Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокурова М.И., Мусаев М.М.

Предметом исследования являются особенности формирования и реализации стратегии современных организаций, поскольку в целях эффективного управления необходим анализ имеющихся ресурсов и оценка условий функционирования, от чего зависит выбор стратегических управленческих решений и возможность их реализации. В результате от данного процесса будет зависеть развитие организации в целом и качество её существования в долгосрочной перспективе. Это обусловливает важность и необходимость анализа системы и методов стратегического планирования, на основе исследований которых определяются сильные и слабые стороны действующих стратегий и разрабатываются мероприятия по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION AND REALIZATION OF THE ORGANIZATION'SSTRATEGY IN MODERN CONDITIONS

The subject of the study is the peculiarities of formation and implementation of the strategy of modern organizations, because in order to effectively manage it is necessary to analyze the available resources and assessment of the conditions of functioning, which determines the choice of strategic management decisions and the possibility of their implementation. As a result, the development of the organization as a whole and the quality of its existence in the long term will depend on this process. This determines the importance and necessity of analysis of the system and methods of strategic planning, based on research which determine the strengths and weaknesses of existing strategies and develop measures for their improvement.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

EDN: ZIPGTD

М.И. Белокурова - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, kafedramunh@mail.ru,

M.I. Belokurova - postgraduate student the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia.

М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,

M.M. Musaev - candidate of economics, associate professor of the department of economics and economic security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ PECULIARITIES OF FORMATION AND REALIZATION OF THE ORGANIZATION'S STRATEGY IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Предметом исследования являются особенности формирования и реализации стратегии современных организаций, поскольку в целях эффективного управления необходим анализ имеющихся ресурсов и оценка условий функционирования, от чего зависит выбор стратегических управленческих решений и возможность их реализации. В результате от данного процесса будет зависеть развитие организации в целом и качество её существования в долгосрочной перспективе. Это обусловливает важность и необходимость анализа системы и методов стратегического планирования, на основе исследований которых определяются сильные и слабые стороны действующих стратегий и разрабатываются мероприятия по их совершенствованию.

Abstract. The subject of the study is the peculiarities of formation and implementation of the strategy of modern organizations, because in order to effectively manage it is necessary to analyze the available resources and assessment of the conditions of functioning, which determines the choice of strategic management decisions and the possibility of their implementation. As a result, the development of the organization as a whole and the quality of its existence in the long term will depend on this process. This determines the importance and necessity of analysis of the system and methods of strategic planning, based on research which determine the strengths and weaknesses of existing strategies and develop measures for their improvement.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, стратегическое управление.

Keywords: strategy, strategic planning, strategic management.

Грамотная разработка стратегий - это залог успешного развития организации. Стратегическое управление представляет деятельность высшего руководства в целях обеспечения эффективности развития бизнеса и получения прибыли, оно заключается в выработке и реализации управленческих решений, корректировка которых производится на основе непрерывного сравнительного анализа прогнозных и текущий тенденций этих объектов.

Стратегические задачи и тактические задачи являются основой стратегического управления. Стратегические ориентиры и тактические цели являются основой для практических действий и дают руководителю организации возможность сделать управление целенаправленным, а воздействия на управленческие процессы более управления точечными. Стратегическая организация - это процесс приспособления организации корпорации к выбранной стратегии с целью ее наиболее полного и эффективного выполнения

Следовательно, необходимо продолжать изучать и совершенствовать систему стратегического управления в организации, особенно в условиях российских реалий. Это является главным условием эффективного управления организацией.

Основным критерием любой стратегии является логичность, определенный срок её принятия и её сбалансированность в развитии. Именно благодаря данным принципам предоставляется возможность сформировать такую стратегию, которая привнесёт наибольший положительный эффект на действующую налоговую систему. То или иное предприятие в современном мире для полноценного развития и прогнозирования своей деятельности на тот или иной период формирует стратегию. Данная стратегия должна включать в себя все ключевые особенности предприятия и использовать их для достижения более высоких результатов.

