежных и российских изданиях опубликовано множество научных работ по проблемам развития муниципальных образований в региональной экономической системе. Вместе с тем, практически нет научных работ касательно анализа проблем развития муниципалитетов горных территорий как цельных объектов в экономическом пространстве региона, не исследованы вопросы диагностирования влияния особенностей развития муниципальных образований на региональную экономическую систему и др.

Все эти вопросы наряду с актуальностью рассматриваемой научной проблематикой и обосновали выбор темы нашего исследования.

Abstract. The problems of managing sparsely populated municipal formations of mountainous areas of the depressive republics of the North Caucasus are extremely relevant at the federal level. Among the features of the development of most of the municipal territories of mountainous regions, one can note the highly specialized structure of the local economy, an increased level of unemployment, unacceptably low incomes of the population, increasing depopulation, the absence of a labor market, the lack of private investment in rural infrastructure, etc. In other words, we are talking about the lack of financial, organizational and managerial capabilities to ensure sustainable socio-economic development of municipal areas. [2,9,13]

Experts note that the lack of proper attention of federal and regional authorities and administrations increases the imbalance in the spatial development of municipal areas of mountainous areas, and also leads to an increase in transport and environmental problems. [2,6,10]

The digitalization of the economy, activating the processes of communication compression of the economic space, builds a new context for the development of municipal economies.

In recent years, many scientific works on the problems of the development of municipalities in the regional economic system have been published in foreign and Russian publications. At the same time, there are practically no scientific works regarding the analysis of the problems of the development of municipalities of mountainous territories as integral objects in the economic space of the region, the issues of diagnosing the influence of the peculiarities of the development of municipalities on the regional economic system, etc.

All these questions, along with the relevance of the scientific problems under consideration, justified the choice of the topic of our research.

Ключевые слова: экономический кризис, депрессивные республики, горные районы, муниципальное образование, единое экономическое пространство региона, особенности развития, управление.

Keywords: economic crisis, depressive republics, mountainous regions, municipality, common economic space of the region, development features, management.

Пространство выступает в качестве экономического феномена и содержательной формы функционирования социо-эколого-экономической системы. Говоря о пространственном развитии, надо отметить, что речь идет не только о необходимости выявления недостатков и упущений, но и о разработке прогрессивных преобразований физической базы и устойчивого сбалансированного развития региональной социо-эколого-экономиче-ской системы, направленной на повышение уровня и качества жизни населения. Все это, безусловно, требует непосредственного учета пространственного фактора в повседневной деятельности по развитию муниципалитетов. [1,5,14]

Разрабатываемая современная пространственная политика муниципалитетов, в т.ч., остро подверженных демографическому сжатию, должна быть направлена на поиск баланса между оптимизацией затрат на осуществление обязательств социального обеспечения, предоставления госуслуг, надлежащего содержания муниципальной собственности и инфраструктуры, и сохранения потенциала территории, повышения ее привлекательности для населения и бизнес-структур, ибо нарушение этого баланса приводит, в первую очередь, к потере социальных объектов (школ, амбулаторий, библиотек, клубов и т.п.) и вызывает значительный отток местного населения в города страны.

В качестве объекта нашего исследования мы взяли республики Северного Кавказа. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, все семь республик имеют сходную структуру экономики и относятся к регионам традиционно агропромышленного классического типа. Республики обладают практически одинаковым состоянием окружающей среды, все они дотационные, малоземельные и трудоизбыточные.

Для определения параметров присутствия муниципальных образований горных территорий в экономическом пространстве республик на основе показателей насыщенности экономического пространства деятельностью хозяйствующих субъектов мы исчислили индексы присутствия, определяемые в виде соотношения доли муниципального образования по каждому рассматриваемому показателю и его долей в общей численности населения республики.

Индекс присутствия характеризует пропорциональность участия муниципалитета в воспроизводственном процессе республики по численности предприятий. В случае, когда данный индекс меньше 1, это говорит о преимуществе других территорий; когда равен 1 - о пропорциональном (по численности населения) распределения показателя; больше 1 - налицо активное участие муниципальных образований в формировании регионального показателя.

В целом, надо отметить, что совокупное присутствие муниципалитетов в республиках касательно доли численности населения уменьшилось за период с 2010-2018 гг. с 2,4% (РСО - Алания, КБР) до 2,6% (Дагестан, Чечня).

