TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
124 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАЙКОВ В.Т.,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии,
юридический факультет, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
ГАЛКИНА В.И.,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, юридический факультет, Южный федеральный университет, e-mail [email protected]
Рассматриваются и анализируются угрозы со стороны организованной преступности, проникшей во все сферы социальной, экономической и политической жизни России. Констатируется, что эти процессы вышли за рамки одного государства, и в преступных целях используются международная финансовая система, каналы международного обмена информацией, т. е. происходит интеграция криминальных групп всех стран. Делается вывод, что борьба с этим явлением в стране должна быть комплексной и включать в себя не только меры уголовноправового воздействия.
Ключевые слова: организованная преступность; криминальный бизнес; национальная безопасность; транснациональная преступная деятельность; формы борьбы с организованной преступностью.
ORGANISED CRIME AS A THREAT FOR THE RUSSIAN FEDERATION NATIONAL SECURITY
GAYKOV V.T.,
PhD, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Faculty of Law,
Southern Federal University, e-mail: [email protected];
GALKINA V.I.,
PhD, lecturer of Criminal Law and Criminology, Faculty of Law, Southern Federal University, e-mail [email protected]
Different threats from organized crime penetrated into all the spheres of social, economic and political life of Russia are analyzed. It is stated that these processes went beyond the borders of one state and the international financial system and international channels for information exchange are used for committing crimes. There also occurs the integration of criminal groups of all the countries. The conclusion is made the work with this phenomenon in the country must be complex, including not only the measures of law enforcement bodies.
Keywords: organized crime; criminal business; national security; transnational criminal activity; forms of combating organized crime.
JEL classification: F52, K14, K42.
© В.Т. Гайков, В.И. Галкина, 2013
Одной из опасных тенденций современной российской преступности является усиление ее профессионализма и организованности. Организованная преступность представляет серьезную угрозу для государства. Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в п. 48 ст. 3 указано, что «Обеспечению национальной безопасности ... будет способствовать снижение уровня организованной преступности...» (УказПрезидента РФ от 12мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности..., 2009).
Организованная преступность достигла масштабов, придающих ей системообразующий характер. Она проникла во все сферы социальной, экономической и политической жизни страны. Доминирующей ее мотивацией в данном случае является экономический интерес, а основная цель - криминальный бизнес с присущей ему конкуренцией, разграничением не только сфер деятельности, но и экономического (территориального) пространства.
Ранее в одной из публикаций мы отмечали, что организованная преступность - это система не единичных, а множественных организованных преступных формирований и их криминальной деятельности. Они взаимодействуют между собой разными путями, создавая общие органы управления, разрабатывая и предпринимая общие акции для выполнения не только внутренних для системы таких формирований задач, но и внешних. Последние, в частности, заключаются в повышении эффективности противостояния государственным органам и институтам гражданского общества, в их ослаблении, криминализации населения, обеспечении разных форм поддержки соответствующей деятельности, включая идеологическую (Емельянцев, 2009).
По мнению Э.Ф. Побегайло, организованная преступность - это обладающая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроизводстве сообществ (преступных организаций). Здесь имеет место сращивание организованной преступности с коррумпированной бюрократией. Он выделяет общеуголовную (гангстерскую), экономическую (хозяйственно-корыстную) и политическую (политизированную) преступность (Побегайло, 1990). И.В. Годунов считает, что организованная преступность - это «негативное социальное явление, складывающееся из организованной преступной деятельности, носящей постоянный характер, в виде совершения множества преступлений на криминально-профессиональной основе в целях криминального обогащения» (Годунов, 2002). Проблема организованной преступности рассматривается в одной и той же плоскости с криминальной экономикой и преступным бизнесом. В.В. Лунеев также связывает ее с криминальной экономикой и нелегальными финансовыми потоками, характеризует как массовое ограбление населения и открытое насилие на улицах, заказные убийства, похищения людей, захват заложников, рэкет, терроризм (Лунеев, 1997). По мнению А.И. Долговой, организованная преступность вплелась в экономику, вторглась в сферу национальных отношений, политику, стремится контролировать властные, управленческие, хозяйственные структуры, ей удается проводить акции по использованию этих структур в целях незаконного обогащения, она формирует стиль дельца теневой экономики (Организованная преступность - 2..., 1993). В.И. Третьяков под организованной преступностью понимает относительно самостоятельный вид преступности, представляющий собой совокупность всех преступлений, совершенных за определенный период времени независимо от места их совершения (на региональном, государственном или международном уровне) организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), и совокупность входящих в них лиц, а также сам процесс совершаемости данных преступлений в виде систематической, способной к самовоспроизводству криминальной деятельности, осуществляемой во всех сферах жизнедеятельности общества, приносящей финансовую прибыль, в том числе и от легализации криминальных доходов, обеспеченной собственными средствами защиты от социального контроля, включая коррупционные связи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, вплоть до проникновения во властные структуры.