На рисунке 1 представлен процесс разработки и реализации стратегии.

На рисунке 2 представлена схема стратегического управления. Стратегическое управление включает все аспекты деятельности организации, сюда входит стратегическое планирование, стратегическое планирование в управлении организацией и оценка текущих прогнозных показателей стратегического планирования организации. Стоит заметить, что третье направление стратегического управления является главным отличием данного управления от оперативного управления [3]. При данном этапе на практике происходит оценка и фокусировка внимания на правильности достижения и эффективности достижения именно стратегических целей управления, а не оценки правильности осуществления стратегии, как это происходит в практике оперативного управления.

Рисунок 1 - Процесс разработки и реализации стратегии

Рисунок 2 - Схема стратегического управления

То есть третий этап в стратегическом направлении оценивает именно возможности достижения результатов и их последствия, а не сам процесс достижения результатов, как это принято в оперативном управлении.

На практике стоит рассмотреть следующие методы стратегии развития управления предприятием:

- метод управления по слабым и сильным сигналам;

- метод управления путем выбора стратегических позиций;

- метод управления путем ранжирования стратегических задач;

- метод управления стратегическим набором;

- метод управления в условиях стратегических позиций.

Следует начать с метода ранжирования стратегических задач. Суть данного метода заключается в том, что руководство должно заблаговременно предусмотреть предполагаемые изменения вне организации и внутри него, а также обязательно на это среагировать посредством определения вероятных методов избежания негативных последствий [5]. С точки зрения практического применения данный метод является наиболее простым для реагирования на определенные обстоятельства, которые могут возникнуть в среде организации и вне ее. На рисунке 3 представлены этапы ранжирования управления малых предприятий.

Исходя из рисунка, управленцы обязаны постоянно устраивать пересмотр задач, выделяя их по категориям, чтобы решить наиболее важные в первую очередь.

Метод анализа по слабым сигналам основан на выявлении наиболее слабых и сильных сигналов для того, чтобы выявить причины возникновения слабых сигналов и постараться предпринять все действия для их устранения.

Рисунок 3 - Этапы ранжирования управления

Операционализация по данному методу выглядит следующим образом:

- организация мониторинга тех зон, где наиболее вероятно возникновение слабых сигналов;

- оценка последствий после выявления причин возникновения;

- разработка аналогичных мер, которыми в случае чего можно заменить слабый сигнал, не теряя из виду причины;

- диагностика причин и поиск их устранения.

Метод сильных сигналов фактически основывается на методе слабых сигналов - всем сотрудникам, управленцам, поставщикам, конкурентам давно известны причины вероятного возникновения слабого сигнала на фоне сильных, но при этом решение по слабому сигналу будет принято только в том случае, если о нем стало известно совершенно всем.

Если указанные выше методы неосуществимы в той или иной ситуации, то в таком случае нужна единая инициатива решения проблемы, чтобы не усугубить обстановку. Если руководство организации понимает, что внешняя нестабильность является колоссальной угрозой, то ему следует скооперироваться для того, чтобы создать систему по борьбе с надвигающейся угрозой.

Для этого должны быть созданы особые оперативные группы в каждом подразделении, которые в таких случаях должны моментально скооперироваться. В этом заключается преамбула метода выбора стратегических позиций. Сама суть метода заключается в том, что планирование стратегии предприятия в обязательном порядке идет параллельно с планированием ресурсов организации [2].

Данный способ примечателен тем, что позволяет отбросить неосуществимые стратегии, выбрать самые лояльные и практичные стратегии и работать над ними. Также плюс данного метода состоит в том, что, когда планируется стратегия управления наряду с улучшением конкурентоспособности организации, то и ее ресурсная база возрастает. Стратегический менеджмент объединил в себе определенные элементы предшествующих этапов и дополнился специфическими чертами. Этого потребовал современный этап развития экономики, который характеризуется нестабильностью, динамичным ростом производства, высокой конкуренцией, возникновением непредвиденных обстоятельств, чтобы противостоять негативным факторам, быстро перестраиваться под меняющиеся условия хозяйствования, иметь конкурентные преимущества и успешно развиваться. Для предприятий, действующих в условиях стабильной среды (потребности потребителей, способы ведения конкуренции, цены, технологии меняются медленно) свойственны стратегии управления, базирующиеся на технологическом достижении конкурентов. Производственные и трудовые операции осуществляются на основе четких стандартизированных процессов и процедур [4]. С ними коррелируется отношение к персоналу как к второстепенному ресурсу. В частности, эти организации не прибегают к поиску и развитию компетенций своих сотрудников.

