Научная статья на тему 'Организованная преступность как ключевая угроза национальной безопасности Российской Федерации'

Организованная преступность как ключевая угроза национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1591
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / РОССИЯ / ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / RUSSIA / TERRORISM / SECURITY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянов А.И.

В статье рассматривается Российская Федерация, представляющая собой ключевой субъект на международной политической арене, в качестве основного актора современного мирового политического процесса. Автор обращает внимание на то, что разумная экономическая политика внутри страны в совокупности с благоприятной ситуацией на международных рынках привели к стабильному развитию российского государства. Сделано предположение, что контроль в экономической сфере является приоритетом для успешного развития и процветания любого государства, в том числе и Российской Федерации. В статье обращается внимание на то, что самый значительный и долгосрочный вред социально-экономическому развитию страны наносит организованная преступность. Автор отмечает, что это социальное явление появилось вместе с государством. В то же время преступный умысел, расцвет криминальной деятельности, неэффективная борьба с этими проявлениями ведет к экономической дестабилизации и потере доверия у граждан к официальным органам власти. Таким образом, можно говорить, что организованная преступность представляет угрозу национальной безопасности любого государства, в том числе и Российской Федерации. Автор подчеркивает, что она имеет различные формы, в частности всё больше используются информационные, коммуникационные и высокие технологии. Автор выделяет два направления деятельности преступных сообществ. Одно из одних получение незаконного дохода или самообогащение преступным путем с дальнейшей легализацией полученных средств. В других случаях это использование влияния на политику государства и принятие политических решений посредством террористических актов, особенно если речь идет об организациях, ставящих целью подрыв суверенитета Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что стабильность экономической системы играет значительную роль в борьбе с организованной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organized crime - a key threat to the national security of the Russian Federation

The article considers the Russian Federation, which is a key subject on the international political arena, as the main actor of the modern world political process. The author draws attention to the fact that a reasonable economic policy in the country in conjunction with the favorable situation on the international markets have led to the stable development of the Russian state. It is assumed that control in the economic sphere is a priority for the successful development and prosperity of any state, including the Russian Federation. The article draws attention to the fact that the most significant and long-term harm to the socio-economic development of the country is caused by organized crime. The author points out that this social phenomenon was formed together with the state. At the same time, criminal intent, the flourishing of criminal activity, ineffective struggle against these manifestations leads to economic destabilization and loss of trust among citizens to the official authorities. Thus, we can say that organized crime is a threat to the national security of any state, including the Russian Federation. The author emphasizes that it has various forms, in particular, information, communication and high technologies are increasingly used. The author identifies two areas of criminal communities. One of them is the receipt of illegal income or self-enrichment by criminal means with further legalization of the received funds. In other cases, is the use of influencing the policy of the state and political decision-making by terrorist acts, especially if we are talking about organizations whose goal is the undermining of the sovereignty of the Russian Federation. Thus, the author comes to the conclusion that the stability of the economic system plays a significant role in the fight against organized crime.

Текст научной работы на тему «Организованная преступность как ключевая угроза национальной безопасности Российской Федерации»

УДК327.35

А. И. Емельянов

кандидат политических наук; доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: anton.poLitoLog@ya.ru

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается Российская Федерация, представляющая собой ключевой субъект на международной политической арене, в качестве основного актора современного мирового политического процесса. Автор обращает внимание на то, что разумная экономическая политика внутри страны в совокупности с благоприятной ситуацией на международных рынках привели к стабильному развитию российского государства. Сделано предположение, что контроль в экономической сфере является приоритетом для успешного развития и процветания любого государства, в том числе и Российской Федерации. В статье обращается внимание на то, что самый значительный и долгосрочный вред социально-экономическому развитию страны наносит организованная преступность. Автор отмечает, что это социальное явление появилось вместе с государством. В то же время преступный умысел, расцвет криминальной деятельности, неэффективная борьба с этими проявлениями ведет к экономической дестабилизации и потере доверия у граждан к официальным органам власти. Таким образом, можно говорить, что организованная преступность представляет угрозу национальной безопасности любого государства, в том числе и Российской Федерации. Автор подчеркивает, что она имеет различные формы, в частности всё больше используются информационные, коммуникационные и высокие технологии. Автор выделяет два направления деятельности преступных сообществ. Одно из одних - получение незаконного дохода или самообогащение преступным путем с дальнейшей легализацией полученных средств. В других случаях - это использование влияния на политику государства и принятие политических решений посредством террористических актов, особенно если речь идет об организациях, ставящих целью подрыв суверенитета Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что стабильность экономической системы играет значительную роль в борьбе с организованной преступностью.