А.И. Гуров под организованной преступностью понимает функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции и иных форм противодействия власти (Гуров, 2013; Галкина, 2013).
Анализ действующего российского законодательства позволяет констатировать, что правовые средства воздействия на организованные формы проявления преступности ориентированы на тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные преступными формированиями (Зуев, 2011).
Организованная преступность, а сегодня это модифицированный и более опасный за счет своей транснациональности феномен, представляет угрозу не отдельно взятым государствам, но целым регионам и всему мировому сообществу.
В российской организованной преступности отмечается расширение транснационального характера ее деятельности, развитии международных связей с организованными группами и преступными сообществами других стран. В настоящее время организованная преступность все больше приобретает международный или транснациональный характер, в результате чего она представляет реальную угрозу стабильности и экономическому развитию как отдельных государств, так и международного сообщества в целом. Важнейшим аспектом обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях возрастания внутренних и внешних угроз, активизации различных антигосударственных сил является изучение влияния различных форм транснациональной организованной преступности на обеспечение собственной национальной безопасности, а также мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в указанной сфере (Мусаелян, 2010).
Объективные процессы глобализации способствуют взаимодействию международных преступных группировок. Ими используются и международная финансовая система, и каналы обмена информацией. Все это обусловливает интеграцию не только между государствами, но и между криминальными группами всех стран. Международная организованная преступность, действующая на территории Российской Федерации - это реальное явление.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
Российский подход к борьбе с этим явлением однозначен. Он соответствует определению, выраженному в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Правоохранительные органы РФ считают, что преступление носит транснациональный характер, если:
• оно совершено более чем в одном государстве;
• существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
• совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;
• совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место на территории другой страны (Стрельников, 2009).
Правоохранительные органы России и зарубежных стран используют различные формы сотрудничества, в том числе:
1) обмен информацией;
2) выдача преступника (экстрадиция);
3) международный розыск лиц;
4) выполнение поручений по запросам;
5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий.
В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в международном сотрудничестве по противодействию организованной преступности представляется необходимым следующее:
• укрепить систему обеспечения безопасности государственных границ;
• усилить миграционный контроль за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан;
• постоянно совершенствовать и расширять правовую базу международного сотрудничества, в первую очередь по вопросам выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов;
• регулярно проводить рабочие встречи с зарубежными коллегами в целях обмена информацией о лидерах и участниках организованных преступных формирований, а также их связях;
• эффективнее использовать оперативные возможности зарубежных коллег, каналы национального центрального бюро Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ для выявления и пресечения деятельности организованных преступных формирований;
• регулярно проводить совместные комплексные операции и оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и раскрытию наиболее опасных преступлений транснационального характера;
• постоянно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
В современных условиях традиционные угрозы суверенитету государств и международному сообществу приобрели новое измерение, а также появились новые, ранее не проявлявшиеся в антигосударственной деятельности явления. Особую озабоченность вызывает возникновение новых форм активизации деятельности организованной преступности (в том числе транснациональной), организованных групп и преступных сообществ, имеющих международные связи или действующих на территории нескольких государств, посредством совершенствования методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнения схем получения преступных доходов. Существующая ситуация в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью усложняется также высокой ее латентностью, так как нередко значительная часть преступной деятельности «развернута» на территории других стран (Лютов, 2010).
Считаем целесообразным разработать программный документ (программа, концепция, стратегия) по противодействию организованной преступности. Его основными положениями должны стать:
1. Создание в системе МВД специализированных подразделений, отвечающих за разработку и реализацию государственной политики в данном направлении.
2. Аналитическая проработка вопросов противодействия организованной преступности, в частности, требующих глубокого изучения с целью последующего принятия решений. Отметим следующие из них:
• тенденции и закономерности развития экономики и общественных отношений, их использование в интересах противоправной деятельности;
• воздействие преступных формирований на экономическую ситуацию и общественные отношения;
• государственная система принятия решений и участие в ней организованной преступности.
3. Декриминализация объектов и территорий, находящихся под влиянием лидеров криминальной среды, преступных сообществ или вовлеченных в систему криминальной экономики.
4. Включение вопросов противодействия организованной преступности в систему внешней политики Российской Федерации. Неотъемлемой ее частью должно стать проведение мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих росту организованной преступности в России.
5. Заключение ведомственных соглашений о регулярном проведении совместных с зарубежными странами оперативно-профилактических операций по декриминализации приграничных районов.
6. Расширение практики расследования уголовных дел об организованной преступности специализированными следственно-оперативными группами, что позволяет применять точечное воздействие на организованную преступность.