Организации второго типа конкурируют в динамичной среде, когда происходят постоянные изменения в потребностях потребителей, способах ведения конкуренции, каналах доставки, ценах, технологиях. Такую стратегию еще называют стратегией динамичного роста. Ее главная задача - отличить себя от конкурентов. Эта стратегия поддерживается сильными персонал-практиками, направленными на поиск и развитие новых талантов с коммуникативными и творческими навыками, которые позволяют им точнее и полнее реагировать на потребности и отношение клиентов. Согласно этой стратегии, работники должны уметь адаптироваться к изменениям, быстро приобретать необходимую компетенцию в решении соответствующих задач, тонко чувствовать колебания спроса. Квалификация, преданность специалистов являются факторами, определяющими успех организации. Условно эти стратегии можно сгруппировать так: по маркетинговым подходам (на основе матрицы товары/рынки), по методам ведения конкурентной борьбы и по степени инновационной активности предприятий [6]. Исходный вид классификации составляют общие конкурентные бизнес-стратегии, направленные на овладение определенной долей рынка. К ним относятся стратегия лидерства в издержках, стратегия дифференциации и стратегия фокусировки.

Стратегический подход к управлению организациями принципиально отличается от долгосрочного подхода [8]. Эти различия характеризуются не только в формулировании цели развития организации, но и другими параметрами, которые являются основой практики стратегического управления:

1) парадигма управления - холическая система, которая в первую очередь ориентируется на процесс, а организация рассматривается как элемент системы;

2) объект управления - внешняя и внутренняя среда, потенциальные ресурсы организации, знания (организационные компетенции);

3) субъект управления - команда менеджеров;

4) поведение на рынке в отношении конкурентов - стремление к интеграции, получению выгод от стратегических альянсов;

5) планирование - отправная точка планирования - желаемое состояние системы в будущем (видение); использование совокупности стратегий, сгруппированных в «пирамиду»; формирование стратегий в соответствии с векторами: «цели - вниз, задачи - вверх»; привлечение экспертного сообщества; инициация маркетинговых исследований; широкое применение всей линейки известных методов планирования;

6) достижение целей - «гибкое поведение» - постоянная адаптация, смена тактики поведения на рынке, варьирование инструментами управления и т.д.;

7) приоритет временных факторов;

8) основной критерий эффективности управления - предвидение возможных изменений, скорость адаптации к изменениям;

9) персонал - основной капитал организации;

10) принятие управленческих решений в условиях высокой степени неопределенности.

Стратегический менеджмент еще малоизученным для российской практики, в частности для предприятий малого бизнеса. Стратегическое управление так же, как и стратегический управленческий учет все еще находится в России на этапе зарождения.

На рисунке 4 представлено управление реализацией стратегии.

В условиях стабильной экономики было несложно планировать дальнейшую политику организации, однако вышеуказанные факторы все чаще стали приводить к тому, что запланированные результаты значительно расходились с реальными цифрами, полученная прибыль была далека от тех показателей, которые компания старалась достигнуть.

