ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
У.С. КУРМАНОВ,
адъюнкт* кафедры организации оперативно-разыскной деятельности
(Академия управления МВД России)
Коррупция как один из признаков современной организованной преступности в Кыргызской Республике
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью в Кыргызской Республике, анализируется взаимосвязь организованной преступности с коррупцией.
Коррупция, организованная преступная группа, организованные преступные структуры, организованная преступность, организованная преступная деятельность, преступное сообщество, Кыргызская Республика.
Природа организованной преступности и коррупции, причины их возникновения, последствия и борьба с этими явлениями — предмет неутихающих споров на государственном и научном уровне. Этот интерес объясняется в первую очередь тем, что коррупция и организованная преступность наносят колоссальный материальный, нравственный и иной ущерб обществу, его государственным институтам. И ученые, и государство, и общество признают (и мы согласны с этим), что проблема поиска эффективных методов борьбы с организованной преступностью за последние годы обострилась еще и вследствие тотального распространения такого явления, как коррупция.
За 20 лет в Кыргызской Республике при увеличении количества групп организованной преступности и повышении степени коррумпированности государственной власти наблюдается симбиоз этих явлений. Отметим, что именно увеличение уровня криминоген-ности до астрономических масштабов послужило главной причиной произошедших в Кыргызстане двух политических революций, которые едва не привели к распаду страны.
По данным Международной неправительственной организации Transparency International, которая ежегодно определяет Индекс восприятия коррупции, Кыргызстан уже много лет является одной из самых коррумпированных стран мира, соседствуя в этих рейтингах с африканскими и азиатскими странами.
* Ранее - оперуполномоченный ОУР УВД Иссык-Кульской области Кыргызской Республики.
В 2011 году Кыргызстан занял 164-е место из участвовавших в рейтинге из 183 стран [6].
По мнению аналитиков, ущерб от коррупции в Кыргызстане ежегодно составляет 30 млрд сомов. Об этом на заседании Совета обороны заявил его секретарь Бусурманкул Табалдиев. По его данным, в течение последних двух лет по фактам коррупции было возбуждено около 2,4 тыс. уголовных дел, однако более половины так и не были по различным причинам доведены до суда [8].
Коррупция (от лат. coruptio — подкуп) — общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения выгоды, благ, равно подкуп этих лиц [5, с. 267].
В широком смысле слова коррупция — это явление, поразившее государственный и общественный аппараты управления, выражающееся в разложении власти, умышленном незаконном использовании должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях для личного обогащения, — так считает Б.В. Волженкин [3, с. 64].
В международных документах коррупция определяется как какое-либо действие или бездействие должностного лица в сфере его должностных полномочий, которое это лицо совершает, или уклоняется от совершения за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. В частности, Генеральный секретарь ООН в своем докладе «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» особо отметил, что коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики [2, с. 63].
Коррупция в Кыргызстане многообразна в своих проявлениях. Например, среди такого рода деяний наблюдаются мздоимство — получение, в нарушение установленного законом порядка лицом, состоящим на государствен-
о
и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш
s
а н
117
О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
118
ной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе и лихоимство — получение лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (или бездействие) [9, с. 22—23].
В уголовном кодексе Кыргызстана законодатель попытался определить коррупцию как особое преступление, надеясь на эффективную работу нормы закона, однако размытость в описании признаков объективной стороны данного преступного деяния делает, на наш взгляд, ее вообще трудно применимой. Схожее определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 6 марта 2003 г. № 51 «О борьбе с коррупцией». По представлению законодателя коррупция заключается в следующих противоправных деяниях:
— взяточничество, кража, хищение, халатность, присвоение государственной и частной собственности должностными лицами;
— злоупотребление служебным положением в целях получения любых незаконных выгод (льгот, преимуществ) для себя и других в результате неофициального использования официального статуса [1].
Полагаем, в указанном Законе содержание
коррупции определено не совсем корректно. На наш взгляд, коррупция (коррупционные преступления) является следствием совместной противоправной деятельности должностных лиц и представителей организованной преступности.
Как отмечает А.И. Долгова, «именно коррумпирование позволяет не только нейтрализовать опасные для преступной группы действия соответствующих государственных служащих и общественных деятелей, но и подчинить их деятельность своим целям, использовать через них в этих целях официальные структуры общества, внедряться в них» [7, с. 142].
Это подтверждается материалами исследований, проведенных учеными-криминологами Кыргызстана. Из них следует, что каждому второму работнику оперативного подразделения по борьбе с организованной преступностью в ходе проведения проверки оперативной информации об организованном преступлении противодействовали должностные лица управленческих органов, а каждому третьему — органы внутренних дел и прокуратуры. При этом 85 % опрошенных следователей считают, что основной способ противодействия расследованию уголовных дел, возбужденных в рамках борьбы с организованной преступностью — это вмешательство в ход расследования должностных лиц
органов внутренних дел, прокуратуры, исполнительной власти [2, с. 65].
