Научная статья на тему 'О научно-обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях'

О научно-обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ECONOMIC ORIENTATION / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS / РЕЙДЕРСТВО / CORPORATE RAIDING / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / STOCK MARKET / БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / COMBATING ORGANIZED CRIME / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ORGANIZED CRIME / THE FORMATION OF ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоцерковский С. Д.

В статье анализируется деятельность организованных преступных формирований в экономике. Процесс криминализации отечественной экономики рассматривается как угроза национальной экономической безопасности. Рассматриваются научно-обоснованные подходы к борьбе с данным видом преступности. Анализируется зарубежный опыт. Предлагается комплекс мер борьбы. Высказываются предложения, направленные на совершенствование законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the evidence-based approach to the system to combat organized crime, economic orientation in modern conditions

The article examines the activities of organized criminal groups in the economy. The process of criminalization of the domestic economy is seen as a threat to national economic security. Consider science-based approaches to combat this type of crime. We analyze foreign experience. Proposed a set of control measures. Suggestions have been made to improve the legislation

Текст научной работы на тему «О научно-обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях»

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d л

ü <

ü S I

н

о ф

О НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫХ ПОДХОДАХ К СИСТЕМЕ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Белоцерковский С.Д. *

The article examines the activities of organized criminal groups in the economy. The process of criminalization of the domestic economy is seen as a threat to national economic security. Consider science-based approaches to combat this type of crime. We analyze foreign experience. Proposed a set of control measures. Suggestions have been made to improve the legislation.

По данным ГИАЦ МВД России, в 1996—2000 гг. общая картина преступности в России приобретала все более выраженную корыстную окраску1, а уже в 2001—2005 гг. абсолютное большинство всех совершаемых преступлений имело корыстную направленность2.

В указанные периоды времени данная тенденция аналогичным образом проявлялась и в деятельности организованных преступных формирований, а в настоящее время она является абсолютно преобладающей. Удельный вес преступлений, совершение которых так или иначе связано с получением незаконного обогащения, в совокупности является подавляющим в структуре всех преступлений, совершенных участниками организованных преступных формирований. При этом уже достаточно продолжительное время наблюдается устойчивая тенденция перемещения их интересов в сферу экономической деятельности.

В 2006 г. удельный вес зарегистрированных преступлений экономической направленности впервые превысил половину в общем числе зарегистрированных преступлений, совершенных участниками организованных преступных формирований, и их количество продолжает стремительно увеличиваться.

В этот период времени в информационно-аналитических докладах «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры», констатировалось значительное увеличение числа преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованных преступных формирований, и установление ими контроля над некоторыми регио-

нами и прибыльными сферами хозяйствования 3. Отмечалось, что при этом организованные преступники, нажившие криминальным путем значительные состояния, все успешнее действуют в легальном режиме, в том числе с использованием официально зарегистрированных юридических лиц4. Отражалось дальнейшее увеличение количества преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованных преступных формирований5.

Сегодня организованные преступные формирования действуют практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением ряда автономных округов. Общее их количество превышает 14 тысяч. Наибольшее влияние на состояние криминальной, социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионах и федеральных округах оказывают 454 организованных преступных формирования численностью около 12 тысяч человек. На оперативном учете в органах внутренних дел состоят 168 «воров в законе», из которых 98 — проживают в Центральном федеральном округе. «Ключевыми» фигурами преступного мира России являются порядка 20 «воров в законе».

Все без исключения организованные преступные формирования прилагают усилия к созданию собственной экономической основы: под контролем криминала находится около 3 тысяч объектов экономики, включая бюджетообразующие и градообразующие предприятия Российской Федерации.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. 6

Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент.

отмечается, что «обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, ... противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы...».

Криминализация экономики как угроза национальной экономической безопасности России может быть рассмотрена и понята на основе разработки теоретических парадигм понимания национальной экономической безопасности и практических проблем формирования доктрины экономической безопасности России.

Достижение стратегических целей принципиального повышения жизненного уровня нации и вывода российского хозяйства из финансового и экономического кризиса на уровень макроэкономических характеристик стран-лидеров в международном экономическом развитии невозможно до тех пор, пока не реформирована сама система сложившихся экономических отношений, объективно генерирующая и воспроизводящая высокий уровень криминогенности хозяйственной среды. Консервация этой системы происходит преимущественно в интересах господствующих элит. Именно они, обладающие реальной властью, стремятся сохранить здесь status quo, используя для этого всю силу государства и его институтов, включая инструменты закона и механизм его применения. Сами же законы, в том числе уголовные, регулируют экономические отношения преимущественно в интересах властных элит7. В связи с этим неслучайны заявления отечественных криминологов о том, что в последнее время борьба с преступностью, особенно с преступностью экономической, стала рассматриваться властью как угроза самой власти8.

