Научная статья на тему 'Бюджетирование как высокоэффективный инструмент сбалансированного формирования устойчивости муниципальных финансов'

Бюджетирование как высокоэффективный инструмент сбалансированного формирования устойчивости муниципальных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональное бюджетное выравнивание / муниципальные финансы / трансформация / бюджетирование. / regional budget alignment / municipal Finance / transformation / budgeting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Багаева, З Х. Оздоева

Современное положение построения и эффективного использования муниципальных финансов вызывает много нареканий от органов местного самоуправления, гражданского сообщества и госструктур. Среди причин такого состояния можно выделить несовершенство нормативно-правовых положений организации и управления финансовой деятельностью органов местного самоуправления, нехватку управленческих кадров с рыночным мышлением, непроработанность механизмов урегулирования финансовых вопросов местного значения. Все это, безусловно, негативно сказывается на ходе социально-экономического развития муниципальных образований, на качестве жизни населения, на наполняемости местного бюджета и т.д. Вследствие этого, местное население практически всех муниципальных образований республик Северного Кавказа критически относится к деятельности современных институтов муниципалитетов. Эти претензии касаются недостаточной социальной защищенности (22% обращений), жилищных проблем (18%), проблем коммунального хозяйства (14%), вопросов эксплуатации, ремонта жилищного фонда, тарифов и цен на услуги ЖКХ (11%), вопросов муниципального здравоохранения (8%) и др. Системная трансформация муниципальных финансов предполагает в ходе определения правового статуса муниципальных образований исходить из уровня социально-экономического развития рассматриваемой территории, ее размеров, освоенности, типа расселения и плотности населения, его этнического и профессионального состава. Надлежащая организация муниципальных образований сопряжена с оценкой адекватности экономической базы планируемым преобразованиям, налогового потенциала, структуры муниципального имущественного комплекса. Эксперты отмечают, что за последние годы реформирования местных бюджетов наблюдается усиление зависимости местных финансов от усилий регулирующих источников, более того – муниципалитеты оказались не заинтересованными в наращивании экономического и производственного потенциала и налогооблагаемой базы местности. Надо отметить, что низкий удельный вес местных налогов и наличие распределительной, иждивенческой модели внутри регионального бюджетного выравнивания не могут стимулировать в современных реалиях муниципальные образования депрессивных республик Юга России к расширению обязательств (по качественным и количественным параметрам) муниципальных услуг для местного населения. Все вышесказанное говорит об актуальности избранной нами темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING AS A HIGHLY EFFECTIVE TOOL FOR BALANCED FORMATION OF MUNICIPAL FINANCE SUSTAINABILITY

The current state of building and effective use of municipal Finance is subject to many complaints from local governments, civil society and government agencies. Among the reasons for this state of Affairs are the imperfection of legal provisions for the organization and management of financial activities of local governments, the lack of managerial personnel with market thinking, and the lack of mechanisms for resolving financial issues of local significance. All this, of course, has a negative impact on the socio-economic development of municipalities, on the quality of life of the population, on the filling of the local budget, etc. As a result, the local population of almost all municipalities of the North Caucasus republics is critical of the activities of modern municipal institutions. These claims relate to insufficient social protection (22% of requests), housing problems (18%), problems of public utilities (14%), issues of operation and repair of housing stock, tariffs and prices for housing and communal services (11%), municipal health issues (8%), etc. The system transformation of municipal finances assumes that the legal status of municipalities is determined based on the level of socio-economic development of the territory in question, its size, development, type of settlement and population density, its ethnic and professional composition. Proper organization of municipalities involves assessing the adequacy of the economic base for the planned changes, the tax potential, and the structure of the municipal property complex. Experts note that in recent years of reforming local budgets, there has been an increasing dependence of local Finance on the efforts of regulatory sources, moreover, municipalities have not been interested in increasing the economic and productive potential and tax base of the area. It should be noted that the low share of local taxes and the presence of a distributive, dependent model within the regional budget alignment cannot encourage municipalities in the depressed republics of Southern Russia to expand their obligations (in terms of qualitative and quantitative parameters) of municipal services for the local population. All of the above points to the relevance of our chosen research topic

Текст научной работы на тему «Бюджетирование как высокоэффективный инструмент сбалансированного формирования устойчивости муниципальных финансов»

14. Magomaeva L. R. Challenges of the digital economy: new direction of improvement of banking business based on creation of intelligent cross-channel information systems // Business. Education. Law. 2018. No. 2 (43). P. 148-155. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.43.233.

