Научная статья на тему 'Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью в Кыргызской Республике'

Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ORGANIZED CRIMINAL GROUPS / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / USING THE RESULTS OF CRIME DETECTION / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саяков Айбек Касымбаевич

В статье рассматриваются проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе борьбы с организованной преступностью, выявления и привлечения к уголовной ответственности лидеров (авторитетов), а также участников организованных преступных формирований в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саяков Айбек Касымбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of using the results of crime detection in fighting organized crime in the Kyrgyz Republic

The author dwells on the problem of using the results of crime detection in fighting with organized crime, revealing and bringing to justice the leaders and mob bosses, as well as active participants of organized criminal groups in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью в Кыргызской Республике»

Саяков А. К. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе... УДК 340 © А. К. Саяков, 2015

Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью

в Кыргызской Республике

А. К. Саяков

В статье рассматриваются проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе борьбы с организованной преступностью, выявления и привлечения к уголовной ответственности лидеров (авторитетов), а также участников организованных преступных формирований в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: организованные преступные формирования, оперативно-розыскная информация, использование результатов оперативно-розыскной деятельности.

В последние годы в Кыргызской Республике все большее распространение получают заранее спланированные, подготовленные и тщательно замаскированные преступления, которые совершаются организованными преступными формированиями, что делает их раскрытие и расследование особо сложным. Вопрос о критериях объективной оценки эффективности борьбы с организованной преступностью представляется чрезвычайно важным как в теоретическом, так и в практическом плане.

Адекватна ли в настоящее время государственная политика борьбы с организованной преступностью состоянию и тенденциям последней?

Борьба с организованной преступностью — одна из наиболее острых проблем современного мира, многие десятилетия влияющая на экономическое и политическое развитие большинства стран мира. Кыргызская Республика не стала исключением. Как отмечает Р. Р. Раимбердиев, «организованная преступность до недавнего времени не встречала здесь достойного противодействия со стороны государства и его правоохранительных органов»

На наш взгляд, данное высказывание является спорным. Организованная преступность представляет собой крайне опасное явление, характеризующееся сплочением криминальной среды для постоянной и разветвленной преступной деятельности в целях извлечения максимальной выгоды. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в настоящее время не существует системы борьбы с организованной преступностью, адекватной ее масштабам и общественной безопасности. По-прежнему правоохранительные органы лишь выявляют и обезвреживают не разветвленные преступные структуры и их криминальную деятельность, а отдельные преступные деяния рядовых участников этих сообществ. Требуется качественно иное противодействие этой пре-

ступности, принципиально новое решение вопросов уголовной политики, в том числе организации правоохранительных органов 2.

Используя пробелы законодательства, лидеры преступной среды имеют возможность создавать эффективный страховочный механизм, позволяющий им избегать уголовной ответственности. Они окружают себя и осуществляют руководство преступным сообществом посредством использования членов группировки, организующих или совершающих тяжкие преступления.

Как верно отметил Я. М. Мазунин, «для успешной борьбы с организованными преступными формированиями необходимо подчинить все достижению главной цели — прекращению существования преступного формирования путем изобличения возможно большего числа участников и главных действующих лиц, т. е. организаторов и руководящего ядра. Деятельность оперативных служб и следственных работников, прежде всего, должна быть направлена на преступника вообще и организатора в частности» 3.

Тенденции современной преступности в Кыргызстане настолько неблагоприятны, что вполне правомерно говорить о том, что организованная преступность создает угрозу национальной безопасности, что Кыргызская Республика постепенно превращается в криминальное государство. На данный момент в борьбе с организованной преступностью отсутствуют решительные действия как со стороны правоохранительных, так и законодательных органов. Об этом свидетельствует тот факт, что в Кыргызстане долгое время не принимался Закон «О противодействии организованной преступности», который несколько раз направлялся на рассмотрение в парламент. И только в мае 2013 г. Закон КР от 18 апреля 2013 г. № 82 «О противодействии

Саяков А. К. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в борьбе.

организованной преступности» 4, принятый парламентом, был подписан Президентом КР. Однако, по нашему мнению, одного закона для должного противодействия организованной преступности явно недостаточно.

Настоящим Законом определены направления в сфере противодействия организованной преступности:

1) создание правовой и организационной основы эффективного противодействия организованной преступности, организации международного сотрудничества;

2) информационное обеспечение;

3) выявление и устранение причин и условий, порождающих организованную преступность;

4) предотвращение формирования организованной преступной группы, преступного сообщества (преступной организации), вооруженной группы (банды), в том числе схемы финансирования их деятельности;

5) выявление и пресечение преступной деятельности организованной преступной группы, преступного сообщества (преступной организации), вооруженной группы (банды), в том числе схемы финансирования их деятельности;

6) привлечение к ответственности виновных лиц и обеспечение возмещения вреда;

7) предотвращение установления коррумпированных связей с государственными служащими и должностными лицами, вовлечения их в преступную деятельность;

8) противодействие использованию организованной преступной группой, преступным сообществом (преступной организацией), вооруженной группой (бандой) объединений граждан или средств массовой информации в целях распространения криминальной идеологии или в иных преступных целях» (ст. 6).