Криминализация поражает систему социальных связей, норм и отношений и означает распространение в обществе криминализированного и криминального экономического поведения, в связи с чем возрастает как экономическая преступность, так и запрещенная, преступная экономическая деятельность, численно растет, с одной стороны, армия экономических преступников и субъектов криминального бизнеса, с другой — совокупность субъектов, ставших жертвами преступной деятельности в экономике. Криминализация как социальное явление вы-

глядит как итог генезиса экономической преступности и преступного бизнеса, криминализированной и криминальной экономической деятельности.

Функционирование криминальной экономики немыслимо без применения внеэкономических методов конкуренции и получения сверхприбылей. Для криминализированного предпринимательства (в «первой подсистеме») характерным является достижение незаконных преимуществ в конкурентной борьбе за счет использования различных видов мошенничества, преступных деяний, связанных с обманом и злоупотреблением доверием: коммерческого мошенничества, лжепредпринимательства, незаконного предпринимательства, преднамеренного и фиктивного банкротства, сокрытия доходов от налогообложения и др. В рамках же нелегальной экономики (во «второй подсистеме») в качестве внеэкономических методов конкуренции преступными сообществами используется силовой инструментарий насаждения монопольной власти для «своих» предпринимательских структур, действующих в официальной (легальной) системе хозяйствования на рынках сырья, производства, обращения, в сфере кредитно-банковской деятельности и т.д. — вымогательство, шантаж, угрозы, рейдерство, заказные убийства и т.п. Названные силовые методы используются для решения различных задач «экономического порядка», т.е. для навязывания партнерам по бизнесу (включая и сферу легальной экономической системы государства) явно невыгодных либо кабальных коммерческих сделок, хозяйственных договоров и т.п., для установления и поддержания монопольно высоких цен на товары и услуги, чье производство контролируют криминальные структуры и т.д. Разумеется, при этом в подавляю -щем большинстве случаев преследуется главная цель, связанная с извлечением сверхприбылей. Иными словами, применение внеэкономических методов конкуренции для получения сверхприбылей является имманентным свойством в рамках второй подсистемы криминальной экономики и часто используется организованной преступностью для «поддержания» своих структур и в легальном секторе хозяйства.

Известно, например, что рейдерство беспокоит всю мировую экономику. Однако в нашей стране это явление носит массовый и чудовищный характер. В ре-

О)

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

зультате передела собственности рейдеры разрушают и уничтожают важные, порой стратегические предприятия, банкротят прибыльные и перспективные производства, их деятельность приводит к прекращению хозяйственной деятельности предприятий, к повышению социальной напряжённости в обществе, они ведут самую настоящую войну за передел уже поделённой собственности.

По некоторым данным оценки консалтинговых агентств ежегодно в стране совершается 60—70 тысяч рейдерских атак. Только в Москве, где сосредоточено большинство рейдерских структур, менее чем за 5 лет свыше 200 предприятий подверглись атакам рейдеров. В перспективе предстоит испытать недружественный захват ещё тысячам предприятий. По оценкам специалистов, 90 % этих предприятий уже находятся в разработке рейдеров 9.

Коррупция во всех ветвях власти, в правоохранительной системе. Отсутствие сильной независимой судебной власти, несовершенство законодательной базы привели к тому, что в России собственность дешевле отнять, чем приобрести. По мнению председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по безопасности В.А. Васильева, есть опасения, что борьбу с коррупцией в регионах возглавит правящая коррупционная элита. Доказательством тому является расползание такого опасного криминального явления, каковым является рейдерс-тво в наиболее богатые регионы страны (по терминологии Президента Российской Федерации Д.А. Медведева — как метастазы раковой опухоли).

Сегодня эта проблема поднята на государственный уровень. Президент России чётко обозначил суть рейдерства, как одну из главных угроз экономическому развитию страны, неуважение к собственности и попрание самих основ права.

Профессор А.И. Долгова неоднократно отмечала, что рейдерство осуществляется только организованными преступными формированиями. Оно представляет собой враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Это — системная преступная деятельность многих субъектов, включающая совершение преступлений и в сфере экономической деятельности, а также должностных, против правосудия и иных преступлений.

