НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Особенности влияния стратегического
планирования на обеспечение
безопасности личности и государства
Ходжич М.В.*
The article considers questions of the guarantee for a security ofpersonal and state.
The article talk about strategic planning in Law Enforcement and its influence on the security of
personal and state.
В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы основные угрозы безопасности личности, общества и государства по сферам жизнедеятельности, а также поставлены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности России, в их числе — своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; подъем экономики страны; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод1.
Национальная безопасность, являясь системным понятием, имеет иерархическую (личность, общество, государство), многокомпонентную структуру. Важной составляющей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, отражающая повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества, в том числе в экономике. Экономическая безопасность подразумевает, прежде всего, защищенность интересов страны и ее граждан.
В соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» стратегия социально-экономического развития государства должна базироваться на инновационном характере его экономического развития. В рамках этой стратегии развитие научно-технической и инновационной сфер необходимо направить на обеспече-
ние следующих стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения; экономический рост; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение обороны и безопасности страны; преодоление технологического и экономического кризиса и др.2
Разработка и периодические уточнения концепции социально-экономического развития страны предусмотрены Федеральным законом РФ от 20.07.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому закону, научное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективы позволяет предложить перспективные направления социально-экономического развития страны и обосновать возможные национальные приоритеты. Стратегическое планирование, осуществляемое на основе прогнозов, призвано закрепить решения о национальных приоритетах и определить пути и методы реализации данных приоритетов на долгосрочный период.
Формирование экономической стратегии государства является важнейшей подсистемой стратегического управления.
Формирование стратегии в ходе стратегического планирования представляет собой процесс формирования миссии и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы в будущем. Технология стратегического планирования является инструментом (мето-
Докторант Академии управления МВД России, кандидат психологических наук.
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
дом), помогающим принятию управленческих решений. Перед ним стоит задача обеспечения нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Заканчивается процесс стратегического планирования установлением общих направлений, обеспечивающих рост и укрепление позиций национальной экономики3.
Главной стратегической целью развития системы правоохранительного обеспечения безопасности России является достижение такого ее динамичного состояния, которое обеспечивало бы соответствие деятельности всех ее подсистем и элементов интересам личности, общества и государства, а также адекватное реагирование на новые угрозы, связанные с обострением криминальной ситуации в стране.
Стратегическое планирование в органах внутренних дел является одной из важнейших проблем теории стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность находят свое выражение в управленческом решении. Во-вторых, относительной новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих, неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки и принятия стратегических планов.
Сущность стратегического планирования в органах внутренних дел раскрывается как процесс научного предвидения состояния целого объекта управления в будущем, создания сценариев нанесения крупномасштабных ударов по преступности, интеграции усилий всех заинтересованных сил общества; как стадия разработки и принятия решений, реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере борьбы с преступностью на приоритетном направлении и обеспечивает МВД России быструю адаптацию к непредвиденным ситуациям во внешней среде. Стратегия МВД России должна соответствовать стратегии национальной безопасности нашей страны.
Программа борьбы с преступностью и структура задействованных для этого
сил и средств, схема их расположения и взаимодействия, система управления взаимодействующими силами и средствами в реальных масштабах места и времени получила название правоохранительной стратегии и означает приоритетное с позиций общества и государства направление повышения эффективности борьбы с преступностью, продвижение по которому осуществляется на основе научно обоснованных целей, программ и планов путем реформирования оперативно-служебной деятельности, перераспределения, наращивания и фокусирования ресурсов органов внутренних дел и использования возможностей внешнего окружения для достижения более высоких результатов на данном направлении и сохранения хотя бы прежних позиций на всех остальных направлениях. Реализация правоохранительной стратегии — это процесс нанесения мощных ударов по преступности в соответствии с реализуемой стратегией. Под выполнением стратегии понимается процесс непременного (обязательного) создания (или адаптации) организационных условий и потенциалов органов внутренних дел, необходимых для реализации правоохранительной стратегии: системы лидерства, функциональной и организационной структуры управления, политики, наилучшей тактики, процедур и правил; системы, обеспечивающей правильное распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов и их развитие. Разработка стратегии должна опережать ее реализацию, ибо это в целом процесс создания способа реализации правоохранительной стратегии.4
Стратегическое планирование в органах внутренних дел представляет собой непрерывный комплекс взаимосвязанных, в определенном порядке осуществляемых и периодически повторяющихся действий и отношений, направленных на создание управленческих решений (прогнозов, программ и планов), реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере борьбы с преступностью и обеспечивает системе МВД быструю адаптацию к непредвиденным ситуациям во внешней среде.
