Научная статья на тему 'Основные задачи органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности на региональном и межрегиональном уровне'

Основные задачи органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности на региональном и межрегиональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / REGIONAL LEVEL / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / INTER-REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибулин А.Г.

Автор статьи проводит анализ основных задач органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности на региональном и межрегиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хабибулин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main tasks of the Interior to provide economic security at the regional and interregional level

Author of the article analyzes the main tasks of the Interior to provide economic security at the regional and interregional level.

Текст научной работы на тему «Основные задачи органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности на региональном и межрегиональном уровне»

Основные задачи органов внутренних дел в

обеспечении экономической безопасности на региональном и межгосударственном уровнях

Хабибулин А.Г.

начальник АЭБ МВД России доктор юридических наук, профессор

работу в системе обеспечения экономической безопасности в рамках СНГ.

Кадровый потенциал органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ развивается в рамках разнообразных отношений и связей, организационно-управленческих структур, имеет различную ведомственную подчиненность. Однако на протяжении ряда лет взаимодействие между ними осуществляется все активнее.

Развивается и сотрудничество в сфере подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ, которое поэтапно переходит от простых к более сложным и организованным формам.

На первом этапе в основном происходил обмен научно-методическим опытом в виде приглашения преподавателей образовательных учреждений и сотрудников стран СНГ для чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, обмена учебно-методическими материалами. Однако достаточно быстро стала понятной необходимость развития и упорядочения развития отношений в этой сфере. Уже на первом заседании Комиссии КСОНР (ноябрь 2001 г.) наличие в странах СНГ высококвалифицированных кадров и соответствующей системы подготовки и переподготовки было признано одним из важнейших факторов повышения эффективности борьбы с экономическими, в первую очередь финансовыми преступлениями.

Последующие заседания Комиссии были посвящены вопросам организации совместной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов налоговых (финансовых) расследований - членов КСОНР. Логическим завершением деятельности КСОНР в области подготовки кадров становится принятие Соглашения, в соответствии с которым, в частности, Академия экономической безопасности МВД России и Академия финансовой полиции Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) получили статус базовых высших

Позитивная динамика экономического развития Российской Федерации последних лет отражает общий процесс перехода экономики к устойчивому состоянию. Процесс модернизации системы социальных, политических и экономических взаимоотношений в обществе обусловлен изменениями внутри- и внешнеполитического курса экономического и социального развития. Наметившиеся тенденции особую значимость придают проблеме обеспечения экономической безопасности.

Следует отметить основополагающую роль органов внутренних дел в борьбе с криминализацией экономических отношений и теневой экономикой, в защите бюджета страны, внебюджетных фондов, внешнеэкономических связей от воздействия криминальных элементов.

Стратегические шаги и меры по противодействию криминализации экономической сферы проявляются в сужении возможностей для трансграничной преступной деятельности, снижении уязвимости общественных и государственных институтов и, прежде всего, в развитии координации органов внутренних дел, устранении недостатков в системе оперативного и правового сотрудничества, в разработке основных организационных механизмов сотрудничества с целью выработки действенных мер, направленных на устранение причин и условий, детерминирующих появление кризисных явлений в сфере безопасности как интегрированного объединения в целом, так и государств-участников в отдельности.

В современных условиях в работе органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ, объединенных общей целью противодействия и борьбы с экономическими преступлениями, на первое место выходят меры по организации взаимодействия подразделений различных ведомств, координации правоохранительной деятельности, обмена информационными ресурсами, совместной подготовки кадров, согласования нормативного и методического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Это особенно важно для решения задач и выполнения функций сотрудников, осуществляющих совместную

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о

X

и ф

г X

Е о

X

о

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

учебных заведений государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований.

