СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
М.В. ХОДЖИЧ,
докторант Академии управления МВД России, кандидат психологических наук,
подполковник милиции
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы стратегического планирования в органах внутренних дел.
В работе говорится о процессе выработки правоохранительной стратегии, содержании стратегического плана.
Ключевые слова: стратегия, правоохранительная стратегия, стратегическое планирование, стратегическая программа.
STRATEGIC PLANNING IN RUSSIA MI AT THE PRESENT STAGE
M.V. HODGICH,
Doctoral Student of the Academy of Management of MI of Russia, Candidate of psychological Science, lieutenant-colonel of militia
Annotation. The article considers the problems of the strategic planning in MI.
The article talk about process of formation of a law-enforcement»s strategy, about the content of a strategic plan.
Key words a strategy, law-enforcement»s strategy, strategic planning, strategic programme.
Стратегическое планирование в органах внутренних дел является одной из важнейших проблем теории стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность находят свое выражение в управленческом решении. Во-вторых, относительной новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих, неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки и принятия стратегических планов.
С осложнением оперативной обстановки в стране особое значение приобретает обеспечение максимального использования возможностей различных служб и подразделений орга-
нов внутренних дел для первоочередного решения приоритетных задач борьбы с преступностью и поддержания правопорядка. Практика свидетельствует, что эта проблема наиболее эффективно решается в процессе их взаимодействия в ходе совместного проведения различных мероприятий с использованием разнообразных сил и средств.
Процесс выбора правоохранительной стратегии логично завершается разработкой системы управленческих решений, которые определяют, какие стратегические изменения в системе органов внутренних дел надо осуществить для того, чтобы она была способной реализовать эту стратегию. После этого наступает этап осуществления стратегических изменений. Он называется этапом создания условий для реализации правоохранительной стратегии или этапом выполнения стратегии. Подчеркивая важность работы на этом этапе, профессор О.С-. Виханский пишет: «На нем не только могут
быть созданы трудности в силу плохого выполнения даже очень хорошей стратегии: при условии хорошего осуществления организация может получить шанс на успех, даже если и были допущены ошибки при выработке стратегии»1. Естественно, выполнение стратегии должно быть полностью ориентировано на содержание правоохранительной стратегии. Для этого адаптируются функциональная и организационная структуры, подбираются соответствующие кадры, обеспечивается их обучение, создаются и выполняются целевые бюджеты, создаются и внедряются системы мотивации, информационного обеспечения и т.п., то есть делается реально то, что является содержанием внутренней части стратегии как развернутого комплексного плана или программы.
Создание условий — это проблема управления ресурсами, на пути реализации которой могут возникнуть многие трудности. Предвидение и преодоление трудностей раскрывает содержание работы на данном этапе.
Главная трудность состоит в подборе, обучении, переориентации сотрудников, которым предстоит проводить изменения в системе органов внутренних дел. Некоторые из них будут скептически относиться к стратегии, некоторые — видеть в ней угрозу своей карьере, некоторые испытывать недостаток в знаниях, навыках и бояться признаться в этом. Отсюда проистекает важный вывод: нужно создать кадровый потенциал, способный выполнить стратегию. «Не компания реализует стратегию, люди делают это», — подчеркивают все без исключения представители стратегического менеджмента, имея в виду, что вовлеченными в процесс выполнения стратегии должны быть не только исполнители, но и руководители, поскольку именно они преобразуют стратегический план в конкретные действия и затем — в результаты. В этом смысле все руководители и «по горизонтали» и «по вертикали» являются исполнителями стратегии, играют активную роль в этом процессе в рамках своих компетенций и ответственности.
Вторая трудность определяется состоянием коммуникаций и необходимостью их изменений. Руководители МВД России, МВД, УВД, горрайорганов должны сделать все возможное, чтобы намеченные организационные изменения были осуществлены. Этот процесс меньше всего описан в теории, меньше всего формализован. Базой для принятия решений по осуществлению организационных изменений чаще всего являются личный опыт и воззрения руководителей, но при этом не может быть
твердой уверенности, что этих опыта и воззрений достаточно, что они адекватны выполняемой стратегии. Поэтому управление выполнением стратегии считается больше искусством, чем наукой, но практически все ученые и практики выступают за придание этому процессу большей научной обоснованности2 .