Стало очевидным, что в быстро меняющихся условиях (развитие технологий, открытие новых производств, появление конкурентов) невозможно строить долгосрочные планы, поэтому на смену долгосрочному планированию пришло стратегическое [1]. Их принципиальное отличие состоит в понимании роли внешней среды для успешного развития организации. Задача менеджеров стратегического планирования заключалась, прежде всего, в анализе внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации с тем, чтобы быть готовыми к возможным неблагоприятным событиям. В современных условиях для того, чтобы разработать ту или иную стратегию в определенной сфере деятельности предприятия следует значительно структурировать данный процесс и принимать к учёту все воздействия внешней и внутренней среды. Основным критерием любой стратегии является логичность, определенный срок её принятия и её сбалансированность в развитии. Именно благодаря данным принципам предоставляется возможность сформировать такую стратегию, которая привнесёт наибольший положительный эффект на действующую налоговую систему. То или иное предприятие в современном мире для полноценного развития и прогнозирования своей деятельности на тот или иной период формирует стратегию. Данная стратегия должна включать в себя все ключевые особенности предприятия и использовать их для достижения более высоких результатов [7].

Самым первым этапом разработки практически любой стратегии является анализ рынка, на котором функционирует предприятие. Стратегия должна ориентироваться на конечного потребителя того или иного продукта или же услуги, таким образом, анализируя рынок, на который будут предоставляться услуги или товары, изучая его конкурентов, предоставляется возможным максимизировать эффект от реализации товаров и услуг.

На данном этапе устанавливается, какие ключевые особенности имеет организация на данном рынке и что отличает её от конкурентов. Также следует анализировать не только внешнюю среду организации, но и внутреннюю выявляя сильные и слабые стороны организации, это предоставляется возможным благодаря SWOT анализу. На следующем этапе организации следует определиться с миссией. На данном этапе организация устанавливает, что является основной её целью, также определяются и задачи, которые позволяют достиг-

Рисунок 4 - Управление реализацией стратегии

нуть настоящей цели. Емкое и конкретизированное установление миссии способствует организации в привлечении клиентов. Следующий этап становления стратегии организации - установка целей и задач, в соответствии с определенной в организации миссией. Цели - это те ключевые моменты деятельности организации, которые она хочет достигнуть за конкретный промежуток времени. Задачи же — это более узкая цель, т. е. подцель. Далее организации следует определить управленческих лиц, которые будут способствовать ей в реализации назначенной стратегии, в том числе в достижении каждой из поставленных целей.

В целом, любая модель формирования стратегии того или иного предприятия должна проходить через множество этапов, представленных на рисунке 5.

Рисунок 5 - Этапы формирования стратегии предприятия

Соответственно, если выявленные показатели расходятся с заданными стратегическими ориентирами, руководитель должен получать конкретную информацию, какие свойства в каждой системе управления требуют изменения. Но какой бы большой ни была система, собственно управленческие процессы сводятся к точечным воздействиям. При таком подходе руководитель получает целостную картину всех возможных точек приложения усилий по изменению свойств системы управления в нужном направлении.

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей, представленных на рисунке 6.

Рисунок 6 - Анализ среды организации

Таким образом, для отечественных предприятий стратегическое управление относительно новое направление, то перемены в области управления продолжают сталкиваться с непониманием и сопротивлением со стороны как работников, так и консервативных руководителей. Рыночную систему экономики нельзя представить без существования конкуренции, так как она является фундаментом рыночного хозяйства. Даже сама сущность рынка, рыночного регулирования связана с понятием конкуренции. Конкуренция означает сходиться, сталкиваться. Применительно к субъектам рынка, конкуренция означает, что при взаимодействии эти субъекты соревнуются друг с другом так, чтобы каждый из них мог достичь больше выгоды для себя.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Методология стратегического управления изменениями в контексте современных вызовов и возможностей экономики / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 1. С. 186-200.

2. Авдеева И.Л. Стратегический менеджмент: аналитические методы его осуществления / И.Л. Авдеева, А.А. Суровнева А.А. Учебно-методическое пособие / Орел, 2022. С. 172.

3. Головина Т.А. Концепция стратегического управления экономическими системами / Т.А. Головина, Е.Л. Тиханов // В сборнике: Стратегическое управление развитием социально-экономических систем: теория, практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 20-24.

