МЕХАНИЗМ ВЗАИМВДЕЙСТВИН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.|. КАТАЕВ, кавдндвт эквввмпесви мдк, секретарь Вварднаиаиввге спета рдмаадетедей ергавев вадегееш ($aiuciiui) расыедевавв! псддарста - |штпш СИГ
В условиях глобализации мирового хозяйства и экономической интеграции изменяются подходы к управлению правоохранительными органами, возникает необходимость в усилении международного сотрудничества, а также в развитии институтов и механизма взаимодействия в рамках интегрированного формирования.
Оценка криминальной обстановки за прошедший период позволяет отметить тенденцию роста налоговой и связанной с ней экономической преступности во многих отраслях и во внешнеэкономической деятельности, усложнения схем и способов ухода от налогообложения, роста теневого сектора экономики в России и других странах СНГ. Особую остроту приобретает влияние преступных групп, организованных по трансграничному и транснациональному принципу, на экономическое состояние России и других стран СНГ. Деятельность таких криминальных интегрированных образований иногда представляет угрозу безопасности государства, группы стран, мировому сообществу в целом.
В мире действуют около 200 региональных образований экономического характера, опыт которых представляет интерес для СНГ. Наиболее полно интеграционные процессы проявились в ЕС в Западной Европе, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, МЕРКАСУР в Южной Америке, НАФТА в Северной Америке, где созданы зоны свободной торговли и действуют основополагающие механизмы интеграции. Эти группировки стран различаются по уровню и степени развития интеграционных процессов, состоянию экономики.
Опыт региональных интегрированных формирований в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, Америке, а также стран СНГ позволяет отметить, что в основу механизма их организации были приняты следующие принципы: добровольный характер интеграции; превалирование экономических интересов над политическими; поэтапное разви-
тие интеграционных процессов по мере вызревания реальных условий; гармонизация законодательных и нормативных актов; контроль выполнения принятых договоров, законов, решений; наличие общей развитой инфраструктуры сотрудничества; гибкие отношения с третьими странами; вариантность интеграционных процессов в различных сферах деятельности.
Надежность функционирования интегрированных объединений определяется не только геополитическими интересами, правовыми нормами, но и степенью защиты экономических взаимоотношений стран - участниц регионального образования.
Последовательное развитие интеграционных процессов в рамках СНГ сопровождается стремлением стран создать режимы свободной торговли, перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Это вызывает необходимость в обеспечении благоприятных условий для развития экономических отношений, бизнеса, в основе которых находятся также меры по противодействию экономическим и налоговым нарушениям и преступлениям, формированию и использованию доходов, полученных незаконным путем.
Следует отметить, что от сбалансированности подходов и механизма координации, а затем и взаимодействия правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности в значительной степени зависит развитие интеграции во многих сферах совместной деятельности стран СНГ.
В связи с этим, возникает необходимость в изучении особенностей деятельности правоохранительных органов в области выявления и пресечения экономических и налоговых преступлений в условиях различных форм интеграции, таких как зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, с учетом экономических интересов функционирования межгосударственных финансово-промышленных групп и корпораций.
Все большую значимость должны иметь ме-
32
шттшттшштяял ктни ддВдист аввдвш
тодические разработки по анализу и прогнозированию мировых и региональных тенденций развития экономической интеграции, выявления экономических рисков и факторов в системе обеспечения экономической безопасности каждого государства и сообщества стран в целом, а также создание механизма взаимодействия правоохранительных органов, адекватного современным тенденциям развития мирового хозяйства.
Обобщение опыта работы органов налоговых и финансовых расследований стран дальнего зарубежья позволяет отметить сходство целей и задач в их деятельности, ориентированной в основном на обеспечение экономической безопасности государства. Структура и функции, а также ведомственная подчиненность таких структур во многом определяются сложившейся системой правоохранительных органов и иных институтов государственного управления, а также состоянием экономики, уровнем и видами экономической преступности, криминальной ситуацией в налоговой и экономических сферах.
В странах со стабильной экономикой и высокой налоговой культурой органы, отвечающие за борьбу с налоговой преступностью, в основном входят в состав или находятся в непосредственном подчинении министерства финансов (США, Франция, Греция, Япония и др.), или совмещают выполнение чисто правоохранительных функций с функциями налоговых и таможенных органов при преобладании последних (Великобритания, Швеция, Швейцария, Израиль и др.).
В результате приобретения первого же опыта работы в вопросе налоговых и финансовых расследований в России остро ощущалась необходимость международного сотрудничества в целях эффективного выполнения задач в области обеспечения экономической безопасности.
Наиболее динамично развивающимся направлением международного сотрудничества федеральных правоохранительных органов России является взаимодействие с органами налоговых и финансовых расследований стран СНГ.
Органы налоговых (финансовых) расследований стран СНГ различаются по степени подчиненности, структуре, в основе своей деятельности имеют функции борьбы с нарушениями налогового законодательства, связанных с ними экономических преступлений.
Необходимо отметить, что взаимодействие с органами налоговых и финансовых расследований стран СНГ в сфере борьбы с экономическими преступлениями являлось наиболее динамично развивающимся направлением международною сотрудничества ФСНП России. Наблюдалась устойчивая тенденция к расширению оперативно-информаци-онного обмена, увеличению количества международных следственных поручений, выездов опера-
тивных групп для совместной работы по конкретным материалам.
Анализ интенсивности информационного потока позволяет отметить не только увеличение количества правонарушений в налоговой сфере, но и не менее многочисленные и разнообразные схемы налоговых нарушений: сокрытие и занижение объектов налогообложения, нарушения порядка бухгалтерского учета, незаконное возмещение НДС, использование фиктивных фирм, завышением транспортных расходов по доставке грузов и т.д.
