Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачев Дмитрий Александрович

В статье приводится инновационный подход к анализу внешней и внутренней среды организации, исследуя не только существующие факторы, но также предлагая новые модели и методы их оценки и понимания. Исследование рассматривает стратегическое планирование в организации, начиная с подробного анализа и разбора его ключевых аспектов. Одним из центральных понятий, которые автор выделяет, является стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая успешного функционирования организации, которое помогает лучше выявить сильные и слабые стороны организации, а также найти уникальные возможности и потенциальные угрозы. Автор представляет оригинальные стратегии и инструменты, которые помогают разработать конкурентные преимущества и обеспечить успешную реализацию стратегического плана. Обсуждается важность вовлечения ключевых заинтересованных сторон и эффективного коммуникационного подхода для достижения высокого уровня поддержки и понимания стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING IN THE ORGANIZATION

The article presents an innovative approach to the analysis ofthe external and internal environment of the organization, exploring not only existing factors, but also offering new models and methods of their assessment and understanding. The study examines strategic planning in an organization, starting with a detailed analysis and analysis of its key aspects. One of the central concepts that the author highlights is strategic planning as an integral component of the successful functioning of the organization, which helps to better identify the strengths and weaknesses of the organization, as well as to find unique opportunities and potential threats. The author presents original strategies and tools that help develop competitive advantages and ensure the successful implementation of the strategic plan. The importance of involving key stakeholders and an effective communication approach to achieve a high level of support and understanding of the strategy is discussed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 338.2

doi: 10.47576/2782-4586_2023_2_100

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Горбачев Дмитрий Александрович

Самарский государственный университет путей сообщения

Аннотация. В статье приводится инновационный подход к анализу внешней и внутренней среды организации, исследуя не только существующие факторы, но также предлагая новые модели и методы их оценки и понимания. Исследование рассматривает стратегическое планирование в организации, начиная с подробного анализа и разбора его ключевых аспектов. Одним из центральных понятий, которые автор выделяет, является стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая успешного функционирования организации, которое помогает лучше выявить сильные и слабые стороны организации, а также найти уникальные возможности и потенциальные угрозы.

Автор представляет оригинальные стратегии и инструменты, которые помогают разработать конкурентные преимущества и обеспечить успешную реализацию стратегического плана. Обсуждается важность вовлечения ключевых заинтересованных сторон и эффективного коммуникационного подхода для достижения высокого уровня поддержки и понимания стратегии.

Ключевые слова: стратегическое планирование, долгосрочные цели, внешняя и внутренняя среда, инновационный подход, управление рисками.

STRATEGIC PLANNING IN THE ORGANIZATION

Gorbachev Dmitry Alexandrovich

Samara State University of Railway Transport

Abstract. The article presents an innovative approach to the analysis ofthe external and internal environment of the organization, exploring not only existing factors, but also offering new models and methods of their assessment and understanding. The study examines strategic planning in an organization, starting with a detailed analysis and analysis of its key aspects. One of the central concepts that the author highlights is strategic planning as an integral component of the successful functioning of the organization, which helps to better identify the strengths and weaknesses of the organization, as well as to And unique opportunities and potential threats.

The author presents original strategies and tools that help develop competitive advantages and ensure the successful implementation of the strategic plan. The importance of involving key stakeholders and an effective communication approach to achieve a high level of support and understanding of the strategy is discussed.

Keywords: strategic planning, long-term goals, external and internal environment, innovative approach, risk management.

Введение. Стратегическое планирование - это неотъемлемая часть успешного развития и управления любой организацией. Это способ определения долгосрочного курса и набора шагов, которые необходимы для достижения замечательного будущего, которое организация стремится создать.

Суть стратегического планирования заключается в разработке конкретного плана, основанного на тщательном изучении текущего состояния организации, формулировании утопического образа будущего и определении стратегий для реализации этого образа. Этот процесс обеспечивает возможность уйти от рутины повседневных задач и сконцентрироваться на долгосрочных целях и перспективах.

При проведении стратегического планирования организации необходимо учесть внешние и внутренние условия, которые могут оказать влияние на её успех. Внешние условия могут включать конкуренцию, экономические тенденции и социально-политические сдвиги. В то время как внутренние условия могут включать доступные ресурсы, возможности и ограничения, с которыми сталкивается организация.

Хотя стратегическое планирование может представлять собой сложный процесс, требующий прозрачности, приверженности и участия всех сторон, если оно выполняется правильно, оно становится мощным инструментом для повышения эффективности, поддержания стабильности и обеспечения конкурентного преимущества организации. В последующих разделах мы более подробно рассмотрим этот ценный процесс и его важность для современных организаций.

Результаты исследования. Стратегическое планирование включает в себя определение долгосрочных целей и поиск лучших путей их достижения. Это включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации, определение стратегических целей и миссии, а также формирование, реализацию и контроль стратегического плана [2, с. 159].