4. Головина Т.А. Современные аспекты стратегического планирования наукоемкого производства / Т.А. Головина, А.В. Полянин // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 1054-1058.

5. Головина Т.А. Тенденции современного менеджмента организаций в конкурентоспособной среде / Т.А. Головина, М.И. Белокурова, П. Абраев // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 59-67.

6. Захаркина Н.В. Адаптивный подход к разработке стратегии устойчивого развития промышленного предприятия / Н.В. Захаркина, Т.А. Алехина // В книге: Социально-экономические и правовые основы развития экономики. коллективная монография. Уфа, 2017. С. 118-131.

7. Ильин И.В. Особенности разработки и реализации стратегических решений в системе проектного финансирования / И.В. Ильин, Н.Н. Соколова, Н.В. Захаркина // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 4 (50). С. 59-65.

8. Концепция общего и стратегического менеджмента: новые вызовы и возможности / Головина Т.А., Авдеева И.Л., Горбова И.Н., Докукина И.А., Караева Е.Н., Макарова Ю.Л., Парахина Л.В., Полянин А.В., Тугачева Л.В., Тычинская И.А. Коллективная научная монография / Орел, 2018.

9. Герасименко О.А. Место и роль финансовой стратегии в формировании функциональной стратегии организаций / О.А. Герасименко, М.И. Кулинич, В.В. Саенко, Ф.А. Азаматова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. -№ 40(2). - С. 62-69. - EDN PMROTF.

10. Мирошниченко, М.А. Корпоративная стратегия организации как фактор прогрессивной системы управления / М.А. Мирошниченко, А.М. Граматикопуло, О.М. Пузанкова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 46(5). - С. 201-208. -DOI 10.24412/2304-6139-2021-5-201-208. - EDN OFWWJK.

EDN: YONJRY

Д.М. Назаров - д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики, заведующий кафедрой информационной безопасности, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, slup2005@mail.ru,

D.M. Nazarov - doctor of economics, head of the department of business informatics, head of the department of information security, Ural state economic university, Almaty, st. Ekaterinburg, Russia.

ПРИМЕНЕНИЕ BI-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ APPLICATION OF BI-TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация. Содержание статьи направлено на определение возможностей применения системных средств Business Intelligence в структуре управленческой деятельности и воздействию данных систем на качественный уровень осуществляемых процессов. Исследуется комплекс терминов в виде: менеджмента, информационных технологий, систем Business Intelligence, вендоров, аналитики бизнеса, и дашбордов. Цифровизация находит свое применение в каждой общественной области. Осуществляется постоянное внедрение цифровых инноваций в управлении ввиду выступления менеджмента в качестве важнейшей части экономической деятельности. Руководство на различных уровнях занимается исследованием информации и операциями по нахождению данных, процессами обработки, мониторинга и применения данных, что является ключевым критерием менеджмента. Управленческой деятельности на уровне государства также свойственно внедрять и применять инновации, не обходясь без систем Business Intelligence.

Abstract. The content of the article is aimed at determining the possibilities of using Business Intelligence system tools in the structure of management activities and the impact of these systems on the quality level of ongoing processes. A complex of terms is being explored in the form of: management, information technology, Business Intelligence systems, vendors, business analytics, and dashboards. Digitalization finds its application in every public area. There is a constant introduction of digital innovations in management due to the performance of management as an essential part of economic activity. Management at various levels is engaged in the study of information and operations to find data, the processes of processing, monitoring and applying data, which is a key criterion for management. Management activities at the state level also tend to introduce and apply innovations, without doing without Business Intelligence systems.

Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, Business Intelligence (BI-системы), аналитика, данные, информационно-аналитическая система, управление.

Keywords: digitalization, information technology, Business Intelligence (BI-systems), analytics, data, information and analytical system, management.

Введение

Нынешняя управленческая деятельность относительно разных элементов, неважно в государственных структурах либо частных организациях, всегда пользуется обработкой большого количества информации. Следуя прогнозным данным компании IDC, к 2022 году рыночному объему данной сферы будет свойственно зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.