15. Fahmida Y. Rashid The top 12 cloud security threats [Electronic resource] // NETWORKWORLD. Information resource. URL: https://www.networkworld.com/article/3042610/security/the-dirty-dozen--cloud-security-threats.html (date of viewing: 12.11.2019).

16. IDG Research. Site data. [Electronic resource]. URL: https://www.idg.com/research/ (date of viewing: 15.11.2019).

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10202

А.И. Багаева -ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

A.I. Bagayeva - assistant of the Department of Management, Chechen state University;

З.Х. Оздоева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

Z. Kh. Ozdoeva - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and credit, Ingush state University.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СБАЛАНСИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ BUDGETING AS A HIGHLY EFFECTIVE TOOL FOR BALANCED FORMATION OF MUNICIPAL FINANCE

SUSTAINABILITY

Аннотация. Современное положение построения и эффективного использования муниципальных финансов вызывает много нареканий от органов местного самоуправления, гражданского сообщества и госструктур. Среди причин такого состояния можно выделить несовершенство нормативно-правовых положений организации и управления финансовой деятельностью органов местного самоуправления, нехватку управленческих кадров с рыночным мышлением, непроработанность механизмов урегулирования финансовых вопросов местного значения.

Все это, безусловно, негативно сказывается на ходе социально-экономического развития муниципальных образований, на качестве жизни населения, на наполняемости местного бюджета и т.д. Вследствие этого, местное население практически всех муниципальных образований республик Северного Кавказа критически относится к деятельности современных институтов муниципалитетов. Эти претензии касаются недостаточной социальной защищенности (22% обращений), жилищных проблем (18%), проблем коммунального хозяйства (14%), вопросов эксплуатации, ремонта жилищного фонда, тарифов и цен на услуги ЖКХ (11%), вопросов муниципального здравоохранения (8%) и др.

Системная трансформация муниципальных финансов предполагает в ходе определения правового статуса муниципальных образований исходить из уровня социально-экономического развития рассматриваемой территории, ее размеров, освоенности, типа расселения и плотности населения, его этнического и профессионального состава. Надлежащая организация муниципальных образований сопряжена с оценкой адекватности экономической базы планируемым преобразованиям, налогового потенциала, структуры муниципального имущественного комплекса.

Эксперты отмечают, что за последние годы реформирования местных бюджетов наблюдается усиление зависимости местных финансов от усилий регулирующих источников, более того - муниципалитеты оказались не заинтересованными в наращивании экономического и производственного потенциала и налогооблагаемой базы местности.

Надо отметить, что низкий удельный вес местных налогов и наличие распределительной, иждивенческой модели внутри регионального бюджетного выравнивания не могут стимулировать в современных реалиях муниципальные образования депрессивных республик Юга России к расширению обязательств (по качественным и количественным параметрам) муниципальных услуг для местного населения.

Все вышесказанное говорит об актуальности избранной нами темы исследования.

Abstract. The current state of building and effective use of municipal Finance is subject to many complaints from local governments, civil society and government agencies. Among the reasons for this state of Affairs are the imperfection of legal provisions for the organization and management of financial activities of local governments, the lack of managerial personnel with market thinking, and the lack of mechanisms for resolving financial issues of local significance.

All this, of course, has a negative impact on the socio-economic development of municipalities, on the quality of life of the population, on the filling of the local budget, etc. As a result, the local population of almost all municipalities of the North Caucasus republics is critical of the activities of modern municipal institutions. These claims relate to insufficient social protection (22% of requests), housing problems (18%), problems of public utilities (14%), issues of operation and repair of housing stock, tariffs and prices for housing and communal services (11%), municipal health issues (8%), etc.

