Научная статья на тему 'О правовых и организационных аспектах научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности'

О правовых и организационных аспектах научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY ASPECT / АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анищенко В. Н.

В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal and institutional aspects of scientific support for the activities of the interior to implement public policies to ensure economic security

The article envisages legal and organizational aspects of scientific support for internal affairs agencies activity applicable to state policy realization in the field of economical safety provision.

Текст научной работы на тему «О правовых и организационных аспектах научного обеспечения деятельности органов внутренних дел по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности»

О ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Анищенко В.Н. *

The article envisages legal and organizational aspects of scientific support for internal affairs agencies activity applicable to state policy realization in the field of economical safety provision.

Экономическая безопасность страны непосредственно связана с ее национальными интересами. В целях обеспечения национальных интересов согласно Конституции Российской Федерации необходимы меры по постоянному укреплению экономической базы государства, созданию единого экономического пространства за счет свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, по обеспечению конкуренции и свободы экономической деятельности, признанию и равной защите всех форм собственности.

Современные тенденции развития экономической безопасности находят свое выражение в расширении ее масштабов, в формировании различных уровней ее обеспечения, в создании новых и реформировании действующих институтов в этой области.

В решении проблем обеспечения экономической безопасности основополагающую роль наряду с политическими, дипломатическими и иными мерами играют меры правоохранительного характера. Именно они приняты за основу при вхождении России в международное сообщество путем присоединения к международным конвенциям по борьбе с доходами, полученными преступным путем, коррупцией, транснациональной преступностью и финансированием терроризма.

Для исследования проблем обеспечения экономической безопасности используется системный подход, в основе которого лежит иерархичность взаимосвязей составляющих элементов и методы выявления комплекса экономических угроз различной локализации. При этом экономическая безопасность государства

наряду с другими факторами определяется, в том числе и экономической безопасностью каждого уровня, то есть экономическая безопасность страны складывается из экономической безопасности ее хозяйствующих субъектов. Поэтому правоохранительные органы, призванные защищать государственные интересы, осуществляют деятельность и по защите региональной экономической безопасности.

В целях эффективного решения правоохранительных задач обеспечения региональной экономической безопасности должна формироваться общая система защиты экономических систем, экономических интересов личности, общества, государства. Построение такой системы предполагает разработку теоретических основ и конкретных нормативно-правовых и организационных мероприятий по выявлению и предотвращению угроз, формированию институтов и механизмов правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности регионов.

Очень важно подчеркнуть, что правовые механизмы и основные меры по реализации государственной политики в области экономической безопасности регионов должны быть взаимоувязаны и скоординированы с политикой национальной и экономической безопасности страны в целом, поскольку стимулирование и поддержка регионов средствами государственной экономической политики включают и защиту их интересов средствами государственного (например, финансового, патентного, экспортного, таможенного) контроля, а также посредством правоохранительных механизмов.

Начальник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы АЭБ МВД России, доктор технических наук, профессор.

CJ

Ol

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Роль последних пока недооценивается, когда речь идет об экономическом и промышленном шпионаже, нечестной конкуренции и монопольных проявлениях на рынке НИОКР и промышленных нововведений, правонарушениях в области интеллектуальной собственности, информационной безопасности, использовании новейших компьютерных и информационных технологий при совершении экономических преступлений.

Недостаточно определена роль правоохранительных органов и спецслужб в сфере обеспечения региональной экономической безопасности, связанной с информационно-аналитической работой. За рубежом сложились и успешно функционируют так называемые макроэкономические, экономические и микроэкономические разведки, в функции которых по существу входят стратегический анализ рынков и рыночных позиций национальных экономик в целом, отдельных отраслей и сфер деятельности, бизнесов, корпораций. Так называемые конкурентные (или экономические) разведки действуют практически во всех крупных корпорациях, постоянно отслеживающих как собственную конкурентоспособность, так и позиции своих конкурентов.

Анализ специфики деятельности правоохранительных органов показывает, что в наиболее общем виде могут быть выделены два вектора стратегии научного обеспечения региональной экономической безопасности соответствующими правоохранительными органами: это, во-первых, выявление экономических угроз (выявление) и, во-вторых, обеспечение их своевременного предупреждения (пресечение).

При этом следует отметить, что система обеспечения экономической безопасности включает как управленческое, так и правоохранительное направления.

Основным содержанием управленческого направления в обеспечении экономической безопасности является улучшение макроэкономической обстановки вообще и финансово-инвестиционного климата в частности, в результате чего основные экономические проблемы решаются на основе оптимизации управленческих решений. Эффективность указанного подхода не вызывает сомнений, так как при этом повышается предпринимательская активность субъектов экономической деятельности, расширяются их горизонты планирования, что является критически важной предпосылкой эко-

номического роста. Вместе с тем не стоит абсолютизировать действенность общеэкономических мер обеспечения экономической безопасности. Учитывая значительно возросший теневой сектор экономики, а также структуру и характер генерируемых им угроз, обеспечение экономической безопасности немыслимо без эффективного функционирования контрольных и правоохранительных институтов в сфере экономики. Кроме того не вызывает сомнений, что управленческое воздействие на людей невозможно в условиях неэффективности механизмов выявления и пресечения девиантного (отклоняющегося) поведения.