Главные аспекты при составлении плана по достижению конкретной цели организации:

1. Определение направления. Стратегическое планирование предоставляет организации возможность определить свою миссию, видение и ключевые цели. Это позволяет

создать ясную дорожную карту для будущего, обозначающую, куда организация стремится двигаться и какие ключевые мили камни должны быть достигнуты в процессе. Для этого требуется провести глубокий анализ текущего состояния организации, внешнего рынка, конкурентов и потребностей клиентов. Определение направления также помогает создать общую картину для всех участников организации, обеспечивая общую цель и способствуя коллективной работе.

2. Принятие решений. Стратегическое планирование является ключевым инструментом для принятия обоснованных решений в организации. Оно устанавливает общую рамку, которая служит основой для всех оперативных решений. Стратегия определяет границы, в которых должны приниматься решения, что организация может и не может делать, чтобы достичь своих целей. Это обеспечивает согласованность решений на всех уровнях и во всех функциональных областях, обеспечивая, что все решения и действия поддерживают общую стратегию организации.

3. Распределение ресурсов. Стратегическое планирование играет ключевую роль в определении, какие ресурсы должны быть использованы для достижения ключевых целей организации. Это включает в себя финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, материальные ресурсы и т. д. Эффективное стратегическое планирование обеспечивает, что ресурсы организации сфокусированы на ключевых приоритетах, а не распылены на множество проектов или инициатив. Это также помогает обеспечить согласованность в распределении ресурсов на протяжении всей организации.

4. Адаптация к переменам. В быстро меняющемся окружении в бизнесе способность организации быстро адаптироваться к изменениям часто является ключом к успеху. Стратегическое планирование позволяет организациям предугадывать и быстро адаптироваться к изменениям. Это может быть через сценарное планирование, где различные будущие ситуации рассматриваются и анализируются заранее, или через гибкое стратегическое планирование, которое позволяет организациям быстро менять свою стратегию в ответ на изменения во внешней среде. Без эффективного стратегического

планирования, организации могут оказаться неготовыми к внешним изменениям, что может привести к потере конкурентных преимуществ.

Стратегическое направление определяет основное направление и фокус организации и может быть разным в зависимости от конкретной ситуации организации и ее долгосрочных целей [3, с. 89]. Вот несколько общих видов стратегического направления:

1. Стратегия роста: Это стратегия, в которой организация стремится увеличить свою долю на рынке, продажи, число клиентов или любой другой показатель роста. Это может достигаться через внутренний рост (например, через увеличение продаж), или через внешний рост (например, через поглощения и слияния).

2. Стратегия стабильности: В некоторых случаях организация может выбрать стратегию поддержания текущего положения дел. Это может быть связано с желанием сохранить текущий уровень успеха, удовлетворить текущих клиентов или избегать рисков, связанных с ростом или сокращением.

3. Стратегия сокращения: Иногда организация может выбрать стратегию сокращения своих операций. Это может быть связано с необходимостью повысить эффективность, управлять рисками или улучшить финансовые показатели.

4. Стратегия диверсификации: Организация может стремиться расширить свой бизнес в новые области. Это может быть связано с желанием расширить портфель продуктов, снизить риски или использовать новые возможности.

5. Стратегия консолидации: В этой стратегии организация стремится усилить свое текущее положение, объединив силы с другими организациями или консолидируя свои ресурсы. Это может быть ответом на угрозу конкурентов или стремление увеличить рыночную долю.

Выбор конкретного стратегического направления зависит от многих факторов, включая цели организации, ее ресурсы и конкурентную среду. Основой стратегических решений в управлении организацией является стратегический анализ. В стратегическом анализе стратегия выбирается путем оценки ресурсов организации и сопоставления их с возможностями и угрозами внешней среды,

в которой она находится. В сфере менеджмента стратегическое управление включает формулировку и реализацию основных целей и инициатив, предпринимаемых высшим руководством организации от имени собственников, на основе учета ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой действует организация [4, с. 459].

Конкретный пример стратегического планирования рассмотрим на примере известной компании "TechGiant", которая производит высокотехнологичное оборудование [1, с. 351]. После глубокого анализа внешней среды и внутренних возможностей, TechGiant решил, что их стратегическая цель на следующие пять лет - стать лидером в своем сегменте рынка. Для этого они разработали следующую стратегию:

1. Определение направления: Компания определила свое видение: "Стать ведущим поставщиком высокотехнологичного оборудования в отрасли". Это будет их направлением на протяжении всего периода планирования.

2. Принятие решений: Основываясь на анализе Портера пяти сил конкуренции, компания решила инвестировать в исследования и разработки для создания продуктов, которые превосходят продукты конкурентов по качеству и инновациям. Они также решили усилить свои усилия по маркетингу и продажам, чтобы увеличить свою долю на рынке.

3. Распределение ресурсов: Компания перераспределила свои ресурсы, увеличив бюджеты на исследования и разработки, маркетинг и продажи. Они также решили нанять дополнительных специалистов в области исследований и разработок, и маркетинга, чтобы поддержать свою стратегию.

4. Адаптация к переменам: Компания будет регулярно пересматривать свою стратегию и адаптировать ее при необходимости. Это может включать адаптацию к изменениям в технологии, рынке или конкурентной среде. Они также будут использовать системы мониторинга, чтобы отслеживать свой прогресс и измерять результативность своей стратегии.