Ключевые слова: организованная преступность; Россия; терроризм; безопасность; национальная безопасность.

A. I. Emelianov

PhD (PoLiticaL Science), Associate Professor, Department of PoLiticaL Science, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty); MSLU; e-maiL: anton.poLitoLog@ya.ru

ORGANIZED CRIME - A KEY THREAT

TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The articLe considers the Russian Federation, which is a key subject on the international political arena, as the main actor of the modern world political process. The author draws attention to the fact that a reasonable economic policy in the country in conjunction with the favorable situation on the international markets have led to the stable development of the Russian state. It is assumed that control in the economic sphere is a priority for the successful development and prosperity of any state, including the Russian Federation. The article draws attention to the fact that the most significant and long-term harm to the socio-economic development of the country is caused by organized crime. The author points out that this social phenomenon was formed together with the state. At the same time, criminal intent, the flourishing of criminal activity, ineffective struggle against these manifestations leads to economic destabilization and loss of trust among citizens to the official authorities. Thus, we can say that organized crime is a threat to the national security of any state, including the Russian Federation. The author emphasizes that it has various forms, in particular, information, communication and high technologies are increasingly used. The author identifies two areas of criminal communities. One of them is the receipt of illegal income or self-enrichment by criminal means with further legalization of the received funds. In other cases, is the use of influencing the policy of the state and political decision-making by terrorist acts, especially if we are talking about organizations whose goal is the undermining of the sovereignty of the Russian Federation. Thus, the author comes to the conclusion that the stability of the economic system plays a significant role in the fight against organized crime.

Key words: organized crime; Russia; terrorism; security; national security.

В российской науке и юридической практике существует большое число определений термина «организованная преступность» [Галкина 2013; Емельянцев 2009; Зуев 2011]. Все они имеют право на существование, но в контексте данной статьи лучше подходит определение организованной преступности как «негативного социального явления, складывающегося из организованной преступной деятельности, носящей постоянный характер, в виде совершения множества преступлений на криминально-профессиональной основе в целях криминального обогащения» [Годунов 2002, с. 24].

В России организованная преступность «расцвела» в период экономических потрясений 1990-х гг., поэтому одной из главных задач нашего государства является преодоление последствий того этапа развития нашего государства, поддержание экономической стабильности и ее дальнейшее развитие. Для предотвращения каких-либо негативных проявлений в экономике, способствующих криминализации

общественных институтов, следует прежде всего определить основные виды угроз экономической безопасности Российской Федерации. Их можно подразделить на внешние и внутренние. При желании данный список можно расширить и дифференцировать иначе.

Основные внешние угрозы:

- ресурсная и продовольственная зависимость внутреннего рынка от иностранных поставщиков;

- преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и др.

Основные внутренние угрозы:

- низкая конкурентоспособность национальной экономики по сравнению с другими экономиками мира;

- ухудшение состояния научно-технического потенциала, в том числе утрата престижности интеллектуального труда;

- высокий уровень монополизации экономики, усиление топ-ливно-сырьевой ее составляющей;

- низкая инвестиционную активность, незначительный процент прямых инвестиций;

- имущественное расслоение, рост децильного коэффициента;

- коррупция;

- лоббизм на различных вертикалях государственной власти и в различных регионах страны и др. [Рей 2009; Спиридонов 2014].

Эти и другие угрозы социально-экономической сфере достаточно четко обозначены в ключевых доктринальных документах Российской Федерации - Указе Президента Российской Федерации № 605 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», Указе Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и т. д. Только превентивные меры и успешное реагирование на них могут дать гарантию предотвращения негативного воздействия на национальную безопасность Российской Федерации.

Эффективность борьбы против организованной преступности может быть достигнута только при условии, что каждым из ее проявлений

будет заниматься определенное силовое ведомство, в зависимости от сложности иерархической организации преступной группировки, поля и географии ее деятельности. «Не исключается также причастность к различным схемам по легализации криминальных доходов со стороны государственных служащих федеральных ведомств, вплоть до сращивания этих структур на региональном уровне» [Васин 2015, с. 15]. Это требует особых оперативно-следственных действий с привлечением определенных служб. В этой связи стоит определить основные виды организованной преступности. «Существуют различные виды организованной преступности, которые представляют угрозу нашему государству» [Мацкевич 2013, с. 28]. По мнению автора, среди них можно виделить пять типов организованных преступных групп.