По мнению заместителя начальника Департамента экономической безопас-

ности МВД РФ В. Камилатова, можно выделить несколько категорий предприятий, находящихся сегодня под особым пристальным вниманием рейдеров. Первая — предприятия, выполняющие заказы и финансируемые из бюджета. Вторая — имеющие земли в пределах области. Третья — предприятия потребительского рынка. И еще одна — те, что имеют в собственности или долгосрочном пользовании ликвидные помещения или их части. В целом в зону риска попадают все, кто чем-либо владеет. Чтобы защитить всех их, государству просто необходимо в ближайшее время поставить более жесткие условия для отчуждения собственнос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ти

10

Рост криминальной экономики проявляется в увеличении экономической преступности, ущерба от этих правонарушений. Вызывают тревогу многочисленные попытки подчинить политику в рамках отдельных регионов, отраслей экономики интересам криминальных структур. Наибольшую угрозу экономической безопасности личности, общества и государства представляет организованная преступность, которая уже имеет свою собственную экономическую базу, развитую надстройку и налаженную систему связей с коррумпированными чиновниками.

Криминализации российской экономики способствовали серьёзные институциональные просчеты, допущенные в ходе ускоренных реформ, приватизации, бесконтрольности экономических процессов в периоды острой политической борьбы как на федеральном, так и региональном уровнях.

С учетом изложенного противодействие криминализации экономики сегодня предполагает серьёзную институциональную корректировку общества, создание новых механизмов регулирования экономических отношений и некоторое изменение в приоритетах деятельности правоохранительных органов.

• Необходимо качественно изменить государственное регулирование экономических процессов в стране. Экономическая либерализация как стратегическая линия государственного регулирования в переходные годы должна уступить место управлению экономическими процессами через индикативное планирование территориальных хозяйственных комплексов и разработку контрольных цифр по укрупненной номенклатуре. От-

ветственность за достижение принятых планов и контрольных цифр должна лежать на местных органах власти. Внешне это будет выглядеть как некоторое отступление от либеральной модели управления экономикой, но реально это повысит ответственность территориальных органов управления за соблюдение заданных экономических параметров и будет способствовать снижению коррупции и взяточничества в сфере государственных закупок. Необходимо на новом уровне возродить основные регулятивные системы плановой экономики, скорректировав их с учетом требований современной мировой экономической системы и процессов глобализации, ориентируясь на равновесие всех потенциальных партнеров и отказавшись от политического противостояния. В сфере ценообразования это должно проявиться в сугубо экономическом подходе к регулированию цен. В сфере валютного регулирования необходимо перейти к мультивалютному стандарту расчетов. В инвестиционной сфере необходимо на основе равенства прав всех потенциальных инвесторов перейти к коррекции условий инвестирования в сторону реализации, прежде всего, интересов национальной безопасности России. Государству необходимо принципиально изменить своё отношение и участие в корпоративном управлении, особенно в бюджетообразующих отраслях экономики. Необходимы более жесткие требования к менеджменту корпораций со стороны государства и общества: решительное пресечение аморального поведения в сфере предпринимательства, личная ответственность за результаты деятельности корпорации перед государством и обществом, долгосрочное планирование, жесткие критерии результативности корпоративного управления, причем не только с точки зрения акционеров и собственников, но и внешней среды (партнеров, потребителей, местных органов власти). Специального регулирования требует финансовый рынок. Денежный оборот должен очень жестко контролироваться. Это задача, прежде всего, различных финансовых государственных институтов. Правоохрани-

тельные органы должны наладить постоянное взаимодействие с финансовыми институтами и мониторинг всех подозрительных с криминологической точки зрения процессов. Особого внимания заслуживают операции, связанные с переводом денежных средств из безналичной в наличную форму, расходами денежных средств на конечное потребление, инвестициями в экономику зарубежных государств. Государство должно всячески ограничивать наличное денежное обращение, стимулировать безналичные электронные платежи. Это не только будет сокращать государственные расходы, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, но и повысит возможности контролирующих органов в выявлении незаконных доходов различных субъектов хозяйствования и граждан. Бурно развивающийся фондовый рынок должен стать прозрачным, а операции в этой сфере должны подвергаться постоянному криминологическому мониторингу. Это касается как отдельных частных покупателей ценных бумаг, так и корпоративных участников рынка и, особенно, зарубежных инвесторов. Граждане должны проверяться на предмет законности средств, на которые они покупают ценные бумаги, корпорации — на отсутствие связи с рейдерскими захватами объектов, а зарубежные инвесторы — проверяться на предмет выявления их конечных целей. Таким же образом должна контролироваться работа государственных регистрационных палат. Изменение состава учредителей различных негосударственных организаций должно подвергаться серьёзному криминологическому контролю. Государственной поддержки и специальной защиты требует реальный сектор экономики — предприятия и организации, производящие конкретные товары и услуги. В тоже время, так называемая виртуальная экономика должна быть отделена от реальных экономических процессов и ограничиться лишь информационными функциями.

