Научная статья на тему 'Формирование национальных систем обеспечения безопасности в налоговой и финансовой сферах'

Формирование национальных систем обеспечения безопасности в налоговой и финансовой сферах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / NATIONAL SYSTEM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / FINANCIAL SECTOR / TAX SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башмашникова И. О.

В статье, на основе анализа транснациональной и международной организованной преступности, рассматриваются наиболее эффективные механизмы сотрудничества по обеспечению экономической безопасности на межгосударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Башмашникова И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of law enforcement agencies in ensuring the economic security

In an article based on an analysis of transnational and international organized crime, are considered the most effective mechanisms for cooperation to ensure economic security at the international level.

Текст научной работы на тему «Формирование национальных систем обеспечения безопасности в налоговой и финансовой сферах»

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Формирование национальных систем

обеспечения безопасности в налоговой и финансовой сферах

Башмашникова И.О.*

In article the analysis of the transnational and international organized crime is carried out(spent), the most effective mechanisms of cooperation on maintenance of economic safety at an interstate level are considered.

o>

01 Z

0) о о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

В своем первом Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «... мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях, как никогда, надо действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые и эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход -это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств», и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России»

Однако анализ сложившейся экономической ситуации указывает на проявление в высокой степени криминализации российской экономики. Особую тревогу вызывает стремление криминального капитала к вложению средств в легальные секторы экономики, проникновению в наиболее доходные виды экономической деятельности, такие, как: топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы; добыча и реализация биоресурсов; металлургическая промышленность, автомобилестроение, производство и реализация алкогольной, табачной продукции, а также малый и средний бизнес, - подтверждает эту тенденцию в своем выступлении на Коллегии МВД России Министр Р.Г. Нургалиев2.

Так, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, количество выявленных преступлений в экономике в крупном и особо крупном размерах с 2003 по 2008 гг. выросло в 1,7 раза. За 2008 г. из-под влияния преступных групп и преступных сообществ выведено 89 объектов экономики, а материальный ущерб от экономических преступлений составил 142,5 млрд руб., в том числе: в топливно-энергетическом комплексе выявлено 13,2 тысячи преступлений, третья часть из которых совершена в крупном или особо крупном размерах с возмещением собственникам около 10 млрд рублей; в лесопромышленном комплексе выявлено 12,2 тысячи преступлений, каждое из которых - в крупном или особо крупном размерах с совокупным причиненным ущербом в 3,3 млрд руб.; в сфере водных биоресурсов выявлено 12,2 тысячи преступлений с ущербом в 4,5 млрд руб.

Одним из наиболее общественно опасных преступлений продолжает оставаться коррупция, которая вместе с организованной преступностью и терроризмом, являясь своего рода самостоятельным сектором экономики, тесно переплетающимся с официальной экономикой, не только подпитывает преступную деятельность, но и воспроизводится ею.

Коррупция неразрывно связана и с теневой экономикой, так как традиционно преследует цели завоевания экономического господства и политический власти, наиболее ярко проявляясь в странах, где не решены проблемы социального и

Ученый секретарь АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

политического характера. Это явление, особенно обострившееся во время кризиса, стало не только традиционно российским, но распространилось и на другие государства, в первую очередь — государства СНГ.

Коррупция для свободного, демократического и справедливого общества, подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, - это враг «номер один» 3.

В 2008 г. правоохранительными органами было выявлено 40,5 тысячи преступлений коррупционной направленности, каждое третье из них - взяточничество (12,5 тысячи). К уголовной ответственности привлечено шесть тысяч человек. На 13,3 % увеличилось количество раскрытых преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе в крупном размере — на 16,8 %. По фактам противоправной деятельности наблюдается тенденция привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц.

Анализ ситуации в области противодействия коррупции показывает на необходимость разработки системы мер юридической и экономической ответственности; профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправной деятельности должностных лиц; антикоррупционных стандартов и допустимых норм поведения чиновников. Поэтому основы по формированию антикоррупционного поведения, заложенного в разработанных и внесенных на рассмотрение в Государственную думу Президентом Российской Федерации Национальном плане противодействия коррупции 4 и сопровождающего его пакета законов, имеют комплексный, системный, адресный характер.

Криминально-коррупционные угрозы финансовым средствам, выделяемым на реализацию приоритетных национальных проектов и крупных инвестиционных программ, требуют создания адекватных действенных механизмов контроля, в первую очередь, за соблюдением бюджетного законодательства, реализацией государственной поддержки и госзаказов.