Целью руководителей, выполняющих стратегию, является трансформация стратегического плана (программы) в действия и осуществление того, что необходимо сделать для получения конкретного результата. Вне зависимости от стратегической ситуации можно сформулировать базовые задачи органов внутренних дел, которые должны быть реализованы в ходе выполнения стратегии.
В настоящее время деятельность штабов МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганов в значительной степени направлена на обеспечение эффективного взаимодействия всех служб и подразделений органов внутренних дел, координацию их усилий. Являясь межотраслевой по своей направленности, эта деятельность наиболее ярко проявляется в планировании.
Актуальность комплексного подхода к стратегическому планированию в органах внутренних дел объективно предопределяется много-ликостью и корпоративностью преступной среды, стиранием традиционных различий между общеуголовной и экономической преступностью, вторжением криминальных структур в различные сферы жизни государства и общества. В этой связи необходимость активного участия всех служб и подразделений в борьбе с преступностью, привлечения имеющихся в их распоряжении сил и средств, обеспечения согласованности действий при проведении совместных мероприятий является важнейшей задачей штабов всех уровней, реализуемой в процессе планирования.
Одними из самых важных управленческих решений являются планы развития. В планах определяются основные задачи, главные пути и способы, средства решения задач. Планы детализируются, конкретизируются по сферам жизнедеятельности, по отраслям, объединениям, организациям, а также по территориям и времени.
Научное предвидение дает возможность определить прообраз того, какой система органов внутренних дел хочет быть в определенный период времени. Создание этой модели обеспечивается рядом конкретных шагов и мер, предпринимаемых руководством МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации. Поэтому при стратегическом планировании важное место отводится анали-
зу перспектив организации, выявлению возможностей, опасностей и угроз, исходящих из внешнего окружения и внутренней среды, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Видение долгосрочной перспективы — очень важная составляющая стратегического планирования. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики, тенденций и состояния окружения на много лет вперед. При стратегическом планировании взгляд как бы осуществляется из будущего в настоящее, определяются действия организации в настоящее время, и эти действия обеспечивают ей определенное будущее.
Объектом стратегического планирования являются органы внутренних дел в целом, их структурные звенья, которые, намечая перспективные цели усиления борьбы с преступностью, должны выявлять, прослеживать и учитывать связи и отношения преступности с другими сторонами социальной жизни. Это — условие выработки оптимальной стратегии борьбы с преступностью. Предмет стратегического планирования — оперативно-служебная, управленческая деятельность органов внутренних дел, деятельность по формированию, реформированию управляемой и управляющей подсистем, обеспечению динамического равновесия внутренних процессов и их упорядочению путем создания соответствующих структур и регулирования происходящих в них процессов с позиций их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективе3.
Содержание стратегического планирования раскрывается через его процедуры, включающие: прогнозирование и анализ; программирование и проектирование. Перечисленные процедуры свойственны и другим видам планирования. Но при стратегическом планировании они осуществляются на всех его этапах, на всех уровнях системы, применительно к ее отдельным звеньям, структурным элементам и видам деятельности.
Управленческий аспект стратегического прогнозирования состоит в использовании всего многообразия прогнозов для создания научно обоснованных стратегических и тактических управленческих решений.
Стратегическое программирование базируется на прогнозных выводах и имеет своей целью создание проектов комплексных целевых программ решения крупномасштабных
проблем развития ОВД, совершенствования их оперативно-служебной и управленческой деятельности и усиления на этой основе борьбы с преступностью.
Стратегические программы разрабатываются для двух уровней управления: МВД России и МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, а в случае необходимости и на уровне отраслевых главков и служб аппаратов управления. На любом уровне управленческой иерархии программы содержат: цель и перечень основных задач, для решения которых они предназначены; совокупность мероприятий и последовательность их выполнения; расчет прямых и косвенных затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении названных мероприятий; распределение заданий по срокам и исполнителям.
Построение «дерева целей» является исходным моментом. Затем создаются стратегические программы, обеспечивающие достижение каждой цели, подцели, задачи. Иными словами, каждой цели, подцели, задаче соответствуют комплексы мероприятий, исполнение которых обеспечивается ресурсно и организационно.
Стратегическое проектирование — заключительная процедура. Ее назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты (альтернативы) развития соответствующих объектов управления, что дает возможность выбрать оптимальный из них. Чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов.
Значение стратегического планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел РФ определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления. Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения причин и условий преступности.
1 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002.
2 Моргун А.И. Стратегическое планирование в органах внутренних дел: теоретический, организационный и правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
3 Там же.