Вторым показателем выступил показатель «продукция сельского хозяйства горных муниципальных образований». Надо отметить, что данный показатель во всех муниципальных образованиях горных территорий всех северокавказских республик имеет устойчивую выраженную отрицательную динамику. Все рассчитанные индивидуальные индексы присутствия по второму показателю во всех республиках касательно горных территорий меньше 1, что свидетельствует о крайне пассивном участии рассматриваемых муниципалитетов в формировании республиканского показателя «продукция сельского хозяйства».

В ходе исследования было установлено, что если численность населения муниципальных формирований горных территорий меньше в 14 раз (Дагестан, КБР), 11,5 раз (РСО-Алания, КЧР), 10,2 раза (Чечня, Ингушетия), то их доля в республиканском сельскохозяйственном производстве (составляет соответственно) ниже в 18 раз, 15,2 раза и 14,1 раза.

В ряде республик, в частности, в Кабардино-Балкарской, появление садов и новых животноводческих комплексов в горных районах несколько улучшили масштабы присутствия отдельных муниципальных районов в региональном агропромышленном производстве.

То же самое касается и третьего оценочного показателя - индекс присутствия муниципального формирования по показателю «инвестиции в основной капитал».

Для динамики масштабного присутствия муниципалитетов в экономическом пространстве северокавказских республик по третьему показателю характерна резкая неравномерность относительно конкретных территорий, и хронологии их осуществления.

Наибольшие объемы инвестиций за рассматриваемый период 2010-2018 гг. были направлены в турист-ско-рекреационную индустрию горных территорий - речь идет о горнолыжных базах, канатных дорогах, лыжных трассах и соответствующей социальной инфраструктуре, реализуемых в Домбае (КЧР), Приэльбрусье (КБР), Ло-ганаки (Адыгея) и др. При этом, практически в каждой республике есть муниципалитеты в горных районах, которые не участвовали в инвестиционных движениях.

Четвертым оценочным показателем выступает индекс присутствия муниципального образования по показателю «оборот розничной торговли». Судя по полученным значениям рассматриваемого индивидуального индекса можно делать однозначное заключение - потребление, в основном, осуществляется в степных, предгорных и городских округах (индекс не превышает 0,18 по обороту розничной торговли). И это естественно, ибо, как правило, в горных поселениях практически нет кафе, столовых, пивных баров, магазинов одежды и т.д.

В ходе нашего исследования мы задались целью - оценить собственную экономическую динамику муниципалитетов горных районов по таким группам оценочных показателей как насыщенность экономического пространства хозяйствующих субъектов; уровень развития пространственного каркаса и связанность экономического пространства.

В качестве методологической основы анализа насыщенности экономического пространства муниципалитетов горных территорий выступает воспроизводственный процесс на территории данного образования. При этом используются такие показатели как производство сельскохозяйственной продукции, инвестиции в основной капитал и оборот розничной торговли. [4,7,12]

В целом, надо отметить, что если в сельхозпроизводстве за анализируемый период имеется рост (хоть и номинальный - 1,2%), то касательно инвестиций в основной капитал и, особенно, оборотов розничной торговли в подавляющем большинстве горных территорий практически на уровне 2010 года. При этом, в девяти муниципальных образованиях горных районов региона наблюдается отрицательная динамика по инвестициям и обороту розничной торговли.

Говоря о показателях оценки пространственного каркаса территориальной экономики, надо отметить, что речь идет о динамике плотности хозяйствующих субъектов, о характере муниципального территориального устройства, о его специализации и др. [3,6,15]

Горные поселения довольно быстро отмирают - молодежь даже школу предпочитает оканчивать в городах республик. Безработица (фактическая) достигает 80%, официальная - 15-17%...

Хозяйствующие субъекты создают трудовой потенциал муниципалитетов, выступают как единственная движущая сила социально-экономического развития муниципальных образований. Наблюдаемое нарастающее банкротство предприятий, расположенных в горных районах, критично сокращает трудовой потенциал. [8,11]

Практически во всех поселениях горных территорий устойчиво сокращается численность населения, более того, в каждой республике есть исчезнувшие поселения.

Особой проблемой горных поселений является отсутствие надлежащей транспортной инфраструктуры. Здесь, как правило, нет регулярного автобусного сообщения со столицей республики, передвижение осуществляется на маршрутных такси, что дорого и неудобно для населения... В этих условиях трудно говорить о качестве автомобильных дорог - немало участков, которые не видели ремонта еще с советских времен. Здесь уместно говорить о деградации дорожного покрытия.