Следует отметить, что в современных условиях, когда экономическая преступность консолидируется на международном уровне, возникает также необходимость в консолидации сил и сотрудничестве органов налоговых и финансовых расследований на новой основе. Это, прежде всего формирование механизма взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований на уровне центральных органов, а также на уровне территориальных подразделений приграничных территорий.
Практика показала, что углубление сотрудничества между органами налоговых и финансовых расследований стран СНГ наиболее успешно проходит в рамках Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ (КСОНР).
Необходимость сотрудничества в области налоговых расследований была обусловлена расширением масштабов преступлений в сфере экономики, стремлением стран СНГ развивать сотрудничество правоохранительных органов, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений.
Руководители органов налоговых и финансовых расследований государств - участников СНГ, руководствуясь национальным законодательством, исходя из объективной потребности выработки согласованной стратегии и координации деятельности, необходимости согласования усилий по борьбе с экономической преступностью, включая вопросы выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, а также руководствуясь положениями ст. 34 Устава СНГ, создали в октябре 1999 г. (при активном участии и помощи Исполнительного комитета СНГ) Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников Содружества Независимых Государств (КСОНР).
Учредителями КСОНР являются органы налоговых и финансовых расследований Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана. В работе КСОНР принимают участие в качестве наблюдателей представители органов налоговых расследований Узбекистана и Украины, в качестве приглашенных - представители Латвии, Литвы, Эстонии. Деятельность координирующего орга-
■ИМЩНШМШТМЕС1И КУР1М ДЯ1Д1ЕСТ М1Д1Ш
33
на постоянно расширяется по мере изменения экономической и оперативной обстановки России и других стран СНГ.
На первом этапе были определены основные направления и приняты нормативные документы совместной деятельности в области борьбы с нарушениями налогового законодательства на территории стран СНГ (создание координирующего органа).
Второй этап был связан с формированием рабочих органов КСОНР, в функции которых входило координация выполнения решений КСОНР (организационное оформление взаимодействия).
Третий этап характеризуется переходом к организации совместной деятельности с учетом состояния экономической безопасности каждого государства, Содружества в целом и мирового сообщества (взаимодействие органов налоговых (финансовых) расследований).
В рамках КСОНР созданы три постоянно действующие комиссии: по сотрудничеству в области оперативной деятельности, в области подготовки кадров, по вопросам обмена информационными ресурсами, а также научно-технический комитет.
В настоящее время созданы условия в рамках СНГ для формирования совместных оперативно-следственных бригад (групп) для расследования уголовных дел в отношении международных преступных групп и сообществ, проведения совместных операций на территории стран СНГ по выявлению и пресечению экономических преступлений.
Приоритетные направления оперативно-ин-формационного взаимодействия органов налоговых и финансовых расследований государств - участников СНГ определяются как геополитическими, так и финансово-экономическими факторами, что требует от компетентных органов стран СНГ профессионального подхода к указанным негативным тенденциям, дальнейшего совершенствования международного сотрудничества в сфере борьбы с экономической преступностью.
Анализ состояния обмена информацией Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и с органами налоговых (финансовых) расследований других стран СНГ показал, что усиление информационного обмена создает предпосылки к созданию общей информационной системы. Развитию информационного сотрудничества будет способствовать создание объединенного банка данных о налоговых правонарушениях и связанных с ними экономических преступлениях.
За основные принципы при формировании механизма взаимодействия правоохранительных органов в области обмена информационными ресурсами предлагается принять: добровольное участие в программных мероприятиях; равноправие и заинтересованность в сотрудничестве; сохранение суверенных прав страны на информацию; программное обеспечение, технологии и техническое
оборудование; соблюдение международного права и правовых норм стран СНГ; согласованный выбор формы взаимодействия; совместная ответственность за возможный ущерб; сохранение конфиденциальности информации.
Сотрудничество в области подготовки кадров позволит решить многие вопросы, связанные с необходимостью согласования стратегических ориентиров обеспечения экономической безопасности, выбора приоритетных направлений, этапов и мер (мероприятий) по их реализации.
КСОНР участвует в программе государств -участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2002 - 2004 гг., в межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью (противодействие преступности) на 2003 - 2004 гг. совместно с представителями других координирующих органов СНГ (советов органов внутренних дел, безопасности и спецслужб, генеральных прокуроров и др.).
В перспективе возникает необходимость в создании правовых и организационных условий для научно-технического сотрудничества в области обеспечения экономической безопасности стран СНГ. При этом целесообразно руководствоваться положениями соглашений о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере, о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств - участников СНГ от 11 сентября 1998 г., другими правовыми актами, принятыми советами глав государств и глав правительств СНГ.
Таким образом, Координационным советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ в процессе своей деятельности сформированы приоритетные направления взаимодействия правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности, основными из которых являются:
содействие совместной оперативно-розыскной и документально-проверочной деятельности; обмен информационными ресурсами; подготовка и переподготовка кадров; научно-техническое сотрудничество. Новая фаза развития экономической интеграции предопределяет активизацию работы КСОНР в области формирования механизма взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ при решении задач обеспечения экономической безопасности каждого государства и Содружества в целом. Это, прежде всего, участие в гармонизации законодательных актов, содействие принятию нормативно-правовых документов для ведения совместной деятельности, подготовки кадров, организации научно-исследовательской деятельности, общей информационно-аналитической системы.
14
ншамцит мшпчесш игам ддЦцест мшшш