УДК: 338.2 ГРНТИ: 06.52.35 DOI: 10.15643/jscientia.2017.10.003
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ
А. С. Кашлявик, Е. Н. Ялунина
Уральский государственный экономический университет Россия, 620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62
Н Кашлявик Анастасия Станиславовна - [email protected]
Актуальность данной работы обуславливается тем, что в условиях обострения конкурентной борьбы, ориентация организаций по обслуживанию зданий и территорий на стратегическое планирование выступает одним из ключевых факторов выживания и процветания их деятельности в современной России. Суть стратегического планирования заключается в поддержании стратегического равновесия между целями и возможностями организации по обслуживанию зданий и территорий. Именно стратегическое планирование предусматривают цели и стратегии поведения субъектов рынка, при реализации которых обеспечивается эффективное функционирование организации в долгосрочной перспективе. Стратегическое планирование деятельности по обслуживанию зданий и территорий в целом направлено на помощь к адаптации деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Также, стратегическое планирование является основным инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений в клининговой компании с целью достижения желаемого результата.
Ключевые слова: стратегическое планирование, клининг, конкурентоспособность, обслуживание зданий и территорий.
STRATEGIC PLANNING OF ACTIVITY IN MAINTENANCE OF BUILDINGS AND TERRITORIES
A. S. Kashlyavik, E. N. Yalunina
Ural State University of Economics
62 8 March St., 620144 Ekaterinburg, Russia
El Kashlyavik Anastasia - [email protected]
The urgency of this work is conditioned by the fact that in the conditions of aggravation of the competitive struggle, the orientation of organizations for servicing buildings and territories for strategic planning is one of the key factors for the survival and prosperity of their activities in modern Russia. The essence of strategic planning is to maintain a strategic balance between the goals and capabilities of the organization to maintain buildings and territories. It is strategic planning that provides goals and strategies for the behavior of market participants, which ensure the effective functioning of the organization in the long term. The strategic planning of the maintenance of buildings and territories in general is aimed at helping to adapt the activities of the organization to the constantly changing conditions of the external environment. Also, strategic planning is the main tool that helps in making managerial decisions when carrying out the necessary innovations and changes in the cleaning company in order to achieve the desired result.
Keywords: strategic planning, cleaning, competitiveness, maintenance of buildings and territories.
В настоящее время в России клининговый бизнес находится в стадии формирования. Рынок клининга можно считать одним из самых быстрорастущих сегментов экономики.
Однако на Западе данная отрасль сегмента экономики существует уже более века. Одной из предпосылок развития клининговых услуг можно считать появление мойщиков на севере Германии в XVII веке. После тридцатилетней войны мойщики стен и повозок мыли в городах фасады кирпичных зданий, при этом перемещаясь из города в город в повозках с щётками, мётлами, кадками с водой и песком.
Но клининг как отдельный вид отрасли был признан лишь в XIX веке. Первые клининговые компании и корпорации появились в Великобритании. Именно там впервые стали уделять внимание профессиональной и систематической борьбе за чистоту, начали изучать взаимосвязь чистоты и здоровья населения. Первыми клиентами кли-нинговых компаний в Англии были богатейшие дома и официальные учреждения.
Что касается России, то примерно в 1992 году в Москве начали создаваться первые специализированные предприятия, которые оказывали услуги по профессиональной
уборке помещений. Но услугами данного сектора экономики пользовались лишь представители западных компаний в России. Одними из первых компаний на рынке клининга можно считать такие компании, как «Каскад», «Ольва», «Ронова», «Ирис» [11].
Со временем, по мере развития рынка клининга в России, клиентами данных компаний были уже не только представители западных фирм в России, но и представители российского бизнеса. К ним можно отнести нефтяные компании, торговые центры, банки, аэропорты, вокзалы. А с 1 сентября 2014 года клининговый бизнес пришёл и в сферу жилищно-коммунальных хозяйств.
Можно отметить, что уже через 25 лет с момента появления рынка клининговых услуг в России, данный сектор экономики показывает рост в десятки процентов ежегодно. Рынок клининга превратился в высокотехнологичную сферу деятельности. К середине 2017 года, на Российском рынке зарегистрировано около 500 клининговых компаний [11].