Кроме постоянных террористических угроз, появилась еще одна — угроза финансовым накоплениям. Мир развивается, мы сейчас находимся в эпицентре технологического бума... Миллиарды долларов переводятся ежедневно с различных

счетов... В этом потоке есть и такие де ньги, которые принято называть незакон ными, нелегальными, преступными сказал Президент России Д. Медведев на совещании в Кремле с руководителями спецслужб СНГ5.

Отсюда в условиях экономического кризиса особое значение приобретает контроль использования выделяемых государством денежных средств. Например, за 2008 г. МВД России в результате осуществляемого комплекса дополнительных мер государственного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств, направляемых государством на поддержку финансового рынка, был возмещен материальный ущерб в размере 20 млрд руб.

Опасность неконтролируемой теневой экономики, сопровождающаяся коррупцией, экстремизмом и терроризмом, заключается не только в причинении существенного материального ущерба обществу и гражданам, но и в ее возможностях дестабилизации всей экономической системы. Эти явления с учетом глобализации мирового пространства распространяются на внешнеэкономические отношения, и в большей степени на пространстве Союза Независимых Государств.

Модернизационные процессы, происходящие в социальных, политических, экономических системах России и постсоветских государств, придают особую значимость обеспечению их безопасности. Поэтому выявление направлений межгосударственного взаимодействия в области профилактики финансовых преступлений последовательно становится одним из важных направлений при решении проблемы развития экономической интеграции.

Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) 6, созданный в целях координации деятельности национальных статистических служб, содействия организации информационного обмена, социально-экономического развития государств и выработки общих рекомендаций в области статистики к наиболее криминогенным в экономике стран СНГ относит финансово-кредитную сферу, сферу отношений собственности, сферу внешнеэкономической деятельности и сферу потребительского рынка7. Последний, в свою очередь, включает в себя такие сегменты рынка запрещенных товаров и услуг, как оружие, наркотические средства,

о>

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

со

проституция, порнография, фальсифицированные товары, поддельные ценные бумаги, фальшивая валюта.

Выработка действенных мер, направленных на устранение причин и условий, детерминирующих появление кризисных явлений в сфере безопасности как интегрированного объединения в целом, так и государств-участников в отдельности, требует устранения недостатков в системе оперативного и правового сотрудничества8.

Национальные системы обеспечения безопасности в финансовой и налоговой сферах как в России, так и в странах СНГ на стадии становления существенно отличались от аналогичных систем в индустриально развитых странах, где эти процессы имели эволюционный характер развития.

Так, в Российской Федерации, начиная с 1992 г., процесс формирования органов налоговых и финансовых расследований осуществляется на основе принятия соответствующих федеральных законов, указов Президента и Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации» была создана специализированная федеральная служба налоговых расследований, в структуре которой было 89 территориальных органов, состоящих из управлений и отделов со штатной численностью 17 тыс. человек, в том числе 464 городских и районных отдела. В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3181-1 «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 9 федеральные органы налоговой полиции были отнесены к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Правовые основы, принципы организации и деятельности, а также систему, структуру и полномочия федеральных органов налоговой полиции определил Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» 10. Функции налоговых расследований и оперативно-розыскной деятельности были возложены на Департамент налоговой полиции Российской Федерации, имеющий права государственного комитета Российской Федерации и штатную численность 43,8 тыс. человек.

Официальный статус федеральных органов налоговой полиции эта специальная служба получила 27 декабря 1995 г. после вступления в силу Федерального Закона Российской Федерации от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»11. Дополнительные правовые нормы позволяли осуществлять предварительное следствие, проведение судебно-экономических и связанных с исследованиями документов криминалистических экспертиз.

По аналогичному сценарию происходило и становление органов налоговых расследований в странах СНГ, где за основу формирования правовой и нормативной базы функционирования соответствующих служб принята правовая и законодательная база Российской Федерации, которая включает соответствующие положения Конституций, законодательных актов (национальные законы, законы, постановления), указы и распоряжения президентов, правительств, других нормативных актов национальных органов государственной власти, ведомственные нормативные акты (приказы, указания, положения, инструкции и т.п.), регламентную деятельность национальных органов налоговых расследований.