The system transformation of municipal finances assumes that the legal status of municipalities is determined based on the level of socio-economic development of the territory in question, its size, development, type of settlement and population density, its ethnic and professional composition. Proper organization of municipalities involves assessing the adequacy of the economic base for the planned changes, the tax potential, and the structure of the municipal property complex.

Experts note that in recent years of reforming local budgets, there has been an increasing dependence of local Finance on the efforts of regulatory sources, moreover, municipalities have not been interested in increasing the economic and productive potential and tax base of the area.

It should be noted that the low share of local taxes and the presence of a distributive, dependent model within the regional budget alignment cannot encourage municipalities in the depressed republics of Southern Russia to expand their obligations (in terms of qualitative and quantitative parameters) of municipal services for the local population.

All of the above points to the relevance of our chosen research topic.

Ключевые слова: региональное бюджетное выравнивание, муниципальные финансы, трансформация, бюджетирование.

Keywords: regional budget alignment, municipal Finance, transformation, budgeting.

Дальнейшая трансформация финансов муниципальных образований Российской Федерации должно строиться на комплексной оценке экономического, производственного, инновационного и налогового потенциала социо-эколого-экономического развития муниципального образования.

Для этого необходимо предварительная проработка основных проблем и выработка приоритетных направлений потенциала устойчивого развития исследуемой локальной территории.

Преобразовательный и перманентный характер процессов развития муниципального образования, его ресурсной базы требует рассмотрения территориального развития как целенаправленной деятельности по самореализации потенциала данной территории. Речь идет о ресурсной трансформации, механизмом коей выступает процесс самоорганизации всех видов деятельности на территории рассматриваемого муниципального образования. Одним из результатов такого процесса является усложнение исследуемой структуры, проявляющейся в росте разнообразия, кооперативности и согласованности всех составляющих региональной (муниципальной) экономической системы.

Ресурсно-трансформационный подход предполагает восприятие потенциала муниципального образования как перехода из ресурса в новый ресурс. Такое положение требует помимо комплексной оценки природно -географических, трудовых, интеллектуальных ресурсов, инфраструктуры и т.п. также выявить уровень их возможной трансформации. Ресурсный потенциал любого муниципального образования имеет свою особую (определенную) структуру, функции, особенности распределения и задействования собственных ресурсов. В числе основных элементов можно выделить природный, производственный и человеческий капитал. [4,8]

Специфика задействования капитала сопряжена с необходимостью обеспечения надлежащего душевого потребления для последующих поколений при использовании обществом ограниченных невозобновляемых ресурсов. Одним из обязательных условий рационального распределения запасов капитала между разными слоями и группами населения, последующими поколениями выступает заменяемость природных экономических активов (трансгенерация капитала).

В соответствии с правилом Дж. Хартвика «исчерпание невозобновляемого природного капитала должно быть меньше, чем прирост капитала произведенного и человеческого». [12]

Оценка результативности трансформации ресурсов, эффективности их качественных преобразований производится посредством анализа объемов доходов бюджета местного самоуправления, полученных от задействования всех видов ресурсов. Оценочный критерий «доходность» мобилизует идею наращивания и эффективного задействования средств муниципального хозяйства. [3,9]

Эксперты отмечают, что на местах органы местного самоуправления довольно часто «забывают» об институциональных ресурсах - определенных организационно-управленческих форм, активно воздействующих на пополняемость источников муниципальных доходов. Анализ институциональных ресурсов позволяет выявить, насколько эти ресурсы вовлечены и генерированы в доходы муниципальных образований в виде всевозможных форм деятельности, таких как малый бизнес; мобилизация муниципального имущественного комплекса, развитие инноваций и т.п.

Надо сказать и о внешних факторах, также активно и разнонаправлено воздействующих на доходность муниципалитетов, в частности, таких как объемы межбюджетных трансфертов, нормативы распределения налогов и др.