Актуальность комплексного подхода к стратегическому планированию в органах внутренних дел объективно предопределяется многоликостью и корпоративностью преступной среды, стиранием традиционных различий между общеуголовной и экономической преступностью,
Национальная безопасность
вторжением криминальных структур в различные сферы жизни государства и общества, что создает угрозу безопасности личности и государства. В этой связи необходимость активного участия всех служб и подразделений в борьбе с преступностью, привлечения имеющихся в их распоряжении сил и средств, обеспечения согласованности действий при проведении совместных мероприятий является важнейшей задачей штабов всех уровней, реализуемой в процессе планирования.
Стратегическое планирование является одним из важнейших элементов, составляющих основу организационно-штатной работы в органах внутренних дел. Без глубокого анализа складывающейся оперативной обстановки, научно обоснованного и объективного предвидения тенденций ее дальнейшего развития невозможно формирование организационных структур, определение оптимальной штатной численности, рациональное использование имеющихся сил и средств, оперативное маневрирование ими, четкое распределение функциональных обязанностей между службами и отдельными сотрудниками, определение их служебных нагрузок. Основными задачами, рассматриваемыми стратегическим планированием в органах внутренних дел, являются: комплексный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, разработка на этой основе проектов соответствующих управленческих решений; планирование оперативно-служебной деятельности МВД России. Стратегическому оргштатному планированию в МВД РФ уделяется самое пристальное внимание. Эта работа строится на основе комплексного анализа оперативной обстановки и прогноза ее развития как в целом по стране, так и по каждому региону в отдельности. Главная задача состоит в том, чтобы правильно и объективно спрогнозировать обстановку и условия, в которых органам и подразделениям предстоит работать в планируемый период и обеспечить их нормальное функционирование. Поэтому при планировании учитываются многочисленные факторы, объективно влияющие на состояние оперативной обстановки: изменения демографического и социально-экономического характера, миграционные процессы, количественные и качественные изменения в структуре преступности. Благодаря стратегическому планированию имеется возможность своевременно уде-
лять главное внимание приоритетным направлениям правоохранительной деятельности — профилактике правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений, обеспечивающим безопасность личности.
Значение стратегического планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел РФ определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления. Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения причин и условий преступности. Стратегическое планирование в органах внутренних дел позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с преступлениями и правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам и т.д. Планирование — это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.
Важное место в системе стратегического планирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации занимают комплексные программы. По своему характеру это особый вид управленческих решений, представляющий собой набор мероприятий, объединенных единством целей и задач, направленных на оздоровление оперативной обстановки, совершенствование правоохранительной и правоприменительной либо управленческой деятельности, предусматривающих участие разнообразных субъектов и обеспеченных соответствующими ресурсами.
Существуют два вида комплексных программ — целевые и региональные. Целевая программа разрабатывается для решения какой-либо отдельной задачи, нацеленной на активизацию борьбы с конкретным видом преступлений (например, правонарушения среди несовершеннолетних, организованная преступность,
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
преступления против жизни и здоровья граждан, наркобизнес, кражи личного имущества граждан и т.д.) или совершенствование организаторской работы (к примеру, компьютеризация органов внутренних дел). Ее разработкой занимаются, как правило, руководители служб по соответствующим линиям и направлениям работы либо штабы, если решаются задачи управленческой деятельности. Региональная программа направлена на укрепление общественного порядка и общественной безопасности, усиление борьбы с преступностью в целом по всем ее компонентам в конкретном регионе (республике, крае, области) или городе, районе и носит более общий характер. Ее разработкой занимаются, как правило, комиссии из представителей администрации, различных ведомств и правоохранительных органов, в том числе внутренних дел. В МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганах предложения к этим программам по заданию руководства готовят штабы. Оба вида программ могут приниматься и осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (городском, районном)5.
Стратегические программы (планы), в первую очередь, должны быть полити-
ческими документами, направленными на решение важнейших задач, которые ставят перед органами внутренних дел Президент и Правительство Российской Федерации. Во-вторых, они должны быть научно обоснованными документами, глубоко отражающими объективные закономерности, действующие в конкретной системе управления и обеспечивающими бескомпромиссную борьбу с преступностью на всех направлениях в целях надежной защиты от преступных посягательств интересов личности, общества и государства. Стратегические планы в органах внутренних дел Российской Федерации в целом определяются как способы реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей государства в области борьбы с преступностью.
Стратегия органов внутренних дел Российской Федерации является продолжением, конкретизацией, развитием правоохранительной политики государства и должна соответствовать стратегии национальной безопасности России. На практическое претворение в жизнь этой стратегии и направлено стратегическое планирование в органах внутренних дел.
Литература и примечания
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. №24) // Российская газета. 2000. 18 января.
2. Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. С.8-9.
3. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.242.
4. Основы стратегического планирования развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Проект подготовлен аппаратом Совета Безопасности РФ.
5. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 2002. С. 428.
2 Ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со