Научная статья на тему 'Особенности влияния стратегического планирования на обеспечение безопасности личности и государства'

Особенности влияния стратегического планирования на обеспечение безопасности личности и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ECONOMIC STRATEGY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ENFORCEMENT STRATEGIES / STRATEGIC PLANNING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPLEX PROGRAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходжич М.В.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности личности и государства. В работе говорится о стратегическом планировании в органах внутренних дел и его влиянии на безопасность личности и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the influence of strategic planning to ensure the security of the individual and the state

The article considers questions of the guarantee for a security of personal and state. The article talk about strategic planning in Law Enforcement and its influence on the security of personal and state.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния стратегического планирования на обеспечение безопасности личности и государства»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Особенности влияния стратегического

планирования на обеспечение

безопасности личности и государства

Ходжич М.В.*

The article considers questions of the guarantee for a security ofpersonal and state.

The article talk about strategic planning in Law Enforcement and its influence on the security of

personal and state.

В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы основные угрозы безопасности личности, общества и государства по сферам жизнедеятельности, а также поставлены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности России, в их числе — своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; подъем экономики страны; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод1.

Национальная безопасность, являясь системным понятием, имеет иерархическую (личность, общество, государство), многокомпонентную структуру. Важной составляющей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, отражающая повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества, в том числе в экономике. Экономическая безопасность подразумевает, прежде всего, защищенность интересов страны и ее граждан.

В соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» стратегия социально-экономического развития государства должна базироваться на инновационном характере его экономического развития. В рамках этой стратегии развитие научно-технической и инновационной сфер необходимо направить на обеспече-

ние следующих стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения; экономический рост; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение обороны и безопасности страны; преодоление технологического и экономического кризиса и др.2

Разработка и периодические уточнения концепции социально-экономического развития страны предусмотрены Федеральным законом РФ от 20.07.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому закону, научное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективы позволяет предложить перспективные направления социально-экономического развития страны и обосновать возможные национальные приоритеты. Стратегическое планирование, осуществляемое на основе прогнозов, призвано закрепить решения о национальных приоритетах и определить пути и методы реализации данных приоритетов на долгосрочный период.

Формирование экономической стратегии государства является важнейшей подсистемой стратегического управления.

Формирование стратегии в ходе стратегического планирования представляет собой процесс формирования миссии и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы в будущем. Технология стратегического планирования является инструментом (мето-

Докторант Академии управления МВД России, кандидат психологических наук.

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

дом), помогающим принятию управленческих решений. Перед ним стоит задача обеспечения нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Заканчивается процесс стратегического планирования установлением общих направлений, обеспечивающих рост и укрепление позиций национальной экономики3.

Главной стратегической целью развития системы правоохранительного обеспечения безопасности России является достижение такого ее динамичного состояния, которое обеспечивало бы соответствие деятельности всех ее подсистем и элементов интересам личности, общества и государства, а также адекватное реагирование на новые угрозы, связанные с обострением криминальной ситуации в стране.

Стратегическое планирование в органах внутренних дел является одной из важнейших проблем теории стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность находят свое выражение в управленческом решении. Во-вторых, относительной новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих, неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки и принятия стратегических планов.

Сущность стратегического планирования в органах внутренних дел раскрывается как процесс научного предвидения состояния целого объекта управления в будущем, создания сценариев нанесения крупномасштабных ударов по преступности, интеграции усилий всех заинтересованных сил общества; как стадия разработки и принятия решений, реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере борьбы с преступностью на приоритетном направлении и обеспечивает МВД России быструю адаптацию к непредвиденным ситуациям во внешней среде. Стратегия МВД России должна соответствовать стратегии национальной безопасности нашей страны.

Программа борьбы с преступностью и структура задействованных для этого

сил и средств, схема их расположения и взаимодействия, система управления взаимодействующими силами и средствами в реальных масштабах места и времени получила название правоохранительной стратегии и означает приоритетное с позиций общества и государства направление повышения эффективности борьбы с преступностью, продвижение по которому осуществляется на основе научно обоснованных целей, программ и планов путем реформирования оперативно-служебной деятельности, перераспределения, наращивания и фокусирования ресурсов органов внутренних дел и использования возможностей внешнего окружения для достижения более высоких результатов на данном направлении и сохранения хотя бы прежних позиций на всех остальных направлениях. Реализация правоохранительной стратегии — это процесс нанесения мощных ударов по преступности в соответствии с реализуемой стратегией. Под выполнением стратегии понимается процесс непременного (обязательного) создания (или адаптации) организационных условий и потенциалов органов внутренних дел, необходимых для реализации правоохранительной стратегии: системы лидерства, функциональной и организационной структуры управления, политики, наилучшей тактики, процедур и правил; системы, обеспечивающей правильное распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов и их развитие. Разработка стратегии должна опережать ее реализацию, ибо это в целом процесс создания способа реализации правоохранительной стратегии.4

Стратегическое планирование в органах внутренних дел представляет собой непрерывный комплекс взаимосвязанных, в определенном порядке осуществляемых и периодически повторяющихся действий и отношений, направленных на создание управленческих решений (прогнозов, программ и планов), реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере борьбы с преступностью и обеспечивает системе МВД быструю адаптацию к непредвиденным ситуациям во внешней среде.