Основными направлениями деятельности базового высшего учебного заведения являются:

— подготовка (обучение) высококвалифицированных специалистов в области обеспечения экономической безопасности государств - участников СНГ по программам повышения квалификации на бюджетной и договорной основе;

— переподготовка кадров в целях обеспечения современного профессионально-квалификационного потенциала сотрудников подразделений экономической безопасности, обмена опытом, а также проведения совместных аналитических и научных исследований по актуальным вопросам борьбы с нарушениями налогового законодательства, на бюджетной и договорной основе;

— выполнение фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ по развитию единой (региональной) системы обеспечения экономической безопасности государств -участников СНГ;

— создание совместных временных творческих коллективов для выполнения особо важных и неотложных фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ соответствующей направленности;

— участие в создании и развитии общего информационно-аналитического пространства, соответствующей сетевой инфраструктуры, баз данных для аналитического обеспечения деятельности органов налоговых (финансовых) расследований государств

- участников СНГ;

— обмен опытом и координация процессов профессиональной подготовки научно-педагогических кадров в вузах государств

- участников СНГ, готовящих кадры для органов налоговых (финансовых) расследований;

— обмен нормативно-правовой, учебно-методической, учебной, научной и научно-технической продукцией с государствами -участниками СНГ;

— проведение совместных научных семинаров, конференций, круглых столов, посвященных проблемам правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности государств - участников СНГ.

В государствах - участниках СНГ в соответствии с их законодательством и межгосударственными соглашениями могут создаваться филиалы, представительства и центры

базового высшего учебного заведения. Не вызывает сомнений, что создание базовой основы образования даст возможность построить систему профильной подготовки сотрудников, сформировать структуру постоянного, на протяжении всей службы, непрерывного образования, получения новых ведомственных специализаций и квалификаций.

На сегодня в рамках КСОНР уже выработаны основные цели, задачи и направления совместной деятельности: взаимодействие при проведении оперативно-розыскных мероприятий, усиления информационного обмена, совместной подготовки кадров и научно-технического сотрудничества. Наступает этап перехода к организации рабочих процедур - согласованию профессио-грамм специалистов, требований к набору и содержанию учебных программ подготовки и переподготовки, составлению учебно-тематических планов, согласованию планов по подготовке и переподготовке, других рабочих моментов.

Академия экономической безопасности МВД России имеет полный цикл для профессиональной подготовки кадров по обеспечению экономической безопасности, в том числе подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников органов налоговых (финансовых) расследований. В этих целях в академии созданы кафедры налогового контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности, налоговых расследований и судебно-экономических экспертиз.

Таким образом, академия является уникальным в нашей стране образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов по широкому спектру направлений обеспечения экономической безопасности, противодействия налоговой и экономической преступности.

Однако есть серьезные моменты, требующие согласования и корректировки. Так, опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при неразрывном сочетании экономической, оперативной и юридической подготовки курсантов и слушателей. В академии реализуются планы, включающие экономические и юридические дисциплины, позволяющие подготовить специалистов, обладающих навыками ведения оперативно-розыскной деятельности, выполнения служебных функций органами налоговых (финансовых) расследований. В этой связи наиболее значимыми являются такие дисциплины, как «оперативно-розыскная деятельность», «налоги и налогообложение» и «налогообложение юридических лиц», «организация и методы документальных налоговых

правонарушений», «психология оперативно-розыскной деятельности» и ряд других. Более того, в настоящее время сформулированы основные направления повышения эффективности профессионального образования, в основе которых переориентация образования с преимущественно информационного типа обучения на обучение познавательного и информационно-аналитического типа. Для сотрудников органов внутренних дел в академии открыт факультет повышения квалификации и переподготовки по 16 программам, реализуется дополнительная профессиональная языковая подготовка -«Техника перевода в профессиональной сфере», а также создана кафедра по методологии и методам раскрытия преступлений в экономической сфере. Такая обязательная программа основана на разработанной и постоянно корректируемой, с учетом практики, модели специалиста правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности в России.