Действующее административно-территориальное устройство Российской Федерации, с учетом исторически сформировавшейся системой расселения и специализации в экономике национального хозяйства, рекомендуется использовать ряд уровней диагностирования потенциала муниципалитетов:

- правовой статус;

- поселенческий статус;

- экономическая специализация;

- производственная специализация;

- бюджетная специализация. [1,6]

Такой подход позволяет не только диагностировать уровень социально-экономического развития конкретного муниципального образования, но делать сравнительный анализ с другими муниципалитетами такой же правовой формы субъекта РФ, выявлять его сильные и слабые стороны посредством рейтинговой оценки. Анализ пространственно-хозяйственной структуры муниципального образования позволяет также определить территориальную дифференциацию всех видов потенциалов, установить социальный и производственный контуры территории, выявить «узкие» места в ее инфраструктурном обустройстве.

Одной из ключевых проблем развития муниципальных финансов является необходимость овладения знаниями и навыками для организации надлежащего государственного и рыночного регулирования. Естественно, что все это сопряжено с современным правовым, информационным, организационным и иным обеспечением.

Комплекс полномочий органов власти всех уровней регламентирован действующим законодательством в сфере налогово-бюджетного регулирования. Посредством активного использования инструментариев госрегулирования происходит прямое и косвенное воздействие органов власти на финансово-экономические процессы в сфере создания и исполнения местного бюджета, формируются стимулы для эффективного задействования его средств бюджетополучателями для обеспечения заданных социально значимых целей. [2,10,11]

Непосредственно организационно-экономический механизм стратегического управления трансформационными процессами финансово-экономических основ муниципалитетов должен быть подчинен решению четырех стратегических задач:

1. Институциональное регулирование полномочий органов власти в налогово-бюджетной сфере.

2. Обеспечение эффективного задействования и вопроизводства финансовых средств.

3. Обязательная ответственность и возмещение убытков за конечные результаты бюджетирования.

4. Надлежащее обеспечение бюджетной эффективности.

Все эти стратегически важные задачи реализуются посредством четкого формулирования и функционирования комплекса обособленных, но взаимосопряженных между собой методов.

Совокупность стратегических целей, на наш взгляд, должна обеспечить воспроизводство местного сообщества и всех его подсистем; создать условия для увеличения эффективности построения и задействования финансово-экономического потенциала муниципального образования; повысить стабильность и долговременность закрепления доходных источников; создать благоприятные условия для эффективной реализации аппаратом местного самоуправления своих полномочий.

На практике реализуемая система разработки местных бюджетов, как правило, происходит в соответствии с принципом секвестирования расходных статей. Так же часто по каким-то обязательствам органа местного самоуправления вынуждены отдавать предпочтение определенным статьям финансирования в ущерб остальным статьям. При этом они исходят из того, что расходы есть суммирующая функция от ряда переменных, характеризующих особенности рассматриваемого муниципалитета (речь идет о численности и половозрастной структуре населения; протяженности и состоянии коммунальных сетей муниципалитета; количестве и нормативах затрат по социально-экономическим программам; численности льготников, зарегистрированных в данном муниципалитете и др.) [3,5,7]

Все это, однозначно, предполагает при бюджетировании создать и задействовать новые более эффективные технологии стратегического планирования, учета и контроллинга конечных финансово-денежных результатов.

Бюджетирование муниципального образования предполагает рассмотрение местного бюджета как финансового плана органов местного самоуправления по заданным приоритетам социально-экономического развития территории; как последовательной цепочки управленческих решений и действий органов местного самоуправления, ориентированных на интегрирование разных объектов на цельное развитие местности.

Алгоритм бюджетирования может состоять из следующих этапов:

1. Формулирование комплекса целей и стратегий их осуществления (иными словами, - план).

2. Разработка системы мероприятий по реализации заданного плана.

3. Разработка финансовых смет и балансов.

4. Анализ конечных финансовых результатов.

Использование бюджетирования в системе стратегического управления имеет ряд конкурентных преимуществ. Так, например, задействование бюджетирования посредством расчетов и анализа финансовых параметров дает возможность осуществления предварительной оценки финансовой состоятельности отдельных видов муниципальной деятельности, и определения перспективы устойчивости муниципалитета.