Правовое поле в области обеспечения экономической безопасности формируется на основе национального законодательства каждой страны. В то же время, при подготовке основополагающих и специальных законов учитываются правовые нормы международных правовых актов, а также актов нормативного и правового характера, принятых советами глав государств и глав правительств СНГ. То есть, правовое поле каждого государства - участника СНГ формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.

Сопоставление законодательных актов государств - участников СНГ позволяет не только сравнить основные институты, принципы, понятия, организационные механизмы обеспечения экономической безопасности в национальных правовых системах, но и сделать вывод о том, что при формировании общей нормативной правовой базы необходимо учитывать во-первых, степень развития экономического потенциала страны и возможность обеспечения ее безопасности, во-вторых, количественные показатели преступлений, связанных с

нарушениями налогового (финансового) законодательства, и, в-третьих, негативный опыт прошлых лет в сфере борьбы с правонарушениями, создающими угрозу государственной финансовой системе.

Последовавшее далее присоединение России к Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. еще в большей степени активизировало деятельность служб налоговых расследований стран СНГ по унификации нормативной и правовой базы. В результате в декабре 1998 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ был принят модельный закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» 12.

Федеральные органы налоговой полиции, решая поставленные перед ними задачи, взаимодействовали не только с налоговыми и иными государственными органами, но и вырабатывали механизмы наиболее тесного сотрудничества с правоохранительными и контролирующими органами различных государств.

В целях совершенствования государственного управления в марте 2003 г. был издан указ Президента Российской Федерации № 306, согласно которому функция выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений передана вновь созданной в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям13, а с 2005 г. — Департаменту экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) 14.

Основными задачами ДЭБ МВД России являются: участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности; участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности; принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями; организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с эконо-

мическими преступлениями управлении (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлении (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах15.

ДЭБ МВД России на внутригосударственном уровне осуществляет оперативно-служебную деятельность по таким основным видам преступлении, как: мошенничество; хищение или нецелевое использование бюджетных средств; уклонение от уплаты налогов; подделка документов; реИдерство; легализация (отмывание) средств, полученных преступным путем; нарушение авторских и смежных прав; коррупция.

В соответствии с определенными задачами Департамент экономической безопасности МВД России реализует межправительственные соглашения, осуществляя взаимодействие правоохранительных органов России более чем с 30 компетентными структурами государств-партнеров в сфере обеспечения экономической безопасности государства на уровне межведомственных соглашений16. Все эти действия предполагают обмен информационными ресурсами и согласованность при проведении оперативно-розыскной и документально-проверочной деятельности.

Так, при организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных межрегиональных, международных экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики ДЭБ МВД России взаимодействует с такими международными организациями, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (MONEYVAL). Группа «Эгмонт» (Group EGMONT), Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Особое место в решении задач по борьбе с криминализацией экономических отношений занимает созданная на межгосударственном уровне в июне 1999 года система органов налоговых (финансовых) расследований — Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ (КСНОР).

о>

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Деятельность КСОНРа развивалась поэтапно. На первом этапе (создание координирующего органа) были определены основные направления и приняты нормативные документы о совместной деятельности в области борьбы с нарушениями налогового законодательства на территории стран СНГ. Так, в июне 1999 г. в г. Минске состоялось учредительное совещание руководителей органов налоговых расследований, на котором было принято обращение к правительству Российской Федерации внесения на рассмотрение глав правительств государств -участников СНГ проекта о создании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ с приданием ему статуса органа отраслевого сотрудничества СНГ. 24 ноября 2000 г., на первом заседании КСОНРа в г. Москве было утверждено Положение о КСОНРе, принято решение о создании Исполнительного бюро, утверждены Временные правила процедуры КСОНРа.

Второй этап (организационное оформление) был связан с формированием рабочих органов КСОНРа, в функции которых входила координация выполнения решений КСОНРа. На втором заседании в г. Алматы, проходившем 28-29 мая 2001 г., был избран председатель КСОНРа, которым стал Директор ФСНП России, утверждены Положения о председателе КСОНРа, регламент работы, а также положения о постоянных комиссиях и рабочих группах экспертов КСОНРа. 6 декабря 2001 г. на третьем заседании в г. Ереване обсуждались вопросы работы комиссий по обмену информационными ресурсами, сотрудничеству в области подготовки кадров, разработки проекта концепции Объединенного банка данных о фактах нарушений налогового и финансового законодательства хозяйствующими субъектами на территории государств -участников СНГ. На четвертом заседании КСОНРа, проходившем в г. Бишкеке, определена стратегия развития органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ, приняты Положения о комиссиях по сотрудничеству в области оперативной деятельности, по обмену информационными ресурсами, по сотрудничеству в области подготовки кадров. 16 декабря 2003 г. в г. Тбилиси на пятом заседании КСОНРа были утверждены планы работы постоянных комиссий и план по реализации положений межгосударствен-

ных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и преступностью. Внеочередное заседание в г. Киеве, проходившее 7 апреля 2004 г. и очередное заседание в г. Душанбе 17-18 июня 2004 г. носили характер обсуждения организационных вопросов.