Одновременно понятно, например, что юридическая подготовка в академии строится пока на базе российского законодательства, в то время как правовое регулирование экономических процессов различается в странах СНГ. Это требует корректировки модели специалиста по обеспечению экономической безопасности, его профессиограм-мы. Укрупненно ее можно сформулировать следующим образом:

— организовать подготовку специалистов с фундаментальными правовыми и экономическими знаниями в сфере охраны правопорядка и борьбы с экономической и налоговой преступностью, знаниями и навыками в области оперативно-розыскной и служебной деятельности;

—включить ряд дополнительных направлений: знание и понимание общих проблем экономики, истории, этнологии и конфликтологии; умение трансферта технологий (переноса технологий из одних областей в другие); знание нормативных условий функционирования совместных предприятий различных форм собственности, иностранного языка; умение использовать автоматизированные информационные системы в сфере борьбы с экономической и налоговой преступностью и т.д. Совместно с общепрофессиональными и специальными курсами такой подход позволит сформировать широкую основу для образовательного процесса;

— содействовать формированию гражданственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной

мобильности и других профессионально и общественно значимых личных качеств;

— выстраивать гибкие модели специализаций в зависимости от потребностей правоохранительной практики в области обеспечения экономической безопасности в рамках СНГ, что соответствует современным тенденциям развития высшей школы и способно обеспечить возможность для ведения долгосрочной и целенаправленной кадровой политики;

— в перспективе в учебных планах необходимо отражать управленческую компоненту, так как все большую значимость в работе специалистов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями приобретают функции координации, взаимодействия, обмена информацией при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Но это лишь общие контуры, за которыми должно проступать конкретное содержание. Причем все они должны быть основаны на единой кадровой политике, согласованной на уровне Глав правительств государств - участников СНГ. Это позволит в правоохранительных структурах по обеспечению экономической безопасности создавать многоуровневую систему образования и многоступенчатую систему высшего образования, подготовки и переподготовки кадров для системы дополнительного образования, решить проблемы подготовки кадров с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществлять подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В рамках такой образовательной политики должны быть определены, по крайней мере, основные моменты, связанные с проблемами совершенствования существующей образовательной системы, процедуры формирования новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными изменениями в экономике и социальной политике государства, порядок разработки нормативных актов, рабочих регламентов предоставления услуг по подготовке и переподготовке, обмену учебно-методической и научной продукцией при соблюдении режимов работы с информацией.

Для осуществления этих мероприятий считаем целесообразным проведение рабочих совещаний участников образовательных программ для согласования позиций на уровне требований к подготовке кадров, содержания образовательной политики, учебных планов и согласования других рабочих

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

Ч

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г X Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X X X н

и ф

со

моментов по обеспечению выполнения достигнутых соглашений.

Мы строим правовое государство, которое несет политическую и социальную ответственность за поддержание правовой основы, создает условия и устанавливает правила для безопасности деятельности во всех сферах экономики.

Со своей стороны, предпринимательские структуры также несут ответственность перед государством, сотрудничают с правоохранительными органами в области нейтрализации и предотвращения экономических угроз, разрастания коррупции, развития теневой экономики.

Только обоюдная ответственность властных и предпринимательских структур является базовым условием эффективности механизмов рыночной экономики, без чего перестают работать мотивации, интересы и стимулы её развития.

Именно поэтому одной из задач долгосрочной стратегии развития правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности России становится налаживание конструктивных отношений с предпринимательским сообществом.

Исходной позицией является заинтересованность государства во взаимовыгодном партнерстве с предпринимательскими структурами, усилении ведущей роли органов внутренних дел в решении этих задач.

Дело не только в уточнении правовых основ и функций органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. В настоящий момент их вполне достаточно. Возникла необходимость выбора иной тактики в работе правоохранительных органов, связанных с обеспечением экономической безопасности, прежде всего, с нейтрализацией и противодействием экономической и налоговой преступности. В сложившейся экономической ситуации недальновидно уповать только на силовые методы. Следует выработать взвешенный подход к решению такой сложной задачи для органов внутренних дел, как создание благоприятных условий для предпринимателей, работающих в правовом поле, число которых постоянно увеличивается.

Реализация такой стратегической установки связана с обеспечением для компаний условий, в том числе финансовых, исключающих необоснованное вмешательство государства в экономическую деятельность и направленных на то, чтобы:

— во-первых, деятельность органов внутренних дел не затрудняла работу предпринимателей, действующих в правовом налоговом поле;

— во-вторых, предпринимателю было выгодно работать, соблюдая закон.

При этом следует иметь в виду, что обеспечение экономической безопасности (в том числе и финансовой) является «двусторонним процессом». То есть, развивая средства защиты, необходимо работать над сокращением причин, порождающих экономические угрозы.

