Научная статья на тему 'О стратегических перспективах развития СНГ и механизмах обеспечения международной экономической безопасности'

О стратегических перспективах развития СНГ и механизмах обеспечения международной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / STRATEGIC PERSPECTIVE / СНГ / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL ECONOMIC SECURITY / THE CIS SECURITY ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городецкий А. Е.

Автором данной статьи ставятся актуальные вопросы относительно стратегических перспектив развития СНГ и механизмов обеспечения международной экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Городецкий А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the strategic prospects of the CIS and the mechanisms of international economic security

The author of this article raises important issues concerning the strategic prospects of the CIS and the mechanisms of international economic security

Текст научной работы на тему «О стратегических перспективах развития СНГ и механизмах обеспечения международной экономической безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

м 01 г

во о о

N

и и

О (к

ЕХ

СО

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г 5 Е о х о а т

Е ф

ч:

п

а <

X 5 X н

и ф

со

о СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СНГ И МЕХАНИЗМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.Е. Городецкий

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель начальника АЭБ МВД России

Динамика развития международного сообщества отчетливо свидетельствует, что возникают тенденции, характеризующиеся смещением мировых центров силы на Восток. Монополизму единственной глобальной сверхдержавы, цивилизационному, геополитическому и экономическому доминированию Запада сегодня начинает успешно противостоять интеграционные объединения, формирующиеся в Евразии - евразийский гигант. Сегодня именно здесь складываются новые по характеру интеграционные процессы, зарождаются элементы иной, альтернативной глобализации.

Новые полюсы интеграционных тенденций складываются и в процессе разноуровневой и разноскоростной интеграции в границах СНГ. Интегрирование евразийского пространства также должно происходить в соответствии с моделью многополюсного мира в противовес попыткам выстраивания новой кон-фронтационной биполярности, - теперь уже цивилизационно-геополитических систем.

В этом смысле СНГ может и должен получить вторую жизнь как региональная интеграция государств, сформировавшихся на постсоветском пространстве, отстоявших и утвердивших свою новую государственность в процессе трудных и болезненных реформ. Сегодня, в новых условиях, когда углубляется и развивается взаимозависимость динамично развивающихся внутренних рынков; объективно выявляется общность интересов перед лицом конкурентов на международных рынках; ясно осознаются общие вызовы и угрозы в области национальной и экономической безопасности, - Содружество имеет шанс превратиться в реальный интеграционный союз, обеспечивающий согласование и защиту национальных интересов входящих в него стран, конституирование их общих интересов в сфере экономики, внешней политики, безопасности. Именно таким образом сформулирован вопрос перед впервые собравшимися в полном составе гла-

вами государств - участников СНГ в июне 2007 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Природа интеграционных процессов, как демонстрирует практика большинства наиболее успешных проектов (например, ЕС), имеет несколько взаимосвязанных векторов, основными из которых являются политический, военный, экономический, правовой, правоохранительный. Причем, каждое из этих направлений выступает в двух качествах:

— как набор механизмов по реализации избранной интеграционной стратегии,

— как набор механизмов для усиления и активизации процессов интеграции.

Это относится, в частности, к сфере правоохранительной деятельности.

В настоящее время интеграция в правоохранительной сфере государств - участников СНГ осуществляется вяло. Наиболее устойчивой и более или менее активной формой является КСОНР государств - участников СНГ. Однако, сферы взаимодействия национальных органов налоговых (финансовых) расследований, во-первых, развиваются недостаточно системно, и, во-вторых, не покрывают все возможные направления сотрудничества. К потенциально возможным направлениям сотрудничества относятся:

— системная координация по борьбе с организованной преступностью, в том числе, путем создания специализированной правоохранительной структуры в рамках СНГ (подобно Интерполу), формирование единых банков данных;

— сближение нормативной правовой базы в сфере борьбы с преступностью;

— расширение научно-технического, научно-методического и образовательного сотрудничества в борьбе с различными видами преступлений;

— разработка межгосударственной целевой программы по развитию научного (в том числе прогнозного), информационно-аналитического и образовательного обеспе-

Экономическая безопасность

чения деятельности правоохранительных структур государств - участников СНГ с привлечением дополнительных средств для развертывания группы институтов, центров, образовательных учреждений и их кадрового обеспечения;

— проведение совместных мероприятий на регулярной и плановой основе.

Кроме того, одновременно с регулированием и возможным ужесточением мер со стороны России в процессе решения ряда наиболее острых правоохранительных проблем (упорядочение миграционной политики, противодействие организованным на этнической основе преступным сообществам, незаконная добыча и контрабанда российских биоресурсов) целесообразно предлагать варианты сотрудничества, которые могли бы компенсировать возможные негативные социальные эффекты для других государств - участников СНГ. Так, урегулирование миграционных процессов может сопровождаться совместными экономическими проектами на территории государств - участников СНГ, способными обеспечить новые рабочие места в странах проживания иммигрантов, а также целевым привлечением иммигрантов для решения экономических задач на территории России.

Необходимо подчеркнуть, что институционально слабая неразвитая вовлеченность правоохранительных органов государств -участников СНГ в интеграционные процессы в сферах их компетенции сочетается с отсутствием концептуальной базы для такого сотрудничества, устарелостью и архаичностью сложившихся форм работы. Отметим при этом, что в МВД России ведется активная проработка современной концепции участия министерства в работе исполнительных институтов СНГ, межгосударственного сотрудничества с МВД соответствующих стран. Новому взгляду на стратегические перспективы СНГ должны соответствовать и обновление всей системы концептуальных документов, определяющих выстраивание общего правоохранительного пространства государств - участников СНГ, развитие международных и межгосударственных правоохранительных институтов.