7. Регулярное рассмотрение вопросов противодействия организованной преступности органами государственной власти.
8. Разработка общественных механизмов противодействия организованной преступности.
Таким образом, борьба с организованной преступностью в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть комплексной, ориентированной на ее пресечение не только мерами уголовноправового воздействия, но и посредством использования механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей, а также путем формирования в российском государстве и международном сообществе устойчивого негативного отношения к указанным деяниям. Несмотря на то, что международной и национальной практикой выработаны достаточно эффективные направления и механизмы борьбы с большинством преступлений транснационального и международного характера, динамика мировых процессов и социально-экономического развития российского общества требуют постоянной корректировки деятельности государства в этой сфере. Современные реалии в деле обеспечения национальной безопасности России требуют дальнейшего совершенствования законодательно-правового регулирования, принятия дополнительных организационноправовых и управленческих мер на государственном уровне.
Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, служат своеобразным индикатором развития общества. Следовательно, наряду с эффективным противодействием транснациональной организованной преступности в качестве ключевых направлений можно выделить также комплексное решение проблем социально-экономической сферы (реализация приоритетных национальных проектов, преодоление неоправданно резкого расслоения населения, духовное оздоровление общества и т. п.); развитие военно-промышленного потенциала государства; тщательно выверенная и последовательно реализуемая внешнеполитическая деятельность России, направленная на всестороннее обеспечение национальных интересов и активное участие в решении вопросов, имеющих региональное или международное значение.
ЛИТЕРАТУРА
Галкина В.И. (2013). Понятие и признаки организованной преступности в России // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. № 2. С. 88-91.
Годунов И.В. (2002). Транснациональная организованная преступность в России: Автореф. дисс. ... д-ра юр. наук. Рязань, С. 24.
Гуров А.И. (2013). Организованная преступность в России. Доступно на: http://aferizm.ru/crimmal/ops.htm. Дата доступа: 21.01.
ЕмельянцевА.Г. (2009). Терроризм как один из видов деятельности организованной преступности // Российский следователь. № 24. С. 16-22.
Зуев С.В. (2011). Борьба с организованной преступностью: нужны надлежащие правовые средства // Законность. № 3. С. 28-30.
ЛунеевВ.В. (1997). Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М. С. 288.
Организованная преступность - 2. Проблемы, дискуссии, предложения (1993) / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М. С. 6.
Лютов А.А. (2010). Социальная политика и безопасность граждан США в условиях мирового кризиса // США и Канада (экономика - политика - культура). № 1 (481). С. 17.
Мусаелян М.Ф. (2010). Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. № 9. С. 50-58.
Побегайло Э.Ф. (1990). Организованная преступность и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. М. С. 41.
Стрельников К.А. (2009). К вопросу о противодействии современной организованной преступности // Российский следователь. № 6.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009) // Собрание законодательства РФ. № 20. Ст. 2444.
REFERENCES
Galkina V.I. (2013). Concept and characteristics of organized crime in Russia. Trans. North- Caucasian region. Social Sciences. №э. 2. Pp. 88-91. (In Russian.)
GodunovI.V. (2002). Transnational organized crime in Russia: Author. diss. ... Ph.D. Ryazan. P. 24. (In Russian.)
Gurov A.I. (2013). Organized crime in Russia. Available at: http://aferizm.ru/criminal/ops.htm. Date of access: 21.01. (In Russian.)
Yemelyantsev A.G. (2009). Terrorism as one of the activities of organized crime. Russian investigator. №э. 24. Pp. 16-22. (In Russian.)
ZuevS.V. (2011). Fight against organized crime: we need the appropriate legal means. Law. №э. 3. P. 28-30. (In Russian.)
Luneev V.V. (1997). Crime XX century. World criminological analysis . M. P. 288. (In Russian.)
Organized crime - 2. Problems, discussion, proposals (1993). Ed. by A.I. Dolgovoy, S.V. Dyakova. M. P. 6. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
LyutovA.A. (2010) . Social policy and security of U.S. citizens in the context of the global crisis. The United States and Canada (the economy - politics - culture). No. 1(481). P. 17. (In Russian.)
Musaelyan M.F. (2010). Transnational organized crime is a threat to the national security of the Russian Federation. Lawyer. No. 9. Pp. 50-58. (In Russian.)
Pobegaylo E.F. (1990). Organized crime and improving the criminal law to combat it. Strengthening the rule of law and the fight against crime in the formation of law. M. P. 41. (In Russian.)
Strel'nikovK.A. (2009). On the question of combating modern organized crime. Russian investigator. No. 6. (In Russian.)
Presidential Decree of 12 May 2009 No. 537 «On the Strategy of National Security of the Russian Federation up to 2020» (2009). Collected Legislation of the Russian Federation. No. 20. Part. 2444. (In Russian.)