Экономическая безопасность действительно может и должна стать тем полем, где происходит согласование интересов властных и предпринимательских структур. В этом смысле при участии органов внутренних дел во взаимодействии с предпринимательскими структурами необходимо учитывать те принципы экономической безопасности, которые частный сектор экономики выдвигает не только в качестве своих собственных долговременных (стратегических) целей и задач, но и в качестве заинтересованного партнера государства.

Не секрет, что основная доля экономических преступлений, выявленных органами внутренних дел, приходится на сферу предпринимательства. Однако это не является свидетельством особой криминоген-ности предпринимательской деятельности. Именно исходя из специфики работы органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, имеются возможности для устранения условий, позволяющих предпринимательским структурам выходить за рамки правового поля. В данном случае усиливается ориентация правоохранительных органов на нейтрализацию и предупреждение преступлений. Важным становится ориентир на неукоснительное соблюдение законности, недопущение произвола в сфере правопорядка.

Одним из важных условий успешной работы органов внутренних дел в системе взаимоотношений властных и предпринимательских структур является налаживание их конструктивного взаимодействия на региональном уровне.

В рамках организации такого взаимодействия в конечном итоге преследуется общая стратегическая цель - стабильный крепкий регион, сбалансированный региональный бюджет и эффективная экономика региона, что, безусловно, влияет на состояние национальной экономической безопасности.

Для достижения этой цели органам внутренних дел совместно с региональными администрациями и предпринимательскими структурами необходимо выработать общее видение, понимание и способы решения задач, сдерживающих социально-

экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов в частности.

К числу основных направлений сотрудничества региональной власти и предпринимательства, в которых органы внутренних дел по обеспечению экономической безопасности могли бы принять самое активное участие, следует отнести:

— защиту экономических интересов региона и регионального бизнеса от криминала, коррупции, нелегального бизнеса, недобросовестных конкурентов;

— участие в защите интересов предпринимательских структур на внешних рынках;

— создание благоприятных условий для обеспечения имиджа добросовестных региональных товаропроизводителей и др.;

— нормотворческие инициативы, направленные на улучшение условий социально-экономического развития региона.

Основная нагрузка по реализации этих направлений со стороны МВД России, безусловно, должна переместиться на главные управления по федеральным округам, территориальные и местные органы внутренних дел. Именно от этих подразделений должны исходить разумные и, с правовой точки зрения, корректные инициативы по расширению и углублению конструктивного взаимодействия региональных властных и предпринимательских структур.

Вместе с тем, этот процесс, безусловно, должен носить упорядоченный характер и реализовываться в рамках тех стратегических решений по обеспечению экономической безопасности, которые вырабатываются федеральным центром.

Несомненно, одним из приоритетных направлений сотрудничества МВД России полиции с администрациями и бизнес-структурами на региональном уровне является г. Москва и Московская область.

Именно в этих регионах можно наблюдать быструю и конструктивную реакцию на возникающие социальные и экономические проблемы, связанные с сохраняющимися угрозами неустойчивости роста экономики, возможными напряжениями в формировании бюджета, недостатком инвестиций, инфляцией, внешним долгом. Здесь инициативно включаются региональные резервы смягчения и нейтрализации перечисленных угроз.

Среди тех проблем, которые могут быть в первую очередь совместно изучены и отработаны МВД России совместно с администрацией Московской области, следует выделить комплексную проблему «Регион и крупные корпорации». Работа с крупными

корпорациями и вертикально интегрированными холдингами сегодня представляет одно из приоритетных направлений оперативно-служебной работы. Эти структуры обладают большими возможностями для маневра активами и доходами, увода последних из-под налогообложения как федеральных, так и территориальных налоговых органов. В результате страдают бюджеты всех уровней, соответственно, социальные программы для населения конкретных регионов и территорий. Беря такие фирмы «в совместную разработку», можно более эффективно осуществлять налоговый контроль и соответствующие правоохранительные меры.