По данным исследования российского агентства Discovery Research Group, на рынке клининга фигурируют пять основных крупнейших организаций.
Economics | Juvenis scientia 2017 № 10
11
По величине годовых оборотов ТОП-5 российских кли-нинговых компаний на конец 2016 года выглядит так:
- Группа компаний «Facilicom» (бренд «Чистый Свет») -3,8 млрд. руб.;
- Группа компаний «Ронова» — около 3,4 млрд. руб.;
- Общество с ограниченной ответственностью «Кристан-валь-клининг» — 2,4 млрд. руб.;
- Группа компаний «ОМС Клининг» — около 2 млрд. руб.;
- Группа компаний «CleanStar» — около 2 млрд. руб. [12].
К основным клиентам клининговых компаний можно
отнести: химическую промышленность, производственные предприятия, добывающие отрасли, атомную промышленность, транспортные компании, складские компании, медицинские учреждения, офисы, бизнес-центры, аэропорты, вокзалы, государственные учреждения, гостиничные комплексы.
Таким образом, рынок клининговые услуг можно разделить на четыре крупных сегмента. Данное разделение основано на видах обслуживающих площадях. Можно выделить следующие сегменты: офисный, торговый, бытовой, промышленный.
По данным исследования Discovery Research Group, на конец 2016 года доли сегментов рынка клининга можно расположить следующим образом:
- 37% принадлежит промышленному сегменту;
- 33% можно отнести к офисному сегменту;
- 25% принадлежат торговому сегменту;
- 5% - бытовой сегмент [10].
На рисунке 1 «Доля сегментов рынка клининга в России» представлены данные в виде гистограммы.
50
45
37%
M I 1
Промышленный Офисный Торговый Бытовой сегмент
сегмент сегмент сегм.ент
Рисунок 1 - Доля сегментов рынка клининга в России, %
Клининговые компании сталкиваются с множеством трудностей в настоящее время. Одной из таких трудностей можно считать нехватку кадров среди российского населения. Часто клининговые компании привлекают к работе мигрантов из бывших союзных республик. Они более заинтересованы в должностях, не требующих специального образования.
Еще одна проблема - это низкий барьер входа на рынок. Для открытия собственного клинингового предприятия требуется не так уж много денег. Поэтому ежегодно открывается более 10 новых клининговых компаний.
Также, проблемой является низкая эффективность развития клининговой индустрии со слабым развитием экономических форм продвижения клинингового бизнеса в России и отсутствием образовательных программ государственного уровня [1, c. 83].
Однако, несмотря на развитие рынка клининга, нормативно-правовая база, регламентирующая отношения деятельности по обслуживанию зданий и территорий отсутствует [2, c. 25]. Также, отсутствуют различные формы
продвижения и поддержки деятельности по обслуживанию зданий и территорий в России.
Что касается перспектив развития клининговых компаний, то они зависят от многих факторов, таких как, появление в ближайшие годы новых направлений, новых прогрессивных технологий и ИТ-продуктов, которые оптимизируют логистические процессы.
Но к основным направлениям развития рынка клининга можно отнести:
- создание и совершенствование нормативной и правовой базы деятельности по обслуживанию зданий и территорий;
- развитие технического регулирования;
- развитие форм государственной поддержки клининго-вым компаниям;
- обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг;
- создание системы информационной поддержки кли-нинговых компаний;
- подготовка и повышение квалификации кадров.
Стратегическое планирование - это набор решений и
действий, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения поставленных целей [3, с. 46].
Важным фактором стратегического планирования является поддержание стратегического равновесия между целями и возможностями организации в постоянно меняющихся рыночных условиях. Высшее руководство должно уметь сочетать интуицию и искусство организации достижения стратегических целей, опираясь при этом на конкретные методы анализа и разработки стратегического плана [4, с. 52].
Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:
- Формулировка миссии организации. Миссия организации - это основная цель существования организации. Миссия должна отвечать на два главных вопроса: «Кто клиенты?», и «Какие их потребности организация может удовлетворить?».