Думается, что коррумпированные связи организованных преступных структур с должностными лицами властно-управленческих и правоохранительных органов закономерны для организованной преступной деятельности, поэтому их следует относить к структурному элементу криминалистической характеристики организованных преступлений.
Выявление признаков коррумпированных связей, например, в сфере экономики позволит определить, во-первых, способ совершения экономического преступления, во-вторых, способ сокрытия следов преступной деятельности, в-третьих, способ легализации криминальных доходов, в-четвертых, круг лиц, участников организованной преступной деятельности и т. д.
Коррупция, будучи основным признаком организованной преступной деятельности в том или ином государстве, в цепочке международных криминальных связей играет особую роль. Организованные преступные структуры, имея коррупционные связи с должностными лицами высших и региональных властно-управленческих органов, используя открытые формы лоббирования, оказывают влияние на законодательную, исполнительную и судебную власть, а также на средства массовой информации. Действуя в рамках этой схемы, должностное лицо, получая определенные материальные вознаграждения от преступников, включается в систему организованной преступности, в которой ему уже не возможно отказаться в одностороннем порядке от принятой на себя роли [4, с. 27].
Организаторы преступной деятельности при помощи коррумпированных должностных лиц государственных органов создают условия, благоприятствующие безнаказанности преступных организаций при реализации ими своих операций; организуют «нейтрализацию» как отдельных лиц, так и целых учреждений; получают конфиденциальную информацию коммерческого характера; создают условия для совершения сверхприбыльных сделок; получают конфиденциальную информацию о предпринимаемых государственными органами мерах по борьбе и нейтрализации таких действий [10, с. 8].
Ретроспективный анализ развития организованной преступности Кыргызстана позволяет выделить шесть этапов формирования взаимоотношений между организованными преступными структурами и должностными лицами различных уровней государственной власти.
На первом этапе коррумпированные чиновники содействуют 1) формированию организованных преступных групп в структуре государственных, финансовых и банковских учреждений, иных субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности; 2) созданию фиктивных фирм (с целью использования их для совершения экономических преступлений, сокрытия следов, легализации криминальных доходов и т. д.); 3) развитию теневого производства, лицензированию и регистрации лжефирм и лжебанков.
На втором этапе организаторы преступных структур используют коррумпированные связи для 1) реализации преступных акций, связанных с получением крупных денежных сумм, материальных ценностей; 2) лоббирования, протекционизма1 в получении экспортных квот; 3) содействия в получении целевых государственных кредитов, льгот, иных преимуществ коммерческим структурам, контролируемыми организованными преступными структурами; 4) протекционизма при проведении приватизации имущества крупных государственных предприятий; 5) необоснованной передачи государственного имущества в управление коммерческим структурам криминальной ориентации; 6) проведения незаконных финансово-хозяйственных сделок, банковских операций; 7) незаконной внешнеэкономической деятельности; 8) размещения и проведения банковских операций с бюджетными средствами регионального или местного уровней; 9) вложения государственных средств в теневой бизнес под благовидным предлогом.
На третьем этапе коррумпированные служащие содействуют организаторам преступной деятельности непосредственно или через третьих лиц 1) в выборе объекта преступного посягательства; 2) в планировании, подготовке, совершении преступной акции и сокрытии ее следов; 3) в обеспечении организованных групп современными техническими и информационными средствами; 4) в создании обстановки, способствующей совершению преступлений; 5) в расширении сфер влияния.
На четвертом этапе организованные преступные группы используют коррумпированные связи для нейтрализации форм социального контроля и противодействия проведению проверок, ревизий государственными контрольно-надзорными службами;
1 Протекционизм - экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта [5, с. 248].
препятствуют выявлению признаков организованных преступлений и их расследованию, а также судебному разбирательству.
На пятом этапе коррумпированные чиновники лоббируют принятие выгодных законов, правительственных решений, иных управленческих актов в интересах предпринимательских структур, контролируемых или созданных организованными преступными структурами.
На шестом этапе коррумпированные должностные лица содействуют организованным преступным группам, организациям, сообществам 1) по вложению криминальных доходов в законную экономику, политические институты, средства массовой информации; 2) выдвижению руководителей организованных преступных образований в политические, управленческие структуры или их внедрению в правоохранительные органы.