Во-первых, это простая организованная группа, представляющая простую форму объединения преступников численностью 3-5 человек, занимающаяся мошенничеством, грабежом, вымогательством и др. В них нет сложной структуры, суровой подчиненности, четко выраженного лидера.

Во-вторых, это структурированная организованная группа, состоящая из 5-15 человек, имеющая большую устойчивость, иерархичность, единоначалие. Такие организованные преступные группы допускают применение насилия. Все противоправные действия планируются заранее, у такого рода групп есть план экстенсивного и интенсивного развития с целью расширения преступной сети. Возможно широкое взаимодействие с другими криминальными элементами. Сфера интересов: квартирные кражи, кража автомобилей, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, контрабанда. Коррумпированных связей с органами государственной власти, как правило, нет.

В-третьих, это организованная преступная группировка представляющая собой многочисленное объединение, в которое входят десятки, а то и сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью. Уровень организованности, дисциплина, иерархия, подчиненность достаточно развит. В ней существует развитая сеть управления, большое число исполнителей. Состоит, как правило, из нескольких преступных групп, 5-10 человек каждая, которые разделяют свою деятельность. Преступная деятельность носит не только случайный характер (разбои, нападения), но и вымогательство на

определенной территории. Данная группа старается наладить связи с органами государственной власти для самосохранения и дальнейшего расширения своей деятельности.

В-четвертых, это банда, представляющая собой вооруженную группу, цель которой преступления, связанные с нападениями на предприятия, учреждения, организации или на отдельных граждан. Поэтому она крайне общественно опасна, применение оружия - обязательный ее признак. Высоко организованны, имеется строгое единоначалие. Результатом своей деятельности видят - получение денег, валюты и других ценностей.

Некоторые специалисты выделяют среди банд три категории, которые условно называют: классическая, специализированная и банды-заказчики [Нодари 2015].

Классическим бандам присущее совершение таких преступлений, как нападения на банки, инкассаторов, магазины, музеи, квартиры с применением тяжких телесных повреждений или убийств. Специализированные банды создаются для совершения одного-двух таких видов преступлений, как нападения на банки и магазины. Банды-заказчики совершают преступления на заказ. «Заказчики», как правило, не входят в состав преступных группировок, хотя могут иметь связи с их руководителями. Преступления совершаются за плату.

В-пятых, это мафиозное объединение, т. е. преступная группировка, которая по степени организованности и характеру деятельности вышла за пределы собственного формирования и объединяет как противоправные, так и легальные формы деятельности, влияя на государственную политику и направления социально-экономического развития. Такие объединения имеют прикрытие под видом разных коммерческих структур, которые служат для различных афер и «отмывания» денег, а также тесные коррумпированные связи с представителями органов власти. В составе таких объединений могут быть от десятков до сотен лиц.

Подобная типологизация подразумевает, что организованная преступность имеет различные формы в зависимости от поставленных целей и используемых средств. Все они представляют опасность для российского общества и государства. Деятельность всех видов организованной преступности попадает под статьи Уголовного кодекса РФ.

Организованные преступные сообщества ставят своей целью экспансию наиболее прибыльных отраслей национальной экономики.

Именно поэтому ее опасному воздействию подвержены финансово-кредитная система, внешнеэкономическая деятельность, процессы приватизации и сфера налогообложения. Кроме того, рельефно обозначилось стремление преступных сообществ овладеть промышленными предприятиями, банками, легализовав таким образом незаконно нажитый капитал (ч. 3 и 4 ст. 35 УК РФ и др.).

Негативный эффект от функционирования организованной преступности для государства в экономической сфере проявляется:

- в неэффективном использовании ресурсов;

- в сокращении внешних и внутренних инвестиций;

- в снижении эффективности налоговой системы;

- в появлении проблем в государственной бюджетной политике;

- в усилении имущественного расслоения общества;

- в замедлении научно-технического прогресса;

- в росте коррупции и др.