Проведенный нами анализ экономико-пространственного развития муниципальных формирований депрессивных республик Северного Кавказа позволил сформулировать ряд направлений его достижения:

- необходимо обеспечить устойчивую экономическую активность с учетом центробежного характера производственных отношений региональной экономической системы;

- восстановить и повышать качественные характеристики физического базиса;

- формировать интегрирование экономических отношений муниципальных образований горных территорий в региональное экономическое пространство;

- стремиться к обеспечению сбалансированного развития сельско-городских отношений, что позволит развивать предпринимательство в сельской местности, раскрыть и сохранить их природно-ресурсный, демографический и экологический потенциал, улучшить инфраструктурное обеспечение, качественно выстраивать сельско-городские взаимоотношения.

Нам представляется необходимым четко отметить следующее: развитие муниципальных образований горных территорий нельзя строго ориентировать исключительно на необходимость наращивания роста экономических и иных показателей посредством привлечения частных инвесторов, богатых людей и т.п. Мы убеждены, что в данном случае целью пространственного развития должно быть обеспечение не столько текущих показателей, сколько территориальную идентичность муниципального национального образования.

Говоря о необходимости обеспечения экономико-пространственного многофункционального развития сельских территорий, мы предполагаем необходимость продвижения несельскохозяйственных видов деятельности и преодоления стереотипов типа того, что это многофункциональные территории и их удел, как правило, сельское хозяйство...

Нам представляется, что еще далеко не раскрыт потенциал сельских поселений горных территорий; еще много не выявленных резервов и ресурсов; что есть много возможностей диверсифицировать сельскую экономику; повысить инвестиционную привлекательность экологически чистых горных территорий; активно использовать международный, межрегиональный и межмуниципальный опыт и знания.

На наш взгляд, федеральные и региональные власти должны разработать и внедрить в кратчайшие сроки специальную целевую программу развития социального предпринимательства как ключевого фактора повышения уровня социально-экономической деятельности в сельской местности горных территорий. Такой подход развития социального предпринимательства обеспечит ее деловую связанность с муниципальным сообществом и направленную вовлеченность в жизнь муниципального формирования и тем самым мобилизовать множество разнообразных локальных ресурсов и активов для обеспечения локально сопряженных результатов, и в первую очередь, развитие человеческого капитала.

Источники:

1. Алпацкая Е.Г. Современные подходы и этапы территориального планирования в муниципальном образовании //Вестник Челябинского госуниверситета. - 2015. - №1. - С.15-36

2. Белоусова С.В. Сбалансированность социально-экономического пространства //Известия Иркутской гос. эконом. академии. - 2014. - №6. - С.113-122

3. Зайцева О.О. Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии //Фундаментальные исследования. - 2013. - №6. - С.416-420

4. Ильина И.В. Мониторинг функционирования муниципальных районов региона //Вестник сельского развития и социальной политики. - 2016. - №2. - С.37-39

5. Иншаков О.В. Институциональность пространства в концепции пространственной экономики //Пространственная экономика. - 2007. - №1. - С.5-21

6. Карашаева Д.А. Механизм сглаживания социально-экономической поляризации в условиях дотационного района: на материалах кабардино-Балкарской республики: автореф. дисс. канд. экон. наук.- Владикавказ: ГГАУ. - 26 с.

7. Кохан А.Н. Эволюция законодательных основ формирования экономики и финансов муниципальных образований //Финансовая аналитика. - 2013. - №10. - С.12-21

8. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

9. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

10. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

11. Николаев К.А. Муниципальное хозяйство и муниципальное управление //Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2016. - №6. - С.15-21

12. Остапец О.Г. Муниципальное образование как правовой феномен //Инновационная наука. - 2015. - Т.1. - №3. -С.225-228

13. Сюсюра Д.А. Управление многофункциональной сельской экономикой //Проблемы современной экономики. -2010. - №3. - С.418-420

14. Туманян Ю.Р. Место муниципального хозяйства и его ресурсы в системе экономических отношений //Экономический вестник РГЭУ. - 2008. - Т.6. - №3. - С.307-311

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Alpatskaya E.G. Modem approaches and stages of territorial planning in the municipal formation // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2015. - No. 1. - S.15-36