Нуждается в радикальной перестройке кадровое обеспечение интеграционных процессов в правоохранительной сфере. Сегодня сотрудничество и координация в сфере профессиональной подготовки кадров стоит перед принципиально новыми задачами: назрела необходимость в разработке обновленной Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере профес-

сиональной подготовки кадров для органов внутренних дел; механизмов организации конкретных форм взаимодействия и координации оперативно-служебной работы при решении наиболее острых и важных проблем транснациональной и международной организованной преступности, международного терроризма и экстремизма, нелегальной миграции.

В стратегической перспективе предстоит поставить и вынести на обсуждение на соответствующие уровни принятия государственных решений вопрос о последовательном формировании общего правоохранительного пространства государств - участников СНГ и необходимости разработки Концепции взаимодействия и координации национальных Министерств внутренних дел, сближения и гармонизации нормативно-правовой базы их функционирования для вынесения его, далее, на обсуждение одного из заседаний глав государств - участников СНГ.

В плане первоочередных мероприятий (в среднесрочной перспективе на 3-5 лет) -рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности следующих мер политики и их организационного воплощения:

— разработка совместных экономических проектов, направленных на снижение давления безработицы, безграмотности, бедности и нищеты на криминологическую обстановку, динамику и структуру преступности в государствах - участниках СНГ. Это, прежде всего, могут быть общие для содружества транснациональные инфраструктурные проекты в области транспортных сетей, телекоммуникаций, водной политики. Одним из проектов может стать создание специальных учебных заведений для иммигрантов на территории России и стран СНГ на основе совместного финансирования с целью привлечения иммигрантов в те сферы экономической деятельности, которые необходимы для экономики России, но не пользуются популярностью у российского населения (строительство, транспорт, ЖКХ, торговля и т.д.);

— формирование комплексной модели региональной системы Международной организации криминальной милиции государств - участников СНГ (по аналогии с Европолом), национальных контактных пунктов по взаимодействию с центральной организацией, использованию базовой модели на более низких уровнях интеграции, например ЕврАзЭС и разработке принципов общей международной уголовно-правовой политики в рамках интеграции. В более широком плане необходима выработка общих подходов и принципов участия МВД России

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

ISSN 1997-1001

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

в системе интеграционных союзов в Евразии (ЕврАзЭС, СНГ, ШОС) по линиям компетенции министерства, определение механизмов координации такого участия;

— реформирование КСОНРа в направлении:

а) расширения его функций и задач по всему спектру обеспечения международной (региональной) экономической безопасности и противодействия преступности экономической направленности;

б) постепенного увеличения состава участников Координационного совета до полномасштабного представительства всех государств - участников СНГ.

Решение многих проблем региональной экономической безопасности требует кардинальных решений. Необходима принципиально иная организация фундаментальных и прикладных, аналитических и экспертных исследований, соответствующая научно-исследовательская инфраструктура. Нужна ведомственная инновационная политика, которая обеспечит решение стратегических задач материально-технического и информационно-технологического перевооружения органов внутренних дел.

Научный анализ и опыт деятельности правоохранительных структур наиболее развитых стран доказывает, что решение таких серьезных проблем может быть обеспечено лишь посредством радикального увеличения количества и прироста качества интеллектуального (научного и экспертно-аналитического) обеспечения.

В адрес Академии экономической безопасности и других научных и учебных заведений МВД России в последние годы регулярно поступают запросы из регионов Сибири и Дальнего Востока с просьбами оказания содействия в научно-методическом обеспечении решения указанных проблем. Однако нынешняя организация науки, состояние научной и научно-педагогической школы в МВД России не позволяет в полной мере и с должным качеством решать эти важнейшие проблемы, более того, осуществлять лидерство и координацию в работе правоохранительных министерств в рамках СНГ.

К настоящему времени организационная структура СНГ в своих основных чертах сложилась и способна обеспечить условия для эффективной деятельности, в том чис-

ле, по целому ряду направлений обеспечения безопасности и правопорядка (борьба с терроризмом и экстремизмом, наркотрафиком, экстремизмом и экспортом цветных революций). Но в сфере обеспечения экономической безопасности необходимые организационные структуры представительства, взаимодействия и координации министерств внутренних дел пока в достаточной мере не развиты. Отметим и то, что, сотрудничая в интеграционных структурах СНГ России, в частности, по линии КСОНРа государств -участников СНГ России, МВД России, имеет серьезный потенциал расширения сотрудничества в научной и научно-технической сфере. Определены основные направления сотрудничества в области совместных научно-организаторских мероприятий, а также осуществления научных и аналитических исследований. Признано целесообразным проведение рабочих совещаний по координации и интеграции фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ по развитию единой региональной системы обеспечения экономической безопасности государств - участников СНГ на основе включения их в планы проведения регулярных заседаний Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ (КСОНР). Для этого предстоит разработать совместный план фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ по развитию единой региональной системы обеспечения экономической безопасности государств -участников СНГ; в его составе, - ежегодный план совместных научно-организационных мероприятий (конференции, круглые столы, семинары), посвященных проблемам правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности государств - участников СНГ; внести предложения об организационно-техническом и материальном сопровождении обеспечения научно-организационных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и т.д.).

В целом, такой вектор развития системы МВД России будет способствовать активизации интеграционных процессов в сфере обеспечения безопасности и правопорядка, конкретизации стратегических целей и задач по реформированию СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.