С точки зрения правоохранительного подхода наиболее опасной угрозой экономической безопасности регионов в настоящее время является бурная криминализация экономики. В данных условиях важнейшую роль в защите региональных и национальных интересов должны играть правоохранительные органы, пресекающие преступления в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Без сомнения декриминализация экономики регионов играет важную роль в обеспечении экономической безопасности. Вместе с тем необходимо отметить, что бизнес всегда будет искать и находить пути осуществления своей деятельности в более выгодной форме. В условиях неразвитости рыночной инфраструктуры, высоких административных барьеров, нестабильности и противоречивости экономического законодательства предприниматели будут стремиться уходить в тень. При этом недостаточно продуманные правоохранительные меры могут негативно сказываться на состоянии экономической безопасности, ухудшая инвестиционный климат, снижая возможности повышения конкурентоспособности региональных производителей и ставя в неравное положение крупный, средний и малый бизнес.

Серьезные проблемы и угрозы региональной экономической безопасности создают также:

• неразвитость законодательной базы в сфере собственности и неконтролируемое распространение недружественного поглощения;

• проблемы финансовых потоков;

• проблемы этнических структур в экономике регионов;

• проблемы неконтролируемой миграции и множество других проблем, имеющих общий для регионов характер.

На наш взгляд, надлежащее обеспечение экономической безопасности возможно только путем формирования и осуществления научно обоснованной государственной политики, основанной на комплексном использовании управленческих (экономических) и правоохранительных методов.

Говоря об экономической безопасности региона, необходимо отметить, что научное обеспечение деятельности органов внутренних дел по защите экономических интересов регионов по-разному будет реализовываться в различных регионах России, что связано с различиями в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации и соответственно с различиями проявления угроз экономической безопасности региона. Очевидно, что проблемы актуальные для города Москвы могут оказаться незначительными для Краснодарского края и наоборот.

Вместе с тем на настоящий момент можно сформулировать ряд угроз экономической безопасности, по нейтрализации которых должны быть разработаны меры с учетом местной специфики и приняты всеми субъектами Российской Федерации в кратчайшие сроки. К таким угрозам, в частности, относятся:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.

2. Деформированность структуры российской экономики, выражающейся в усилении топливно-сырьевой направленности экономики; низкой конкурентоспособности продукции большинства отечественных производителей; свертывании производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; завоевании иностранными фирмами внутреннего рынка России, в том числе путем приобретения иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и внутреннего рынков.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, что выражается в объективно существующих различиях в уровне социально-экономического развития регионов,

наличии депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов. При этом сравнительно новым для России явлением в данной сфере является неконтролируемые перемещения капитала внутри страны, а также вывоз капитала за рубеж. Данное явление резко усиливает экономическую дифференциацию различных субъектов Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Здесь в первую очередь необходимо отметить бурный рост теневой экономики; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновение в различные властные структуры; неразвитость системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговле. Важным аспектом криминализации экономики является использование легальных финансовых институтов для совершения различных преступлений, направленных на хищение средств как государства, так и частных лиц, уклонение от уплаты налогов, отмывание преступно нажитых доходов, финансирование противоправной деятельности, в том числе терроризма и организованной преступности. Кроме того в данной сфере не получила надлежащего научного осмысления проблема монополизации отдельных видов теневой экономики различными национальными диаспорами. При этом притязания данных социальных субъектов уже распространяются на целые регионы и на захват целых отраслей народного хозяйства, в том числе критически важных для обеспечения национальной безопасности России.

На основании всего вышеизложенного, можно выделить следующие основные задачи системы научного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности регионов:

• мониторинг экономической безопасности, состояния криминальной и криминогенной обстановки в регионе;

• выявление существующих и прогнозирование формирующихся угроз экономической безопасности региона;

• разработка системы мер по защите экономических интересов региона;

сч

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

• анализ достаточности полномочий и ресурсного обеспечения органов власти для решения задач обеспечения экономической безопасности региона и выработка рекомендаций по преодолению узких мест в этой области;

• мониторинг эффективности деятельности органов власти в рассматриваемой сфере;

• выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел на основе анализа изменений обстановки;

• выявление, анализ, обобщение основных схем и способов совершения экономических преступлений и построение на данной методологической основе информационной базы данных основных схем и способов совершения преступлений, а также наиболее эффективных методов их выявления и раскрытия;

• выявление негативных тенденций в динамике криминальной и криминогенной обстановки в сфере экономики регионов.