Актуальность комплексного подхода к стратегическому планированию в органах внутренних дел объективно предопределяется многоликостью и корпоративностью преступной среды, стиранием традиционных различий между общеуголовной и экономической преступностью,

Национальная безопасность

вторжением криминальных структур в различные сферы жизни государства и общества, что создает угрозу безопасности личности и государства. В этой связи необходимость активного участия всех служб и подразделений в борьбе с преступностью, привлечения имеющихся в их распоряжении сил и средств, обеспечения согласованности действий при проведении совместных мероприятий является важнейшей задачей штабов всех уровней, реализуемой в процессе планирования.

Стратегическое планирование является одним из важнейших элементов, составляющих основу организационно-штатной работы в органах внутренних дел. Без глубокого анализа складывающейся оперативной обстановки, научно обоснованного и объективного предвидения тенденций ее дальнейшего развития невозможно формирование организационных структур, определение оптимальной штатной численности, рациональное использование имеющихся сил и средств, оперативное маневрирование ими, четкое распределение функциональных обязанностей между службами и отдельными сотрудниками, определение их служебных нагрузок. Основными задачами, рассматриваемыми стратегическим планированием в органах внутренних дел, являются: комплексный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, разработка на этой основе проектов соответствующих управленческих решений; планирование оперативно-служебной деятельности МВД России. Стратегическому оргштатному планированию в МВД РФ уделяется самое пристальное внимание. Эта работа строится на основе комплексного анализа оперативной обстановки и прогноза ее развития как в целом по стране, так и по каждому региону в отдельности. Главная задача состоит в том, чтобы правильно и объективно спрогнозировать обстановку и условия, в которых органам и подразделениям предстоит работать в планируемый период и обеспечить их нормальное функционирование. Поэтому при планировании учитываются многочисленные факторы, объективно влияющие на состояние оперативной обстановки: изменения демографического и социально-экономического характера, миграционные процессы, количественные и качественные изменения в структуре преступности. Благодаря стратегическому планированию имеется возможность своевременно уде-

лять главное внимание приоритетным направлениям правоохранительной деятельности — профилактике правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений, обеспечивающим безопасность личности.

Значение стратегического планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел РФ определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления. Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения причин и условий преступности. Стратегическое планирование в органах внутренних дел позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с преступлениями и правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам и т.д. Планирование — это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

Важное место в системе стратегического планирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации занимают комплексные программы. По своему характеру это особый вид управленческих решений, представляющий собой набор мероприятий, объединенных единством целей и задач, направленных на оздоровление оперативной обстановки, совершенствование правоохранительной и правоприменительной либо управленческой деятельности, предусматривающих участие разнообразных субъектов и обеспеченных соответствующими ресурсами.

Существуют два вида комплексных программ — целевые и региональные. Целевая программа разрабатывается для решения какой-либо отдельной задачи, нацеленной на активизацию борьбы с конкретным видом преступлений (например, правонарушения среди несовершеннолетних, организованная преступность,

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

преступления против жизни и здоровья граждан, наркобизнес, кражи личного имущества граждан и т.д.) или совершенствование организаторской работы (к примеру, компьютеризация органов внутренних дел). Ее разработкой занимаются, как правило, руководители служб по соответствующим линиям и направлениям работы либо штабы, если решаются задачи управленческой деятельности. Региональная программа направлена на укрепление общественного порядка и общественной безопасности, усиление борьбы с преступностью в целом по всем ее компонентам в конкретном регионе (республике, крае, области) или городе, районе и носит более общий характер. Ее разработкой занимаются, как правило, комиссии из представителей администрации, различных ведомств и правоохранительных органов, в том числе внутренних дел. В МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганах предложения к этим программам по заданию руководства готовят штабы. Оба вида программ могут приниматься и осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (городском, районном)5.

Стратегические программы (планы), в первую очередь, должны быть полити-

ческими документами, направленными на решение важнейших задач, которые ставят перед органами внутренних дел Президент и Правительство Российской Федерации. Во-вторых, они должны быть научно обоснованными документами, глубоко отражающими объективные закономерности, действующие в конкретной системе управления и обеспечивающими бескомпромиссную борьбу с преступностью на всех направлениях в целях надежной защиты от преступных посягательств интересов личности, общества и государства. Стратегические планы в органах внутренних дел Российской Федерации в целом определяются как способы реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей государства в области борьбы с преступностью.

Стратегия органов внутренних дел Российской Федерации является продолжением, конкретизацией, развитием правоохранительной политики государства и должна соответствовать стратегии национальной безопасности России. На практическое претворение в жизнь этой стратегии и направлено стратегическое планирование в органах внутренних дел.

Литература и примечания

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. №24) // Российская газета. 2000. 18 января.

2. Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. С.8-9.

3. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.242.

4. Основы стратегического планирования развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Проект подготовлен аппаратом Совета Безопасности РФ.

5. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 2002. С. 428.

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.