Третий этап (взаимодействие органов финансовых (налоговых) расследований) характеризовался переходом к организации совместной деятельности и Содружества в целом. 31 марта 2001 г. в г. Москве состоялось седьмое заседание КСОНРа, на котором в связи с упразднением ГУНП ФСЭНП МВД России функции Исполнительного бюро были переданы в ДЭБ МВД России; утвержден план реализации КСОНРа положений Межгосударственных программ; принято решение о разработке проекта Регламента проведения скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и операций; дано поручение секретарю КСОНРа подписать одобренный проект Соглашения о взаимодействии между секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ и Исполнительным бюро КСОНРа; одобрен проект Решения Совета глав правительств государств—участников СНГ о придании Академии экономической безопасности МВД России и Академии финансовой полиции Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) статуса базовых высших учебных заведений по подготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ и принято решение о внесении его на рассмотрение Совета глав правительств государств-участников СНГ. На восьмом заседании, которое состоялось в г. Астане, был утвержден Регламент организации проведения профилактических и специальных операций органами налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ с расширением контрактов сотрудников оперативных подразделений по конкретным направлениям противодействия экономическим и налоговым преступлениям. На состоявшихся с 17 по 20 октября 2007 г. в г. Кишиневе девятом и с 17 по 19 июня 2008 г. в г. Самаре десятом заседании КСОНРа были определены конкретные механизмы реализации ранее принятых решений, в том числе внесены соответствующие изменения в составы действующих комис-

сий, рассмотрен вопрос о реализации Положения о базовой организации государств - участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований; признано целесообразным изучить возможность внедрения принципа оперативного уточнения предварительной информации о юридических лицах при помощи обмена информацией посредством электронных каналов.

В настоящее время, представляя межгосударственную систему в рамках КСОНРа, органы налоговых (финансовых) расследований имеют различную подчиненность и функции. Так, в Азербайджанской Республике функции налоговых расследований выполняет Департамент предварительного расследования налоговых преступлений при Министерстве по налогам Азербайджанской Республики, в Республике Армения — Оперативно-розыскное управление Министерства по государственным доходам Армении, в Республике Беларусь - Департамент финансовых расследований Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Агентство финансовой полиции Республики Казахстан, в Республике Кыргызстан - Управление налоговой полиции Министерства финансов Киргизии, в Молдове - Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Республики Молдова, в Республике Таджикистан - Главное управление налоговой полиции при Министерстве по государственным доходам и сборам, в Украине - Главное управление налоговой полиции Государственной налоговой администрации Украины.

По мнению А.Е. Городецкого17, динамика развития международного сообщества свидетельствует, что возникают тенденции, характеризующиеся смещением мировых центров силы на Восток. Сегодня именно здесь складываются новые по характеру интеграционные процессы, зарождаются элементы иной, альтернативной глобализации. Новые полюсы интеграционных тенденций складываются и в процессе разноуровневой, разноскоростной интеграции в границах СНГ. Отсюда — Содружество может превратиться в реальный интеграционный союз, обеспечивающий согласование и защиту национальных интересов входящих в него стран, конституи-рование их общих интересов в сфере экономики, внешней политики, безопасности.

Природа интеграционных процессов, как демонстрирует практика большинства наиболее успешных проектов, имеет несколько взаимосвязанных векторов, основными из которых являются политический, военный, экономический, правовой, правоохранительный.

Эффективность борьбы с национальной и международной преступностью на современном этапе определяется не только наличием необходимой правовой базы, но и соответствующим уровнем координации работы контролирующих и правоохранительных органов государств - участников СНГ. Для обеспечения этого объективно требуются: высокий уровень организации обмена практическим опытом и научно-методическими разработками между странами СНГ; осуществление совместных научных разработок в сфере борьбы с экономической и налоговой преступностью; высокая квалификация кадров; согласованная оперативно-служебная деятельность в сфере профилактики и противодействия правонарушений в указанных сферах18.