Не стоит бояться введения специальных ограничений (с точки зрения национальных интересов) на межгосударственное перемещение капиталов, товаров и рабочей силы.

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

В связи с вышесказанным необходимо скорректировать приоритеты и в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры. В переходной экономике основной задачей правоохранительных органов являлась поддержка новых зарождающихся рыночных отношений, преодоление стереотипа главенствующей роли государственной собственности и основанных на ней форм хозяйствования. Сегодня в условиях необходимости блокирования кризиса уже не рыночные отношения, способные к устойчивому воспроизводству, нуждаются в особой защите, а в особой заботе и защите нуждаются федеральная и муниципальная собственность и отношения, связанные с её функционированием. Здесь оборачиваются огромные деньги, функционирует много производственных объектов, имеющих важное социальное и общегосударственное значение.

• Приоритетной задачей контролирующих и правоохранительных органов должен стать специальный криминологический контроль расходования бюджетных средств. Бюджеты всех уровней, а также средства государственных внебюджетных фондов составляют сотни миллиардов рублей. В обозримой перспективе абсолютные размеры бюджетных средств хотя и будут сокращаться, но значимость их в решении общегосударственных вопросов постоянно будет возрастать. Любые сбои в бюджетном процессе будут задевать интересы миллионов граждан (работников бюджетной сферы, пенсионеров, военнослужащих, сельхозпроизводителей и т.п.). Учитывая это, было бы целесообразно повысить уголовную ответственность за хищения и нецелевое использование бюджетных средств. Это будет иметь большое профилактическое значение.

• Работу служб по борьбе с экономической и организованной преступностью следует организовать по принципу «режима реального времени», т.е. мгновенной реакции на новые виды и формы преступлений. Для этого необходимы: а) мощная и объективная информационная база (мониторинг и хорошо поставленная оперативно-разыскная работа); б) наличие резервов сил и средств, которыми можно было бы оперативно маневрировать как в территориальном, так и в предметном смысле.

• Сотрудники правоохранительных органов, в частности, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации, на которые Указом Президента РФ от 05.09.2008. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» возложены функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, должны не только координировать между собой свою работу, но и налаживать конструктивные связи с организациями так называемой рыночной инфраструктуры. Речь идет о сотрудничестве с аудиторскими компаниями, антимономоль-ными комитетами, регистрационными и торгово-промышленными палатами, фондами имущества, профессиональными ассоциациями (Ассоциация российских банков, союз страховщиков, союз промышленников и предпринимателей, союзы кооператоров и т.п.). В странах, где рыночная экономика давно и успешно функционирует, взаимодействие правоохранительных органов с подобными организациями не только обязательно, но и чрезвычайно плодотворно.

С целью повышения эффективности противодействия организованной экономической преступности в 2008 г. был подготовлен проект Комплексной программы МВД России по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на 2009—2010 гг., включивший в себя различные мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы правоохранительной деятельности, по повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в приоритетных отраслях экономики, по научно-методическому и кадровому обеспечению деятельности органов внутренних дел, по совершенствованию информационно-пропагандистского сопровождения правоохранительной деятельности органов внутренних дел в рамках обеспечения экономической безопасности государства.

• Несмотря на постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 04.09.2006. № 1 «О состоянии организованной преступности в Российской Федера-

ции и мерах по усилению борьбы с ней» (п. 1.3.1.), не решен вопрос об инициативе Генеральной прокуратуры РФ по принятию Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» (проект разработан в Академии Генеральной прокуратуры РФ совместно с другими правоохранительными органами) и Федеральной целевой программы «Усиление борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации на 2008-2013 гг.».

Очевидно, в научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях серьезное внимание должно уделяться разработке и принятию комплексных нормативных правовых актов, которые позволили бы государственным правоохранительным органам при координирующей роли прокуратуры поднять свою работу на качественно новый уровень. В условиях преодоления экономического и финансового кризиса эта задача еще более актуализируется.

• В течение продолжительного времени обсуждается вопрос о необходимости введения в отечественное законодательство уголовной ответственности юридических лиц.

Дискуссия по этому вопросу приобрела особую актуальность в связи с ратификацией Российской Федерацией ряда международно-правовых документов о взаимодействии государств в борьбе с преступностью, таких, как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности11, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 12 и др. Данные Конвенции значительную роль в борьбе с преступностью отводят ответственности юридических лиц.