Существует взаимосвязь между экономическим положением в стране и политической системой государства, которая стремится стабилизировать ее и защитить от внешних и внутренних угроз всеми возможными способами. Справедливо утверждение, что «без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать национальные интересы государства» [Коротков, Беляев 2001, с. 47]. Таким образом, вред, который год за годом наносит организованная преступность экономике страны, делает ее реальной угрозой национальной безопасности в долгосрочной перспективе, способной вызвать дестабилизирующие процессы уже в среднесрочной перспективе. Следует определить базисные элементы экономической безопасности, на которые прежде всего негативно воздействует организованная преступность. Среди них исследователями выделяются:

- стратегические отрасли производства;

- сфера общественных финансов;

- системы стратегически важных элементов жизнеобеспечения граждан;

- информационные базы с данными о физических и юридических лиц;

- общественная безопасность, включающая продовольственную безопасность (в том числе бесперебойное обеспечение продуктами питания);

- экологическая безопасность;

- сырьевая безопасность [Магомедов 2015; Бобошко, Бобошко 2014].

Одним из наиболее весомых факторов, влияющих на развитие организованной преступности, расширения поля ее деятельности и распространения преступной сети, является коррупционная составляющая. Наряду с терроризмом она является одной из угроз национальной безопасности. Ситуация с коррупцией в стране, согласно последним данным, говорит о системном кризисе в политической системе страны и требует немедленной санации [Corruption perceptions index 2015].

«Объединение коррупции с организованной преступностью ведет к проявлению проблем в экономическом развитии, происходит незаконное изъятие из государственного, банковского или коммерческого оборота значительных материальных, денежных средств около 270 млрд долл. США» [Ходжич 2009, с. 19]. «Организованная преступность неотрывно связана с "теневой" экономикой в стране» [Кириленко, Дронов 2012, с. 31]. Теневая экономика включает в себя две категории:

- криминализированная, или «серая»;

- криминальная, или «черная».

К «серой» экономике следует отнести легальную разрешенную экономическую деятельность, осуществляемую с нарушением установленных правил налогообложения, регистрации, лицензирования и др.

К криминальной, или «черной», экономике следует относить деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных законом товаров и услуг (наркобизнес, контрабанда, вымогательство, торговля людьми и др.). Основной чертой данной экономики является ее социальная деструктивность.

Развитие криминального сектора экономики и неспособность властей дать отпор организованной преступности может привести к образованию и укреплению влияния мафии. Таким образом, мы можем рассматривать мафию как институт, как совокупность правил и норм поведения, позволяющих теневым субъектам действовать в экономической, социальной, политической и других сферах. Учитывая современные вызовы, стоящие перед экономикой страны, нельзя допускать образования такого нового криминального института, как мафиозная организованная преступность.

Современной организованной преступности, как в Российской Федерации, так и за рубежом, свойственны сращивание руководителей криминальных формирований с государственными и общественно-политическими структурами, приобретение позиций в легальных сферах экономики и стремление установить над ними контроль, проникнуть в правоохранительные органы, терроризирование и физическое устранение лиц, способных оказать помощь в раскрытии преступного сообщества.

Для современной организованной преступности характерны интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами [Рыжак 2010]. Существующие тенденции развития организованной преступности, ее политизация и интернационализация, а также связь с терроризмом характеризуют это антиобщественное социальное явление как источник угрозы государственной безопасности, как фактор, подрывающий конституционный строй и дестабилизирующий обстановку в стране.

Так как организованная преступность представляет собой криминальную систему, то разрушить ее можно только с помощью системных действий более мощной, противостоящей ей системы правоохранительных органов российского государства. Для того чтобы правоохранительные органы смогли справиться с задачами борьбы с организованной преступностью, они должны иметь стратегию, систему стратегических установок для работы на этом направлении. Необходим комплексный подход к данной проблеме, учитывающий наработанный отечественный и зарубежный опыт, возможности правоохранительных систем государств, участвующих в ней, в том числе материальные и информационные [Глазунова 2016].

Данный подход должен учитывать киберпреступность. «Научно-технический прогресс предоставил преступникам широкие возможности в доступе к новым техническим средствам, которые позволяют им незаконно присваивать колоссальные объемы денежных средств, легализовывать доходы, полученные преступным путем, уходить от налогообложения и совершать иные преступления. Кроме того, это открывает новые возможности для коммерческого подкупа должностных лиц» [Гапоненко 2014, с. 7]. Представляется целесообразным перерезать все финансовые инструменты организованной

преступности, создать, а в последующем - укрепить и усовершенствовать системы мер противодействия организованной преступности в киберпространстве [Мохов 2006].