Далее - бюджетирование делает деятельность муниципального образования «прозрачным», а значит, и привлекательным для будущих инвесторов. Так же существенно, что бюджетирование способствует выявлению и вовлечению в производство неработающие активы, оптимизации их структуры.

Все вышеизложенное позволяет выявить наиболее значимое конкурентное преимущество бюджетирования - его ориентированность на конечный результат.

Модель программно-целевого бюджетирования задействуется путем введения в бюджетный процесс системы специальных правил и процедур, позволяющих распорядителям и получателям бюджетных средств повысить социальную и экономическую эффективность использования бюджетных средств. Это предполагает

разработку механизма планирования бюджетных расходов и обоснования проекта бюджета, формулировки целей, коих необходимо достигнуть посредством целевого рационального расходования бюджетных средств, построения системы показателей для мониторинга и контроллинга уровня реализации заданных целей.

Надо отметить, что несмотря на строгую регламентацию расходования бюджетных средств, распорядители и получатели этих средств имеют большую свободу при принятии обоснованных управленческих решений для обеспечения заданных целей касательно структуры расходов. Это повышает ответственность распорядителей бюджетных средств за обеспечение заданных целей посредством использования системы мониторинга и анализа эффективности их деятельности.

Процесс перехода к построению бюджета, ориентированного на конечный результат, нельзя растягивать, ибо он позволяет эффективно контролировать деятельность главных распорядителей бюджетных средств, объективно оценивать достигнутую результативность (речь идет о социальной эффективности) и экономическую эффективность использования бюджетных средств. Посредством бюджетирования формируется система сравнения и реализации бюджета, позволяющая на каждой стадии деятельности объективно диагностировать достигнутый (промежуточный) и итоговый результаты.

В заключение можно отметить, что использование практики бюджетирования в муниципальных образованиях при реализации новаций бюджетного и налогового законодательства, на наш взгляд, является наиболее рациональной и перспективной.

Источники:

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: «Дашков и К»,2006. - 484 с.

2. Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере //Законодательство и экономика. - 2013. - №4. - С.14-20

3. Дмитриева Т., Гибеж А. Оценка потенциала развития муниципальных образований //Федерализм. - 2008. -№2. - С.69-86

4. Захарчук Е.А. Социально-экономические условия формирования финансовой устойчивости муниципальных образований. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН,2004. - 195 с.

5. Ларина С.Е. Местные бюджеты в условиях реализации муниципальной реформы. - М.: Изд-во РАГС,2008.

- 125 с.

6. Маликова А.М. Управление бюджетированием муниципального образования: автореф. дисс. на соиск. канд. экон. наук. - Ижевск,2005. - 25 с.

7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

10. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

11. Овчинникова О.П., Индутенко А.Н. Бюджетный менеджмент в условиях формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат //Финансы и кредит. - 2007. - №30. - С.10-14

12. Мейриева М.А. Стратегические приоритеты построения муниципальных финансов / М.А. Мейриева, Ш.А. Далгатов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 160-163.

13. Угурчиев О.Б., Джумаева Я.М. Развитие муниципальной экономики как системы экономических отношений // Вестник академии знаний. - 2019. - № 35 (6). - С. 275-280.

References:

1. Alexandrov I. M. The Budget system of the Russian Federation. - M.: "Dashkov and K", 2006. - 484 p.

2. Gerasimenko N. V. Legal regulation of the activities of local self-government bodies in the budget and tax sphere //Legislation and Economics, 2013. - No. 4. - Pp. 14-20

3. Dmitrieva T., Gibezh A. Assessment of the development potential of municipalities / / Federalizm. - 2008. - №2. - Pp. 6986

4. Zakharchuk E. A. Socio-economic conditions for the formation of financial stability of municipalities. - Yekaterinburg: IE Uro RAS, 2004. - 195 p.

5. Larina S. E. Local budgets in the conditions of implementation of municipal reform. - Moscow: Rags Publishing house, 2008. - 125 p.