В настоящее время уголовная ответственность юридических лиц предусмотрена законодательствами большинства государств как англо-саксонской, так и ро-мано-германской правовых систем. Международный опыт свидетельствует о целесообразности введения в отечественное законодательство уголовной ответственности юридических лиц в целях эффективной борьбы с организованными преступными формированиями, действующими в экономике.

• Представляется целесообразным «возвращение» в УК РФ конфискации имущества как вида дополни-

тельного наказания. Существующие правовые положения о конфискации, принятые в 2003 г., судами не поняты и не приняты. В настоящее время конфискация применяется преимущественно в порядке ст. 81 УПК РФ в отношении предметов, признанных вещественными доказательствами и не применяется в качестве дополнительного наказания. • Совершенствование системы уголовных наказаний должно заключаться по меньшей мере в двух основных моментах.

Во-первых, исходя из характера и степени общественной опасности, которую представляют «экономические» преступления в настоящее время, их следует отнести к категории тяжких или особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого уголовно-правовыми последствиями;

Во-вторых, не отрицая эффективности применения к «экономическим» преступникам наказаний, связанных с лишением свободы, следует отметить, что подавляющее большинство основных видов наказаний, предусмотренных статьей 44 УК РФ, это именно наказания, связанные с лишением свободы. Среди них нет ни одного вида наказания, которое бы носило экономический характер.

Это не соответствует современным криминальным реалиям, когда корыстная мотивация является абсолютно преобладающей и не имеет тенденции к уменьшению в будущем.

Поэтому, прежде всего, необходимо значительное расширение сферы применения таких, уже существующих видов наказаний, как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. То обстоятельство, что эти виды наказаний, в соответствии со ст. 45 УК РФ, могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, только повышает их эффективность и способствует достижению целей наказания, указанных в статье 43 УК РФ. При этом должны быть существенно увеличены размеры штрафа и число криминализированных деяний, за совершение которых эти виды наказаний могли бы быть назначены.

Кроме того, требуется дополнить перечень видов наказаний, содержащийся в ст. 44 УК РФ, наказаниями экономического характера, либо заменить ряд видов

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d л

ü <

ü S I

н

о ф

наказаний, связанных с лишением свобо- ных наказаний, при которой становилось ды, на такие виды наказаний. бы экономически невыгодным соверше-Целью указанных предложений долж- ние преступлений или занятие преступно стать создание такой системы уголов- ной деятельностью.

Литература и примечания

1. Преступность и правонарушения // Статистический сборник МВД России (1996—2000). М., 2001. С.7.

2. Преступность и правонарушения // Статистический сборник МВД России (2001—2005). М., 2006. С.7.

3. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2006 г.). Информационно-аналитический доклад / под общей ред. И.Э. Звечаровского. М., 2007. С. 101—102.

4. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2007 г.): информационно-аналитический доклад: в 2-х ч. / под общей ред. И.Э. Звечаровского. М., 2008. 4.II. С. 24-25.

5. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2008 г.): информационно-аналитический доклад: в 2-х ч. / под общей ред. И.Э. Звечаровского. М., 2009. 4.II. С. 16.

6. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

7. Криминология / под ред. Дж. Ф. Шелли; пер. с англ.; 3-е международное издание. СПб.: Питер, 2003. С. 21, 77-100; Quinney R. The Social Reality of Crime. Boston: Little, Brown, 1970. Р. 13.

8. Голик Ю.В. От экономической преступности к преступной экономике // Организованная преступность и коррупция. 2000. № 2. С. 57.

9. Выступление председателя Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции А.Н. Волкова на заседании «круглого стола» Комиссии Государственной думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции на тему: «Законодательное обеспечение противодействия коррупции как инструменту рейдерского захвата собственности в Российской Федерации»13 ноября 2008 г. // Стенограмма. С.3-4.

10. России постоянно угрожают захватчики // Московский комсомолец. 2009. 5 февраля. С. 9.

11. Конвенция заключена в г. Нью-Йорке 15.11.2000. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия подписала Конвенцию 12.12.2000. (Распоряжение Президента РФ от 09.12.2000. № 556-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 26.04.2004. № 26-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 25.06.2004.

12. Конвенция заключена в г. Варшаве 16.05.2005. Россия подписала Конвенцию 17.11.2005. (Распоряжение Президента РФ от 15.11.2005. № 556-рп), ратифицировала с заявлением (Федеральный закон от 20.04.2006. № 56-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.