Перспективным шагом могло бы стать создание киберполи-ции, которая бы могла контролировать преступные финансовые потоки организованной преступности, бороться с ее проявлениями в интернет-среде и проводить активный мониторинг «скрытого» Интернета.

В этой связи представляются правильными действия государства по деофшоризации экономики, что может сильно ударить по организованной преступности. Под этими действиями подразумевается контроль за фирмами-однодневками, офшорами, смешением капитала с террористическими деньгами, вывозом капитала под предлогом покупки иностранных ценных бумаг. «Запрет осуществления подобных действий за рубежом и перевод под юрисдикцию РФ экономических операций, недопущение отмывания денег, создание равных торговых условий может стать залогом оздоровления экономики от действий организованной преступности» [Филатова 2015, с. 140].

Учитывая, что успехи в борьбе с организованной преступностью на национальном уровне могут быть достигнуты только при совместном действии различных федеральных и региональных ведомств, важно наращивать сотрудничество и на международном уровне. Существуют различные акты и конвенции (многие из них подписаны Российской Федерацией), которые ставят своей задачей ликвидацию международных сетей организованной преступности, например, Конвенция ООН № 55/25 ГА ООН «Против транснациональной организованной преступности» от 15 ноября 2000 г.

В результате можно говорить, что в Российской Федерации существуют различные виды организованной преступности, которые наносят урон экономике нашей страны, представляя угрозу национальной безопасности и препятствуют реализации национальных интересов России. Это усугубляется спектром экономических негативных факторов, а именно внешним экономическим воздействием, а также высоким уровнем коррупции. Особо опасной представляется объединение организованной преступности с терроризмом, который представляет еще большую опасность для национальной безопасности личности, общества и государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобошко В. И., Бобошко Н. М. Анализ проблем экономической безопасности субъектов малого предпринимательства на современном этапе // Вестник экономической безопасности. 2014. № 3. С. 11-16.

Васин Ю. Г. Борьба с организованной преступностью: опыт теоретического моделирования: монография / под общ. ред. С. В. Максимова. М. : Институт государства и права РАН, 2015. 291 с.

Галкина В. И. Понятие и признаки организованной преступности в России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2013. № 2. С. 88-91.

Гапоненко В. Ф., Тайгильдин Д. В. Обеспечение экономической безопасности государства и информационного противоборства с преступностью и терроризмом // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 2. С. 6-8.

Глазунова И. В. Использование специальных знаний при выявлении и расследовании экономических преступлений // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 284-289.

Годунов И. В. Транснациональная организованная преступность в России: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Рязань, 2002. 54 с.

Емельянцев А. Г. Терроризм как один из видов деятельности организованной преступности // Российский следователь. 2009. № 24. С. 16-22.

Зуев С. В. Борьба с организованной преступностью: нужны надлежащие правовые средства // Законность. 2011. № 3. С. 28-30.

Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой // Управленческое консультирование. 2012. № 3. С. 28-36.

Коротков Э. М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 46-49.

Магомедов А. А. Вопросы обеспечения региональной экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 2. С. 94-98.

Мацкевич Р. С. Интеллектуализация деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности России: монография / под общ. ред. В. Н. Анищенко. М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. 152 с.

Мохов Е. А. ФСБ: борьба с организованной преступностью. М. : Вузовская книга, 2006. 316 с.

Нодари Д. Э. Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства // Вестник экономической безопасности. 2015. № 3. С. 31-34.

Рей А. И. Внешнеэкономическая деятельность России: теории, история и американский фактор. М. : Либроком, 2009. 32 с.

Рыжак Н. Н. Место и роль ФСБ России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях // Социальная политика и социология. 2010. № 10. С. 154-169.

Спиридонов В. В. Роль международных рейтинговых агентств в реализации экономических санкций против России в свете событий на Украине // Международные отношения. 2014. № 4. С. 555-558.

Тюрин С. Б., Бирко А. В. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Вестник БИСТ. 2015. № 2 (27). С. 52-55.

Филатова И. В. Влияние процесса деофшоризации на экономическую безопасность России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5. С. 139-142.

Ходжич М. В. Значение стратегического планирования в борьбе с организованной преступностью, представляющей угрозу национальной безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 6. С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.