НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Значение стратегического планирования
в борьбе с организованной преступностью, представляющей угрозу национальной безопасности России
Ходжич М.В.*
The article considers questions of fight against organized crime and its influence on national security of Russia. Importance of strategic planning is also disputed in this article.
(0 01 Z
0) о о сч
о о о
CL
ce
CQ s
H
о о z о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Криминальная ситуация в России в течение последнего десятилетия продолжает обостряться, сопровождаясь значительным увеличением количества совершенных преступлений и ростом их общественной опасности. Также растет количество преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами.
Организованная преступность подрывает экономику страны, в результате деятельности криминальных сообществ происходит незаконное изъятие из государственного, банковского или коммерческого оборота значительных материальных и денежных средств. По разным оценкам, из России в течение последних десяти лет незаконно переведено в зарубежные банки от 250 до 300 млрд долларов США. Вмешательство преступных сообществ в военную сферу сказывается определенным образом на обороноспособности страны1.
На угрозы национальной безопасности со стороны преступных сообществ указано и в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24. В Концепции, в частности, отмечено: «Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфе-
ре, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер»2.
В настоящее время продолжается процесс криминализации экономики. За последние годы количество зарегистрированных преступлений экономической направленности выросло более, чем в два раза, а число тяжких и особо тяжких преступлений — почти в пять раз. Преступной экспансии наиболее подвержены финансово-кредитная система, внешнеэкономическая деятельность, сферы приватизации и налогообложения. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что организованные преступные сообщества пытаются установить контроль над стратегическими отраслями экономики и жизнеобеспечения (ТЭК, металлургия, минерально-сырьевой комплекс, переработка и реализация зернопродуктов, рыбная отрасль, производство и оборот алкогольной продукции, табачных изделий и др.). Рельефно обозначилось стремление пре-
Докторант Академии управления МВД России, кандидат психологических наук.
ступных сообществ стать «законными» владельцами промышленных предприятий, банков, коммерческих структур, легализовав, таким образом, незаконно нажитый капитал3.
Так как организованная преступность представляет собой криминальную систему, то разрушить ее можно только с помощью системных действий более мощной, противостоящей ей системы правоохранительных органов российского государства. Для того, чтобы правоохранительные органы смогли справиться с задачами систематической борьбы с организованной преступностью, они должны иметь стратегию, систему стратегических установок для работы на этом направлении 4.
В сфере правоохранительной деятельности государства и общества важное место занимают научно обоснованное криминологическое прогнозирование и стратегическое планирование, призванные обеспечить своевременную и качественную разработку параметров прогноза и показателей развития преступности как на долгосрочную, так и на ближайшую перспективу.
Основное назначение стратегического планирования состоит в определении узловых проблем социального управления и деятельности правоохранительных органов России в сфере борьбы с преступностью, выявлении приоритетных направлений обеспечения правопорядка, прав и свобод личности, общественных и государственных интересов. Учет прогнозируемых масштабов и тенденций преступности при расчетах ресурсного обеспечения борьбы с преступностью позволит оптимизировать деятельность органов внутренних дел и в целом повысить эффективность функционирования правоохранительной системы на ближайшее время и на последующую перспективу.
В целях профилактики и предупреждения организованной преступности органы внутренних дел РФ проводят мероприятия по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния оперативной обстановки по линии борьбы с организованной преступностью; выявлению и устранению причин и условий, способствующих развитию организованной преступности; стратегическому планированию, заключающемуся в разработке и реализации целевых программ и комплексных планов в сфере борьбы с организованной преступностью; проведению оперативно-
розыскных и профилактических мероприятий, направленных на выполнение основных задач в сфере борьбы с организованной преступностью; совершенствованию организационно-управленческой деятельности и структуры подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью; формированию и ведению оперативных учетов, информационных систем, необходимых для осуществления борьбы с организованной преступностью; информированию населения о результатах борьбы с организованной преступностью5.
Стратегическое планирование в МВД России — это многоуровневая система управленческих решений, направленных на приведение сил и средств органов внутренних дел (ОВД) в состояние готовности противостоять преступности, состоящая из Концепций, целевых стратегических программ, проектировок и сводного перспективного финансового плана, обусловленных единством стратегических целей и направлений плановой работы, содержания и формы. Стратегическое планирование в ОВД осуществляется по заранее выбранной стратегической позиции, под которой понимается заключение (выбор) субъектов управления о возможности решения одной или нескольких взаимосвязанных крупных проблем в сфере борьбы с преступностью путем разработки и реализации одной или нескольких стратегических программ развития внутреннего потенциала органов внутренних дел6.