2. Belousova S.V. Balancing the socio-economic space // Izvestiya Irkutsk state. economy. academy. - 2014. - No. 6. - S.113-122

3. Zaitseva OO Rural territories as an object of management: concept, functions, typologies // Fundamental research. - 2013. -No. 6. - S.416-420

4. Ilyina I.V. Monitoring of the functioning of municipal districts of the region // Bulletin of rural development and social policy. - 2016. - No. 2. - S.37-39

5. Inshakov O.V. Institutionality of space in the concept of spatial economics // Spatial Economics. - 2007. - No. 1. - S.5-21

6. Karashaeva D.A. The mechanism of smoothing out socio-economic polarization in the conditions of a subsidized region: on the materials of the Kabardino-Balkarian republic: author. diss. Cand. econ. Sciences. - Vladikavkaz: GGAU. - 26 p.

7. Kohan A.N. Evolution of the legislative foundations of the formation of the economy and finance of municipalities // Financial analytics. - 2013. - No. 10. - S.12-21

8. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

9. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

10. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

11. Nikolaev K.A. Municipal economy and municipal management // Actual problems of our time: science and society. - 2016. -No. 6. - S.15-21

12. Ostapets O.G. Municipal formation as a legal phenomenon // Innovative Science. - 2015. - T.1. - Number 3. - S.225-228

13. Syusyura D.A. Management of multifunctional rural economy // Problems of modern economics. - 2010. - No. 3. - S.418-420

14. Tumanyan Yu.R. The place of the municipal economy and its resources in the system of economic relations // Economic Bulletin of the Russian State Economic University. - 2008. - T.6. - Number 3. - S.307-311

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10403

И.А. Наугольнова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «СГЭУ», [email protected],

I. A. Naugolnova - candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Economics, organization and strategy of enterprise development, SSEU.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ ЗАТРАТ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ SYSTEMATIZATION OF FACTORS THAT DETERMINE THE LEVEL OF COSTS AT RUSSIAN MANUFACTURING ENTERPRISES

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена высоким уровнем затрат на рубль товарной продукции отечественных промышленных предприятий. В свою очередь, производство, в частности обрабатывающее, является основополагающим фактором эффективного развития экономики страны. Грамотная система управления затратами, а основу которой положен анализ факторов, обусловливающих уровень расходов предприятия, позволяет оптимизировать себестоимость продукции, повысить ее конкурентоспособность на рынке и прибыльность предприятия.

Важно вовремя предугадать и оценить влияние того или иного фактора, определяющего уровень затрат. Это позволяет своевременно принять меры по оптимизации расходов предприятия.

В статье представлена систематизация факторов затрат по экономическим элементам. Она позволяет быстрее определить причину изменения затрат на материалы, оплату труда, страховые взносы, амортизационные отчисления и прочих расходов; согласуется с правилами ведения бухгалтерской отчетности, что упрощает процесс проведения анализа и разработку мер по сокращению расходов.

Abstract. The relevance of the study is due to the high level of costs for the ruble of commercial products of domestic industrial enterprises. In turn, production, in particular manufacturing, is a fundamental factor in the effective development of the country's economy. A competent cost management system, based on the analysis of factors that determine the level of expenses of the enterprise, allows you to optimize the cost of production, increase its competitiveness in the market and profitability of the enterprise.

It is important to anticipate and evaluate the impact of a particular factor that determines the level of costs. This allows you to take timely measures to optimize the company's expenses.

The article presents a systematization of cost factors by economic elements. It allows you to quickly determine the reason for changes in the cost of materials, labor, insurance premiums, depreciation and other expenses; it is consistent with the rules of accounting, which simplifies the process of analysis and the development of measures to reduce costs.

Ключевые слова: факторы затрат, затраты на 1 рубль, управление затратами, систематизация факторов затрат, экономические элементы затрат

Keywords: cost factors, costs per 1 ruble, cost management, systematization of cost factors, economic elements

of costs

Введение

Затраты на 1 рубль товарной продукции на предприятиях обрабатывающей промышленности достаточно высоки. По официальным статистическим данным они составили 94,1 коп. в 2017 г. и 88,9 коп. в 2018 г. При этом наблюдается существенный разрыв между предприятиями различных видов деятельности, а также по регионам внутри страны. [2]

Для каждого предприятия характерны свой набор ключевых факторов, обусловливающих уровень затрат, и своя структура расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.