Другой предмет совместной заинтересованности МВД России и региональных администраций - это малое предпринимательство. Известна его роль в поддержании деловой активности, занятости, обеспечении творческой и трудовой самореализации человека. Современная налоговая политика нацелена на всемерную поддержку малого предпринимательства. Однако реализовать потенциал этой поддержки можно только совместными усилиями государственных органов и бизнеса, в данном случае налоговыми органами, структурами органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности, региональными администрациями и объединениями предпринимателей.

При анализе и обобщении опыта решения проблем, с которыми органы внутренних дел сталкиваются в регионах, необходимо использовать все полезное и позитивное в сфере обеспечения экономической безопасности, поощрения всех здоровых экономических тенденций и в практике управления экономикой Москвы и Московской области.

Практика показывает, что чем успешнее и современнее работают органы внутренних дел по борьбе с экономической преступностью, чем лучше организовано их взаимодействие с местной властью, тем выше налоговая дисциплинированность налогоплательщиков, тем больше налоговых поступлений в региональные бюджеты, тем лучше обстоят дела с экономической и социальной безопасностью.

Обладая значительными специализированными информационными ресурсами (в том числе по формам, методам и схемам совершения налоговых и экономических преступлений), силами и средствами борьбы с экономической преступностью, органы внутренних дел, помимо своих основных задач, могли бы оказывать квалифицированную информационную, консультационную и методическую помощь региональным власт-

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

Ч

п

к <

X X X н

и ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г X Е о х о а т

ным и предпринимательским структурам в разработке:

— превентивных мероприятий в отношении недобросовестных партнеров по бизнесу;

— профилактики всевозможных схем экономических преступлений против хозяйствующих субъектов;

— организации прогнозных и мониторинговых исследований;

— подготовки и переподготовки кадров;

— проведения специальных научно-исследовательских работ и осуществления других научно-образовательных мероприятий.

В реализации перечисленных выше возможностей сотрудничества неоценимую роль играет Академия экономической безопасности МВД России, которая является ведущим и единственным в своем роде научно-образовательным учреждением в сфере профессиональной подготовки кадров по борьбе с экономической преступностью; выполнения научных исследований по проблемам обеспечения экономической безопасности. В настоящее время академия проводит широкомасштабные исследования, которые должны значительно усилить информационно-аналитическую базу деятельности МВД России, создать условия для радикальной интеллектуализации всех сфер оперативно-служебной работы. Мы рассчитываем подключить интеллектуальный и информационный потенциал академии к сотрудничеству с администрацией г. Москвы и Московской области, решению практических проблем, являющихся предметом нашей взаимной заинтересованности и сотрудничества.

Одним из ключевых условий эффективной работы органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности является уровень материально-технической базы оперативно-служебной деятельности. Для противостояния современной технически и информационно оснащенной пре-

ступности недостаточно того, что может выделить сегодня федеральный бюджет. По большому счету, успешное противостояние криминалу и коррупции - это общее дело государства, гражданского общества, бизнеса. Такая консолидация - стратегическая цель обновленной российской государственности. Но и сегодня мы можем и должны использовать все возможности для объединения сил и ресурсов в деле борьбы с данными явлениями.

В компонентах, определяющих новые возможности в области борьбы с налоговой и экономической преступностью, отставание особенно чувствительно сказывается на результативности работы компетентных органов. Именно поэтому требуется полномасштабный ответ на современные вызовы и угрозы экономической безопасности, солидарность всех общественных сил в противодействии криминалу и коррупции.

Наметившиеся положительные тенденции не снимают значимость и остроту проблемы обеспечения экономической безопасности.

По-прежнему ряд показателей (индикаторов) экономической безопасности находится ниже пороговых и требует принятия системы адекватных мер по их улучшению. Наметившийся экономический рост носит неустойчивый характер, связан с ориентированными на экспорт сырьевыми отраслями, сильно зависит от мировой конъюнктуры. Несомненно, одним из приоритетных направлений работы по обеспечению экономической безопасности является создание благоприятных условий для успешного проведения социально-экономических реформ.

Указанные обстоятельства определят векторы и конкретное содержание изменений в концептуальной и законодательной базе системы экономической безопасности, органах её обеспечения и, конечно, в Департаменте экономической безопасности МВД России.

S ф

ч:

п

а <

х

X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.