Важное место в системе стратегического планирования деятельности органов внутренних дел занимают Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, являющиеся по своему характеру особым видом управленческих решений и представляющие набор мероприятий, объединенных единством целей и задач, направленных на оздоровление оперативной обстановки и совершенствование правоохранительной и правоприменительной либо управленческой деятельности органов внутренних дел.
Комплексные планы и программы борьбы с преступностью базируются на системе показателей экономического и социального развития. Являясь организационной формой взаимодействия различных социальных субъектов в процессе борьбы с преступностью, такие программы сочетают в себе систему экономических, финансовых, организационных,
(0 О!
О) О О СЧ
О О О
о. со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
ISSN 1997-1001
(О
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
правовых, психолого-педагогических, культурно-воспитательных и иных согласованных мер государственных органов и общественных формирований, непосредственно осуществляющих данный вид деятельности. Поэтому комплексные программы борьбы с преступностью являются составной частью, важнейшим элементом стратегического планирования общественного развития России. С их помощью, во-первых, дается общая картина состояния преступности в стране; во-вторых, выявляются административно-территориальные единицы и регионы с наиболее сложной криминогенной обстановкой; в третьих, устанавливается динамика изменений показателей преступности, определяются причины и условия, способствующие ее росту.
Конкретным механизмом реализации стратегических приоритетов в рамках стратегического плана служат федеральные целевые программы на среднесрочную перспективу, утверждаемые правительством РФ. Перспективное целевое планирование — вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Такое планирование является вершиной системы планов, так как характеризует основное ее назначение и цель, служит ориентиром для подготовки других планов и одновременно является ограничением для принятия решений относительно основных направлений деятельности7.
Федеральные целевые программы являются ориентиром деятельности правоохранительных и других заинтересованных министерств и ведомств в сфере борьбы с преступностью. Они представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто, что, когда, где и каким образом должен делать как на федеральном, так и на региональном уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем, например, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, с организованной молодежной преступностью и т.д.
Во всех федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью имеется специальный раздел, посвященный борьбе с организованной преступностью, который, как правило, содержит в основном организационные меры. В нем чаще всего предусматриваются разработка мер, препятствующих проникновению организованной преступности в государственный аппарат;
разработка механизма получения и реализации информации о денежных средствах организованной преступности, сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом и обеспечение его ареста, конфискация и возвращение валютных средств либо эквивалента за недвижимость и другое ценное имущество в Россию; выработка системы мер пресечения «отмывания» незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путем, а также ответственности за оказание содействия в этом; создание системы мер обеспечения в соответствии с законодательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным имуществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией; разработка системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создание единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов8.
Оптимальное стратегическое планирование деятельности органов внутренних дел и переориентация государственного бюджета на обеспечение превентивных правоохранительных мер может позволить к концу 2020 г. не только сохранить контроль над криминальной ситуацией в стране, но и при благоприятных экономических обстоятельствах добиться улучшения показателей по сравнению с прогнозируемыми параметрами.
Стратегия органов внутренних дел Российской Федерации является продолжением, конкретизацией, развитием правоохранительной политики государства и должна соответствовать стратегии национальной безопасности России. На практическое претворение в жизнь этой стратегии и направлено стратегическое планирование в органах внутренних дел.
Создание, а в последующем — укрепление и совершенствование системы мер противодействия организованной преступности стало сегодня острой необходимостью.
Борьба с организованной преступностью не может осуществляться действиями какого-либо одного или даже не-
скольких ведомств. Решение задач борь- ческого, правового, административно-ре-
бы с организованной преступностью жимного, пропагандистского и специаль-
должно носить характер государственной ного характера, объединенных стратеги-
политики и предусматривать создание ческим замыслом и нацеленных на дости-
системы мер политического, экономи- жение единых целей и задач9.
Литература и примечания
1. Мохов Е.А. ФСБ: борьба с организованной преступностью. М.: Вузовская книга, 2006. С.7.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 года № 24// Независимое военное обозрение. 2000. № 1.
3. Мохов Е.А. ФСБ: борьба с организованной преступностью. М.: Вузовская книга, 2006. С.39.
4. Там же. С. 61.
5. Бочарникова Л.Н. Современная уголовная политика в сфере противодействия организованной преступности. Белгород, 2006.
6. Моргун А.И. Стратегическое планирование в органах внутренних дел: теоретический, организационный и правовой аспекты: дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
7. Артамошкин М.Н. Перспективное целевое планирование борьбы с преступностью// Штабная практика, 1998. №4( 28). С. 42-43.
8. Бочарникова Л.Н. Современная уголовная политика в сфере противодействия организованной преступности. Белгород, 2006.
9. Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М.: Российский союз предприятий безопасности, 1996. С. 109.
(О
О!
О) О О СЧ
О
о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со