5. Мониторинг и оценка: После разработки и реализации стратегии, TechGiant не останавливается на достигнутом. Компания постоянно отслеживает свои успехи, используя ключевые показатели эффективности (КР1),

включая долю рынка, уровень удовлетворенности клиентов, объем продаж и доходность. Они также проводят регулярные аудиты своей стратегии, чтобы убедиться, что они все еще движутся в правильном направлении и что их стратегия все еще релевантна и эффективна в условиях постоянно меняющегося рынка.

6. Корректировка стратегии: На основе результатов мониторинга и оценки, TechGiant может решить внести коррективы в свою стратегию. Например, если они обнаружат, что одна из их продуктовых линий не производит ожидаемый доход, они могут решить изменить свой подход к маркетингу этого продукта или даже исключить его из своего портфеля. Если они обнаружат новые возможности или угрозы, они могут адаптировать свою стратегию соответствующим образом.

Огромные корпоративные Компании демонстрируют, как эффективное стратегическое планирование может помочь организации определить свое направление, принять обоснованные решения, эффективно распределить ресурсы и адаптироваться к изменениям. Кроме того, он подчеркивает важность постоянного мониторинга и оценки, а также гибкости и способности корректировать стратегию при необходимости. В целом, это подчеркивает, что стратегическое планирование - это не одноразовый процесс, а постоянная циклическая активность, которая требует внимания на протяжении всего существования организации [5, с. 651].

Этапы стратегического планирования в организации для реализации и достижения цели можно представить в виде плана- схемы, представленного на рисунке 1.

Рисунок 1. План схема стратегического плана организации

Рассмотрение каждого из этих пунктов в отдельности:

1. Постановка стратегических целей и стратегический анализ: Этот этап включает в себя определение долгосрочных целей организации и проведение всестороннего анали-

за. Стратегические цели обычно амбициозны и могут включать такие аспекты, как становление лидером рынка, расширение географии деятельности или совершенствование продуктовой линии. Стратегический анализ включает внутренний анализ (оценка ресур-

сов, компетенций, преимуществ и слабостей) и внешний анализ (оценка рынка, анализ конкурентов, учет политических, экономических, социальных и технологических факторов).

2. Выбор стратегии: На основе результатов стратегического анализа выбирается конкретная стратегия, которая будет соответствовать целям и возможностям организации. Возможные стратегии могут включать стратегию роста, стратегию диверсификации, стратегию дифференциации, стратегию стабилизации и т.д. Выбор стратегии обычно зависит от множества факторов и требует тщательного анализа и обоснования.

3. Разработка стратегического плана: Стра -тегический план - это детализированный план действий, которые необходимо выполнить для достижения стратегических целей. Он обычно включает конкретные задачи, ответственных за их выполнение, необходимые ресурсы, сроки и ожидаемые результаты.

4. Организация реализации стратегического плана: Этот этап включает в себя назначение ответственных, распределение ресурсов, формирование команд и организацию рабочего процесса. На этом этапе также важно обеспечить поддержку и участие всех ключевых участников в организации и гарантировать, что все сотрудники понимают и поддерживают стратегический план.

5. Реализация стратегического плана: Реализация стратегического плана - это проведение запланированных мероприятий и

достижение поставленных целей. На этом этапе важно регулярно мониторить ход выполнения плана, анализировать эффективность реализованных действий и при необходимости вносить коррективы в план [6, с. 45].

6. Стратегический контроль и регулирование: Этот этап включает в себя регулярный контроль и оценку результатов реализации стратегического плана. Для этого могут использоваться различные метрики и индикаторы (например, ключевые показатели эффективности, или КР1), а также проводиться анализ отклонений от плана и их причин. В зависимости от результатов контроля, стратегический план может быть скорректирован.

Выводы. Исследование подчеркнуло важность стратегического планирования в управлении современными организациями. Стратегическое планирование служит мостом между текущим состоянием компании и ее будущим, позволяя ей определить и следовать пути, который ведет к достижению поставленных долгосрочных целей. Важность стратегического планирования проявляется в его способности обеспечить компании четкую направленность, понимание своих сильных и слабых сторон, учет внешнего окружения и возможность адаптироваться к его изменениям. Кроме того, оно способствует лучшему распределению ресурсов, оптимизации процессов и повышению уровня готовности к непредвиденным ситуациям.

Список источников

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов // М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

2. Сёмин А.Н., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Таипова Э.Х. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (для бакалавров) // М.:КноРус, 2018. - 298 с.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие // М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 260 с.

4. Кузык Б., Кушлин В., Яковец Ю. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник // М.: Экономика, 2011. - 604 с.

5. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб.пособие // М.:Новое знание, 2011-672 с.

6. Оборина Е. Д., Письменников Д. Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие // Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. - 96с.

7. Абрамова В. А. Формирование финансовой стратегии компании //Актуальные вопросы современной экономики. 2022.- №11. С.256-259

Информация об авторе

ГОРБАЧЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, магистр, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия.

Information about the author

GORBACHEV DMITRY ALEXANDROVICH, Magister, Samara State University of Railway Transport, Samara, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.