Следует отметить, что использование организованными преступными структурами того или иного этапа коррумпированных связей зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, организованные группы, преступные сообщества, используя разнообразные методы воздействия, стремятся установить коррумпированные связи с политическими деятелями, высокопоставленными должностными лицами органов исполнительной власти для обеспечения безопасности, конспиративности и длительности преступной деятельности.
С помощью шести вышеуказанных этапов коррумпированных связей создается действенная система защиты преступников от различных форм социально-правового контроля государства, обеспечивается безопасность преступного бизнеса и его участников, повышается эффективность легализации криминальных доходов. Взяточники-коррупционеры, по существу, одновременно состоят на двух службах: официально — на государственной и неофициально — у криминальных структур.
Анализ информации, имеющейся в органах, осуществляющих оперативную деятельность, и результаты проведенных исследований подтверждают наличие в ряде властно-управленческих органов сетевых коррумпированных структур. Как правило, они имеют две и более ступени управления, при которых приказы руководителей преступных структур доходят до исполнителей через определенные звенья.
Организационно сеть коррумпированных структур строится «сверху вниз», воспроизводя структуру власти. «Верхний эшелон» набирает для себя группы влияния, помощников,
о
и О X
И
О и
О ^
О <
О
<
X
>>
ш
к
а н
119
О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш
s
а н
120
без которых система не может действовать. Традиционные функции сетевых коррумпированных структур — легализация криминальных капиталов за границей; установление связей с представителями иностранных фирм, консульствами и через них — лоббирование внешнеэкономических операций, выгодных предпринимательским структурам криминальной ориентации.
Как свидетельствуют результаты исследований, каждая четвертая организованная преступная структура корыстно-насильственной направленности была сформирована лицами, имеющими связь с властно-управленческими органами и вместе с тем возглавляющими созданные ими криминальные структуры. В данном случае должностные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, совершают экономические преступления при распределении и расходовании государственных бюджетных, кредитных, инвестиционных, иных государственных средств, приватизации имущества государственных предприятий, находясь, по сути дела, в составе организованных преступных групп. Такие «элитарные» организованные группы «беловоротничковых»2 преступников характеризуются высоким социальным положением, а также интеллектуально изощренным способом совершения преступлений. Их деятельность причиняет огромный материальный, физический и моральный ущерб. Она характеризуется высокой латентностью пре-
Список литературы
1. О борьбе с коррупцией: Закон Кыргызской Республики от 6 марта 2003 г. № 51 // Эркин-Тоо. 2003. 14 марта.
2. Акматбеков М.С. Криминалистическая характеристика коррумпированных связей организованных преступных образований // Вестник КРСУ. 2006. № 7.
3. Волженкин Б. В. Коррупция и уголовный закон // Правоведение. 1991. № 6.
4. Волобуев А.Н. Что такое организованная преступность // Соц. законность. 1988. № 9.
5. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия организованной преступности. М., 2004.
6. Данные международной неправительственной организации Transparency International: Индекс восприятия коррупции. // Официальный сайт Transparency International. URL: http://www. transparency.org/publica-tions (дата обращения: 21.03.2012).
2 «Беловоротничковая» преступность, по определению американского криминолога Э. Самдерленда, это комплекс правонарушений, совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей, связанных с нарушением доверия, которое им оказывается.
ступных посягательств и, как правило, отсутствием должного контроля, что обусловлено наличием коррупционных связей в государственном управлении.
Организаторы преступной деятельности, установив горизонтальные и вертикальные коррумпированные связи с высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и управления, совершают экономические преступления в очень специфической и конфиденциальной обстановке, т. е. под прикрытием официальной государственной деятельности.
Руководство Кыргызской Республики понимает всю серьезность коррупции — «угрозы XXI века» и общественную опасность указанных нами негативных социальных явлений. Со стороны государства принимаются решительные меры законодательного характера, призванные усилить контроль над деятельностью государственных служащих на всех уровнях управления. Вместе с тем полагаем, что для эффективного противодействия в данной сфере надо привлекать не только правоохранительные органы страны, но и сложившееся институты гражданского общества, поскольку без широкой поддержки граждан все начинания в этом направлении не принесут желаемого результата, будут бесперспективными и инертными. Поэтому важно обеспечить совершенствование имеющихся механизмов взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями.
7. Долгова А. И. Организованная преступность—2: Проблемы, дискуссии, предложения: материалы круглого стола криминологической ассоциации. М., 1993.
8. Заседание Совета Безопасности Кыргызской Республики // Официальный информационный портал Кыргызстана. URL: http://www.kabar.kg (дата обращения: 12.03.2012).
9. Максимова С.В. Основы противодействия коррупции. М., 2000.
10. Репецкая А.Л. Российская Организованная преступность в эпоху глобализации: состояние, структура, основные тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. № 1.
E-mail: [email protected]