Не вызывает сомнений тот факт, что разобраться в криминальных проявлениях в различных сферах экономики невозможно без профессионального анализа отраслевых особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности в регионах. В силу этого видится методологически оправданной активизация в данном направлении научного сотрудничества правоохранительных органов с региональными органами власти.

Развитие научной и информационно-аналитической работы позволит путем интеллектуализации деятельности ОВД в регионах поднять борьбу с наиболее сложными преступлениями на качественно иной уровень. В свою очередь это благотворно повлияет на состояние экономики страны.

Экономическая безопасность региона составляет один из важнейших элементов обеспечения экономического роста страны. В интересах развития экономики регионов должны быть установлены ориентиры, определяющие их место в России с точки зрения накопленного экономического потенциала и стратегических целей его развития. Должны быть четко сформулированы и структурированы национальные интересы в регионах, которые подлежат защите с точки зрения экономической безопасности. Необходимо определить современные угрозы, ко-

торые несут в себе отставания в области развития регионов. Существует также острая необходимость в развитии системы критериев, параметров и показателей экономической безопасности применительно к регионам.

И, наконец, региональная экономическая безопасность требует и соответствующих инновационных подходов в образовании, которое в содержании и технологиях обучения, методах подготовки и переподготовки кадров должно быть самым тесным образом взаимосвязано со стратегией экономического развития на долгосрочную перспективу. Отметим в этой связи, что в МВД России принята Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на период 2004-2010 гг., в которой образовательные инновации составляют основу государственного (ведомственного) заказа с точки зрения развития ведомственной системы многоуровнего и многоступенчатого непрерывного образования.

В свете этого следует сказать, что действующая в системе органов внутренних дел Академия экономической безопасности является единственным вузом МВД России, дающим полноценное экономическое образование в сочетании с традиционным для правоохранительных вузов юридическим образованием. Специалисты, выпускаемые Академией, направляются в правоохранительные органы и силовые структуры, занимающиеся обеспечением экономической безопасности, противодействием экономической и налоговой преступности.

Академия одновременно является научным центром, ведущим комплексные фундаментальные и прикладные научные исследования, позволяющие решать многообразные проблемы совершенствования правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности.

Она располагает достаточным научным и научно-педагогическим потенциалом для подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, осуществления фундаментальных и прикладных исследований в целях научного и кадрового обеспечения практической деятельности органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в Академии сложился единый учебно-научный комплекс, включающий факультеты, учебные кафедры, научно-исследовательские под-

разделения (отделы), адъюнктуру, диссертационные ученые советы, общую и специальную библиотеки. Принятая модель интеграции науки и образования основывается на ведущей организующей и координирующей роли научных отделов Академии. Они организуют планирование и осуществляет координацию, контроль и непосредственное исполнение фундаментальных и прикладных исследований в интересах оперативно-служебной деятельности и учебного процесса.

Академией установлены ведомственные, вневедомственные и международные научные связи в рамках СНГ. Решением Совета Глав Правительств государств -участников СНГ (Ялта - 25.05.2007 г.) Академии экономической безопасности МВД России придан статус базовой организации государств участников Содружества независимых Государств по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований. Сложилась практика организации на базе Академии профессиональной подготовки, повышения квалификации, взаимных стажировок и обмена опытом сотрудников правоохранительных органов стран СНГ.

В Академии заложены основы современной инфраструктуры научной работы, создан серьезный научный задел в области стратегических проблем обеспечения экономической безопасности. Этот задел во многом успешно реализуется в оперативно-служебной и организационно-управленческой деятельности органов внутренних дел МВД России по борьбе с экономическими преступлениями, организованной преступностью экономической направленности и по налоговым преступлениям, подготовке кадров для правоохранительных органов России и государств - участников СНГ. Ряд разработок был выполнен непосредственно по заданиям админист-

рации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской

Федерации, Государственной умы Федерального Собрания Российской Федерации, Минэкономразвития России и других органов исполнительной власти.

В Академии сложилась достаточно эффективная система проведения научных исследований, охватывающая все основные направления обеспечения экономической безопасности с использованием сил и средств правоохранительных органов: макроанализ криминогенной обстановки в экономической сфере, организация оперативно-розыскной деятельности, проведение экспертизы и следственных мероприятий. В настоящее время роль и актуальность этих исследований еще более возросла, поскольку они являются научным базисом для концептуального обоснования развития правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности в условиях глубоких административных и судебно-правовых реформ, выработки эффективных принципов реализации государственной социальной политики, выводящих на качественно новый уровень правоохранительную деятельность по обеспечению безопасности и правопорядка.

Опыт Академии экономической безопасности МВД России в области организации и выполнения научных исследований и подготовки кадров для правоохранительных органов России и государств -участников СНГ в полной мере распространяется и на решение региональных проблем деятельности органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности, находит широкое внедрение в практике оперативно-служебной деятельности, которое обеспечивается необходимым авторским сопровождением на всех этапах и уровнях реализации.

сч

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н

о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.