- Постановка цели организации. Цель составляется на основе миссии организации и служит дальнейшим критерием принятия управленческих решений. Согласно американскому экономисту и публицисту Питеру Друкеру, цели организации должны формироваться по технологии «Smart». «Smart» - это аббревиатура, согласно которой каждая буква означает определенный критерий эффективности цели. «S» (specific) - конкретный. «М» (measurable) - измеримый. «A» (achievable) - достижимый. «R» (relevant) - актуальный. «Т» (time-bound) - ограниченный во времени [5, с. 37].
- Оценка и анализ внешней среды. Важно знать какие именно изменения во внешней среде воздействуют на организацию.
- Оценка и анализ внутренних слабых и сильных сторон организации. Обследование должно быть сконцентрировано на маркетинге, финансах, производстве, человеческих ресурсах и культуре организации.
- Анализ стратегических альтернатив. Организация может выбрать стратегическую альтернативу из четырех базовых вариантов: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание (комбинация указанных стратегий) [5, с. 171].
К преимуществам стратегического планирования можно отнести:
- широкий взгляд на внешние факторы;
- систематизация знаний внутренней среды организации;
- объединение усилий структурных подразделений организации для дальнейшего достижения поставленных целей;
- формирования представления о происходящей ситуации и перспективах ее изменения.
Но процесс стратегического планирования имеет свои недостатки, а именно: затраты на организацию процесса стратегического планирования; наличие высокой квалификации у привлекаемых к его разработке сотрудников.
Стратегическое планирование является одним из составляющих факторов обеспечения конкурентоспособности деятельности по обслуживанию зданий и территорий.
К составляющим конкурентоспособности организации можно отнести: качественное предоставление услуг, наличие стратегического плана, квалифицированный персонал, источники финансирования [6, с. 40].
С помощью стратегического планирования организация по обслуживанию зданий и территорий может научиться адаптироваться к изменениям внешней среды, её возможностям, опасностям и конкурентам.
Изучение и анализ внешней среды может помочь организации оценить внешние факторы, которые предоставляют возможности или угрозы для самой организации. Чтобы оценить эти возможности или угрозы, организации нужно знать ответы на три вопроса:
- «В каком положении сейчас находится организация?».
- «В каком положении организация должна находиться в будущем?».
- «Что нужно сделать, чтобы достичь этого положения?» [9, с. 85].
Все угрозы и возможности внешней среды организации можно выделить в семь факторов: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы социального поведения, факторы конкуренции [8, с. 62].
Чтобы обеспечить конкурентоспособность деятельности по обслуживанию зданий и территорий, организации необходимо предвидеть действия своих конкурентов. Ни одна организация в существующих рыночных условиях не должна игнорировать возможную реакцию своих конкурентов.
Информация о конкурентах предоставит организации сильные и слабые стороны конкурентов, их предполагаемые действия на изменения во внешней среде, сведения об инструментах, которыми пользуются в конкурентной
борьбе.
Анализируя конкурентов, организация должна обладать следующей информацией: цели конкурентов, структура бизнес-портфеля, положение конкурентов на рынке в данный момент, потенциал конкурентов, стратегии конкурентов.
Чтобы собрать данную информацию, организация может изучить веб-сайт конкурента, публикации в специализированных изданиях, публичные выступления руководителей организации, рекламные материалы.
Ведь организации, которые тщательно выбрали вид деятельности бизнеса, и имели чёткое представление о том, какими способами заинтересовать клиентов, смогут конкурировать за получение возможности удовлетворить потребности клиентов. Всего этого организация может достичь при грамотном составлении стратегического плана, ведь стратегия - это фундамент конкурентоспособности и перспектив развития [7, с. 204].
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А.В., Казакова Н.А. и др. Стратегический менеджмент: учебник. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 320 с.
2. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. М. : ЗАО «Юстицинформ», 2013. 290 с.
3. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012.
4. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2013.
5. Безносова А.С. Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 121-124.
6. Бородин В.А. Стратегическое планирование: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013.
7. Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2013.
8. Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. 2015. Т. 51. № 1, С. 97-108.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2016.
10. Исследование рынков Discovery Research Group. URL: http:// drgroup.ru.
11. История клининга в России. URL: http://studbooks.net/533979/ marketing/istoriya_klininga_rossii.
12. Рынок клининга. URL: http://www.uborka.su/news/2036-rinok.html.
Поступила в редакцию 18.10.2017