В настоящее время интеграция в правоохранительной сфере государств — участников СНГ осуществляется вяло, -замечает А.Е. Городецкий. Наиболее устойчивой и более или менее активной формой является КСОНР государств-участников СНГ. Однако, сферы взаимодействия национальных органов налоговых (финансовых) расследований, во-первых, развиваются недостаточной системно и, во-вторых, не покрывают все возможные направления сотрудничества.

Сегодня отсутствие концептуальной базы для эффективного участия правоохранительных органов государств - участников СНГ в происходящих интеграционных процессах в сферах их компетенции, сочетаются с устарелостью и архаичностью сложившихся форм работы.

Так, уже давно назрела необходимость в разработке действенных механизмов организации конкретных форм взаимодействия и координации оперативно-служебной работы при решении наиболее острых и важных проблем транснациональной и международной организованной преступности, международного терроризма и экстремизма, нелегальной миграции; обновленной Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел.

Как сказал в своем обращении к участникам выездного заседания Комиссии

о>

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Координационного совета руководителей (финансовых) расследований государств-участников СНГ по сотрудничеству в области подготовки кадров Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев: «В будущем в деятельности КСОНР будут все более проявляться черты международного института по организации и координации совместной деятельности с учетом состояния и прогнозно-аналитических перспектив экономической безопасности каждого государства в отдельности и Содружества в целом. КСОНРа сегодня находится на пути к многовекторной и многоуровневой системе обеспечения международной (региональной) и национальной экономической безопасности государств -участников СНГ, и, тем самым, укрепления интеграционных процессов» 19.

Необходимо отметить, что для этого потребуется принятие на государственном уровне решений по последовательному формированию общего правоохранительного пространства государств - участников СНГ, включающего: • определение подходов, принципов и механизмов координации участия МВД

России в системе интеграционных союзов в Евразии (ЕврАзЭС, СНГ, ШОС) по линиям компетенции министерства;

• разработку комплексной модели региональной системы Международной организации криминальной милиции государств - участников СНГ (по аналогии с Европолом);

• реформирование КСОНРа в направлении расширения: а) его функций и задач для обеспечения международной (региональной) экономической безопасности; б) состава участников Координационного совета до полномасштабного представительства всех государств - участников СНГ. Решение задач такого уровня требует

принципиально иной организации фундаментальных и прикладных, аналитических и экспертных исследований, соответствующей научно-исследовательской инфраструктуры. Необходима ведомственная инновационная политика в области решения кадрового, информационно-технологического и материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

Литература и примечания

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации (05.11.2008 г.) // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс». Версия 3000.03.45.

2. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева // Вестник МВД России. 2009. №2. С.14.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации (05.11.2008 г.) // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс». Версия 3000.03.45.

4. Национальный план противодействия коррупции. (Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс». Версия 3000.03.45.

5. Медведев дал задание разведчикам // Известия. 2009. № 163. 7 сентября.

6. Решение о Положении о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств (Москва, 12 апреля 1996 г.) // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант-Плюс». Версия 3000.03.45.

7. Идашкин А.В. Приоритетные направления развития сотрудничества стран СНГ в области противодействия теневой экономике // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 1. С. 36.

8. Хабибулин А.Г. Основные задачи органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности на региональном и межгосударственном уровнях // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 4. С. 7.

9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

10. Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 29. Ст. 1114.

11. Федеральный Закон Российской Федерации от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973.

12. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 8 декабря 1998 г. № 12-8.

13. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

14. Приказ МВД РФ от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Щит и меч. 2004 г. № 48. 2-8 декабря.

15. Положение о Департаменте экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт МВД России.

16. Приказ МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 «О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола».

17. Городецкий А.Е. О стратегических перспективах развития СНГ и механизмах обеспечения международной экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 3. С.18—21.

18. Анищенко В.Н., Селиванов А.И., Черкесова А.А. О проведении совместных научных и научно-организационных мероприятий в рамках реализации положения о базовой организации государств - участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований // Вестник Академии экономической безопасности МВД России: специальный выпуск. 2008. С.37.

19. Нургалиев Р.Г. Вступительное слово // Вестник Академии экономической безопасности МВД России: специальный выпуск. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.