6. Malikova A. M. Budget Management in municipal education: abstract. diss. on the internet. cand. econ. sciences'. - Izhevsk, 2005. - 25 p.

7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

8. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

10. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

11. Ovchinnikova O. P., Indutenko A. N. Budget management in the conditions of formation of a system of budgeting oriented on results / / Finance and credit. - 2007. - №30. - P. 10-14

12. Meirieva M.A. Strategic priorities for building municipal finance / M.A. Meirieva, Sh.A. Dalgatov // Humanities Studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 160-163.

13. Ugurchiev O.B., Dzhumaeva Ya.M. The development of the municipal economy as a system of economic relations // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 35 (6). - S. 275-280.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10203

М.Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», в.н.с. ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.Н. Ибрагимова РАН»; basnukaev@hotmail.com,

M. Sh. Basnukaev - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Taxes and taxation" of the Chechen state University, candidate of economic Sciences, Ibragimov Comprehensive research Institute of the Russian Academy of Sciences;

Д.В. Исанбаева - специалист 1 разряда, студентка 2 курса магистратуры направления «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; basnukaev@hotmail.com,

D.V. Isanbayeva, 1st-class specialist, 2nd-year master's student in Economics, profile "Taxes and taxation" Of the Chechen state University;

М.Д. Чандаева - студентка 2 курса магистратуры направления «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; basnu-kaev@hotmail.com,

M.D. Chandayeva - 2nd year student of the master's degree in Economics, profile "Taxes and taxation " Of the Chechen state University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

TAX ADMINISTRATION AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF TAX AUTHORITIES

Аннотация. В числе институциональных условий эффективной реализации государственных реформ на соответствующих уровнях управления надо выделить региональную налоговую политику, обеспечивающую осуществление налогами фискальной и регулирующей функций.

При этом можно утверждать, исходя из опыта предыдущих лет, что основополагающим в обеспечении устойчивости формирования налоговых доходов бюджетной системы является налаживание высокоэффективной системы налогового администрирования.

Эксперты отмечают, что, хотя налоговые органы наделены широкими правами и обязанностями касательно организации контроля и задействования комплекса мер ответственности к налогоплательщикам за определенные нарушения налогового законодательства, тем не менее пока нет явного эффекта в виде тотальной мобилизации платежей в бюджетную систему, также надо указать на несоблюдение налоговой дисциплины и т.д.

Нам представляется, что Налоговый Кодекс РФ несколько устарел и не соответствует динамично меняющейся экономической ситуации в мировой экономике, вследствие чего ряд его положений в сегодняшних реалиях уже потерял свою актуальность. В этих условиях особо значимыми становятся задачи обеспечения надлежащего уровня соблюдения налоговой дисциплины путем формирования налоговой культуры, роста качества региональных налоговых органов, совершенствования взаимодействия налоговых администраторов с соответствующими министерствами и ведомствами.

Все это позволяет говорить о необходимости дальнейшего развития системы налогового администрирования в Российской Федерации, в т.ч. вопросы организации его эффективного функционирования, задействования прорывных информационных технологий, построения деловых доверительных отношений между участниками налоговых отношений и др.

Вышеизложенное повлияло на выбор темы нашего исследования.

Abstract. Among the institutional conditions for effective implementation of state reforms at the appropriate levels of government, it is necessary to highlight the regional tax policy that ensures the implementation of fiscal and regulatory functions by taxes.

At the same time, it can be argued, based on the experience of previous years, that the establishment of a highly effective system of tax administration is fundamental in ensuring the stability of the formation of tax revenues in the budget system.

Experts note that although the tax authorities have broad rights and obligations regarding the organization of control and the use of a set of measures of responsibility to taxpayers for certain violations of tax legislation, however, there is no clear effect in the form of total mobilization of payments to the budget system, it is also necessary to point out non-compliance with tax discipline, etc.

It seems to us that the Tax Code of the Russian Federation is somewhat outdated and does not correspond to the dynamically changing economic situation in the world economy, as a result of which a number of its provisions have

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.