Кроме того, согласно данному Закону «уполномоченные органы, используя меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, осуществляют профилактические меры по недопущению вовлечения молодежи и других лиц...» (ст. 10) в организованную преступную деятельность. Основными формами этой деятельности являются превентивные меры воздействия, осуществляемые в соответствии с настоящим Законом.

Данным нормативным актом определено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом, к лицам, причастным к организованной преступной деятельности, применяются следующие превентивные меры воздействия:

1) официальное предупреждение;

2) постановка на оперативно-превентивный учет в органах внутренних дел;

3) возлагаемые судом обязанности;

4) проверки финансового и имущественного положения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

При этом основанием для применения превентивных мер воздействия являются «располагаемые уполномоченным органом и иными государственными органами, наделенными правом производства оперативно-розыскной деятельности, сведения, в том числе оперативные данные, подтвержденные соответствующими материалами о принадлежности лица к организованной преступной группе, преступному сообществу (преступной организации), вооруженной группе (банде), его активном участии в преступной деятельности или указывающие на его руководящую роль», а источниками данных сведений и информации являются «все средства, допускаемые законодательством Кыргызской Республики об оперативно-розыскной деятельности.» (ст. 17).

В настоящее время остро стоит проблема легализации данных, полученных оперативно-розыскным путем. Многочисленные оперативно-розыскные подразделения контролируют преступников, владеют информацией о преступлениях, но задокументировать факты преступной деятельности чаще всего не могут. Одной из причин этого, по нашему мнению, является недостаточный уровень профессиональной подготовки следователей и оперативных работников.

Анализ практической деятельности органов предварительного расследования и оперативных подразделений ОВД КР показал, что в настоящее время следователи и оперативные работники в ходе расследования уголовных дел об организованной преступной деятельности сталкиваются с проблемами, которые связаны с использованием результатов ОРД. Это обусловлено тем, что сотрудники следственных и оперативных подразделений ОВД КР не имеют представления о том, как правильно применять результаты ОРД в уголовном судопроизводстве. Данный вывод подтверждается выводами проведенного анкетирования, в ходе которого было выявлено, что 83,53% опрошенных следователей и 85,0% оперативных работников оказались не знакомы с Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры КР от 3 августа 2005 г. № 15/6 и МВД КР от 8 августа 2005 г. № 314.

Вместе с тем для следователей, судей и сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на борьбе с организованной преступностью в Кыргызстане, давно стало очевидным, что без использования результатов ОРД невозможно установить весь круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также всех соучастников преступления.

Научное обеспечение противодействия правонарушениям

31

Грозан Е. Н., Дизер О. А., Филиппов О. Ю. Правовое обеспечение применения специальных средств.

Важную роль в реализации данного направления играет Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или в суд. Отметим, что этого явно недостаточно. Чтобы достичь единообразного подхода к использованию результатов ОРД, необходима единая инструкция, которая будет регламентировать процесс легализации и вхождения в уголовный процесс результатов ОРД, утвержденная ведомствами всех правоохранительных органов, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Кыргызской Республики.

Полагаем, что такой подход оправдан, поскольку результаты оперативно-розыскной деятельности остаются одним из самых эффективных инструментов предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступлений. Поэтому вполне понятным является общее стремление обеспечить максимальную работоспособность этого важнейшего инструмента в раскрытии и расследовании преступлений,

совершаемых организованными преступными формированиями.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что без надлежащего использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности в условиях современного уголовного судопроизводства невозможно провести всестороннее, полное и объективное расследование большинства серьезных преступлений, в первую очередь имеющих отношение к организованной преступной деятельности.

1 Раимбердиев Р. Р. Управление подразделениями МВД КР, осуществляющими борьбу с организованной преступностью : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.

2 Адилов А. Н., Осмоналиев К. М. Организованная преступность в Кыргызстане. Бишкек, 2001. С. 37.

3 Мазунин Я. М. Установление участников организованного преступного формирования и тактические основы допроса на стадии предварительного расследования. Омск, 2003. С. 29-30.

4 Эркин Тоо. 2013. 4 июня.

УДК 340 © Е. Н. Грозан, О. А. Дизер, О. Ю. Филиппов, 2015

Правовое обеспечение применения специальных средств сотрудниками полиции

Е. Н. Грозан, О. А. Дизер, О. Ю. Филиппов

Предлагается понятие «специальные средства» для целей Федерального закона «О полиции». Анализируются порядок применения специальных средств, необходимость и последовательность совершения отдельных действий перед применением, в момент применения и после применения специальных средств.

Ключевые слова: Федеральный закон «О полиции», понятие «специальное средство», порядок применения специальных средств, основания применения специальных средств.

В общем виде специальное средство можно определить как средство, имеющее специальное назначение (цель), конструктивные особенности либо особые свойства. Учитывая многоаспектность данного понятия, считаем что определение «специальное средство» требует уточнения с точки зрения закона. Легального определения специальных средств законодательство Российской Федерации, содержащее нормы, закрепляющие право сотрудников правоохранительных органов на их применение, не

содержит. Данное понятие формулировалось на протяжении длительного периода (термин «специальное средство» стал использоваться в СССР с 1978 г. *) учеными-административистами на основе выделяемых ими признаков, отраженных в законе и иных правовых актах.

В теории разработано несколько определений понятия «специальные средства», в которых выделялись различные признаки данных материальных объектов, их характерные черты. С учетом кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.